Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теории происхождения государства
Таким образом, основными условиями возникновения государств это организация ирригационных процессов, разделение и контроль труда, защита экономически развитых территорий от соседей, приобретение средств производства (рабов) и т.д. Однако эти условия стали ясными в результате исследований в конце XIX - начале XX в., которые, в свою очередь, основываются на различных теориях происхождения государств, существовавших ранее. Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития и пр. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Рассмотрим некоторые из теорий. Патриархальная. Основоположником этой концепции является выдающийся мыслитель древности Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который утверждал, что «человек по своей природе является общественным существом», а его «жизнь в государстве является естественной сущностью». При этом общину он понимает как развитую семью, т.е. здесь речь идет о том, что семьи, роды родственные объединения, соединяясь для достижения «определенного блага», образуют государство. При этом строение государства копирует строение семьи, поэтому в государстве власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье: · монарх является отцом всего народа; · благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; · король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); · власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; · подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу. Теологическая. Основу этой концепции заложил Ф. Аквинский (1225-1274 гг.), крупнейший ученый-богослов средневековья. Власть, по его теории, дана правителям сверху и поэтому повиноваться властям следует в той мере, в какой они благословенны. Государство при этом существует только для заботы об общем благе. Но так как и государство и власть даны свыше, то светская власть должна подчиняться власти духовный, которая, в свою очередь, исходит от Бога. Государство возникло по воле Бога, поэтому г осударство, его институты, власть: · вечны, незыблемы и святы; · их возникновение и упразднение не зависит от человека; · являются выразителями воли Бога на земле. Соответственно этим постулатам, населению государства необходимо: - принять государство и власть как данность, полученную свыше; - признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах); - полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок. Договорная. Большое влияние на развитие политической мысли оказали Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, разработавшие договорную концепцию происхождения государства, в основе которой лежит т.н. «общественный договор». Основными постулатами теории являются: - первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.); - каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя; - чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания; - в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство. У каждого их представителей этой теории было свое видение процесса образования государства. Т. Гоббс в своих трудах попытался объяснить феномен государства, исходя из разума и опыта. Его теория происхождения государства выглядит следующим образом: каждый народ проходит в своем развитии две стадии, первая из которых - естественная, догосударственная, а вторая - государственная, гражданская. Естественное состояние характеризуется непрерывной войной "каждого с каждым", которая грозит человечеству самоистреблением. Поэтому возникает жизненная необходимость для всех людей сменить естественное состояние на состояние государственное. Главный признак такого состояния - наличие сильной государственной власти. Она утверждается путем общественного договора, в котором участвуют все без исключения индивиды. Но этот договор не следует мыслить буквально, как кратковременный акт, в результате которого появляется государство. Это, скорее всего процесс непрерывного осознания людьми невыносимости их естественного состояния и необходимости создания состояния государственного. При этом важнейшим условием этого является человеческая речь, ибо "без языка люди жили бы одиноко, каждый из них замыкался бы в себе и не общался с другими". И без речи у людей "не было бы ни государства, ни общества, ни договора, ни мира". Большую роль в создании гражданского, государственного состояния, по Гоббсу, играют естественные законы, которые автоматически переводят человечество из одной стадии в другую. Человеческий дух изначально наделен естественными законами, выступающими в виде моральных установок, толкающими людей на путь общественного договора, нужный для их полного проявления и устанавливающий государственную власть. В отличие от Т. Гоббса, Б. Спиноза переход людей из естественного состояния в состояние гражданское связывает не столько с заключением общественного договора, сколько с фактом разделения труда между людьми в силу разнообразия их потребностей и различия их способностей. У Д. Локка также происхождение государства в принципе обязано общественному договору. Строя добровольно государство, люди предельно точно отмеряют ему определенный объем полномочий. Государство получает ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества, которая заключается в том, чтобы все и каждый могли обеспечивать и реализовывать свои гражданские интересы. Возникновение политического общества есть результат соглашения, ограничивающего свободу отдельного человека. Поэтому должна быть убедительная причина тому, чтобы люди одобрили создание политической власти и ей подчинялись. Эта причина – желание сохранить свою собственность. Значение договорной теории: · разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть; · шаг к созданию гражданского общества; · выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу; · государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе; · подготовлена почва для возникновения республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.; · государство и народ имеют взаимные обязательства; · в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; · обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа. Марксистская (классовая). Основным фактором появления государства К. Маркс и Ф. Энгельс считали появление классов и классовой борьбы, что приводит к постепенному изменению структуры власти, которая из власти всего общества становится властью определенного класса. Марксистскую теорию происхождения государства можно сформулировать следующими основными положениями: 1. Политические отношения вырастают на основе общественно-экономических отношений и ими обусловлены. 2. Государство является продуктом классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Оно появляется в связи с развитием общественных отношений, классов, которые, в свою очередь, являются результатом развития производительных сил и производственных отношений. 3. Государство вытекает из родового строя, вследствие имущественного расслоения и войн, когда усиливается власть военачальников, становящаяся в дальнейшем наследственной. 4. При дальнейшем расслоении родового общества, усложнения общественных отношений происходит отделение власти от общества и возникает государство. 5. Предпосылками возникновения классов и государства являются основной - экономическое развитие общества, второстепенной – насилие. Таким образом, данная теория выводит происхождение государства в основном из экономической структуры общества. Теория насилия. Концепция, выводящая появление государства из завоевания одних социальных общностей другими, была изложена в конце XIX века австрийским социологом Л. Гумпловичем (1838-1909), для которого источником появления государства, классов и иных социальных групп было столкновение между "ордами", каждая из которых составляла определенное антропологическое и этническое единство. В результате таких столкновений на сравнительно высоких этапах общественной эволюции победители порабощают побежденных и так возникает государство. Главный социологический закон, на основе которого Л. Гумплович обосновывал свою "теорию насилия", это - "стремление каждой социальной группы подчинить себе каждую другую социальную группу встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению и господству". Психологическая теория (Л.И. Петражицкий): государство возникло благодаря особым свойствам психики человека – потребности человека жить в рамках организованного общества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Под этими свойствами подразумеваются: · желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным; · желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми; · способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле; · желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания. Вышеперечисленным не ограничивается типология основных теорий происхождения государства. В современной науке существует множество подходов в рассмотрении этого вопроса. Здесь можно указать на распространенность "теории властей", разработанной социологами Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом и в настоящее время нашедшей горячих приверженцев, согласно которой отрицается роль классообразующего фактора, а становление государства связывается с совершенствованием функций власти. Другие теории связывают появление государства с сакральностью власти, когда главным фактором его появления являлась религиозная идеология связывающая население и выдвигавшая вождей, что вело к централизации и сложению первичных государств. Нельзя не упомянуть теории выделяющие географическую среду, природные условия и демографические показатели главными условиями, влияющими на процесс становления государственности. "Гидравлическая теория" важнейшей предпосылкой образования государства называет переход к ирригационному земледелию. Близко к ней стоит теория "неолитической революции", по которой первое общественное разделение труда привело сразу к увеличению производства, социальной дифференциации, развитию обмена и т. п. В настоящее время широкое распространение получила теория, выдвинутая Л. Васильевым, согласно которой важная роль в происхождении государства отводится второму виду воспроизводства жизни, т.е. воспроизводство самого человека и регулирование брачных отношений породило определенные функции управления (например, запрет на браки между близкими родственниками) и новые средства принуждения. Итак, что общего у этих теорий, в представлении современников первых государств либо исследователей этих государств, объясняющих их происхождение. Общим является: · объяснение приобретения власти у главы государства (государь, князь, монарх и пр.). Таким образом, руководили государствами уже не все члены рода или племени, а один человек; · одним из элементов государств – государственные институты, которые по теологической теории также вечны и незыблемы, как и власть монарха; · в соответствии с теорией насилия, орды завоевывали орды и территории, т.е. речь уже идет о географическом элементе – ТЕРРИТОРИЯ, которая в первобытнообщинный период не имела важного значения; · более поздние теории уже говорят о таких компонентах государства, как договоры, законы, правила, которые становиться наиболее необходимыми элементами для упорядочивания жизни в государстве. То есть, государство существует там, где есть: 1) население, 2) территория, 3) политическая власть. Это некоторые характерные признаки государства. Более детально эти и другие признаки государства мы рассмотрим ниже. Date: 2015-10-19; view: 461; Нарушение авторских прав |