Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Популярная психотерапевтическая литерату­ра, предлагающая потенциальным пациентам разные методики для работы с собственным сознанием, а точнее — с внутренним миром





Первый фактор — важнейшая психологическая опора для человека во все времена и при всех об­стоятельствах. Человек человеку не только друг, товарищ и брат, но еще и психотерапевт. Надо ска­зать, что на этот момент обратил внимание один из выдающихся психологов и философов XX века А. Маслоу. В своих работах он подчеркивает, что сама жизнь, наполненная событиями, общением, че­ловеческим взаимодействием, способствует зажив­лению душевных ран, преодолению внутренних про­блем, развязыванию затянутых психологических уз­лов.

А. Маслоу пишет: «Источником безопасности, любви и уважения не могут быть деревья или горы, даже общение с собакой не может приблизить чело­века к подлинному удовлетворению базовых потреб­ностей. Только люди могут удовлетворить нашу потребность в любви и уважении, только им мы в полной мере отдаем любовь и уважение. Базовое удов­летворение — вот главное, что дарят друг другу хо­рошие друзья, любовники, супруги, хорошие роди­тели и дети, учителя и ученики, именно его ищет каждый из нас, вступая в те или иные неформаль­ные отношения, и именно оно является необходи­мой предпосылкой, условием sine qua поп для того, чтобы человек обрел здоровье, приблизился к идеа­лу хорошего человека. Что, если не это, является высшей (если не единственной) целью психотерапии?

Такое определение психотерапии влечет за собой два крайне важных последствия: 1) оно позволяет нам рассматривать психотерапию как уникальную разновидность межличностных отношений, так как некоторые фундаментальные характеристики психо­терапевтических отношений свойственны любым «хо­рошим» человеческим отношениям, и 2) если пси­хотерапия представляет собой разновидность меж­личностных отношений, которые, как любые другие отношения, могут быть как хорошими, так и плохи­ми, то этому межличностному аспекту психотера­пии следует уделить гораздо большее внимание, не­жели уделяется сейчас» (Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1999. С. 329. 173).

В России по сей день общение с близкими — родными, друзьями, оказывается главным психо­терапевтическим средством. Обычно человек сам вы­бирает себе того, кому может открыть душу, с кем он может безбоязненно разделить свои проблемы, на чье сочувствие и поддержку можно опереться. Иногда одного лишь согласия выслушать доброволь­ную исповедь оказывается достаточно, чтобы на сердце полегчало.

Кроме того, близкие могут попытаться отвлечь страдающего от его больных вопросов, развлечь его, переключая внимание на что-то новое, интересное, способное пробудить любопытство и жизнерадост­ность. Так порой поступают с детьми, отвлекая их от боли, но этот прием прекрасно срабатывает и в облегчении психологических мук взрослого челове­ка. Именно близкие способны с позиций сочувствия проанализировать проблему, привести попавших в аналогичные обстоятельства, и рассказать, как они справлялись с ними. Могут предлагаться самые раз­ные стратегии поведения. В этом случае обычный сочувствующий собеседник практически выполняет роль психотерапевта, так как создает для друга-«па­циента» целый веер возможностей и обсуждает вме­сте с ним, что получится, если тот или иной вариант поведения и мышления воплотить в жизнь.

Человек, разделивший свои внутренние заботы с родными или друзьями, чувствует поддержку, ощу­щает, что он не одинок, и это дает ему возможность скорейшей душевной перестройки. Хотя, разумеет­ся, главную работу по трансформации собственного сознания и бессознательных установок за него не мо­жет выполнить никто. Но ведь и опытный профес­сиональный психотерапевт, в конечном счете — вне­шний наблюдатель и «голос со стороны». Он не мо­жет стать «внутренним ведущим» для пациента. Тот, кто страдает от невротических моментов, окончатель­ное исцеление может получить только сам, в резуль­тате собственных душевных усилий.

Второй фактор с успехом служит в качестве пси­хотерапевтического средства, так как сообщает индивидам определенные ориентиры мышления и пе­реживания, способные объяснить страдание и сни­зить его накал. Всякая серьезная система мировоз­зренческих взглядов предполагает арсенал утеши­тельных и вдохновляющих идей, способных мобилизовать силы, воззвать к пафосу или к сми­ренному, достойному принятию событий. Внутрен­нее страдание, так же как удары судьбы, должно иметь смысл, тогда человек сможет преодолеть соб­ственную тоску и удрученность, тревожность и страх.

Бросим короткий взгляд на те толкования стра­дания, его причины и смысла, которые содержатся в безрелигиозном взгляде на вещи, в христианстве и в древних эзотерических учениях, признающих карму и перевоплощение.

Возьмем в качестве примера неразделенную лю­бовь, принявшую форму страстной невротической зависимости. Такая зависимость от объекта любви являет собой настоящее страдание. Влюбленный, за­висимый человек (нередко это женщина, хотя в та­ком положении бывают и мужчины, о чем нам ярко повествует роман С. Моэма «Бремя страстей чело­веческих»), постоянно стремится к своему избранни­ку, проявляет к нему повышенное внимание, претен­дует на близость, как физическую, так и духовную, но, как правило, получает отвержение (периодичес­кое или постоянное), выстраивание «дистанций» и разные формы манипуляций-дразнилок.

Невротизм заключается в том, что влюбленная сторона света белого не видит, отказывается от всех радостей жизни, сосредоточивается на борьбе за «свое счастье» и на этом пути все время применяет одни и те же стратегии — нападение и удержание. Но именно это встречает сопротивление «объекта любви», который как бы и не разрывает отноше­ний до конца, но и не удовлетворяет желаний «со­искателя». Возникает что-то вроде бесконечной же­стокой игры в догонялки или прятки: возлюблен­ный убегает или прячется, а влюбленный догоняет или ищет, но никогда не достигает цели. Подобная ситуация может длиться годами, совершенно изма­тывая и вводя в депрессию прежде всего «догоняю­щую» сторону.

Как истолковать это положение с разных миро­воззренческих позиций?

Date: 2015-10-19; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию