Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Милость Шрилы Бхактиведанты Ваманы Госвами Махараджа





Иногда можно слышать: «Шрила Вамана Махарадж разрешил своим ученикам есть в Экадаши!» Если это так, для кого Шрила Вамана Махарадж написал книгу «Экадаши-врата-катха», в которой изложил основные принципы соблюдения Экадаши-враты в полном соответствии с «Хари-бхакти-виласой»? Эта книга, изданная на бенгали и хинди, до сих пор продаётся в нашем матхе.

Что же Шрила Вамана Махарадж в ней пишет? Читаем:

«Проснувшись утром в дашами, день перед Экадаши, почистите зубы и примите омовение без использования масла; проведите поклонение Вишну и постоянно размышляйте о Хари; после полудня один раз примите прасад. В этот день запрещено: есть чечевицу, турецкий горошек, листовые травы и овощи, мёд, баклажаны, пшеницу… [приводится список запрещённых продуктов], а также питаться дважды в день, принимать пищу в чужих домах, есть из медной посуды, переедать, пить много жидкости и беседовать с женщинами. Правила для дашами следует соблюдать и в двадаши. Во второй половине дня [в дашами ] почистите зубы; вечером зайдите в храм Шри Хари и, сосредоточенно обращаясь к Божествам, произнесите следующую мантру:

этадгрихитам говинда майа тватпурато вратам

сиддхим гаччхату нирввигхнам тава паданукампайа

ати-чанчала-читто ’хам лобха-мохамайо нарах

шакломйетад вратам карттум ким тавануграхамритэ

«О Говинда! Перед Твоим божественным ликом я принимаю этот обет – соблюдать Экадаши-врату. Пусть же по Твоей милости он будет успешен и лишён препятствий! Я подвержен всевозможным беспокойствам и соблазнам иллюзии, поэтому без Твоей милости соблюсти этот обет неспособен».

Сказав это, предложите прекрасным лотосным стопам Шри Хари цветы и дандават-пранамы. Проведите ночь на подстилке из травы куша. Проснувшись утром в Экадаши [подразумевается раннее утро, до брахма-мухурты ], прополощите рот водой 12 раз, не чистя зубы, и примите омовение; проведите поклонение Вишну [ мангал-арати ]. Весь день повторяйте Хари-наму и обсуждайте Хари-катху, а ночью бодрствуйте, проводя её в собрании вайшнавов с чтением «Шримад-Бхагаватам», «Махабхараты», «Рамаяны» и других, подобных этим, писаний. Утром в двадаши, завершив утренние ритуалы, омойте молоком Божество Шри Хари и в определённое время прервите пост… Обязательно надлежит поститься и соблюдать вышеупомянутый обет во все Экадаши … В течение лунных суток Хариваса не следует просить ни у кого никакую пищу… Всем человеческим существам, начиная с восьмилетнего и до восьмидесятилетнего возраста, надлежит поститься как в тёмные, так и в светлые Экадаши».

Также на основе «Хари-бхакти-виласы» Шрила Вамана Махарадж описывает в своей книге и уступку, которая в порядке исключения даётся шастрами: «Дети, старики, страждущие, больные и немощные могут соблюдать Экадаши-титхи, поев один раз вечером, и пищей им может служить лишь молоко, фрукты или корнеплоды». Другими словами, Шрила Вамана Махарадж ясно представил в своей книге то, что он ожидает от нас и как должны были бы его ученики соблюдать Экадаши-врату.

Но, если кто-то приходит к Гурудэву, плачет и взывает: «О Гуруджи! Я не могу воспевать лакх харинамы! Тем более держать нирджал в Экадаши! Молоко с фруктами – уже аскеза для меня, а Вы ещё дашами с двадаши описали… Что же мне делать?»

А что делать Гуру? Гурудэв милостив: «Ну хорошо, делай то, что можешь… Главное – будь с преданными и продолжай процесс шраванам, киртанам, смаранам … Живи в храме, ходи на арати, принимай участие в бхаджанах, киртанах, Харинаме … Слушай Кришна-катху, изучай шастры и служи гуру и вайшнавам … В Экадаши, по крайней мере, не ешь зернобобовые… Постепенно появится вкус к воспеванию Святого Имени и способность контролировать чувства… Не унывай! Просто будь искренним в стремлении обрести милость Шри Шачинанданы Гаурахари и настроение Враджа»…

При отсутствии у ученика способности следовать чему-то, Гуру определяет посильную для него садхану как то, с чего тот может начать процесс преданного служения, а не то, на чём он должен оставаться всю свою жизнь.

Ачарья даёт общие наставления и индивидуальные в соответствии с квалификацией (адхикарой) каждого, помогая всем прогрессировать в преданном служении. Поэтому, когда он говорит что-то в соответствии с адхикарой ученика, неспособного правильно следовать процессу, а неспособный правильно следовать процессу ученик пересказывает то же самое всем – это не одно и то же! Почему не одно и то же? Потому что в пересказе неспособного следовать процессу, индивидуальные наставления, данные ачарьей, могут принять статус общего принципа. Так возникает и множится ошибка. Поэтому Кришна устанавливает критерием истины свидетельство гуру, шастр и садху, вайшнавов-ачарьев прошлого. Если кто-то ссылается на слова гуру, но не может подтвердить их свидетельством шастр и примером ачарьев, то его слова, в лучшем случае, относятся к индивидуальным наставлениям, которые он получил в соответствии со своей адхикарой. Но и в том случае, когда ачарья даёт индивидуальные наставления, он не скажет: «В Экадаши необязятельно поститься!» Он скажет: «Если ты не можешь в Экадаши соблюдать нирджал, делай то-то и то-то». Ачарья даёт возможность развиваться даже «неспособному», а «неспособный», став со временем в чьих-то глазах духовным авторитетом и пересказывая слова ачарьи на свой лад («в Экадаши необязательно поститься!»), стягивает всех на собственный уровень, в том числе, «способных», препятствуя их развитию. В этом разница между подлинным ачарьей и тем, кто пытается его имитировать.


Человек принимает горькие или неприятные на вкус лекарства, потому что верит, что они принесут ему благо. Так же с веры начинается и способность делать завтра то, на что не было сил сегодня. Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж объясняет: «Человек получает величайшее благо, выполняя наставления Гуру и Вайшнавов. Если он сохраняет веру в эти наставления, то со временем обретёт способность следовать им». Надо понимать, что когда Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж говорит «Гуру» и «Вайшнавы», он имеет в виду подлинного Гуру и подлинных Вайшнавов, чьи наставления никогда не расходятся со словами шастр и ачарьев прошлого. Применительно к нашей теме, слова Шрилы Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа означают, что, если мы сохраняем веру в наставления Шри Санатаны Госвами и Гопала Бхатты Госвами, данные в «Хари-бхакти-виласе» о соблюдении Экадаши, то со временем обретём способность следовать им, даже если сейчас не обладаем такой квалификацией.

Факт искажения слов Шрилы Ваманы Махараджа, который мы устанавливаем благодаря написанной им книге, высвечивает ещё одну причину, по которой наши ачарьи и, в частности, Шрила Гурудэв, считали необходимым фиксировать Истину в печатной форме. Раньше я думал, что Шри Вьясадэва записал ведическую литературу, потому что люди Кали-юги утратили способность запоминать её на слух. Но теперь стало очевидно, что в Кали-югу склонность интерпритировать на свой вкус Истину опережает утрату памяти.

 

9. Лазейка для…

А сейчас вы будете свидетелями того, как на основе безупречной философии, изложенной Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром в «Шри Рага-вартма-чандрике» и комментируемой Шрилой Гурудэвом, будет опровергаться только что установленная нами истина, а именно – принципы соблюдения Экадаши-враты, доказанные на основе свидетельства «Хари-бхакти-виласы». Вы увидите главную философскую опору ума, неспособного поститься в Экадаши, но желающего подвести под эту неспособность оправдывающую её научную базу.

Прежде, чем предоставить слово Шриле Гурудэву, напомню, что в «Шри Рага-вартма-чандрике» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур даёт пять принципов распределения 64-х составляющих бхакти по степени их важности для рагануга-садхана-бхакти:


1) свабхишта-бхава-майи-сева – это медитативное сосредоточение на своём вечном настроении (сиддха-бхаве), которым для рагануга-садхаки является настроение жителя Враджа (бхава-майи); садхака жаждет обрести это настроение и оно становится желанным для него (свабхишта-бхавой);

2) свабхишта-бхава-самбандхи – составляющие бхакти, практика которых развивает свабхишта-бхаву, настроение, желанное для садхаки;

3) свабхишта-бхава-анукула – составляющие бхакти, благоприятные, поддерживающие и способствующие развитию свабхишта-бхавы, настроения, желанного для садхаки;

4) свабхишта-бхава-авирудха – составляющие бхакти, нейтральные, не препятствующие развитию свабхишта-бхавы, настроения, желанного для садхаки;

5) свабхишта-бхава-вирудха – составляющие бхакти, неблагоприятные для развития настроения жителя Враджа (бхава-майи).

(Можно видеть, что для рагануга-бхакти некоторые виды духовной практики, благоприятные для настроения вайдхи-бхакти, становятся нежелательными и даже вредными – это пункт 5, свабхишта-бхава-вирудха; к нему относится медитация на Двараку, мудры, а также аханграха-упасана, отождествление себя с объектом поклонения, что означает думать о себе: «Я – Лалита, Вишакха… Я – мама Яшода… Я – Субал-сакха…»)

Сосредоточимся на первых трёх пунктах – это 1) желанное настроение, свабхишта-бхава; 2) практика, его развивающая, свабхишта-бхава-самбандхи; и 3) практика, способствующая его развитию, свабхишта-бхава-анукула.

 

С точки зрения достижения цели (которой, в нашем случае, является бхава, а затем – Враджа-према), все виды деятельности делятся на два вида: одни методы являются непосредственной, прямой причиной – упадана-караной, а другие отдалённой, косвенной – нимитта-караной, уступающей по важности прямой причине. Составляющие бхакти, которые относятся к пунктам 1 и 2 – это прямая причина достижения Враджа-премы, упадана-карана, а относящиеся к пункту 3 – косвенная причина, нимитта-карана.

А теперь, будьте внимательны и постарайтесь увидеть, в каком месте переводится стрелка с магистрали трансцендентной Истины на рельсы колеса самсары.

Комментируя «Шри Рага-вартма-чандрику», Шрила Гурудэв говорит: «Всё начинается с бхава-майи, горячего желания обрести определённое настроение. Какое именно? Гопи-бхаву! Манджари-бхаву!… Затем идёт бхава-самбандхи (упадана-карана), практика основных форм бхакти, позволяющая развить это настроение. Без преданности Гуру невозможно обрести такое желание (бхава-майи). Гурупадашрайа, следовать наставлениям духовного учителя, является решающим! Нужно слушать его и служить ему – это упадана-карана бхава-самбандхи, главная составляющая. Медитировать три раза в день на мантры – брахма-гаятри, гопала-мантру, кама-гаятри и другие, которые Гуру дал нам, – тоже упадана-карана. Повторять «Харе Кришна» маха-мантру, медитируя на качества Кришна-намы, слушать и рассказывать о Кришне и Его возлюбленных – всё это бхава-самбандхи упадана-карана. Нимитта-карана не относится к категории бхава-самбандхи – это соблюдение врат ради Кришны: Экадаши, Джанмаштами и другие тапасьи, совершаемые с духовной жаждой. Упадана – это то, что обязательно нужно делать, но если вы не можете следовать нимитте – это не так пагубно, как не следовать упадане».


Итак, мы услышали, что гурупадашрай а, воспевание Святого Имени, Кришна-катха и т. д. имеют безоговорочный приоритет, как упадана-карана, а Экадаши-врата, как нимитта-карана, выполняет поддерживающую в обретении желанного настроения функцию. Но далее,говоря о вратах (обетах), Шрила Гурудэв отмечает одну тонкость: «Картика-врата бывает двух видов: если её соблюдают как аскезу – это нимитта-карана, но Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о ней в связи с бхава-самбандхи [то есть, как об упадана-каране ]». И Шрила Гурудэв продолжает: «Шраванам-киртанам для удовольствия Шримати Радхики и Кришны – это упадана-карана. Значит, нет потери в том, чтобы отказаться от аскез в Картику [то есть, от нимитта-караны ], но шраванам-киртанам пренебрегать ни в коем случае нельзя! Каждая врата может быть двух видов – упадана и нимитта, и когда она выступает как упадана-карана, её нельзя пропускать, но если нам не удаётся соблюдать разного вида нимитта-каран у, в этом нет потери».

Эта идеальная сиддханта ловким образом выворачивается наизнанку и становится палочкой-выручалочкой философов перманентной прасада-севы, дающей им основание утверждать, что в Экадаши необязательно поститься: ведь нирджал – это аскеза, то есть нимитта-карана, а значит им можно пренебречь без ущерба для результата; главное – упадана-карана: Хари-нама и Хари-катха! (Где сработала стрелка?) Опершись на эту философию, они предаются псевдо-экадашному прасаду (псевдо-экадашному, потому что молоко, фрукты и корнеплоды разрешены в Экадаши только оговоренной выше категории «льготников», да и то один раз ночью; для всех остальных экадашный прасад – это Хари-нама! «А что сверх этого, то – от лукавого!»)… Итак, они предаются псевдо-экадашному прасаду не раз, а то и не два в день, а после него – дневному и ночному «отдыху», во время которого им снится Хари-нама и Кришна-катха (упадана-карана), в жертву которой принесены нирджал и ночное бдение (нимитта-карана), без ущерба для результата, как им думается…

А что думается «Хари-бхати-виласе» на эту тему?

 

10. Свидетельство «Хари-бхакти-виласы»

«Хари-бхакти-виласа» не служанка ложным концепциям, возникающим в уме пусть даже и на основе правильной сиддханты. Сама сиддханта (намекаю на момент, когда срабатывает стрелка) не делает выводов о соблюдении Экадаши-враты – это произведение ума, его смекалка, позволяющая гедонистическому инстинкту приспосабливаться к любым философским положениям. Мы привыкли полагаться на эту смекалку, строя свои ожидания и надежды на лучшее, но венцом такого сметливого строительства неизменно становится похоронное бюро, оформляющее документы по случаю кончины устремлённого к лучшему «строителя». И это лучшая часть из его ожиданий и надежд, ибо в его бытии, продолжающемся за пределами оставляемого им мира, воистину, «живые позавидуют мёртвым!» Наши ожидания лучшего должны быть подкреплены поступками, одобренными священными писаниями. Приём пищи (любой, какой бы то ни было!) в Экадаши не входит в число таких поступков. «Хари-бхакти-виласа» так расценивает это:

«Не пищу вкушает тот, кто ест в дни Господа Мадху, а грехи всей Земли». (12.20)

«О Махадэви! – говорит Господь Шива Уме. – Раскалённое до красна железо ввергнут слуги Ямараджа в уста тех, кто ест в день Хари [ Хари-васар ]» (12.22).

«Если брахмачари, грихастхи, ванапрастхи или саньяси принимают какую-либо пищу в Экадаши, то едят они не что иное, как плоть коровы» (12.25).

«Если какой-то вайшнав по небрежности вкушает в Экадаши, его поклонение Вишну идёт прахом, и всё, чего он достигает – это темнейшего ада!» (12.32).

«Принимающий пищу в Экадаши (любую пищу – бхунктэ!) – уж е убийца отца, матери, брата и гуру. Он будет отстранён от обители Вишну». (12.21)

Последняя цитата – из «Сканда-пураны». Шрила Санатана Госвами комментирует её так: «Слова “принимающий пищу в Экадаши – уж е убийца отца, матери и т. д.” означают, что такой человек обретает грехи, равные по силе последствиям этих убийств; а фраза “будет отстранён от обители Вишну” – что он никогда туда не попадёт. “От обители Вишну” можно также перевести, как “от вайшнавов ”; это значит, что он никогда не получит их общение».

 

Служение, выполняемое для Гуру и Кришны, несомненно, привлекает Их милость, но возможность воспользоваться этой милостью обратно-пропорциональна ощущению, возникающему в сердце, что мы заслужили эту милость. Если крылья самомнения возносят на уходящую в поднебесье колокольню исключительности собственных заслуг, то «все люди равны, но некоторые равны больше» начинает сиять из «Словаря Сатаны» Амброса Бирса куда ярче, чем предписания «Хари-бхакти-виласы» и её предостережения не нарушать эти предписания. Майа шепнёт успокоительно нашему уму: «Экадашные страсти, возможно, и не пригрезились Шриле Санатане Госвами в дремучих джунглях Вриндавана, но в отношении такого замечательного преданного, как ты, разве это может возыметь действие?» У дживы есть безграничные возможности ухудшать своё положение.

Самое худшее – это лишиться общества вайшнавов! Шрила Санатана Госвами, фактически, говорит в своём комментарии к последнему из цитируемых выше стихов (12.21), что общество вайшнавов равноценно обители Шри Вишну, что обитель Вишну начинается с вайшнавов и неотделима от них! Какой же драгоценностью является общение с ними, если они – сокровище самого Господа?! Общение с вайшнавами – это неисчерпаемый трансцендентный прииск чинтамани!

Если мы (западные, восточные и другие – относительно Индии – преданные) не осквернимся качествами автора этого эссе, склонного к критицизму, и сможем погрузиться в исполнение божественных наставлений Шрилы Гурудэва, то, возможно, в следующей жизни нам повезёт обрести удачу благоприятного для развития бхакти рождения из чрева подлинной Кришна-даси в какой-нибудь из бесчисленных деревень Бхарата-варши! Тогда, вскормленные подлинными бхавами и премой к Кришне с самого детства, принявшими форму грудного молока и всего того, что мы будем получать от неё, мамы- вайшнави, а также обретя благодаря её благословениям милость Кришны и новую возможность слушать катху Шрилы Гурудэва и служить ему, задавая уместные вопросы о бхакти, мы, несомненно, возвысимся до уровня подлинного каништха-вайшнава!

[Однажды ачарья одного матха во время катхи назвал Шрилу Бхакти Прамод Пури Махараджа каништха-адхикари – возможно, из-за его фантастической, уникальной квалификации в поклонении Божествам и любви к Ним, не имеющим себе равных среди других учеников Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады. Разумеется, нет никаких оснований считать обладателя таких способностей каништха-адхикари, но, видимо, именно эти способности вызвали у того ачарьи какую-то ассоциацию с качествами каништха-адхикари, который видит Бога только в храме. Понять причины поведения ачарьи в этой ситуации невозможно, не имея в виду желание Кришны прославить Своего преданного, а желание ачарьи – служить Кришне и вайшнавам. Оскорблённые ученики Шрилы Бхакти Прамод Пури Махараджа прибежали к своему Гуру и с негодованием рассказали ему о совершённой в отношении него апарадхе. Услышав эту новость, Шрила Бхакти Прамод Пури Махарадж сказал: «Сегодня самый счастливый день в моей жизни: я узнал, что вайшнавское сообщество признало меня вайшнавом!»]

 

А теперь, поскольку обязательным условием соблюдения Экадаши является не только нирджал, но и ночное бодрствование, приведём свидетельства «Хари-бхакти-виласы» на эту тему:

«Услышь, о Нарада, что возвещу тебе о составляющих ночного бдения, просто зная которые, тебе будет доступен Джанардана». (13.61)

(«Даже просто зная!» – комментирует Шрила Санатана Госвами.)

«С песнями, музыкой, танцами, чтением «Пуран»; с благовониями, лампадой, различными подношениями, цветами, сандаловой пастой, плодами и аргхьей; с верой и преданностью; с дарами и обузданными чувствами; честно, без малейшего намёка на сон; с искренней радостью и служением, сопровождаемым изящными жестами; вдохновенно, без лени и нечистых мыслей; с обходами вокруг Господа и выражением Ему почтения поклонами перед Его ясным ликом; с благоприятными предметами, без апатии и малейшего нежелания – так надлежит проводить службу Господу в каждую часть ночи. Опоясавшись этими качествами, следует совершать ночное бдение для удовольствия Господа Хари». (13.70-73)

Господь Шива говорит Уме:

«Без сна, с чтением шастр, с превосходными танцами, музыкой, ритмами, лампадами, в присутствии садху, с надлежащими для поклонения предметами, с настроением преданности, умиротворяя умы окружающих и умножая всеобщую радость – так, опоясавшись этими двенадцатью качествами, надлежит ревностно проводить дорогое Шри Мадхаве ночное бдение в Экадаши как светлой, так и тёмной половин месяца». (13.76-78)

Шри Шачинандана Гаурахари упростил Экадашный праздник, превратив его в санкиртану от восхода солнца в Экадаши до восхода солнца в Двадаши. Но кто-то считает, что подкрепиться пару-другую раз «чем Бог послал», чтобы крепче спалось – это более возвышенное служение Бхагавану в этот священный день и подлинная упадана-карана!

Я не буду цитировать стихи, которые Шрила Санатана Госвами приводит в «Хари-бхакти-виласе», о судьбе тех, кто считает нецелесообразным изнурять себя такими низкими формами поклонения Кришне, как ночное бодрствование, чтобы никого не шокировать страшными последствиями за столь, казалось бы, незначительное и естественное для тама-гуны пренебрежение предписаниями шастр. Представлю лишь один из них, самый «безобидный»:

«Как предки, так и потомки того, кто не бодрствует всю ночь в наступивший день Шри Вишну, деградируют до низших из людей» (13.82).

 

Мы не полубоги и не обитатели райских планет – нам придётся оплачивать уступки чувственным наслаждениям, как бы ни была совершенна применённая нами маскировка этих наслаждений и тонок «перевод стрелки».

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, ссылаясь на «Сканда-пурану» и «Вишну-дхармоттару», подводит итог: «Несоблюдение Экадаши равносильно греху убийства матери, отца, брата и гуру. Пренебрежение Экадаши и другими постами [в дни явления Шри Вишну-таттвы, в Чатурмасью, в месяц Пурушоттам] считается нама-апарадхой. Шастры описывают различные виды искупления таких грехов, как убийство брахмана, пьянство, похищение людей, вожделение к жене своего гуру и т. д., но нет аскезы, искупающей грех нарушения Экадаши. Поэтому регулярное соблюдение Экадаши-враты считается обязательным и неукоснительным. Тот, кто ни в минуты невыразимого счастья, ни перед лицом смертельной опасности никогда не забывает соблюдать Экадаши, обретает истинную вайшнава-дикшу».

В этом чрезвычайно важном выводе Шрилы Вишванатхи Чакраврти Тхакура выделим суперважную деталь: пренебрежение постами в такие дни, как Экадаши, – это нама-апарадха! Беспросветный лабиринт хождения по мукам, подменяющий нектар воспевания Святого Имени, уже не должен никого удивлять.

 







Date: 2015-10-19; view: 479; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию