Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личность и общество





1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь. Структура и типы личности

2. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и личности.

3. Проблемы социализации личности. и поведения человека в его норме и девиации.

1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь.

Структура и типы личности.

Человек – родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида homo sapiens – высшую ступень развития жизни на земле. Т.е. это понятие подчеркивает отличие людей от животных, и ничего не говорит о различиях между людьми. Индивид - отдельный представитель человеческого рода, обладающий уникальными темпераментом, характером, памятью, чувствами. Когда говорят о человеке как о личности, то заостряют внимание на его социальных качествах, его социальной значимости, а когда говорят о нем как об индивиде, то акцент делают на его особенностях, подчеркивая уникальность сочетания его природных, социальных и индивидуальных качеств.

Таким образом, понятия «человек», «индивид», «личность» обозначают один и тот же объект, но как бы с разных точек зрения. Но при этом они имеют и некоторые общие признаки, что дает возможность использовать их в качестве синонимов в разных контекстах.

Личность – это устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психологический и социальный (социокультурный).

С социологической т.зр. самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности. В социологии рассматривается набор элементов, характеризующих социальную структуру личности это потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные установки и др. В каждом человеке эта структура представлена в индивидуальном наборе и формируется в процессе его социализации.

Социальные качества личности – обнаруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в поступках, делах, оценках. Платон, Цезарь, Ньютон, Бетховен, Лев Толстой, мать Тереза – в их титанической творческой деятельности, в огромном эффекте результата этой деятельности.

1) Самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды. Личность понимает себя в прошедшем, настоящем и будущем. Самоуважение, Я теперь, Я каким бы хотел стать.

2) Самооценка – оценка личность самой себя, своих возможностей, способностей, места среди других. Функция – регуляция поведения личности. Какой же Я? Но только так можно решить проблему: каким нужно быть, а не казаться. Т.е. приводит к самокоррекции своих поступков: Это сделал Я. Неужели это сделал Я? Что же Я наделал? Ах, зачем же я это сделал? Это проекция Я реального на Я идеальное с помощью образца, идеала, эталона.

3) Активность – способность человека самостоятельно и энергично производить социально-значимые действия. Сверхнормативность – деятельность, которая не является строго обязательной по существующим нормам, но вытекает из понимания личностью долга, призвания. Титанический труд Леонардо да Винчи над портретом Джоконды в течение 4 лет.

4) Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности

5) Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности: Ленин, Троцкий, Сталин – совершение социалистической революции.

6) Убеждения – потребности, в основе которых лежат представления, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, мировоззрением. Нравственные, научные, религиозные.

7) Установка – готовность личности к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели. Александр Македонский, Наполеон – совершение завоевательных походов.

8) Ценностные ориентации - совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов поведения человека. Целевые – счастье, здоровье, личная свобода, творчество и инструментальные – средства достижения целей (удача, проф. подготовка, самообразование).

9) Идентичность - результат сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, общностью или идеалом (Я белорус, Я – студент, Я - православный, Я – гродненец).

Все названные качества личности реализуются во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность – есть система социально-значимых качеств.

Date: 2015-10-19; view: 366; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию