Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Некоторые возражения
Против приведенного здесь описания, само собой разумеется, можно возразить, что изучение книг Штайнера — это упражнение не для мышления, а скорее для веры. Это возражение основано, однако, на недоразумении. Подобное изучение, как я его здесь представляю, не должно и не может быть некритическим. Напротив, очень важно, чтобы тот, кто занимается описанием сверхчувственных феноменов, делал это ясным и осознанным образом, при полной сохранности своих критических способностей. Он может сомневаться в том, что читает, он может волноваться из-за этого, может отложить книгу в сторону — может быть, надолго, может быть, навсегда. Публика, которую Штайнер ценил больше всего и с которой он всегда пытался заговорить, состояла не из «верующих» людей, которые были готовы без промедления проглотить все услышанное, а из людей, которые старались думать самостоятельно. Лично я знаю некоторых людей, которые, судя по всему, основательно занимались материалами Штайнера, чтобы позднее отказаться от них, явно или скрыто. Но эти случаи довольно редки. В противоположность этому, я знаю много примеров критиков, которые открыто отвергали или даже нападали на труд его жизни, но, очевидно, как следует не проработали его произведения. Наконец, я хотел бы коснуться одного возражения, оно часто приводится людьми, которым по разным причинам тяжело дается чтение книг. Некоторые из них воспринимают изучение книг как разновидность интеллектуализма. Они считают, что чтение можно было бы совсем заменить другой, имеющей живой смысл активностью, например беседой, наблюдением природы, художественной деятельностью и т. п. Это возражение не затрагивает, однако, существа дела. Беседы, изучение природы и занятие искусством — это деятельности, значение которых трудно переоценить. Но я не думаю, что они могут стать заменой для спокойного, сосредоточенного и ритмически повторяемого мыслительного упражнения, которое осуществляется, когда в течение долгого времени ежедневно осмысленно прочитываешь отрывок в одной и той же книге. При таком изучении вопрос, конечно, не в количестве проработанного материала. Часто бывает лучше прочитать несколько страниц, одну страницу или же только несколько фраз — но действительно их продумать. Герберт Хан — один из известнейших преподавателей вальдорфских школ — рассказывает в своей автобиографии («Путь, который меня вел», Штутгарт, 1969) (Herbert Hahn, «Der Weg, der mich führte») о старом товарище, которому Штайнер посоветовал ежедневно читать из книги «Теософия» только одно единственное предложение. Смысл этого предписания, вероятно, состоит в укреплении способности сосредоточиваться. Овладение при помощи упражнений свободным от тела мышлением — это не разновидность интеллектуализма. Это, напротив, означает среди прочего стремление преодолеть то абстрактное и поверхностное мышление, которое характерно для интеллектуализма.
Date: 2015-10-19; view: 315; Нарушение авторских прав |