Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Восточные славяне в древности. Образование государства у восточных славян





ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

 

1. Славяне – одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов. Они – исконные жители Европы. Исследования языковедов, археологов, этнографов, историков и других ученых свидетельствуют, что предки славянских народов известны с середины II тысячелетия до н. э. В VI–VII вв. н. э. славянские племена разделились на три ветви: венеды, склавины и анты. На основе венедов в дальнейшем сформировались западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужичане). Склавины явились прародителями южных славян (болгаров, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев). Племена антов дали восточных славян (украинцев, белорусов, русских).

В современной науке существуют 2 точки зрения на происхождение славян:

1) Согласно первой точке зрения славяне – коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой и черняховской археологических культур.

2) Согласно второй точке зрения славяне переселились на территорию Восточноевропейской равнины из Центральной Европы, а конкретнее, – из района верховий Вислы, Одера, Эльбы и Дуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, они расселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда – на Днепр, где появились в VI – VII вв. В настоящее время эта точка зрения более распространена в науке.

2. Восточные славяне жили на огромной территории: от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устьев Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. О расселении восточных славян свидетельствует летописный свод «Повесть временных лет» (ПВЛ), составленный в начале XII века монахом Нестором в Киеве. Летописец называет 13 восточнославянских племен и даже пробует очертить территорию их проживания: «Так же и те славяне пришли и поселились по Днепру и назвались поляне, а другие древляне, поскольку обитают в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и прозвались дреговичами...». Далее летопись говорит о полочанах, кривичах, радимичах, вятичах и других племенах. Относительно восточных славян под условным названием «племя» Нужно понимать племенно–территориальное образование с соседско–общинными отношениями.

Славяне селились в труднодоступных местах (на высоких берегах рек, озер, на болотах), в основном с плодородными почвами. Жили в столбовых домах (летом) или полуземлянках (зимой), где сооружали каменные или глинобитные очаги и печи.

3. У восточных славян было развито земледелие (подсечное и пашенное), охота, рыболовство, бортничество, домашнее скотоводство, ремесла и обмен. Благоприятные природные условия и более плодородная земля способствовали развитию земледелия у южных племен. На юге земледелие было пашенным, а на севере, в лесной полосе, – в основном подсечное, или огневое. Подсечное земледелие было наиболее трудоемким. Выбрав участок леса, подрубали деревья, и год они засыхали. Потом, свалив сухие стволы, участок выжигали, а несгоревшие остатки пней выкорчевывали, ровняли землю, взрыхляли ее сохой и сеяли прямо в золу, разбрасывая семена руками. В первые два–три года урожай был высокий, удобренная золой земля родила щедро. Но потом она истощалась, и приходилось искать новый участок. Такая система земледелия содействовала сохранению общинной собственности и первобытнообщинного строя. Славяне выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо и другие культуры.

Высокого уровня развития достигли ремесла. Металлообработкой, кузнечным и гончарным ремеслами занимались в каждом большом поселении. Возникали ремесленные центры – поселки, где основными жителями были ремесленники. Туда приходили крестьяне, чтобы купить изделия или обменять на них свои продукты.

Постепенно такие центры стали центрами внутренней торговли, а некоторые из них – и внешней. О развитии торговых отношений можно судить по археологическим находкам. Предметы и монеты неславянского происхождения свидетельствуют о том, что торговали с Востоком, Византией, Западной Европой и Скандинавией. Обменивали меха, мед, воск на украшения, дорогую посуду, оружие. Торговле способствовала развитая система рек, по которым перевозили товары. Основные пути шли по рекам Волхов, Днепр, Двина. Был известен путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское море с Черным. С расширением торговли сформировалась своя денежная система. На смену «меховой единице» пришли восточные, европейские и византийские монеты.

4. Большую роль в жизни восточных славян играли религиозные верования. Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы и вера во многих богов, называется языческой. Важнейшими богами у славян были Перун, Даждьбог, Стрибог, Сварог, Велес, Мокошь. Социальные отношения регулировались традициями. Характерной особенностью культуры славян в древности был своеобразный погребальный ритуал: умерших сородичей сжигали, а пепел накрывали большими колоколовидными сосудами. Позднее его упростили: пепел после сожжения обычно ссыпали в яму и закапывали, над могилой ставили для обозначение камень.

Совершенствование железных орудий труда привело славян к переходу от родовой общины к соседской, или территориальной. Появилась частная собственность, т.е. собственность отдельных семей на скот, орудия и результаты своего труда. В совместном пользовании общины оставались земли, леса, луга и др.

Важнейшие вопросы славяне решали на народных собраниях – вечевых сходах. С усилением власти вождей племени, которых стали называть князьями, значение вече уменьшилось. При переходе к феодальному обществу возникла особая военная организация – дружина для сбора дани (полюдья) с покорённых земель и совершения набегов на соседей. Князь раздавал земли своим дружинниками, что привело к появлению и укреплению частной собственности на землю.

5. Князь Олег (Вещий), родственник и опекун Игоря, правил с 879 по 912 г. Он объединил север и юг и создал единое славянское государство, которое территориально представляло собой узкую полосу на пути «из варяг в греки». В 882 г. Олег решил овладеть Киевом и во главе варягов, кривичей, ильменских словен, чуди, мери и веси отправился в поход. По пути он захватил Смоленск и Любеч, оставив там своих наместников.

Киев Олег взял хитростью. Под видом купцов он с частью воинов подплыл к городу и отправил посольство к Аскольду и Диру. Послы пришли к киевским правителям безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда Аскольд и Дир вышли к ладьям, выбежали вооруженные люди, а Олег сказал: «Не князья вы и не княжеского рода! А я княжеского рода!» И, показав на маленького Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика!». Аскольд и Дир были убиты и похоронены в Киеве. Олег провозгласил Киев столицей своего государства и стал там править. 882 год принято считать годом образования Киевской Руси. Объединение северного и южного союзов славянских племен состоялось.

По своей форме возникшее государство было раннефеодальной монархией (до середины XI в.). Раннефеодальной она являлось потому, что главной задачей было укрепление феодальных отношений, так как основная масса крестьян была свободной, и процесс деления общества еще не завершился, а аппарат власти только создавался (вече – князь, ополчение – дружина, народный суд – суд князя или дружинников).

Годы правления князя Олега ознаменовались следующими событиями:

1) он освободил от власти Хазарского кагана и подчинил Киеву некоторые восточнославянские племена (полян, древлян, радимичей, северян, кривичей, словен ильменских) и ряд финно–угорских племен севера. «Повесть временных лет» описывает эти события так: «Начал Олег воевать с древлянами, и победил их и стал брать дань по черной кунице с дыма (со двора). Идет Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань легкую...». Послал к радимичам спросить: "Кому дань даете?" Они сказали: "Хазарам". И сказал Олег: "Не давайте хазарам, а давайте мне"». Однако подчинил Олег эти племена не окончательно, так как впоследствии, по летописным источникам, его преемникам приходилось вновь восстанавливать зависимость племен. Это можно объяснить тем, что подчинение было только на время правления того или иного князя. И только в конце X в. сопротивление ряда племен было окончательно подавлено;

2) организовал защиту рубежей государства от внешних врагов. Для обороны от кочевников Олег «начал города ставить» и раздавать земли «мужам» (приближенным);

3) совершил поход в 907 г. на Византийскую империю, на город Царьград (Константинополь), чтобы обеспечить выгодные условия для торговли с Византией.

В 907 г. князь Олег отправился в поход на Константинополь. Для этого он собрал варягов, а также северные и южные племена славян: древлян, полян, кривичей, радимичей, тиверцев, словен нов–городских, чудь, мерю, дулебов. Плыли на 2 000 судов, на каждом было по 40 воинов, а конница двигалась берегом. Город не сумел оказать сопротивление. Воины опустошили пригород, забрали богатства и пленных, а затем, согласно «Повести временных лет», Олег приказал сделать колеса и поставить на них ладьи, которые при попутном ветре, развернув паруса, двинулись к стенам города. Это, видимо, было сделано, чтобы защитить воинов от стрел. Греки запросили мир. Военные действия были остановлены. В Константинополь для переговоров с императорами Львом и Александром, правившими совместно, было направлено посольство из пяти человек: Карл, Фарлоф, Рулав, Вельмуд, Стемид. Был заключен мир, договор оформили на двух языках: греческом и славянском. Сохранился только греческий вариант. В соответствии с этим мирным соглашением было осуществлено следующее:

1. греки выплатили дань по 12 гривен на корабль, а не на каждого воина или на «уключину» (весло), как просил Олег;

2. славянских и варяжских купцов освободили от уплаты «мыта», т. е. торговых пошлин;

3. империя выплачивала «уклады» (дань) на города Киев, Чернигов, Полоцк, Переяславль, Любеч, Ростов и на «прочие города», где правили князья, подчинённые Олегу;

4. Славянские послы получали посольское содержание, а купцы – «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, мяса, рыбы, овощей, фруктов, вина в течение шести месяцев. Они рас–полагались недалеко от города, в монастыре св. Мамы. Списки составляли греки и потом платили «месячину». Послы и купцы должны были проходить в город через определенные им ворота в сопровождении греческого чиновника, без оружия и не более 5–10 человек. В обратную дорогу их обеспечивали едой и корабельными снастями – парусами, якорями и т. д. («сколько им будет нужно»). Послы и купцы могли мыться в византийских банях (термах). Этим правом пользовались только жители города.

Византийцы целовали крест в знак верности данному соглашению, а Олег и его дружинники поклялись оружием и богами – Перуном и Велесом. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах города. По его требованию были сшиты паруса для кораблей из шелка (для варягов) и полотна (для славян).

Мирное соглашение, заключенное князем Олегом в 907 г. с таким могущественным государством средневековья, как Византия, позволило ему расширить свое влияние и укрепить власть.

Через четыре года, в 911 г., в Византию направляется новое посольство из 15 человек. В ходе переговоров было заключено соглашение, дававшее еще большие привилегии послам и купцам.

В «Повести временных лет» в 898 г. отмечен интересный и уникальный факт европейской истории – бегство мадьяр (венгров) от нападений печенегов. «Шли угры (венгры) мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, и пришли к Днепру, и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими (Карпаты), и стали воевать против живших там волохов и славян....Угры прогнали вол охов, унаследовали ту землю и поселились со славянами....И с тех пор прозвалась земля Угорской». Эти события называются в истории Венгрии «обретением родины». Однако венгерские источники и историки утверждают, что у стен Киева произошло сражение между венгерскими племенами и войском Олега. В той битве Олег был разбит и укрылся в Киеве. Затем, в ходе мирных переговоров, было заключено соглашение о союзе. Князь Олег обеспечил венгров едой и снаряжением, а те, в свою очередь, обязались оказывать военную и иную помощь. Судя по дальнейшим событиям, это соглашение успешно действовало в течение нескольких, веков.

Князь Олег умер в 912 г. Летопись повествует о его смерти от укуса змеи. Предание о гибели князя из–за верного друга, боевого коня, легло в основу стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Место захоронения Олега, по одним сведениям, находится в Киеве: «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, что зовется Щековицей». По другим данным, он похоронен в Ладоге: «И есть могила его в Ладоге». По третьим источникам – князь погиб где–то за морем.

6. После смерти князя Олега стал править сын Рюрика Игорь (Старый) (912 – 945 гг.). Началом его княжения стала война с древлянами, которые, воспользовавшись смертью Олега, хотели «отложиться» от Киева и «затворились» от Игоря в укреплённых городах. Он разгромил древлян и «возложил на них дань больше прежней».

Воевал князь и с появившимися на границах кочевниками – печенегами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 915 г. печенеги были впервые замечены на границах, но сражения с ними не было. В 920 г. произошло первое вооруженное столкновение, печенеги были отброшены в степь.

Князь Игорь совершил два похода на Византию" (в 941 и 944 гг.). В 941 г. он повел по Днепру и Черному морю 10–тысячную эскадру кораблей. Варяги и славяне опустошили побережье империи, которая, срочно мобилизовав войска, в жестокой сухопутной битве вышла победительницей. Византийцы отогнали дружину Игоря от Царьграда, используя «греческий огонь» – зажигательную смесь в горшках

В 944 г. князь Игорь предпринял второй поход на Византию. Он нанял конницу печенегов, собрал все славянские племена и на кораблях, а конница по берегу, направился к Царьграду. Византийская разведка донесла императору о приближении войска Игоря, На реке Дунай его встретили послы от императора с предложением о мире за огромный выкуп. Игорь и его дружина согласились: «Что нам еще нужно – не бившись взять золото, серебро, паволоки (шелковые ткани)? Разве знает кто, кому одолеть, нам ли, им ли? Или с морем кто сговорился? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». В том же году в Киеве и Царьграде был подписан мир, правда, менее выгодный, чем мир 907 или 911 гг. При его заключении в Киеве греки и христиане–славяне целовали крест в церкви св. Ильи на Подоле, а язычники–славяне клялись Перуном и оружием на языческих капищах.

В Киевской Руси князь Игорь с дружиной объезжал подвластные ему земли и осуществлял сбор дани (полюдье), размер которой не был определен. Это была плата князю и его дружине за защиту от внешних врагов и за выполнение ими административных функций. Полюдье иногда превращалось в грабительскую операцию, против чего выступали крестьяне и горожане, как это произошло в 945 г. на древлянской земле.

Сбор дани с древлян Игорь поручил воеводе и боярину Свенельду. В 945 г. Свенельд с дружиной взял богатую дань, чем, видимо, вызвал зависть у дружинников Игоря. «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, – жаловались они Игорю, – а мы наги! Пойдем, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!» Поддавшись настойчивым уговорам своей дружины, Игорь отправился в древлянские земли. У князя древлян Мала, вероятно, не было сил для борьбы, поэтому он выплатил еще одну дань. Караван отправился в Киев, а князь решил с небольшим отрядом (историки говорят о шести воинах) вернуться в город Искоростень и потребовать еще дани. Древляне поняли, зачем Игорь идет в их землю, закрыли ворота Искоростеня. Однако решили выслать послов, чтобы уговорить князя удовлетвориться уже собранным и уйти в Киев. Но Игорь потребовал впустить его. Тогда жители, вооружившись, вышли из города, окружили князя и его дружинников и убили их. Игоря древляне подвергли мучительной казни. Они привязали его к двум согнутым деревьям, а затем отпустили их (об этом говорит византийский автор Лев Диакон в своей книге «История»).

7. Жена князя Игоря Старого княгиня Ольга (Хельга) – христианское имя Елена, называлась ещё Хитрою, Святой, Мудрой – правила в 945–969 гг. Была родом из города Пскова, но по происхождению она, вероятнее всего, из Скандинавии, о чём говорит норманнское имя – Хельга.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась административно–экономической реформой в своем государстве и укреплением княжеской власти. Древлянское восстание 945 г. послужило уроком, который она хорошо усвоила и сделала необходимые выводы. «И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок даней и налогов». То же самое было сделано и в других землях государства: «Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге – оброки и дани». Погосты – бывшие села–стали административными центрами княжеского управления, местом сбора дани. В течение ряда лет, примерно до 954 г., княгиня Ольга занималась вопросами экономического обустройства своего государства: объезжала владения, расставляя на местах доверенных лиц– «тиунов» (управителей) и всемерно укрепляя великокняжескую власть.

Укрепив власть, Ольга приступила к решению внешнеполитических задач. Стала христианкой (неизвестно, правда, где именно – в Киеве или Константинополе – она приняла крещение). Ольга была хорошо знакома с христианской верой. В Киеве было достаточно христиан из числа варягов и славян, часть дружины ее мужа Игоря тоже являлись христианами. Были в городе и христианские церкви, например церковь св. Ильи, которая считалась соборной, т. е. главной, а значит, можно предположить, что были и другие церкви.

В 955 г. согласно «Повести временных лет», Ольга с большим посольством отправляется в город Константинополь и там принимает христианскую веру. Византийский император, по летописи, был удивлен ее красотой и предложил Ольге стать его женой. Однако она, проявив хитрость и мудрость, попросила императора стать крестным отцом. Он согласился и стал им, а это, по церковным канонам, исключало брак между ними. История крещения княгини Ольги имела важное политическое значение. То, что император был ее крестным отцом, сразу выделило ее из среды других правителей и государей и значительно повысило ее престиж, а также престиж великокняжеской власти в целом в глазах Европы и Азии.

Однако Ольга осталась недовольна приемом, который был оказан ей в Константинополе (посольство долго ждало аудиенции у императора, находясь на кораблях в бухте Золотой Рог, а на церемонии у императора Ольге было предложено занять место в ряду других придворных женщин империи). О ее недовольстве свидетельствует письмо императору, написанное после возвращения в Киев.

Укрепляя дружественные отношения с западными соседями, Ольга в 959 г. направила к германскому королю Оттону I посольство с просьбой прислать в Киев миссию для пропаганды христианской веры. Оттон I, являясь ревностным христианином, отправил группу монахов во главе с Адальбертом. Однако пропаганда новой веры натолкнулась на сопротивление киевлян–язычников и не увенчалась успехом. Адальберт и его спутники были вынуждены бежать из города, при этом некоторые погибли. Немецкий хронист отмечает, что миссия Адальберта провалилась «не по его вине».

Принятие княгиней Ольгой христианства не способствовало распространению веры в государстве. Ее сын Святослав «не думал и не прислушивался к этому... продолжая жить по языческим законам». Он говорил: «Как мне одному принять иную веру? Дружина моя станет надо мной смеяться». До конца жизни Святослав оставался сторонником язычества. А Ольга строила церкви и везде пропагандировала христианство. Умерла она в 969 г. и была похоронена по христианскому обряду.

 

 

Date: 2015-10-18; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию