Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Феодальная раздробленность Киевской Руси
1. Великий князь Владимир. С 980 по 1015 г. Владимир правил в Киеве. Он попытался сделать языческую веру государственной религией. Начало правления ознаменовано тем, что он «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Самаргла и Макоши. И приносили им жертвы, называя богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей...». Мысли о религии очень занимали Владимира. К нему приходили проповедники из разных стран, всех он расспрашивал об их вере. Принять христианство Владимира подтолкнули конкретные политические события. В 987 г. византийский полководец Варда Фока поднял мятеж против императоров Василия и Константина. Императоры обратились за помощью к Владимиру, а тот потребовал отдать ему в жены их сестру Анну. Братья предложили Владимиру креститься до бракосочетания. Он согласился, помог разгромить Варду Фоку, но креститься не стал. Медлили и братья. Тогда Владимир осадил в 989 г. византийский город Корсунь (около города Севастополя). Оттуда он послал представителей к императорам и, помимо воли Анны, те отправили ее к Владимиру. Корсунь был взят. Здесь состоялась свадьба Анны и Владимира. Затем князь с женой и войском вернулся в Киев и принял крещение. По Киеву были посланы глашатаи, которые приказали всем горожанам наутро принять крещение. После этого началось строительство церквей, особенно там, где раньше стояли языческие идолы и святилища. В Киеве была построена церковь св. Василия (в честь Владимира, принявшего христианское имя – Василий). Однако христианская вера в Киевской Руси утверждалась вплоть до XII в. Принятие христианства в качестве государственной религии – главная заслуга Владимира. Причины принятия христианства: – единому государству должна была соответствовать единая для всей страны религия, а языческие порядки, обычаи и традиции противоречили этому. Без их устранения единое государство не могло существовать и развиваться; – языческая вера препятствовала налаживанию международных отношений Киевской Руси, особенно с христианскими странами Европы, которые не хотели заключать политические соглашения и династические браки с язычниками–князьями, а также торговать с ними. Князь Владимир ходил против радимичей, ятвягов, вятичей, на Волынь, где выбил поляков из Перемышля и Червена. Здесь он основал город Владимир (современный Владимир–Волынский). Ходил на болгар (неизвестно каких, волжских или дунайских). «Повесть временных лет» и другие летописи рассказывают о борьбе князя Владимира с печенегами, которая шла с переменным успехом. Для защиты южных границ он приказал строить города–заставы по рекам Сула, Стугна, Трубеж, Десна. «Нехорошо, что мало городов около Киева». «И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и победил их». Набеги печенегов следовали один за другим. В 993 г. князь Владимир отбил очередное нападение. Но в 996 г. –новое сражение с печенегами. «Владимир с малою дружиною вышел против них и сразился с ними. И не мог он выстоять против них, дружина побежала и едва укрылась от противника (в городе Васильеве). Он был почти настигнут печенегами, но спрятался под мост, под которым и отсиделся, оглушаемый топотом вражеских коней». Постоянные нападения вынудили земледельцев уйти из опасных южных земель на север, в места, укрытые лесом. Чтобы прекратить набеги печенегов, Владимир построил десятки пограничных крепостей и создал дозорную службу. Немецкий миссионер–архиепископ Бруно, направленный к печенегам для проповеди христианской веры, писал германскому императору Генриху II: «Мы направили путь к жесточайшим из всех язычников, печенегам. Князь руссов, имеющий обширные владения и большие богатства, удерживал меня месяц, стараясь убедить, чтоб я не шел к такому дикому народу... Не могли убедить меня: он пошёл провожать меня до границ, которые он оградил от кочевни–ков самым крупным частоколом (или завалами) на очень большое пространство». Борьбу с печенегами Владимир продолжал до конца дней своих. В 1015 г., когда он тяжело заболел, печенеги в большом количестве вторглись в Киевскую Русь. Владимир послал против них своего сына Бориса. Однако кочевники уклонились от сражения и покинули пределы государства. Деятельность Владимира Святого положительно оценивают летописи и специалисты–историки. Так, по «Повести временных лет», Владимир имел широкую душу, любил слова книжные и Евангелие. Сам он грамоты не знал. 2. Великий князь Ярослав Мудрый. С 1019 по 1054 г. правил князь Ярослав Мудрый. Это время политического и культурного расцвета и могущества Киевской Руси. Во время правления великого киевского князя Ярослава произошли следующие события: – Были разбиты печенеги и окончательно отброшены от границ Киевской Руси. В 1036 г. князь Ярослав находился в Новгороде. Воспользовавшись этим, печенеги большими силами стремительно ударили, прорвали южную оборонительную линию и взяли Киев в кольцо осады. Ярослав, собрав войска, спешно прибыл к городу. В ожесточенной битве у стен Киева, которая длилась целый день, печенегам нанесли сокрушительный удар, и они были полностью разгромлены. «Была сеча зла и едва одолел Ярослав к вечеру, побежали печенеги розно, не ведая, куда бегут. И одни потонули в Ситолме, а другие в иных реках и так погибли, а остаток их убежал», – записано в «Повести временных лет». С 1036 г. печенеги перестали быть угрозой для Киевской Руси. Метавшиеся воины бежали к границам Византийской империи, где часть стала наемниками у императоров, а другая часть занялась грабежом границ Византии. В знак решающей победы над печенегами на месте сражения был построен собор Святой Софии. – Во время военных походов на племена чуди был построен город Юрьев, названный христианским именем Ярослава, а на земле вятичей основан город Ярославль. – В 1043 г. Ярослав совершил поход на Византию, причиной которого явился конфликт между славянскими купцами и жителями Царьграда. Вскоре с Византией было заключено мирное соглашение, скрепленное династическим браком. Его сын Всеволод стал зятем императора Византии Константина IX Мономаха. – В годы правления Ярослава был составлен свод гражданских и уголовных законов, получивши название «Русская правда». Это были письменные законы, распространявшиеся на все государство. «Русская правда» узаконила раннефеодальную политическую систему и урегулировала отношения между различными слоями и категориями населения Киевской Руси. Характерная черта «Русской правды» – почти полное отсутствие смертной казни как наказания, даже за убийства виновных приговаривали к денежным штрафам (вирам). Размер штрафа зависел от тяжести преступления и от личности пострадавшего. «Русская правда» называет убийцу «головником», а убитого –«головой». Были определены штрафы за кражу. «Русская правда» – основной источник, который сообщает о положении отдельных групп зависимого населения: закупов (взявших долг – купу), рядовичей (заключивших договор – ряд – на определенный срок), изгоев (потерявших средства к существованию и вышедших из общины), холопов, т. е. рабов (это пленные, проданные за долги или преступления, женившиеся на холопках), смердов (свободных крестьян, которые имели свое хозяйство и платили князю дань). По гражданским делам «Русская правда» устанавливала суд двенадцати выборных (прообраз суда присяжных). На судах заслушивали показания свидетелей (послухов). В «Русской правде» существовала статья, которая узаконила кровную месть: «Если убьет муж мужа, то мстить брату брата, или сыну отца, или отцу сына, а если кто не будет мстить, то платить сорок гривен». «Русская правда» является ценным источником по истории Киевской Руси, так как отображает обычаи, нравы, социальное устройство общества XI в. В 1072 г. сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав и Всеволод на княжеском съезде приняли расширенный свод законов, получивший название «Правда Ярославичей», в основу которого легли законы, написанные при Ярославе Мудром. 3. Князь Владимир II Всеволодович. 1113–1132 гг. – это время правления Владимира II Всеволодовича и его сына Мстислава, названного Великим (1125–1132). В исторической литературе Владимир II известен под прозвищем Мономах, которым он обязан своему деду по матери, византийскому императору Константину IX Мономаху. До того как стать великим князем в Киеве, Владимир II жил и правил в нескольких княжествах: Переяславском, Смоленском, Владимиро–Волынском, Черниговском. Он был очень грамотным политиком и воином, его хвалят летописи. Будучи союзником польского короля Болеслава II, сражался в Чехии и Богемии. Жил в Константинополе, Кракове, Вроцлаве. Знал пять или шесть языков. Был женат на Гите, дочери последнего саксонского короля Гарольда, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. Любимыми занятиями были чтение и охота. Он много воевал. В конце жизни Владимир говорил, что совершил 83 больших и малых военных похода. Годы правления были отмечены следующими событиями: – Владимир Мономах был инициатором съезда князей в своем городе Любече в 1097 г., на котором планировалось помирить враждовавших между собой князей, создать союз для борьбы с половцами и осудить Олега Святославича за дружбу и сотрудничество с половцами. Однако по этим вопросам договориться не удалось, съезд провозгласил лишь следующее: «...пусть каждый князь владеет своим княжеством и не покушается на другие земли» – «каждый да держит отчину свою». – Князь Владимир II успешно сражался с половцами. Для борьбы он объединялся с несколькими князьями и совершал наступательные действия в глубь степей, тем самым, упреждая нападения кочевников. Так, Владимир II в союзе со Святополком, великим киевским князем, и еще пятью князьями весной 1103 г. совершил поход в степь. Нападение на половцев осуществили ранней весной. Поход завершился полной победой княжеских войск. При этом особо отличилась разведка, уничтожившая половецкий дозор. В сражении погибло двадцать ханов, а одного, взятого в плен, Мономах приказал казнить. Летопись сообщает: «...взяли тогда и скот, и овец, и коней, и верблюдов, и вежи с добытком и челядью... И пришла Русь с полоном великим и с победою великою». Впоследствии еще не один раз Владимир Мономах с объединенными войсками других князей успешно отражал набеги половцев. В 1107 г. вторгшиеся половецкие отряды были разбиты объединенными силами. В 1109 г. князья совершили поход в степь, где разгромили половцев и захватили около 1000 шатров. Князь имел большую популярность и авторитет. Именем Владимира Мономаха половецкие матери пугали своих детей. В 1113 г. в Киеве умер великий князь Святополк Изяславич, правивший 20 лет. Летопись говорит о нём так: «В дни княжения своего Святополк сотворил много насилия имущество у многих отнял. И были многие рати от половцев, к тому же и усобицы, и был в то время большой голод и великая скудность во всём». Холодное и дождливое лето стало причиной неурожаев и голода в 1100 – 1112 гг. Особенно страдали люди от отсутствия соли, которую добывали в Крыму (путь туда был закрыт половцами) и в Галицком княжестве. Святополк в то время воевал с Галицким князем, поэтому путь туда также был закрыт. Это привело к спекуляции хлебом и солью. Соль смешивали с пеплом и продавали в три раза дороже. В день смерти Святополка (16 апреля 1113г.) вспыхнуло восстание. Горожане и крестьяне окрестных сёл громили дворы ростовщиков, менял, купцов и бояр, которых подозревали в спекуляции. В то время киевские вельможи вспоминали о Владимире II. Они дважды посылали посольство в город Переяславль, прося его: «Приди, князь, в Киев! Если же не пойдёшь, то знай, что великое зло воздвигнется… из–за тебя пойдут на невестку твою и на бояр, и на монастыри, и будешь ответ иметь, если из–за тебя разграбят монастыри!» Только после приглашения во второй раз Владимир Мономах согласился и 20 апреля 1113 г. выехал в Киев: «… сел на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж прекратился». Date: 2015-10-18; view: 312; Нарушение авторских прав |