Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и типы личности





Биологическая, психологическая и социокультурная структуры не разложены в человеке «по полочкам», а представляют собой своеобразную амальгаму, части которой взаимодействуют и взаимообуславливают друг друга. Тем не менее в теории такое разложение осуществил З.Фрейд. В настоящее время его концепция структуры личности приобрела хрестоматийный характер.

В структуре личности Зимунд Фрейд выделил три компонента.

1) Ид (Оно) – наиболее примитивная, бессознательная сфера, в которой сосредоточены все прирожденные, биологическим, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности).

2) Эго (Я) – сфера сознания, мыслительной деятельности человека.

3) Супер-Эго (Сверх-Я) – особый слой человеческой памяти, в которой закрепляются нормы и ценности культуры.

Биологические потребности составляют основу жизни, они замешаны на животных инстинктах и не всегда отличаются своим благородством. Тем не менее они постоянно оказывают свое давление на сознание, которое стремится их облагородить с позиций социокультурных ценностей и норм. Сознанию, таким образом, приходится постоянно решать конфликт между животными инстинктами и социальными нормами. Союзниками сознания в этой борьбе выступают вытеснение, рационализация, сублимация и регрессия. У большинства людей весы этого конфликта как бы уравновешены, и эти люди представляют основную массу общества. Но происходят своего рода сбои, отклонения. Если вытеснение не компенсируется сублимацией, может наступить нервное расстройство и психическое заболевание. Если побеждает сублимация, то человек погружается в творчество, высшим проявлением которого является искусство. Но и здесь инстинкты даю о себе знать. Любовь, например, становится основной темой творчества. Эрос подвергается эстетической лакировке, общение – идеалом общественной жизни. Если победителем оказывается инстинкт, т.е. вытеснение не происходит, то человек соскальзывает на путь асоциальных (аморальных) действий, в нем пробуждается необузданная агрессивность и другие асоциальные качества.

В определенной степени эта теория позволяет составить и типологию личностей. Главными типами можно выделить социальный и асоциальный тип личности.

Критериев для выделения таких типов множество, поэтому есть несколько вариантов типов. По профессиональному признаку могут выделяться личности ученого, рабочего, артиста, художника, вечного студента. По отношению к социальным нормам – толерантный или конформистский типы личности. По отношению к власти личность управленца (руководителя) и личность подчиненного. По стилям управления – авторитарный или демократический типы личности.

В зависимости от своеобразия появления социальных качеств личности различают в социологии 2 типа личности – модальный и базисный.

Модальная личность – наиболее встречающаяся, воплощает средние общепринятые черты. Типичный американец. Белорус – толерантный, памяркоуный, неторопливый в суждениях, выводах, упорный.

Базисная личность – нормативная для данного типа культуры или социального слоя. Подлинный интеллигент – духовная развитость, совестливость, чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм. Новый русский – напористость, предприимчивость, не очень высокий интеллектуальный и нравственный уровень, меркантильность.

Маргинальный тип личности (marginalis – лат. находящийся на краю). Это человек, поставленный развитием общества на грань двух культур, с первой из которых он уже порвал, а во вторую еще полностью не включился. При миграции.

В зависимости от размеров сферы влияния и сферы значимости (вещи и явления, которые подконтрольны нам, и такие, над которыми мы не властны) выделяют:

Личность реактивного типа – ее действия развертываются по схеме стимул-реакция. Такая личность зависит от обстоятельств и других людей. Они утверждают, что обстоятельства сильнее их, ситуация не дает достичь успеха в работе, спорте, в учебе: Ничего не поделаешь. От меня ничего не зависит.

В поведении другой личности – проактивной - между стимулом и реакцией появляется большое количество промежуточных звеньев. Это уверенные в себе личности, которые готовы приложить максимум усилий, чтобы изменить обстоятельства к лучшему. Попробую доказать свою нужность. Обязательно добьюсь. Способность к анализу ситуации, самоанализ, воображение, совесть, независимая воля, целерациональное действие. Личность действует под влиянием цели. Человек оказывается выше обстоятельств, контролирует ситуацию, отвечает за свои поступки. Вырабатываемая при этом положительная и созидательная психическая энергия в сочетании с заинтересованностью в деле приводит к успеху, расширяет сферу влияния.

Понятие типа личности помогает конкретизировать представление о природе личности, сочетание в ней общественного и индивидуального, врожденного и приобретенного.

 

3. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и личности.

Как формирующийся человеческий организм превращается в личность, в такую частицу общества, гармоничное функционирование которой определяет жизнедеятельность самого общества?

Раскрытие природы того процесса заставляет обратиться к понятию социальный статус.

Положение, занимаемое человеком в обществе и связанное с определенными правами и обязанностями, называют социальным статусом. Это соотносительное положение (позиция), занимаемое личностью в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением.

Многогранность личности воплощается в нескольких статусах. Каждого человека характеризует не один, а несколько статусных признаков. Поэтому в социологии есть специальное понятие – статусный набор (ввел Роберт Мертон). Фактически за каждым статусом конкретного человека стоит его принадлежность к той или иной социальной общности. Доцент Иванов: физик – профессия, доцент кафедры теоретической физики – его должностной статус, 42 года – его возрастная характеристика, мужчина – его половой отличительный признак, ниже среднего по размерам доход – экономическая особенность вузовского преподавателя в кризисном обществе, интеллигент (работник умственного труда) – стратификационная характеристика, член партии народного согласия – политическая позиция. Критерии важности и неважности статусов в разных культурах и странах оказываются различными. Например, статус священника и гроссмейстера – в Италии и СССР - отличаются.

В статусном наборе можно выделить ключевой, наиболее характерный, особо значимый статус. Он связан с тем местом, которое занимает человек в обществе. Это место определяется профессией, должностью, званием, что связано с престижем. Престиж определяется традицией, материальным обеспечением. Александр Македонский полководец, Чайковский – композитор. Этот тот статус, который определяет установку и направленность личности, содержание и характер ее деятельности, стиль жизни, манеру поведения, круг знакомых. Различают личный и социальный статус. Социальный играет приоритетную роль среди незнакомых, это специфическое восприятие социального статуса человека в общественном мнении, в предрассудках (все чеченцы - бандиты, все строители - пьяницы, все предприниматели – обманщики). Личный – определяется индивидуальными качествами личности, он важен среди знакомых людей (он хороший, добрый, порядочный человек).

В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам (пол, раса, национальность) или благодаря собственным усилиям различают два вида статусов: предписанный и достигаемый. Мужчина, белоус, негр – пол, национальность, расовая принадлежность – заданы человеку, не зависят от его сознания, воли, не контролируется им. Но: разводят понятия биологического и социально приобретенного пола. Передающимися по наследству являются дворянские титулы: князь, барон, граф – передаваемые от отца к сыну самим фактом рождения. Достигаемый – достигается человеком благодаря его настойчивости, целеустремленности. Этот статус – вознаграждение индивида за его усилия, волю, удачу и везение.

Каждый социальный статус личности предполагает наличие определенных прав и обязанностей, выполнение определенных функций, писанных и неписанных правил действия, своего рода сценарий деятельности. Эти правила называется «социальной ролью». Некоторые роли чаще востребованы, более важны другие – реже. Человек может в повседневной жизни выполнять несколько ролей. Профессор – автор учебников, исследователь, преподаватель, консультант, воспитатель. Каждая роль сопровождается ожиданиями к ней со стороны других людей. Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию.

Таким образом, каждый статус характеризуется своей ролью. Т.е. эти понятия взаимодополняемы. Сказать, что человек занимает тот или иной статус, это одно и то же, что сказать, что он выполняет ту или иную роль.

Полная характеристика личности определяется его статусно-ролевым набором.

Роли не всегда гармонично сочетаются друг с другом, а иногда приводят к внутреннему конфликту. Официант в зале и на кухне. Профессор на лекции и в холле со студентами. Руководитель и требования семьи (женщина – мать, жена, работник).

Существует объективная и субъективая оценка выполнения социальных ролей. Эти оценки не всегда совпадают. Тогда налицо расхождение между оценкой и самооценкой личности.

Статусно-ролевая характеристика социальной структуры помогает понять вопрос о процессе социализации личности.

3. Проблемы социализации личности и поведения человека

в его норме и девиации.

Человек является структурообразующим элементом общества, «атомом». Но человек как личность не сразу появляется на свет в своем окончательном виде. Родившись, человек продолжает развиваться, т.е. формироваться и биологически, и социально. Поэтому, как общество является творением человека, так и человек, личность, является творением общества.

Date: 2015-10-19; view: 2148; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию