Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский космизм





Еще несколько лет назад понятие русского космизма (космической философии) брали неизменно в кавычки. Ныне русский космизм уже основательно окреп в своих правах, обрел законное гражданство в отечественной культурном наследи. Яркими представителями космического направления научно-философской мысли являются В.Ф. Одоевский (1803-1896), А.В. Сухово-Кобыльский (1817-1903), Н.Ф. Федоров (1929-1903), В.С. Соловьев (1853-1900), Н.А. Умов (1846-1915), С.Н. Булгаков (1874-1948), П.А. Фроленский (1882-1937), Н.А. Бердяев (1874-1948), В.Н. Муравьев (1885-1932), А.К. Горский (1886-1943), Н.А. Сетницкий (1888-1937), К.Э. Циолковский (1857-1935), В.И. Вернадский (1863-1945), А.Л. Чижевский (1897-1964), Н.Г. Холодный (1882-1953), В.Ф. Купревич (1897-1969), А.К. Манеев (р.1912).

Для русского космизма характерно рассмотрение человека как микрокосмос, вместившим в себя все природные, космические стихии и энергии. В целостность мироздания ученые органично включают жизнь и сознание. Они – эволюционисты. В теории эволюции, как известно, выдвигались различные причины происхождения животных видов, их смены и развития, в основном сводимые к тому или иному сочетанию изменчивости и наследственности, пластичного приспособления организмов к среде и сложных генетических и мутационных законов. Русские космисты, особенно В.И. Вернадский отвергал концепцию «Человек – венец творения». В.И. Вернадский убеждал: сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь». Дальнейшее развитие человечества, по Вернадскому, будет состоять «в изменении форм питания и источников энергии, доступных человеку», стало благодаря тому, что эволюция в своем первом мыслящем существе произвела небывалое орудие своего дальнейшего развития: разум, обладающий самосознанием, возможность глубинно познавать себя и мир. В. И. Вернадский считал, что человечество живет в низшей антропогенной геологической эре: «Homo sapiens» несть завершение создания, он не является обладателем совершенного мыслительного аппарата. Он служит промежуточным звеном в длинной цепи существ, которые имеют прошлое и, несомненно, будут иметь будущее». На смену антропогенной геологической эре придет «ноосфера» с новым третьим независимым человеческим ответвлением, которое научится поддерживать свой организм как растения – из самых элементарных природных неорганических веществ.

Представители русского космизма внесли свой вклад в критику антропоцентрического мировоззрения и обосновали концепции «ноосферы». Подробнее читатель может познакомится сих воззрениями по антологии «Русский космизм: Антология философской мысли» (Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.).

Для историков представляют большой интерес исследование А.Л. Чижевского о земном зле солнечных бурь.

А. Л. Чижевский называл себя «Солнцепоклонником!». Во время учебы в Москве одновременно в двух институтах – Коммерческом, дававшем основательные знания в точных науках, и в Археологическом, где углубленно изучались гуманитарные науки (одновременно он посещает лекции на медицинском и естественно-математических факультетах Московского факультета), Чижевский, следуя совету К. Э. Циолковского, на несколько лет «зарывается в статистику», изучает старые хроники, летописи, исторические и медицинские сочинения и начинает строить графики и кривые соответствий разного рода земных бедствий и бурных событий: эпидемий, бунтов, войн, революций – циклическим электромагнитным возмущением на Солнце. И уже в марте 1918 г. защищает на историко-филологическом факультете Московского университета диссертацию на степень доктора всеобщей истории «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса». (Кстати, о широте его интересов свидетельствует одобренная за год до того кандидатская диссертация на тему «Русская лирика 18-го века».) Позднее, в 1924 г., краткое и популярное извлечение из выросшего к тому времени до 900 страниц труда опубликовано в Калуге под заглавием «Физические факторы исторического процесса». И тут разразилась настоящая буря. В отношении этой новаторской работе научный мир резко поляризовался: были горячие ценители, поклонники и среди крупных ученых, и среди общественных деятелей, и среди писателей, но обнаружились и отчаянные хулители. В чем только не обвиняли молодого исследователя: лженаука, возрождение астрологии! – и чего только не требовали: отказаться от своих идей, покаяться и даже совершить «осквернение» собственного сочинения (вот уж поистине вершина критического садизма, непонятно, правда, как такое и произвести!). В калужской газете «Коммунар» (4 апреля 1924 г.) на защиту своего друга выступил К. Э. Циолковский. Отметив, что в трудах А.Л. Чижевского впервые экспериментально убедительно в историю «врываются физика и астрономия», он так сформулировал суть этих достижений: «Словом, молодой ученый пытается обнаружить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в деятельности Солнца и путем вычислений определить ритм, циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая, таким образом, новую сферу человеческого знания».

Эта «новая сфера» позднее в исследованиях А. Л. Чижевского была значительно расширена, влияние солнечной радиации было прослежено на самых различных уровнях. Ибо когда с интервалом в 11 лет начинается на Солнце период особенной активности, все на Земле приходит в «возмущение» и смятение – от ее стихий: землетрясения, смерчи, наводнения, засухи, от нижайших живых форм: начинают усиленно размножаться вирусы, бактерии, и на человечество обрушиваются уже «эпидемические катастрофы», до высшего и самого чуткого этажа Жизни – человека. А. Л. Чижевского по праву считают основателем космической биологии, изучающей зависимость всех функций живого от деятельности Солнца и шире – от состояния космоса; эта новая наука у него детализировалась в различные отрасли – космомикробиологию, космоэпидемиологию, и каждая из них была результатом огромной работы ученого, его содружества с отечественными и зарубежными врачами, физиками, биологами.

Но все же самым оригинальным, заветным ядром исследований Чижевского стала теория гелиотараксии (от гелиос - «солнце» и тараксио – «возмущаю»); ее основной закон, сформированный ученым в 1922 г., утверждает, что «состояние предрасположения к поведению человеческих масс есть функция энергетической деятельности Солнца». Резкое усиление солнечных потоков, того активно действующего в них агента, который Александр Леонидович назвал z-излучением (ибо природа еще достоверно не выявлена), приводит через воздействие на первую и гормонально-эндокринную систему индивидуальных организмов к повышению коллективной возбудимости. Как есть эпидемии холеры и гриппа, существуют и своего рода психические «поветрия», вспышки негативной эмоциональности, агрессивности, экстремального поведения. По теории Чижевского, «бомбардировка» Земли этими солнечными агентами переводит потенциальную нервную энергию целых групп людей в кинетическую, неудержимо и бурно требующую разрядки в движении и действии. Когда нет какой-то объединяющей «идеи», единой цели, куда может устремиться общая нервная возбужденность, а то и взвинченность, возрастают индивидуальные и групповые аномалии поведения: хулиганство, преступность, часто немотивированная экзальтации, истерия разного рода. А когда есть такая «идея» и в котел общей озабоченности и недовольства, экономического, политического, национального, попадает искра z-излучения, он начинает неожиданно бурлить и переливаться через край. Импульсивно возрастает «социальная раздражимость» масс, и она в своем выходе наружу изменяет, то ускоряя, то замедляя (в зависимости от солнечной фазы), самый темп истории, ритм жизни социума. Как пример можно добавить, что все знаменитые мировые революционные события 1789, 1830, 1848, 1905, 1917, 1941 гг. да и наше «перестроечное» время со всеми его стихийными, политическим и национальными катаклизмами приходятся на годы активного солнце, интенсивнейшего пятнообразования на нем. Чижевский подсчитал, что в период минимальной солнечной активности наблюдается и минимум массовых движений – 5%, а во время максимума – 60%.

В современном обществознании идеи русского космизма о единстве космоса и человека (универсум) на примере преимущественно восточных цивилизаций исповедуют красноярские ученые-социологи В. Г. Немировский, Д. Д. Невирко, В. И. Кудрявцева. Они убеждены, что в социальном прогнозировании можно успешно применять универсальный подход.

 

«Мы знаем только одну единственную науку,

науку истории. Историю можно рассматривать

с двух сторон, ее можно разделить на историю

природы и историю людей. Однако обе эти

стороны неразрывно связаны: до тех пор, пока

существуют люди, история природы и история

людей взаимно обусловливают друг друга»

К. Маркс

 

Date: 2015-10-19; view: 585; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию