Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы социализации1) биологические (наследственность индивида – положительная и отрицательная) 2) психологические (влияние темперамента, характера, способностей, сказываются на леком или затруднительном усвоении социальных норм). 3) Экономические (материальное положение семьи, бытовые условия, в целом экономическое состояние общества) 4) социальные (ближайшее социальное окружение индивида: семья, сверстники, приятели, коллеги, уставные или неуставные отношения в армии). 5) Политические (господство того или иного политического режима, сильная или слабая государственная власть, подкрепленный экономикой или нет демократизм, анархия или насильственный порядок). 6) Культурологические (общее состояние культурной среды в рамках ближайшего окружения и в общества в целом, наличие у индивида культуры общения). Этапы социализации 1. Дошкольный (формируется эмоционально-чувственное отношение к миру, к другим людям, овладение через игру практическими действиями и навыками, овладение языком). 2. Школьный (овладение знаниями, культурой, формирование интеллекта). 3. Послешкольный (овладение рабочими профессиями, овладение средним или высшим специальным образованием, подготовка к трудовой деятельности) 4. Период активной трудовой деятельности (вхождение в трудовой коллектив, выработка навыков делового общения, усвоение правил деловой конкуренции, стремление к успеху, повышению своего престижа и материального благополучия). 5. Период послетрудового существования (переход к более легкому труду или полное освобождение от труда с соответствующими формами общения и поведения). Основные институты социализации 1. Семья. Имеет двойное социализирующее воздействие, суть которого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляют усваивать их новые роли, превращают их из супругов в родителей, в отца и мать с соответствующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализирующие оттенки. 2. Система образования. От детских дошкольных учреждений до школы, вуза, и учреждений послевузовской подготовки. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина. 3. Институты трудовой деятельности. Это трудовые коллективы в сфере материального производства, обслуживания, управления, силовых структурах. Здесь человек культивирует навыки профессиональной деятельности и делового общения. Социализация здесь тоже взаимного воздействия. Не только руководитель воспитывает подчиненных, но и наоборот. 4. Институты духовной сферы: философия, наука, религия, искусство, массовая культура, СМИ. Человек, прошедший все основные стадии социализации и усвоивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом веет себя в обществе: в семье, в трудовом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом. Однако, нередки случаи, когда индивиды в своем поведении сознательно или неосознанно уклоняются от предписываемых обществом норм, игнорируют их либо преднамеренно их нарушают. Например, самоубийство, алкоголизм, наркомания, проституция, уголовная преступность - рэкет, коррупция, подделка банкнот, измена Родине, убийство. Те виды поведения, которые расходятся с нормами, принятыми в обществе, называют отклоняющимся (от норм), либо девиантным, поведением. Девиации имеют два вектора своего направления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы обгоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д.Бруно, Галилей), технические изобретения и новации в искусстве, это проявление свободомыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение. Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжничество) и преступными действиями, направленными против личности и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и в деятельности крупных исторических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Нерон, Тамерлан, Гитлер, Сталин, Пол Пот. Однако критерии определения поведения как девиантного неоднозначны и часто вызывают разногласия и споры. Например, захват чеченскими боевиками больницы в Кизляре или Буденновске для большинства россиян - преступная акция, т.е. явная девиация, но с точки зрения чеченцев, ведущих войну с российскими войсками - акт возмездия и мужественный поступок. Граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, в зависимости от позиции того, кто дает оценку поведению. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГАИ считает такой поступок нарушением нормы, то есть девиацией, а водитель автомобиля - нет. Если вы находитесь в автомобиле, то скорее всего такой случай вы не назовете девиантным поступком, а если не в автомобиле, то чаще всего поступите наоборот. С точки зрения религии или морали, девиантный поступок - олицетворение зла, с точки зрения медицины - болезнь, а с точки зрения права - нарушение закона. В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом, и, во-вторых, от типа нарушаемых норм, можно различать следующие основные виды отклоняющегося поведения. 1. Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам, - накопительство, конформизм, мазохизм и др. 2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и др.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др. 3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных; так и правовых норм. Оно выражается в мошенничестве, хищениях, изготовлении фальшивых документах, взятках, промышленном шпионаже, вадализме, воровстве, взломе, автокражах, поджогах, грабежах, убийствах и других преступлениях. Девиантное поведение может выражаться в форме: · поступка (ударил по физиономии женщину); · деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией); · образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков). Социология личности как раз и занимается изучением всех аспектов становления личности и ее общественного поведения.
Тема 4 ЛИЧНОСТЬ, ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 1. Социальная норма и девиация. 2. Причины девиации. 3. Основные формы девиантного поведения Девиантное, или «отклоняющееся», поведение (от лат. deviatio - «отклонение») является предметом изучения педагогики, психологии, криминологии и других наук. Для социологии оказывается важным рассмотрение девиации с точки зрения реального поведения личности и группы, которые не только осваивают, но и преодолевают существующие в обществе нормы, творят новые нормативные системы. 1. Социальная норма и девиация. Нормативные системы общества не являются застывшими, раз и навсегда данными. Изменяются сами нормы, точно так же как и изменяется отношение к ним со стороны личности и групп. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения. Известно, что во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения, поскольку резкие отклонения от норм грозили стабильности общества. Какое же поведение укладывается в рамки общественных норм, а какое является девиантным? Например, курение – это норма или девиация? Для того чтобы ответить на эти вопросы, следует иметь в виду, что девиантное поведение предполагает наличие трех основных компонентов:
|