Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дипломатические привилегии и иммунитеты





Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как сово­купность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внеш­них сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответствен­но различаются привилегии и иммунитеты дипломатического

§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты

представительства и привилегии и иммунитеты дипломатиче­ских агентов.

Привилегии и иммунитеты дипломатического представитель­ства. Дипломатическому представительству как органу аккре­дитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным за­конодательством предоставляются особые льготы, преимуще­ства.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатиче­ских сношениях помещения представительства неприкосновен­ны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти по­мещения без согласия главы представительства. Как сами по­мещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аре­сту и исполнительным действиям.

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР «О милиции» 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: «кроме иностранных дипломатических представительств», в другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

Неприкосновенны архивы, документы, официальная кор­респонденция представительства. Это преимущество отличается от провозглашенного в ч. 2 ст. 23 Конституции права каждого на тайну переписки и т. п., поскольку не может быть ограниче­но на основании судебного решения.

Согласно Конвенции государство пребывания должно раз­решать и охранять свободные сношения для всех официальных целей. С этим связано право представительства использовать все подходящие средства, включая дипломатических курьеров. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержа­нию. Для установки и эксплуатации радиопередатчика необхо­димо согласие государства пребывания.

 

Глава 13. Право внешних сношений

В соответствии с международным правом ТмК РФ преду­сматривает таможенные льготы для дипломатических предста­вительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предна­значенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей (ст. 299).

В отношении помещений представительства — как собст­венных, так и наемных — предусмотрено освобождение от на­логов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют со­бой плату за конкретные виды обслуживания.

Представительству и его главе принадлежит право пользо­ваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежа­щих им помещениях и средствах передвижения.

Конвенция возлагает на государство пребывания специаль­ную, как сказано в ч. 2 ст. 22, обязанность принимать все над­лежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвраще­ния всякого нарушения спокойствия представительства или ос­корбления его достоинства. Это обязательство учтено в Феде­ральном законе «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г. В перечне ее обязанностей — обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на тер­ритории РФ (п. «н» ст. 12).

Вместе с тем согласно ч. 3 ст. 41 Конвенции помещения представительства не должны использоваться в целях, не со­вместимых с его функциями.

Привилегии и иммунитеты главы дипломатического предста­вительства и дипломатических агентов. Конвенция содержит общие для всех дипломатических агентов, включая главу ди­пломатического представительства, нормы относительно при­вилегий и иммунитетов. Прежде всего зафиксирована непри­косновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судеб­ное решение (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ) не может быть ос­нованием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей.

Государство пребывания обязано относиться к главе дипло­матического представительства с должным уважением и прини­мать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо по­сягательств на его личность, свободу и достоинство. При этом

§ 4. Дипломатические привилегии и иммунитеты 317

его частная резиденция пользуется той же неприкосновенно­стью и защитой, что и помещения представительства.

Воплощением и конкретизацией этой общей нормы являют­ся обязательства государств в соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, поль­зующихся международной защитой, в том числе дипломатиче­ских агентов, 1973 г.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголов­ной и административной юрисдикции. Согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ дипломатические представители иностранных государств пользуются иммунитетом. Вопрос об иммунитете от админист­ративной юрисдикции затрагивается в ст. 2.6 КоАП РФ.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяет­ся на случаи:

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребыва­ния, если только дипломат не владеет им от имени аккредитую­щего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отка-зополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или ком­мерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в госу­дарстве пребывания за пределами официальных функций.

В связи с последним пунктом следует иметь в виду, что согласно ст. 42 Венской конвенции дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессио­нальной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Наше законодательство — упомянутое выше Положение о дипломатических и консульских представительствах 1966 г. — несколько иначе формулирует эти нормы и предусматривает, что иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяет­ся на случаи, когда глава представительства и члены диплома­тического персонала вступают в гражданско-правовые отноше­ния как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории нашей страны, наследовании или дея­тельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций.

Глава 13. Право внешних сношений

Дипломатический агент не обязан давать показания в ка­честве свидетеля. К этой норме Конвенции Положение 1966 г. добавляет, что в случае согласия давать такие показа­ния он не обязан для этого являться в судебные или следст­венные органы.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, вклю­чаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкрет­ные виды обслуживания, налогов на наследство и частное не­движимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобожда­ется от таможенного досмотра, если нет оснований предпола­гать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в ст. 300 ТмК РФ 2003 г.

Указанными в Венской конвенции привилегиями и имму­нитетами пользуются члены семьи дипломатического агента, живущие вместе с ним, если они не являются гражданами госу­дарства пребывания.

Дипломатические курьеры при исполнении своих обязанно­стей пользуются личной неприкосновенностью и не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме.

В определенной степени привилегии и иммунитеты распро­страняются на членов административно-технического и обслу­живающего персонала и живущих вместе с ними членов семей (при этом ко всем относится оговорка: «если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно»).

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатиче­ских агентов может отказать только само аккредитующее госу­дарство.

Совершение дипломатическим агентом серьезного право­нарушения может стать основанием для объявления его неже-

§ 5. Консульские учреждения

лательным лицом (persona поп grata). В таком случае аккреди­тующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобо­ждает его от юрисдикции аккредитующего государства.

§ 5. Консульские учреждения

Консульские учреждения как зарубежные представительства имеют существенное отличие от дипломатических представи­тельств: они функционируют не в масштабах всего государства пребывания, а в пределах консульского округа, определяемого по взаимному соглашению. Обычно такой округ охватывает не­сколько административно-территориальных единиц государства пребывания.

Консульские отношения возникают с установлением дипло­матических отношений, а при их отсутствии на основе специ­ального соглашения заинтересованных государств. Согласие го­сударства пребывания необходимо для открытия консульского учреждения.

Консульские функции выполняются как рассматриваемыми специальными консульскими учреждениями, так и дипломати­ческими представительствами, в составе которых создаются консульские отделы.

Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: гене­ральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. В консульских отношениях РФ, как и ранее СССР, наиболее распространены генеральные консульства. В настоя­щее время в различных регионах России функционируют гене­ральные консульства: в Санкт-Петербурге — США, ФРГ, Вели­кобритании, Финляндии, ЮАР, КНР, Японии, Казахстана, Ку­бы, Эстонии, Франции и ряда других стран; в Екатеринбурге — США, Великобритании, Чехии, Болгарии, Кыргызстана; в Тю­мени — Украины; в Новосибирске — ФРГ; в Иркутске — Мон­голии; в Хабаровске — КНР; во Владивостоке — США, Японии и т. д.

В составе посольств иностранных государств в Москве рабо­тают консульские отделы.

Порядок формирования. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребыва­ния. При этом назначаемому консулу выдается специальное

Глава 13. Право внешних сношений

удостоверение о его полномочиях — консульский патент. Кон­сульский патент выдается главой государства, главой прави­тельства или министром иностранных дел представляемого го­сударства. В Российской Федерации выдача консульского па­тента производится МИДом России.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консуль­скую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятель­ность консула.

Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского па­тента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслужи­вающего персонала.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функ­циям дипломатических представительств (имеются, естествен­но, различия в масштабах деятельности). Это защита интересов представляемого государства, его граждан и юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между государствами; выяснение всеми закон­ными путями условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские во­просы:

выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего пред­ставительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера.

Перечень названных и ряда других функций, содержащих­ся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополня-

 

§ 5. Консульские учреждения

ется в двусторонних консульских конвенциях, а также — при­менительно к консульским учреждениям РФ — в Положении о Консульском учреждении Российской Федерации 1998 г. Здесь, в частности, названы такие функции, как осуществле­ние в пределах своей компетенции решения вопросов право­вой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам о соблюдении законодательства государства пребывания; введе­ние в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан РФ; принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан РФ; оказание содействия гражданам РФ, находящимся в пре­делах консульского округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа; обеспечение безопасности кон­сульского учреждения, его сотрудников и членов их семей, принятие необходимых мер по обеспечению безопасности граждан РФ в условиях чрезвычайных ситуаций в пределах консульского округа; принятие мер по учету, обеспечению сохранности, благоустройству российских воинских и граж­данских захоронений, установленных на них.памятников, па­мятных знаков и мемориальных сооружений в пределах кон­сульского округа; участие в подготовке и обеспечении межго­сударственных обменов и визитов официальных делегаций; участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребывания; формирование банков данных по законодательству государст­ва пребывания и фирмам государства пребывания, заинтере­сованным в сотрудничестве с российскими партнерами, ока­зания на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребы­вания; выполнение иных функций в соответствии с законода­тельством РФ, международными договорами РФ, другими применимыми нормами международного права и с соблюде­нием законодательства государства пребывания.

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содер­жатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях. В Российской Феде­рации эти вопросы регламентируются также Положением о ди-

Глава 13. Право внешних сношений

§ 6. Торговые представительства

пломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР 1966 г.

Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенно­стью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвен­ции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства «в случае пожа­ра или другого стихийного бедствия, требующего безотлага­тельных мер защиты».

Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на терри­тории государства пребывания осуществляется на тех же усло­виях и теми же средствами, что и дипломатического представи­тельства.

Консульское учреждение освобождается на основе взаим­ности от всех общегосударственных и местных налогов и сбо­ров.

Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобожде­нием от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства.

На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц. Во­прос о характере иммунитетов главы консульства и других кон­сульских должностных лиц решается не единообразно. Широ­кое распространение получили нормы, предусматривающие ог­раниченное (функциональное) освобождение указанных лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрис­дикции в отношении действий, совершаемых ими при выпол­нении консульских функций, т. е. в том, что касается служеб­ной деятельности. В ст. 41 Венской конвенции о консульских сношениях сформулирована норма, которая гласит:

«1. Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании по­становлений компетентных судебных властей в случае соверше­ния тяжких преступлений.

2. За исключением случаев, указанных в п. 1 настоящей ста­тьи, консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничения

личной свободы, иначе как во исполнение судебных постанов­лений, вступивших в законную силу».

Следует иметь в виду то обстоятельство, что данное положе­ние неоднозначно отражено в двусторонних консульских кон­венциях. Некоторые из них особо регламентируют статус главы консульского учреждения, предоставляя ему иммунитеты, ана­логичные иммунитетам дипломатических агентов. В ряде кон­венций все консульские должностные лица приравниваются по характеру иммунитетов и привилегий к дипломатическим аген­там. Однако в большинстве двусторонних консульских конвен­ций воспроизводятся основные положения ст. 41 Венской кон­венции о консульских сношениях.

Консульские должностные лица, включая главу консульско­го представительства, могут быть приглашены для дачи свиде­тельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае от­каза к ним не могут применяться меры принуждения или нака­зания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот во­прос решен таким же образом, как в Венской конвенции о ди­пломатических сношениях.

Date: 2015-10-19; view: 879; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию