Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Казачья колыбельная песня





Достоверно известно, что, находясь в Семидубравном, Лермонтов положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Это, пожалуй, один из наиболее распространённых фактов. Это очаровательное произведение волнует и сегодня, во многом созвучно событиям сегодняшнего времени. Впрочем, лучше ещё раз прочтём это знаменитое произведение.

 

Спи, младенец мой прекрасный

Баюшки-баю

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

 

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползёт на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закалён в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житьё;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружьё

Я седельце боевое

Шёлком разошью…

Спи, дитя моё родное,

Баюшки-баю.

 

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду –

Ты махнёшь рукой…

Сколько горьких слёз украдкой

Я в ту ночь пролью!

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

 

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю…

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

 

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный

Помни мать свою…

Спи младенец мой прекрасный

Баюшки-баю.

 

Как сильно это стихотворение полно музыки. Поэзия Лермонтова полна музыки. Впрочем, Лермонтов был близок к музыке, он прекрасно её чувствовал и считал, что она лучше и точнее передаёт движение души, чем стихи, так как не стеснена «размерами слов». Лермонтов хорошо пел романсы, точнее говорил их почти речитативом, играл на скрипке, флейте, фортепиано.

Находясь в Семидубравном, под влиянием очаровательной природы чернозёмного края, и в ожидании службы на Кавказе, Лермонтов вновь обратился к своему стихотворению, положив его на музыку.

Потапов сообщил Висковатову, что ноты к Колыбельной хранятся у него дома в имении, и по просьбе Висковатова писал в имение управляющему. К сожаленью ноты найти не смогли. Видимо они затерялись, часто так бывает, что мы не можем оценить значимое сразу, понимая всю важность только спустя много лет. Уже во время Великой Отечественной войны была возможность установить мелодию Казачьей колыбельной. Режиссер Ленинградского радио Н.А.Чернявская сообщила, что в ответ на радиопередачу о Лермонтове в блокадном Ленинграде пришло письмо от 75 летней слушательницы Е.Л.Никитиной, предложившей поделиться мотивом «Казачьей колыбельной песни» известной ей с детства от бабушки, лично знавшей поэта. «Не могу себе простить» писала Чернявская, «что в суете военного времени не воспользовалась этим редким предложением».

Сейчас на слова «Казачьей колыбельной» имеется более тридцати мелодий. Вполне возможно, что среди них есть, и та забытая, Лермонтовская.

Музыку для «Казачьей колыбельной песни» писали А.Е. Варламов, И.И. Теништа, П. Виаро-Тирсса, Э.Ф. Направник, А.Г. Гречанинов, В.И. Ребиков, Н.Я. Масловский, Ю.С. Бирюков и другие.

По преданию Лермонтов написал это стихотворение в станице Червлёной на реке Терек. В доме, где его поселили, молодая казачка напевала песню над колыбелью сына своей сестры. И казак, переносивший в дом вещи поэта, рассказывал потом, будто Лермонтов присел к столу и тут же набросал на листе бумаги своё знаменитое стихотворение, после прочёл его вслух, чтобы узнать мнение присутствующих. Впрочем, есть и другие версии создания стихотворения. По мнению И. Андроникова поэт написал Колыбельную в станице Старомышастовской на Кубани, где Лермонтов подарил «на зубок» младенцу серебряную наполеоновскую монету. Предположение что «Колыбельная» написана при известии о рождении сына у А.М. Верещагиной, выдвинутое П. Висковатым не подтверждается фактами. Версия о создании стихотворения после сражения при Валерике (1840) опровергнуто Л.Семёновым, материалами архива Верещагиных, где был список 1838 года и самим фактом, что в 1840 году это стихотворение поэт уже положил на музыку, а сражение ещё только будет.

«Казачья колыбельная песня» относится к лучшим произведениям поэта, его восторженно принял Белинский. Великий критик писал «Всё, что есть святого, беззаветного в любви матери, весь трепет, вся нега, вся страсть, вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - всё это воспроизведено поэтом во всей полноте». (23) В этом стихотворении поэт раскрывается с новой для читателей стороны. Стихотворение насыщено народностью, звучит как народная песня. В нём подымается огромный нравственный аспект, отношение матери к своему ребёнку, затрагивается боль, чаяния и быт казаков. «Всё что есть святого, беззаветного в любви матери, -писал Белинский, - весь трепет, вся нега, вся страсть, вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери» - всё это воспроизведено поэтом во всей полноте. …Как же он так глубоко мог проникнуть в тайны женского и материнского чувства?» Поэт в стихотворении вживается в образ своего персонажа и наполняет его лиризмом. Песня написана ясным и лёгким слогом, постоянные эпитеты и инверсии, простота поэтического синтаксиса делает песню народной. Лермонтов в этом стихотворении раскрывается перед нами в новом обличии, не в обычном горьком, одиноком, протестующем, а как поэт открытый к жизни, любящий её всей своей душой.


Колыбельная уже в 19 веке вошла в школьные хрестоматии, гимназические пособия и нотные сборники. Только в 19 веке она издаётся более 90 раз, это способствовало его народности. Песня записывается до настоящего времени на всей территории страны, правда обычно текст бывает сокращённым. Произведения Лермонтова использовали Н.П. Огарёв, Н.А. Некрасов, А.А. Суриков и другие.

Казачью колыбельную иллюстрировали А.Ф. Билль, М.А. Зичи, М.П. Клодт, А.Н. Комаров, В.М. Канашевич, А.П. Могилёвский, А. Нечаев, И. Панов, А.С. Пруцкий, М.С. Родионов, К.А. Савицкий, В.А. Табурин, К.А. Трутовский, А.Т. Якимченко.

 

 







Date: 2015-10-19; view: 2438; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию