Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Алгоритм
Спросите, какие вопросы остались по этой теме? Ответьте на них. Разберите несколько примеров на доске и в тетрадях. Обязательно используйте внутреннюю визуализацию для запоминания окончаний 1 и 2 спряжений. Тренировочные упражнения. Комментированное письмо под диктовку по алгоритму. Любишь - любить, плачешь, борются, исследуешь, скачешь, они держат, ходит, колеблет, клеят, не будет, едет, он тает, гонит, режет, умеешь, они борются, смотришь, накосишь. Работа с текстами. Устно проспрягайте по лицам и числам глаголы хотеть, есть, бежать. Перед этим запишите на доске подсказку - личные местоимения 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он она оно они Почему они разноспрягаемые? Обратите внимание детей на правильное изменение глагола хотеть: хочу, хотим, хочешь, хотите, хочет, хотят. Выпишите из предложений только глаголы 1 спр. 1. Правда глаза колет. 2. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. 3. Буря воет в саду, буря ломится в дом. 4. Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей. 5. Ей чудится: отец бранится, мать плачет. Работа с текстами. Завершите сегодняшнее занятие упражнением, которое называется “Орфоэпический бой”. Если ваши ученики не знают термина орфоэпия, объясните его. Условия боя таковы. Сражаются двое участников. Они поочередно указывают слово из своего “арсенала”, которое соперник должен правильно произнести, а если это глагол - проспрягать его. Ошибка - пропущенный удар. Выигрывает, разумеется, тот, кто пропустил меньше ударов. АРСЕНАЛ
День 10. Обозначив начало занятий любым позитивным аудиальным якорем, мы обычно рассказываем метафору. Однажды в темном помещении людям, не знавшим, что такое слон, показывали это животное. Один вошел в комнату, где был слон, ощупал руками хобот и сказал: ”Слон похож на змею. Он длинный и гибкий”. Другой ощупал слоновий бок и сказал: ”Слон похож на стену - он большой и плоский”. А третий, ухватив слона за хвост, закричал: ”Вы все ошибаетесь! Слон - это длинная веревка!” И никто из них не знал, что это просто слон, потому что каждый знал только часть. Вы уже знаете много упражнений, которые можно использовать для развития внимания, памяти и мышления. Важно отметить, что и здесь успех не только в разнообразии предлагаемых упражнений, но и в частоте их применения. Мы используем каждую свободную минуту для тренировки. Мы часто встречались на наших семинарах с тем, что нас просили дать как можно больше упражнений на развитие внутренней визуализации, внимания и высших психических функций. Если у вас есть банк подобных упражнений, то вы знаете, как важно снова и снова повторять эти задания, внося небольшие изменения. Таким образом вы получаете материал для анализа по каждому учащемуся и прослеживаете конкретную динамику развития. Поэтому если вы давно не проводили “Корректурную пробу”, сейчас самое время приступить к этому заданию. Есть вероятность, что тема прошлого занятия достаточно объемна для того, чтобы посвятить ей два дня. Сегодня мы продолжим работу над темой “Правописание личных окончаний глаголов”. Предложите ученикам изменить глаголы, которые вы будете диктовать, на форму 2 лица ед.числа и 3 лица мн.числа и записать их в два столбика: кружиться, держаться, стараться, сомневаться, заниматься, отправляться, заботиться, наслаждаться. Пусть сами ученики проверят полученные записи при помощи алгоритма, выделяя окончания и определяя спряжение. Работа с текстами. Проверив тексты, вы готовы к следующему шагу. Теперь пора провести игру с мячиком “Как можно использовать зубную щетку (кирпич, цветочный горшок, парашют...)”. Если вы выбрали кирпич, то у вас есть возможность определить степень агрессивности некоторых учеников. Чаще всего они назовут вам примерно такие способы использования кирпича: ”Сбросить с крыши, ударить соседа и т.п.” Согласитесь, что для них вы сможете составить (если захотите) метафоры, такие например, как заключительная метафора сегодняшнего занятия. Есть еще одно задание, связанное с сегодняшней темой. Предложите участникам группы найти “спрятанное слово”. Для этого нужно записать один под другим загаданные глаголы, поставив их в форму 2 лица ед. числа. 1. Обнести оградой. 2. Зачерпнув жидкости, брызнуть ее на кого-либо 3. Антоним слова расплести. 4. Собирать мусор веником 5. Синоним слова класть 6. Синоним слова сверкать, светиться. оГрадишь пЛеснешь зАплетешь сГребешь пОложишь бЛеснешь Теперь прочитайте вторую букву каждого слова. Определите спряжение глаголов, выделите окончания. Упражнение “Общее и различное”. Случалось ли вам отмечать когда вы приходите в незнакомое место, вы сразу замечаете, чем это место напоминает вам другие, знакомые места? Или меняя работу, искать нечто подобное предыдущей с небольшими различиями? Или разглядывая костюм своей приятельницы, говорить себе: ”Пожалуй, я хочу такой же!” Если это так, то одна из ваших ведущих метапрограмм - поиск общего. (Что такое метапрограммы? Помните, когда летом вы собирали грибы, то почти совсем не замечали ягоды. И даже дома, стоило вам закрыть глаза, мерещились грибы. А если вы настраивались собирать ягоды, то могли с удивлением отметить, что вам совсем перестали попадаться грибы. Так действуют фильтры реальности. Фильтры бывают разные. Так вот метапрограммы - главные фильтры для определения той доли реальности, на которую направлено наше внимание. Они также определяют то, что мы упускаем. У каждой метапрограммы есть несколько выборов, которые мы бессознательно можем сделать. Вы уже знаете, что существуют три основных механизма обработки информации - опущение, искажение, стирание. Специфически используемые, они являются фильтрами, формирующими личность.) А может быть, вы предпочитаете отмечать различия, ориентируясь на метапрограмму “Поиск различий”? Тогда, наверное, вы часто меняете работу, а если ваша соседка купила себе такие же книжные полки, обращаете внимание на небольшое различие в цвете, цене, магазине или еще в чем-то. “О, это совсем по-другому. Я люблю новизну. Как сильно отличается одно от другого,” - так обычно говорят эти люди. Полезно бывает “примерить другие очки”, и если вам свойственен поиск общего, поискать различия и наоборот. Обратите внимание на свою внутреннюю реакцию и понаблюдайте за поведением окружающих вас людей. Этому мы посвятим первую развивающую игру следующего дня. А сейчас предложите вашим ученикам поиграть и назвать как можно больше общего в глаголах, написанных на доске. борются смотрят Вы удивитесь, как много сходства найдут ваши ученики. Главное, дайте им достаточно времени и слушайте их с удовольствием. А затем попросите найти как можно больше различий. Мы верим, что эта игра развлечет вас и заставит задуматься. Она связана с логической операцией сравнения, включающей поиск общего и поиск различий. Работа с текстами. Заключительное упражнение сегодняшнего занятия связано с развитием внимания, закреплением темы и вашей хорошей дикцией. Будьте внимательны, от вас многое зависит! В течение того времени, пока вы читаете (вслух, разумеется) стихотворение Баратынского, участники должны посчитать, сколько букв И находится в этом стихотворении. И вот сентябрь! замедля свой восход Сияньем хладным солнце блещет, И луч его, в зерцале зыбком вод, Неверным золотом трепещет.
И наконец обещанная метафора на снятие агрессивности. Кстати, помимо метафоры хорошо помогают различные упражнения, связанные с движением. Сегодня я расскажу вам историю о Штушти-Кутушти. А, вы не знаете, кто это такой? Штушти-Кутушти - страшный зверь, который живет в лесу. Так считают все другие звери. И у них есть на это свои причины. Однажды Штушти-Кутушти подкрался к павлину, отдыхавшему после обеда, и выдрал ему из хвоста самые длинные перья. А в другой раз он больно укусил за лапу тигренка. А как-то раз подрался со слоненком. И вообще Штушти-Кутушти любил царапаться и кусаться. Поэтому звери не дружили с Штушти-Кутушти и боялись его. И вот в один прекрасный день Штушти-Кутушти сидел под большим деревом и размышлял о своей жизни. Сегодня он уже успел до слез обидеть нескольких обитателей леса, но это его почему-то не радовало. И вдруг он услышал сверху чей-то голос: “Почему ты грустишь, о Штушти-Кутушти?” Штушти-Кутушти огляделся по сторонам и увидел, что над ним устроился огромный старый Удав. Все в лесу знали его мудрость и силу, и поэтому Штушти-Кутушти не осмелился нагрубить ему. “Что-то не так в моей жизни...” - проворчал он. “А чего бы тебе хотелось?” - спросил Удав. “Меня никто не любит! - признался Штушти-Кутушти.- И от этого мне плохо”. “А что ты можешь сделать для того, чтобы тебя любили?” - снова спросил Удав. “Я не знаю,” - задумался Штушти-Кутушти. И вдруг он подумал, что действительно не знает, что нужно сделать, чтобы тебя любили. Он умел кусаться и больно царапаться, дразниться и обманывать, но это совсем не то, что нужно делать, чтобы тебя любили. “Когда я был совсем маленьким, - сказал Удав, - мой дедушка говорил мне: “Делай другим то, что ты хочешь получить от них”. “Значит, если я хочу, чтобы на меня обращали внимание, я могу улыбнуться или дать что-нибудь, что у меня есть?” - догадался Штушти-Кутушти. “Да, и это непросто, поделиться с другим или помочь ему, а иногда просто улыбнуться”, - сказал Удав. Честно говоря, Штушти-Кутушти пришлось нелегко. Ведь звери боялись его. Но теперь он понимал, что нужно делать, чтобы на тебя сначала обратили внимание, а потом полюбили. И не сразу удалось ему добиться того, чего он хотел. И вот как-то раз он пришел к старому Удаву и сказал: “Все, чего я хочу, - это просто сказать спасибо тебе и твоему дедушке. И другие звери относятся ко мне так, как я отношусь к ним.” День 11. Вы помните, с чего мы начинаем каждое занятие? Совершенно верно, с позитивного аудиального якоря. В описании вчерашнего занятия мы обещали поговорить об игре, развивающей творческое мышление. Эта игра заставляет активно работать ассоциативное мышление. Об ассоциациях как основе вдохновения писал Поль Валери в своем оригинальном очерке о природе творчества. Вдохновение - это первая ассоциация, которая приходит на ум поэту или писателю неожиданно, сама по себе. Однако это лишь начало творческого процесса. Далее следует активный поиск других ассоциаций и оригинальных метафор. Ассоциации подкрепляют память, а память питается ассоциациями. Сплетая цепь ассоциаций, мы расширяем контекст, в который помещены воспоминания, увеличиваем возможность доступа к хранимой информации, создаем новые творческие связи. На наших семинарах мы называем эту игру “сенсорный волейбол”, так как основой ассоциаций здесь является спонтанное переключение из одной модальности в другую. Упражнение проводится в кругу с мячом. Цепочка плетется по принципу А подобно Б (кстати, если вы читали книгу Д.Гордона “Терапевтические метафоры”, то вы помните, что этот принцип положен в основу создания обучающих и терапевтических метафор). Вы начинаете упражнение, подобрав какую-нибудь простую ассоциацию: ”Слышать шум дождя как если бы видеть пузыри и круги на луже” и перебрасываете мячик. Следующий игрок продолжает: ”Видеть пузыри и круги на луже это как если бы чувствовать воду в ботинках (мокрые капли на носу, запах воды и т.п.) и перебрасывает мячик. Следующий игрок: ”Чувствовать воду в ботинках это как если бы видеть серое небо над головой”. Принцип ясен? А - В - К (слышать - видеть - чувствовать). Можно только надеяться, что ваши ученики сразу же будут легко переключаться из модальности в модальность. Если хотите, можете объяснить, что нужно использовать слова видеть (смотреть) - слышать - чувствовать (ощущать) или подождать, пока сами собой не возникнут такие переходы. Обязательно использование рамки “как если бы”. Очень интересно во время этой игры понаблюдать за ключами глазного доступа. Конечно, проще придумывать ассоциации из визуального канала, если глаза смотрят вверх-вправо или вверх-влево, “слышать” ассоциации, если глаза находятся на средней линии и чувствовать, когда глаза направлены вправо-вниз. Чем чаще вы будете тренироваться в этом, тем со временем ярче и богаче станет устная речь и сочинения ваших учеников. Поначалу игра иногда идет медленно, с паузами. Продолжайте играть, пока не почувствуете вкус к этому творческому занятию! Когда вы закончили “сенсорный волейбол”, приступайте к следующему шагу. Следующий шаг - повторение изученного материала. Пусть участники занятий напишут поочередно 8 глаголов 1 и 2 спряжения в форме 3 лица мн.числа с безударными окончаниями. Проверив задание, предложите записать под диктовку следующие словосочетания: плещутся в озере, скачут по траве, колышутся на ветру, гонятся за зайцем, учатся легко, любят читать, стелют постель, смотрят мультфильм, пишут изложение. Еще раз полезно проговорить глаголы-исключения. После этого переходите к разбору новой темы Правописание н и нн в качественных прилагательных. Выполните на доске следующую запись: НН 1. луна +н=лунный, старина+н=старинный 2. клюква+енн=клюквенный традиция+онн=традиционный Спросите, когда пишется - нн? Визуализация - запоминание двух случаев с нн в прилагательных. Затем вы работаете со следующей записью (по возможности, используйте мел другого цвета): Н 1.ин,ан,я лебедь+ин=лебединый, кожа+ан=кожаный ИСКЛ. стеклянный, оловянный, деревянный Для запоминания исключений используйте скорее всего уже известный вашим ученикам мнемонический прием - взгляд в сторону окна: стекло - стеклянный, олово -оловянные ручки и дерево - деревянные рамы. Внутренняя визуализация суффиксов ин, ан, ян. Тренировочные упражнения - запись на доске пар однокоренных слов по образцу: Война - военный, серебро-..., лимон-..., комар-..., карман-..., информация-..., туман-...,олово-..., овчина-..., солома-..., кожа-... Назовите прилагательные, которые не подчиняются правилу: юный, румяный пьяный, багряный, зеленый. Для запоминания этих слов предложите придумать каждому (или по группам) четверостишие, которое включает все названные слова. Один из участников предложил нам такое четверостишие: Румяный юноша, чуть пьяный, С улыбкой входит в лес багряный. И на последний лист зеленый Глядит, расцветкой удивленный. Надеемся, что ваши ученики придумают более удачные рифмовки, которые помогут запомнить эти слова. Работа с текстами. Следующее задание выполняется в командах. Задание: к суффиксам дописать прилагательные. На отдельных листах записаны фломастерами двух цветов суффиксы ан, ян, ин (один цвет) и н, енн, онн (другой цвет). Проверив выполнение задания, переходите к зубрежке “по-энэлперски”. Вы, конечно, помните историю о Ходже Насреддине, эмире бухарском и хромой обезьяне? Предложите своим ученикам несколько секунд посмотреть на записанные на доске суффиксы ин, ан, ян, затем пусть они закроют глаза и не думают об этих суффиксах. Еще раз попросите открыть глаза, взглянуть на запись, снова закрыть глаза и продолжить не думать об этих суффиксах. Забавный эффект, не правда ли? Этот эффект связан с тем, что наш мозг очень быстро воспринимает лексическое значение слова (возможно, потому, что его можно представить в виде зрительного образа) и не воспринимает частицу НЕ. Что вам хочется сделать, когда вы читаете на табличке “По газону НЕ ХОДИТЬ”? Как много тропинок, может быть, именно поэтому протоптано по газонам. Или представьте себе человека, не падающего с пятого этажа. Представили? Дай Бог ему благополучно опуститься на землю! А теперь представьте себе человека, стоящего на пятом этаже. Скорее всего, он продолжает там стоять до сих пор, если куда-нибудь не ушел. Мозг воспринимает команду, заложенную в слове. Поэтому будьте осторожны, когда говорите своим ученикам: ”Не шумите, не кричите, не разговаривайте”. Станет ли от этого в классе тише? Лучше дайте им возможность выполнить другое действие: ”Замолчите, послушайте меня, посмотрите на доску, откройте учебник и т. д.” Проверьте это на практике и поделитесь результатами со своими коллегами. Работа с текстами. Метафора. Однажды корабль, везший ценный груз, попал в шторм и потерял направление. Приборы были испорчены, и в течение долгих дней он блуждал по морю. Скоро закончились запасы питьевой воды, и матросы страдали от жажды. И вот, когда все уже потеряли надежду на спасение, на горизонте показался парус. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал: ”Мы умираем от жажды, пришлите нам пресной воды!” Тотчас с встречного корабля был подан ответный сигнал: “Опустите ведро на том месте, где находитесь”. Команда корабля, терпящего бедствие, знала, что вокруг только воды соленого моря, и снова подала сигнал: “Воды, пришлите нам воды!” И снова получили ответ: “Опустите ведро там, где вы находитесь!” Капитан наконец внял совету и приказал опустить ведро за борт. Когда его подняли, оно было наполнено пресной, кристально чистой водой. Оказалось, что в этом месте было сильное течение из устья реки Амазонки. День 12. Вы уже придумали новые позитивные якоря, обозначающие начало ваших занятий? Если еще нет, то возьмите любой из описанных нами и начинайте движение. Можно использовать упражнение на калибровку тонких различий “Три дистанции”. По команде ведущего “Первая дистанция” участники должны услышать как можно больше звуков на улице (за стенами здания). По команде “Вторая дистанция” - услышать звуки в школе (или в том помещении, в котором проходят занятия). И по команде “Третья дистанция” - услышать то, что происходит внутри каждого (стук сердца, дыхание). Если это сложно, пусть на третьей дистанции будут звуки внутри кабинета. Несколько раз назовите дистанции, а затем попросите участников сосредоточиться на вашем голосе. Пусть они назовут те звуки, которые услышали на первой, затем второй и, наконец, на третьей дистанциях. Интересно, насколько точно охарактеризуют услышанные звуки члены группы. Смогут ли они определить, чьи шаги (взрослого или ребенка) раздавались в школе, откуда доносились голоса и шум машин, какие птицы пели? Это упражнение развивает умение переключать внимание. Следующий шаг наших занятий - развитие внутренней визуализации. Предложите ученикам представить поляну и огромное старое дерево, стоящее посредине. И может быть, это будет дуб или береза или совсем другое дерево. Приблизьтесь к нему или, если так удобнее, приблизьте дерево к себе. Рассмотрите его морщинистую кору, почувствуйте прикосновение к ее поверхности. Поднимите голову вверх и взгляните на ветви дерева. Рассмотрите одну ветку. Теперь рассмотрите тоненькие веточки и листья. Сфокусируйте свое внимание на одном листе. Какой он? Видите ли вы его прожилки? Снова посмотрите на дерево, стоящее посреди поляны. Листья и ветви сливаются в раскидистую крону, венчающую мощный ствол. Повторите тему прошлого занятия, проговорите случаи написания н и нн в прилагательных. Работа с текстами. Перед тем как начать разбор следующей темы, предлагаем вам игру на внимание. Участники группы работают в парах. Один чертит на листе бумаги лабиринт, состоящий из 10 отрезков и показывает своему партнеру 20 секунд. Второй запоминает ходы лабиринта, используя визуальную память. Его задача - выйти из лабиринта, по памяти нарисовав все ходы. Другой вариант игры требует достаточно большого пространства, по которому можно двигаться. Первый игрок чертит план лабиринта и “заводит” своего партнера в лабиринт, используя команды “Прямо!” “Направо!” “Налево!” Одна команда - один шаг - один ход. Задача второго игрока - выбраться из лабиринта, представив его план. Затем игроки меняются местами. После окончания упражнения предложите участников поделиться впечатлениями и стратегиями. Как это было? Что помогало выбраться из лабиринта? Теперь, наконец, пора переходить к теме сегодняшнего занятия: “Правописание дефиса в прилагательных”. Попросите каждого участника назвать свой любимый цвет. Затем пусть они назовут как можно больше оттенков этого цвета. Наибольшие трудности здесь обычно испытывают любители черного и белого цветов, поэтому их (цвета, разумеется) можно исключить. Запишите на доске несколько названий оттенков цветов. Сделав это, можно попросить участников назвать хотя бы один случай написания дефиса в прилагательных. Мы верим, что на доске записаны примеры дефисных написаний. Итак, Дефис пишется в прилагательных: 1. обозначающих оттенки цвета бледно-голубое небо 2. образованных от сущ. с дефисом северо-запад - северо-западный 3. образованных из сочетания РАВНОПРАВНЫХ по смыслу слов (можно вставить союзы И, НО) русский и английский - англо-русский, русско-английский Особый интерес вызывают случаи типа древнерусский или восточноевропейский. Уточните, что эти прилагательные образованы от СЛОВОСОЧЕТАНИЙ (точнее, собственных наименований) Древняя Русь и Восточная Европа и между словами нельзя поставить союзы и, но. Комментированное письмо на доске и в тетрадях: иссиня-черное оперение, круглосуточное дежурство, физико-математическая школа, лиро-эпическая поэма, высокообразованный человек, западноевропейское искусство, древнерусская литература, восемнадцатиметровый кит, Северо-Западный административный округ. Работа с текстами. После проверки текстов обговорите случаи слитного написания сложных прилагательных. Слитно пишутся прилагательные: 1. образованные от СЛОВОСОЧЕТАНИЙ голубые глаза- голубоглазый ремонт вагонов - вагоноремонтный 2. первая часть которых образована от наречий вышеизложенный, труднодоступный Для закрепления темы проведите игру по командам. Первый игрок записывает слово с дефисным написанием сложного прилагательного и в скобках дает обоснование (оттенок, от сущ. с дефисом или от равноправного сочетания слов), второй - сложное прилагательное без дефиса, объясняя в скобках - от словосочетания. Игра продолжается, пока все участники по очереди не запишут свои примеры. Игра с мячом. В каких сложных прилагательных пишется дефис? Примеры для игры можно взять из текстов. Работа с текстами. Визуальное запоминание слов, в которых были допущены ошибки. Составление участниками приключенческого рассказа с максимальным использованием сложных прилагательных (индивидуально). День 13. Как вы понимаете, 13 день занятий - это практически середина нашего курса. Начав день с любого позитивного якоря, предложите своим ученикам представить временную линию, на которой расположен отрезок, занимаемый этим курсом русского языка. Может быть, кому-то проще представить эту линию на полу в классе или где-то в пространстве, как будто они смотрят на нее сверху вниз, а кто-то, возможно, стоит сейчас на этой линии. Посмотрите назад - эта часть линии осталась там, в прошлом, и мы можем пользоваться уже полученными знаниями. А в каком месте вы находитесь сейчас? Посмотрите, много ли еще осталось? Давным-давно на Востоке говорили: ”Дорога в тысячу ли начинается с одного шага”. Мы уже сильно продвинулись вперед, много сделали. И осталась еще часть пути, по которому нам предстоит пройти. Вспомните, какие ресурсы помогают вам в этом движении. Подумайте о том, какие ресурсы у вас есть, и что вы способны сделать. Какую часть вашей жизненной линии занимают эти занятия? Это часть вашей жизни. Ответьте себе, что вы готовы сделать, чтобы пройти весь путь целиком? Посмотрите на всю картину в целом. И снова вернитесь в кабинет на свое рабочее место. Иногда бывает очень важно рассмотреть отдельные детали происходящего или посмотреть на всю картину в целом. Это связано сразу с несколькими метапрограммами. Для тех, кто привык ориентироваться на конкретные дела, привык замечать мелкие детали, фокусировать свое внимание на частях выполняемой работы, характерен так называемый малый размер разбивки информации (Метапрограмма “Размер разбивки”). Вы, наверняка, встречали людей, предпочитающих продумать свои действия в деталях и сконцентрироваться на отдельных фрагментах картины, а не представлять ее целиком. Другие бессознательно предпочитают работать с большими картинами, мыслить глобальными категориями, воспринимать большие куски информации, видят картину в целом, отличаются неприязнью к выполнению конкретной деятельности, связанной со скрупулезным рассматриванием чего-либо. Для них характерен большой размер разбивки информации. Образно говоря, одни видят перед собой огромный лес с высоты птичьего полета, а другие изучают подробно каждое дерево. Вопрос здесь не в том, что лучше, а что хуже, а в том, что в вашей группе могут оказаться и те и другие. Поэтому успех принесет учет этих особенностей в изложении материала. В начале курса вы говорили об общих задачах этого курса, объеме времени и двух больших этапах работы по орфографии и пунктуации. Подобное изложение информации помогает тем, у кого большая разбивка. Им важно знать, как вписывается изучаемая тема в курс, какое место она занимает. Получив общее впечатление, они чувствуют себя более комфортно и уверенно. Тем, у кого маленький размер разбивки, удобно слушать ваше ежедневное сообщение о задачах сегодняшнего дня и концентрироваться на выполнении конкретных упражнений. Повторение предыдущей темы. Работа с текстами. В качестве подведения итогов изученных тем мы обычно проводим небольшой диктант с выделением всех знакомых орфограмм. По-видимому, по-моему, по моему мнению, во-первых, собирать, как будто, как бы, все-таки, шествовать по площади, шорох и шепот, завистник, панцирь, западноевропейское искусство, предъюбилейный, ни с кем не разговаривать, чудесное приключение, предыстория, лекция, медицина, преступник, привлечь внимание, разрежьте хлеб, дикие обезьяны, президент, ровесник, философский трактат. И вы можете проверить работы прямо сейчас или потом, но помните: ошибки надо разобрать и проработать с помощью стратегии орфографии. А перед диктантом мы обычно “заколдовываем” слово диктант. Весьма часто приходится замечать, что ученики впадают в панику, едва услышав само слово. Не будем вас убеждать, что этот прием эффективен для всех детей любых возрастов. Но что мешает вам попробовать? Правда, для этого нужны цветные карандаши или фломастеры, или краски, или ручки. Если они у вас есть, смело приступайте к делу. Спросите сначала у своих учеников, как они видят слово диктант во внутреннем взоре. Какого цвета буквы, каким почерком написано это слово. Большинство наших участников утверждало, что слово написано крупными прописными буквами фиолетового, темно-синего или черного цвета и вызывает неприятное ощущение: металлический привкус во рту и даже тошноту. Как говорит Стивен Хеллер, “я верю, что все обучение - это форма гипноза.” “Мы реагируем не на реальность (чем бы она ни была). На самом деле мы реагируем и воздействуем на реальность, основанную на наших метафорах, которые становятся нашей индивидуальной и личной реальностью”. И еще: ”Людей гипнотизируют их метафорические системы веры, независимо от того, являются ли эти метафоры эффективными и полезными или болезненными и самоограничивающими”. И если кто-то верит в то, что писать диктант так же страшно, как идти одному ночью на кладбище, он переживает все сопутствующие страху ощущения: дрожь в коленях, мокрые ладони и многое другое. Вы помните, как работать с фобией на обучение и теперь можете поработать с самим словом, вызывающим такую реакцию. Предложите участникам представить, как выглядело бы слово “Диктант”, если бы оно было названием магазина, где продаются игрушки или компьютерные игры, (а может быть, музыкальные центры, компьютеры или даже автомобили), надписью на обертке шоколадки или коробке конфет. Вам очень хочется зайти в магазин (съесть шоколадку), название привлекает вас. Сколько чудесных новых впечатлений ждет вас в магазине, когда вы смотрите на витрины и прилавок. Какого цвета буквы в названии? Какого они размера? Возьмите краски, цветные карандаши или фломастеры (что есть под руками) и нарисуйте красочное название магазина или нового вкусного шоколада - “Диктант”. Какие чувства вы испытываете теперь, глядя на это слово? Во время наших занятий большая часть участников рассказывала о возникшем чувстве спокойствия, удовольствия, интереса. Теперь переходите к следующему этапу занятий. Сегодня вниманию ваших учеников вы предложите тему “Правописание производных предлогов”. На доске мы заранее делаем запись:
Обсудите значение этих слов и их роль в словосочетании. Выполните работу с текстами. “Корректурная проба”. Визуальное запоминание предлогов “в течение часа, в продолжение дня, вследствие дождя”. Работа с текстами. Завершение занятия вопросом “Как запомнить правописание наречий и производных предлогов?” Обмен стратегиями. Одной из наиболее успешных стратегий является следующая (с ее помощью быстро запоминаются словарные слова): запишите слово на доске, подчеркнув каждую букву черточкой. Представьте, что это кино или видеопленка, а черточки - кадры. В каждом кадре помещается одна буква. Теперь, после того, как участники видели слово, попросите их закрыть глаза и “снять” слово на видеокамеру, положить пленку с записью так (обычно мы добавляем: “На нужную полочку в голове”), чтобы ее легко можно было достать. Затем сотрите буквы, оставив черточки-кадры. Указывая в разном порядке на черточки, попросите увидеть и назвать букву, изображенную на этом кадре. Практика доказала высокую эффективность этого способа. День 14. Как мы говорили ранее, понятие о якоре можно свести к простой конструкции “раздражитель-реакция”. Якорь включает ряд внутренних реакций и(или) действий. Задумайтесь о том, какие якоря вы сформировали в процессе обучения у своих учеников. Удивительно, оказывается даже пространство, место, из которого вы ведете урок, быстро превращается в якорь для вас и учеников. Многие учителя говорили нам, что предпочитают объяснять материал, стоя в какой-то конкретной части класса. Одна из основных идей НЛП в образовании - показать преподавателю, как стать более систематичным в поведении. Тогда учитель по желанию сможет восстанавливать ранее созданное ментальное состояние, экономя время и энергию, вместо того, чтобы создавать его заново. Таким образом, когда учитель действует в определенном месте класса, в определенной позе, определенным голосом, ученики автоматически входят в соответствующее состояние. (Более подробно об этом см. Майкл Гриндер “Исправление школьного конвейера”). Поэтому попробуйте последить за собой и узнать, в каком месте и в какой точке класса, в какой позе вы объясняете и как и откуда дисциплинируете. Эффект резко снижается, если эти пространства оказываются смешанными и ученики не знают, чего им ожидать. “Состояние предвосхищения” (Меделин Хантер) не создается. Следующее упражнение направлено на развитие внутренней визуализации. Предложите участникам занятий запомнить 10 слов, рисуя в воображении мультфильм. Каждое слова становится образом для мультфильма (подобное упражнение мы уже делали). Слова для запоминания: варежка, мышь, много туч, желудь, птицы, мотоцикл, площадь, шествие, участник, чувство. Просмотрите мультфильм и запишите слова, выделив орфограммы. Обсудите, кто как запоминал, вероятно, кто-то захочет рассказать о своем мультфильме. Если вы проанализируете это упражнение, то теперь можете уяснить важность регулярного проведения подобных упражнений для развития памяти. Кстати, поделитесь с учениками способами эффективного запоминания. Если вы хотите запомнить какие-то слова, можете увеличить число предметов (например, запоминая слово спичка, представьте множество спичек, рассыпанных на столе). Или сильно увеличьте предмет в размерах - нужно запомнить, например, слово “книга”- представьте гигантскую старинную книгу в толстом кожаном переплете. Чем подробнее описание образа, которое дают вам ученики, тем больше вероятность, что они запомнили это слово. Хорошо запоминаются образы в движении. Так, запоминая слова сундук, мяч, птица, представьте, например, как распахивается огромный сундук, из него выпрыгивает мяч, лопается, и оттуда вылетает птица. Здесь использован еще и так называемый метод “Матрешки”, когда одно появляется из другого. Потренируйте учеников, пусть они определят, для кого какой мнемонический прием удобнее. Попробуйте развить нехарактерные способы запоминания. Теперь настало время перейти к следующей теме. Перед тем, как обсуждать “Правописание падежных окончаний имен существительных”, вспомните какие сущ. относятся к 1, 2 и 3 склонениям. Несколько минут посвятите игре в мячик, в которой первый игрок называет сущ., второй ловит мячик, определяет склонение и называет слово для третьего игрока. Более того, на доске в левой части у вас записана таблица склонений имен сущ. Ее в процессе игры можно время от времени закрывать. Когда вы убедились в том, что учащиеся хорошо помнят склонения сущ., поместите в левую часть доски новую таблицу.
Предложите своим ученикам закрыть глаза и представить во внутреннем взоре “колодец” с падежными окончаниями. Какого цвета буквы и, е? Назовите окончание 1 скл. Р.п. Назовите окончание 2 скл. П.п. В каких случаях пишутся буквы е, в каких и? Закрепление в парах. Первый придумывает сущ, называет падежи и их вопросы (Р,Д,П.), второй склоняет сущ, определяя окончания. Работа с текстом. Орфоэпический бой. Правила этого упражнения мы рассказывали ранее. Слова для упражнения: свекла, балуешь, звонишь, облегчить, повторить, начал, скворечник, соришь, скучный, повторишь. Продолжая работу над темой “Правописание безударных падежных окончаний имен сущ.”, уточните, что есть существительные, подчиняющиеся другому правилу. Это сущ. на -ия, -ий, -ие. На доске таблица, которую участники запоминают с помощью стратегии орфографии и переносят в тетрадь. Date: 2015-10-19; view: 393; Нарушение авторских прав |