Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правовое государство
Каждая эпоха имела свой символ, девиз, наконец, идеал, который доминировал в общественном сознании и являлся как бы путеводной звездой. Так, идеалом древности была замкнутая, самодостаточная автаркия, которая основывалась на том, что отдельное лицо существует не для себя, а только для государства и общества. Политическим идеалом средних веков было теократическое государство, в котором имело место тотальное господство богословия и официальной церковной доктрины, т.е. та почва, на которой либеральной политико-правовой теории было трудно получить жизнь. Конфликт между индивидом и государством еще не принял явственные формы, и мысль противопоставить их не могла найти себе поддержку в системе господствующих тогда идей. В то же время в недрах феодального общества против церкви восстали две новые силы: суверенное государство и автономия личности. Первую связывают с именами Н. Макиавелли, Ж. Бодена. Вторая обязана своим происхождением протестантизму (М. Лютер и др.). Именно из этих двух течений, т.е. из идеи суверенного государства и концепции автономной личности, их соотношения и влияния и развивается та мысль, которая и знаменует собой Новое время – правовое государство. Рубежной чертой идеи правового государства стало Возрождение, лейтмотивом которого являлся гуманизм, основанный на признании достоинства Человека. Интеллектуальные усилия деятелей эпохи Возрождения были направлены на переустройство внутреннего мира человека, приобщение его к культуре. Это являлось обязательным предварительным условием для того, чтобы трансформировать существующие общественные отношения в разумное и гуманное общество, которому чужды навязанные извне правогосударственные регуляторы. Идея правового государства была востребована в период буржуазно-демократических революций в Европе, завершивших период феодализма. Юридическое мировоззрение формирующегося третьего сословия претендовало на утверждение новых представлений о свободе человека посредством режима господства права как в частных, так и публично-правовых отношениях. Все сказанное свидетельствует о том, что правовое государство возникает там, где общество имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции. В качестве примера можно привести тот факт, что западный феодализм в весьма ранний период породил из нерегулярно созываемых съездов феодалов парламенты. Судебные системы Англии и Франции оформились из феодального института, конкретнее, из права вассала на публичный суд, творимый не его господином, а третьим лицом. Идеолог правового государства И. Кант говорил, что у человека есть только одно главное право - право на свободу, все же другие вытекают из него. Материализации идеи правового государства должна предшествовать кропотливая работа человеческого Духа, преобразующая мировоззрение общества и отдельной личности. Если культура, право, демократия, законность не станут индивидуальными ценностями - ни о каком правовом государстве не стоит и думать. Государство является продуктом общественного развития, и большей частью оно следствие, а не причина. Поэтому изменения в обществе задают темп, формы и методы изменений в государстве. В этой связи можно перефразировать известную сентенцию Ж. де Местра и сказать, что «каждое общество имеет то государство, которое оно заслуживает». Для формирования правового государства требуется высокий уровень общей культуры вообще и правовой в частности. Культура как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей напрямую влияет на характер политических институтов. В истории можно увидеть немало примеров, когда всплески культуры, искусства совпадали с периодом либерализации государства. Общество высокой культуры несовместимо с тоталитарной властью, поскольку она, как правило, персонифицируется в харизматическом вожде, которому поет осанну неразвитое сознание масс. Истинную свободу, свободу от догм и стереотипов, дают только знание, культура. Последняя основывается на принципах свободной личности, автономии ее от власти. Тоталитаризм держится на идолопоклонстве, своего рода язычестве, и только поэтому многие правители всячески противились распространению просвещения и культуры. Если не будет прогрессировать массовая и индивидуальная культура, не только правовая реформа, но и всякая другая обречена на провал или уж, во всяком случае, на однобокость. Всякое государство, решившее серьезно двигаться по пути свободы, не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что скупой платит дважды. Либеральное сознание продуцирует плюрализм - в политике, экономике, искусстве и т.п. Ему свойствен высокий уровень правосознания, поскольку право мыслится как один из главных социальных феноменов, опосредующих социальные связи членов общества. Право является не только критерием дозволенного, предписанного и запрещенного, но и мерилом свободы индивидов и социальных общностей. Построение правового государства затруднено там, где имеются давние традиции правового нигилизма. Довольно часто можно встретить рассуждения о том, что недостатки общественного развития главным образом являются следствием плохих законов. С этим можно согласиться лишь отчасти, поскольку даже совершенный закон мало что способен изменить, если члены общества не имеют привычку соизмерять свои действия с правом. Нужно стремиться к такому качеству общества, когда законопослушное поведение становится устойчивым, массовидным, типичным и стереотипным, т.е. тогда, когда оно не нуждается в значительных интеллектуальных усилиях и будет реализовываться на «подсознательном алгоритме». Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Правовое государство основывается на Праве, которое объективно нуждается в моральном обосновании. Право регулирует не все общественные отношения, а только те из них, которые представляют собой наибольшую общественную значимость. Ниши, свободные от правового опосредования, занимают другие социальные регуляторы, прежде всего нравственные нормы. Большие проблемы возникают в том обществе, где в праве и нравственности видят только преграды. Укрепляя нравственность, общество укрепляет право, и наоборот. Только так можно сократить путь к правовому государству.
В центре концепции правового государства стоят представления о верховенствующем положении права над государством, при этом право рассматривается, в первую очередь, как мера свободы, равенства и справедливости. Таким образом, первым принципом правового государства является верховенство закона, которое подразумевает широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. Второй принцип правового государства - принцип законности гласит, что ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества. Из него органически вытекает теория разделения властей, суть которой в разделении компетенции и функций между органами государственной власти. Три рода власти – законодательная, исполнительная и судебная - должны быть разделены в государстве и, в результате, превратиться в систему "сдержек" и 'противовесов" органов власти, уравновешивающих друг друга по силе и политическому весу. Итак, правовое государство - это организация общества, основанная на господстве права, верховенстве закона. К основным признакам правового государства относятся: 1. Верховенство закона указанная выше совокупность прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством; законы обладают высшей юридической силой в системе правовых норм, действующих в государстве, любое ущемление прав недопустимо; государственная власть может действовать только в границах установленных законом. 2. Разделение властей деятельность органов правового государства осуществляется в строгом соответствии с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; государственные органы действуют в пределах своей компетенции, не подменяя друг друга, ибо соединение в одном лице или органе законодательной и исполнительной власти может привести, как указывал Ш. Л. Монтескье, к созданию тиранических законов во имя их тиранического применения, в случае не отделения судебной власти от других первая потеряет свою независимость и не сможет беспристрастно следовать законам и контролировать их соблюдение. При реализации данного принципа устанавливается взаимный контроль, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательные, исполнительные и судебные функции. 3. Соблюдение и охрана прав и свобод человека ответственность государства перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; признается право каждого человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Неотъемлемыми прирожденными правами и свободами признаются: право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность и безопасность личности и жилища и др. Другой аспект этого принципа - юридическое равноправие граждан, что означает равенство перед законом граждан и должностных лиц. 4. Взаимная ответственность личности и государства своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством (как носителем политической власти) и гражданином (как участником ее осуществления). Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. Этот же принцип означает социальную защищенность личности, обладающей определенными правами, гарантированными государством, в области здравоохранения, образования, труда, пенсионного обеспечения. Далее, существуют определенные обязанности личности перед государством, за нарушение которых личность может подвергнуться определенным мерам воздействия со стороны последнего (в лице его органов). Но при этом применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. К вышеуказанным основным признакам правового государства примыкают: политический плюрализм (беспрепятственная деятельность различных политических организаций, объединений, идеологическое разнообразие, исключающее господство какой-либо идеологии); независимый суд (суд должен выступать в роли независимого от какого-либо влияния); демократия (обеспечение политических прав и свобод, участие народа в осуществлении законодательной власти); высокий уровень правовой и политической культуры; развитое гражданское общество. Date: 2015-10-19; view: 474; Нарушение авторских прав |