Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Личность и общество
1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь. Структура и типы личности 2. Статусно-ролевая характеристика структуры общества и личности. 3. Проблемы социализации личности. и поведения человека в его норме и девиации. 1. Человек, индивид, личность: сущность понятий и их взаимосвязь. Структура и типы личности. Человек – родовое понятие, охватывающее всех людей как представителей специфического вида homo sapiens – высшую ступень развития жизни на земле. Т.е. это понятие подчеркивает отличие людей от животных, и ничего не говорит о различиях между людьми. Индивид - отдельный представитель человеческого рода, обладающий уникальными темпераментом, характером, памятью, чувствами. Когда говорят о человеке как о личности, то заостряют внимание на его социальных качествах, его социальной значимости, а когда говорят о нем как об индивиде, то акцент делают на его особенностях, подчеркивая уникальность сочетания его природных, социальных и индивидуальных качеств. Таким образом, понятия «человек», «индивид», «личность» обозначают один и тот же объект, но как бы с разных точек зрения. Но при этом они имеют и некоторые общие признаки, что дает возможность использовать их в качестве синонимов в разных контекстах. Личность – это устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. В структуре личности выделяют три уровня: биологический, психологический и социальный (социокультурный). С социологической т.зр. самым существенным является третий уровень, собственно личностный. Здесь проявляются социальные свойства индивида, возникающие в процессе его деятельности. В социологии рассматривается набор элементов, характеризующих социальную структуру личности это потребности, интересы, цели, мотивы, ценностные установки и др. В каждом человеке эта структура представлена в индивидуальном наборе и формируется в процессе его социализации. Социальные качества личности – обнаруживаются не в процессе самочувствия или самонаблюдения, а только во взаимодействиях с другими людьми, в поступках, делах, оценках. Платон, Цезарь, Ньютон, Бетховен, Лев Толстой, мать Тереза – в их титанической творческой деятельности, в огромном эффекте результата этой деятельности. 1) Самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды. Личность понимает себя в прошедшем, настоящем и будущем. Самоуважение, Я теперь, Я каким бы хотел стать. 2) Самооценка – оценка личность самой себя, своих возможностей, способностей, места среди других. Функция – регуляция поведения личности. Какой же Я? Но только так можно решить проблему: каким нужно быть, а не казаться. Т.е. приводит к самокоррекции своих поступков: Это сделал Я. Неужели это сделал Я? Что же Я наделал? Ах, зачем же я это сделал? Это проекция Я реального на Я идеальное с помощью образца, идеала, эталона. 3) Активность – способность человека самостоятельно и энергично производить социально-значимые действия. Сверхнормативность – деятельность, которая не является строго обязательной по существующим нормам, но вытекает из понимания личностью долга, призвания. Титанический труд Леонардо да Винчи над портретом Джоконды в течение 4 лет. 4) Интересы – постоянный побудительный механизм познания и деятельности личности 5) Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности: Ленин, Троцкий, Сталин – совершение социалистической революции. 6) Убеждения – потребности, в основе которых лежат представления, принципы, определяющие отношение человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, мировоззрением. Нравственные, научные, религиозные. 7) Установка – готовность личности к социальной активности и действиям в определенной сфере деятельности, направленным на достижение поставленной цели. Александр Македонский, Наполеон – совершение завоевательных походов. 8) Ценностные ориентации - совокупность социальных ценностей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающих функцию регуляторов поведения человека. Целевые – счастье, здоровье, личная свобода, творчество и инструментальные – средства достижения целей (удача, проф. подготовка, самообразование). 9) Идентичность - результат сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, общностью или идеалом (Я белорус, Я – студент, Я - православный, Я – гродненец). Все названные качества личности реализуются во взаимосвязи друг с другом. Поэтому и говорят, что личность – есть система социально-значимых качеств. Date: 2015-10-19; view: 401; Нарушение авторских прав |