Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Открытое море





В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86, по­ложения ч. VII Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в ис­ключительную экономическую зону, ни в территориальное мо­ре или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипе-лажные воды государства-архипелага.

Эту формулу можно использовать при определении откры­того моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море — это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в терри­торию, на которую распространяется национальная юрисдик­ция прибрежных государств: в полном объеме (суверенитет) — на внутренние и архипелажные воды и на территориальное мо­ре; в установленном нормами международного права объеме — на исключительную экономическую зону. В Конвенции им по­священы самостоятельные разделы.

Иногда исключительную экономическую зону считают ча­стью открытого моря, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функциональных прав при­брежных государств»1.

Такой подход не согласуется с необходимостью четкого оп­ределения правового режима различных морских пространств.

Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, откры-

Курс международного права. Т. 5. С. 43.

Глава 21. Международное морское право

тая для использования всеми государствами на основе норм ме­ждународного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех госу­дарств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с го­сударствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судо­ходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и труболроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и про­мысла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать. Порядок и условия предоставле­ния своей национальности судам, регистрации судов и предос­тавления права плавать под флагом того или иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что оформляется соответствующими документами. Между государ­ством и судном, которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства неред­ко использование «удобного» флага. Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в од­ном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе­ние объясняется тем, что некоторые государства предусматри­вают упрощенный или льготный режим регистрации, предос­тавления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и др.).

В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет. Государство осу­ществляет в административных, технических и социальных во-

§ 8. Открытое море

просах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, ка­питана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифи­цированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием пла­вающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа мо­жет быть возбуждено только перед судебными или администра­тивными властями государства флага.

Конвенция предусматривают ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру ино­странное судно, если есть разумные основания подозревать, что судно: 1) занимается пиратством; 2) занимается работор­говлей; 3) занимается несанкционированным радио- и телеве­щанием; 4) не имеет национальности; 5) в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается поднять флаг.


Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.

Например, Международной конвенцией по охране подвод­ных телеграфных кабелей 1884 г. предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять на­циональную принадлежность судна, составлять протокол о до­пущенном судном нарушении.

Возможно также преследование «по горячим следам» ино­странного судна, если есть достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила прибрежного государства в во­дах, находящихся под его юрисдикцией. Условием для осущест­вления преследования в открытом море военным кораблем или военным летательным аппаратом прибрежного государства яв­ляется его непрерывность, т. е. оно должно быть начато в мор­ских пространствах, на которые распространяется юрисдикция этого государства, и продолжено в открытом море. Такое пре­следование прекращается, как только преследуемое судно вой­дет в территориальное море своего или иного государства.

Какие-либо акты вмешательства в открытом море в отноше­нии военных судов и государственных судов, состоящих на не­коммерческой службе, недопустимы.

Глава 21. Международное морское право

В целях обеспечения безопасности судоходства и защиты иных интересов государств международно-правовыми нормами предусматривается ряд мер по предотвращению и пресечению некоторых противоправных действий.

Каждое государство, согласно Конвенции 1982 г., обязано принимать эффективные действия по предотвращению пере­возки рабов на судах, имеющих право плавать под его флагом (ст. 99).

Конкретные меры предусмотрены по пресечению такого преступления, как пиратство. Под пиратством понимается лю­бой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа част­новладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного ап­парата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может захватить пиратское судно или пи­ратский летательный аппарат в открытом море или другом мес­те вне юрисдикции какого бы то ни было государства, аресто­вать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершив­шего захват, могут выносить постановления о наложении нака­заний и определять меры, которые должны быть приняты в от­ношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении незакон­ной торговли наркотическими и психотропными веществами, осу­ществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, зани­мается незаконной торговлей наркотическими или психотроп­ными веществами, оно может просить другие государства о со­трудничестве в пресечении такой незаконной торговли.


Государства сотрудничают также в пресечении несанкциони­рованного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназна­ченных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочас­тот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, мо­жет быть привлечено к ответственности в суде: а) государства флага судна; б) государства регистрации установки; в) государ-

Литература

Литература

Аджаров К. А. Мировой океан: правовой режим. Краснодар, 1983.

Барсегов Ю. Г. Концепция «общего наследия человечества» в международном морском праве (теоретические вопросы) // Со­ветский ежегодник международного права. 1984. М., 1986.

Бекяшев К. А., Сапронов В. Д. Мировое рыболовство: вопро­сы международного сотрудничества. М., 1990.

Головатый С. 77. 200-мильная экономическая зона в Миро­вом океане (международно-правовые проблемы). Киев, 1984.

Клименко Б. М. Международно-правовой режим глубоковод­ного морского дна и его ресурсов // Советское государство и право. 1989. № 4.

Коломбос Д. Международное морское право. М., 1973.

Лазарев М. И. Теоретические вопросы современного между­народного морского права. М., 1983.

Мировой океан и международное право: Основы современ­ного правопорядка в Мировом океане / Отв. ред. А. Мовчан, А. Янков. М., 1986.

Мовчан А. 77. Конвенция ООН по морскому праву — вклад в прогрессивное развитие международного права // Советский ежегодник международного права. 1982. М., 1983.

Молодцов С. В. Международное морское право. М., 1987.

Словарь международного морского права / Отв. ред. Ю. Г. Бар­сегов. М., 1985.

Шинкарецкая Г. Г. Международно-правовые аспекты дели­митации морских пространств // Советский ежегодник между­народного права. 1984. М., 1986.

Яковлев И. И. Международный орган по морскому дну. М., 1986.







Date: 2015-10-19; view: 325; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию