Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пунктуация
АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ Вспоминается мне ранняя осень. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий запах опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух чист и свеж. Прошла к шалашу седая старуха Агафья, про которую говорят, что она отмахала восемьдесят три годочка. К ночи в погоду становится очень холодно и росисто. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет, ничего не видишь вокруг. И только в глубине сада пылает багровое пламя костра около шалаша, крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. Чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, а гигантские тени от них ходят по яблоням. В полдень здесь варился великолепный кулеш с салом, вечером греется самовар, между деревьями расстилается длинной полосой голубоватый дым. Поздней ночью, когда погаснут огни, когда в небе уже высоко блистает бриллиантовое семизвездие Стожар, еще раз пробежишь в сад. Сквозь ночной шорох и шепот доберешься до шалаша. Долго прислушиваешься и различаешь дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растет, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колеса поезда. А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (По И.А. Бунину) И последняя тема сегодняшнего занятия “Правописание слов с пол- и полу-”. Проще всего запомнить, что слова с полу- всегда пишутся вместе. Запись и визуализация примеров: полуночник, полуостров. Через дефис пишутся слова с пол-, начинающиеся с большой буквы, с гласной и буквы л.
пол-Москвы, пол-апельсина, пол-лимона, полчашки, полдень После подбора примеров - работа с текстами. Завершит занятие трансовое упражнение (см. День 5). День 18. Позитивное начало занятий вы можете закрепить упражнением “Телефонный узел”, которое мы вам обещали на прошлом занятии на развитие аудиального внимания. Все участники садятся в круг и выбирают партнера, сидящего напротив. Задача заключается в том, чтобы партнеры по команде начали договариваться о встрече, назначили место, обговорили, как они узнают друг друга, куда пойдут и во сколько встречаются. Договариваться все начинают одновременно. На то, чтобы договориться, дается 5-7 минут. Затем попросите пары по очереди рассказать, о чем им удалось договориться. Вторая часть упражнения более сложная. Надо договориться о совместной поездке куда-либо с закрытыми глазами. После выполнения упражнения спросите, кто о чем договорился и попросите дать обратную связь: какими приемами можно было пользоваться. Безусловно, вам скажут, что можно было просто громче говорить, но гораздо эффективнее будет изменение темпа, ритма речи, тембра голоса. Мы уверены, что это упражнение интересно не только учащимся, но и преподавателю. Вы, вероятно, знаете, что в шумном классе полезнее в какой-то момент изменить голос, перейти на шепот и таким образом привлечь внимание. Когда человек однажды открывает, что добраться до цели можно разными способами, ему трудно настаивать, что есть только единственный путь. Продолжая занятие, вам следует объявить, что оставшаяся часть занятий посвящена правилам пунктуации, и цель этих занятий - научиться правильно ставить знаки препинания. Начните с постановки тире между подлежащим и сказуемым. Итак,
Иногда тире ставится как авторский знак Я - гражданин Советского Союза. Нет тире, если между подлежащим и сказуемым стоят не, точно, как, как будто Города как магниты. Далее, если вы закончили объяснение и запись темы, закрепите материал с помощью игрового упражнения. Ведущий называет любое существительное и бросает мяч участнику, который должен использовать данное слово в качестве подлежащего в предложении с тире. Например, “Брат - студент университета”. Ведущий может усложнить задание, предлагая в качестве подлежащего другие части речи (числительные, инфинитив глагола). Закрепление продолжается работой с текстами. Затем комментированное письмо. Портрет этот - единственное живописное изображение дочери А.П.Керн. Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. (А.П.Чехов) Следующий этап занятия - работа над случаями постановки запятой в простом предложении. Запятая при обособленных членах. 1. Обособленные определения (какой?) а) главн. слово, / /,... Тропинка, ведущая вверх, сильно петляла. б) если определения относятся к личному местоимению: А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! в) дополнительное значение причины: Привлеченные светом, бабочки прилетели и начали кружиться около фонаря. 2. Обособленные обстоятельства а) деепричастия и деепричастный оборот Пошумев, река успокоилась. 3. Уточняющие члены предложения В лесу, в овраге, зацвели ландыши. (где именно? когда именно?) 4. Сравнительный оборот (как?) Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно. В ходе сегодняшнего занятия полезно закрепить первые два случая постановки запятой при обособленных членах предложения. Хотим оговориться заранее, что здесь, разумеется, представлены не все случаи постановки запятой в простом предложении. О них мы будем говорить в дальнейшем. Тренируясь в закреплении 1-2 случаев, предложите упражнение, в котором ведущий называет простое предложение, а участники вставляют обособленное определение. Например: На поляне стоял дуб. На поляне стоял дуб, разбитый молнией. Путешественник застыл в изумлении. Тысячи светляков освещали лес. Вдруг вспыхнула яркая молния. Блеск светляков на мгновение погас. Затем снова насекомые превратились в мерцающие звезды. Затем аналогичное задание с вставлением деепричастия или деепричастного оборота. Далее на доске под диктовку записываются предложения, где графически обозначается вставная конструкция. Мы встретились в городке, расположенном на морском побережье. Смущенный приятным известием, он не тотчас опомнился. Трамвай несся вперед, звеня и подпрыгивая. Работа над текстами. Проверив тексты и разобрав ошибки, предложите каждому составить и записать 6 предложений, чередуя предложения с причастным и деепричастным оборотом. Завершение занятия метафорой о художниках-пуантилистах. В конце прошлого века во Франции художники открыли новый способ создавать удивительные картины. При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказывались сочетанием огромного числа точек разных цветов. Если подойти к картине поближе, то она превращалась в перепутанные цветные точки. Художников, пишущих свои полотна при помощи точек, назвали “пуантилистами” (от французского слова “точка”). Но если вы захотите рассмотреть картину с некоторого расстояния, беспорядочные мазки превратятся в волшебные образы, оживляющие полотна пуантилистов. Вы увидите чудесные луга и леса, горные долины, водопады морские просторы. Удивительно, иногда достаточно просто отойти и посмотреть на мир с другой точки, и он поразит вас своим богатством и красотой.
День 19. Девятнадцатый день мы обычно начинаем с метафоры. Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув ее из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один еще больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, если вы в этом месте, может быть, почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь помочь вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картина. Эта метафора из чудесной книги Стивена Хеллера и Терри Ли Стил “Монстры и волшебные палочки”. Вы можете теперь вернуться к повторению темы вчерашнего занятия, но предварительно проведите мотивацию, используя декартовы координаты. Предложите участникам индивидуально записать не менее 6 ответов на вопросы в схеме Теперь переходите к визуальному (по схемам) и аудиальному (проговаривание) повторению темы “Запятая при обособленных членах предложения”. Работа с текстами.
Вы, вероятно, уже не раз проверяли на себе и других сведения о метапрограммах “Размер разбивки” и “Сходство и различие”. Интересно, что проявление этих метапрограмм вы заметите на разных уровнях коммуникации. Чаще всего мы отмечаем их на вербальном (словесном) уровне. Проявляются они и в поведении на невербальном уровне. Попробуйте понаблюдать за тем, какими жестами, например, сопровождает свою речь человек с мелким размером разбивки. Он обычно делит пространство перед собой на небольшие части, руки чаще всего на уровне груди (или чуть выше-ниже), редко разводит руки на большое расстояние. Так ему удобнее иллюстрировать свою речь. Теперь проведите эксперимент - совпадая на вербальном уровне, т.е. подстраиваясь под его манеру говорения, используя ключевые слова, соглашаясь с ним, начните несовпадение по жестам. Широко разводите руки, делите пространство на большие объемы (уверены, что особенное удовольствие в расширении своей карты получат те из вас, кто сам придерживается мелкой разбивки информации). Что же произойдет с вашим собеседником? Через некоторое время он смешается, и разговор, скорее всего, прервется. Хорошо бы перед началом эксперимента поделиться своим намерением с партнером провести забавное упражнение, не вдаваясь в подробности его содержания. Попросите в финале обратную связь. Вероятно, вам скажут, что по какой-то причине нарушилось взаимопонимание, пропал интерес к разговору. Истинная причина вам известна - несовпадение по метапрограммам на поведенческом уровне. Вы уже поняли, что существуют упражнения, которые помогают включить в работу учеников с разными метапрограммами, учитывая их особенности и помогая расширить карту или систему веры. Сегодня в вашу коллекцию упражнений мы предлагаем еще одно очень простое упражнение “Исключение лишнего слова”. Оно направлено на развитие мышления - зарядка для ума - и связано с метапрограммой “Сходство и различие”. Запишите на доске три слова: “помидор”, “собака”, “солнце” и попросите участников назвать третье-лишнее. Пусть они объяснят, по какому принципу объединили два слова и выбросили третье. Например, помидор и солнце - неодушевленные имена существительные, а собака - одушевленное, или собака и солнце начинаются с буквы “с”, помидор - лишнее и так далее. Потратьте на игру не менее 7-10 минут. Право, ваши затраты окупятся! (Интересно использовать подобное упражнение на занятиях, если вы хотите, чтобы учащиеся сами начали объяснение новой темы или использовали метод индукции (от частного к общему). Предложите, например, сравнить слова “решать” и “решить”. Напомните, что операция сравнение включает в себя поиск общего и различного. От этого примера вы можете перейти к объяснению темы “Виды глаголов”). Теперь, снова переходя к повторению темы “Запятая при обособленных членах предложения”, попросите учеников оценить вашу правоту в упражнении “Верите ли вы?” Вы читаете ученикам предложения, которые начинаются с вводного вопроса “Верите ли вы?” и включают верные или ложные высказывания. Задача участников определить, верно ли данное высказывание, и объяснить свою точку зрения. Верите ли вы, что в предложении “С отрадой, многим незнакомой, я вижу полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно”, есть причастный оборот? Верите ли вы, что в предложении “Зачем поверил он словам и ласкам ложным, он, с юных лет постигнувший людей?”, есть обособленное обстоятельство? Верите ли вы, что в предложении “Чувства, лежащие в основе лирических произведений Пушкина, человечны и гуманны”, содержится причастный оборот? Верите ли вы, что в предложении “Туманы, клубясь и извиваясь как змеи, сползали по морщинам скал, будто чувствуя и пугаясь приближения дня”, не содержится деепричастный оборот? Запишите предложения и проанализируйте их. Работа с текстом. Проверив работу с текстами, выполните упражнение в тройках. Каждая тройка получает карточку с предложением. Первый записывает в нее это же предложение, но вставляет в него обособленное определение, второй -обособленное обстоятельство, третий - уточнение или сравнение. Разумеется, графически обозначается вставленная конструкция, составляется схема. Перед завершающим упражнением проведите визуализацию словарных слов. Завершается занятие упражнением “Храм тишины” Представьте себе, что вы идете по шумному и многолюдному городу. Возможно, вы чувствуете, как ваши ноги ступают по мостовой. Оглянитесь на прохожих. Некоторые кажутся встревоженными, другие спокойны и радостны. Кругом ездят машины, вы слышите, как гудят автомобили, визжат тормоза. Может быть, вы слышите и другие звуки? Может быть, в толпе вы заметите знакомого человека. Что вы сделаете: подойдете и поздороваетесь с ним или пройдете мимо? Остановитесь среди ярких витрин и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице? Теперь поверните за угол и пройдите по более спокойной улице. Через некоторое время вы заметите большое необычное здание. Над дверью висит вывеска “Храм тишины”. Вы можете подойти и открыть тяжелые деревянные двери. Затем вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной. О чем вам хочется подумать или просто побыть в тишине? .................................................................................................... Вы пробудете в храме тишины ровно столько времени, сколько вам понадобится. Когда вы захотите покинуть здание, откройте тяжелые двери и выйдите на улицу. Как вы теперь себя чувствуете? Запомните дорогу, которая ведет к храму тишины, чтобы вновь приходить туда, когда вы захотите. День 20. Сегодняшнее занятие вы можете начать с метафоры о Милтоне Эриксоне, знаменитом психиатре-практике, вылечившем многих людей. Однажды Милтон Эриксон предложил своему знакомому преподавателю отправиться в отпуск в Великий Каньон. Преподаватель, будучи человеком очень аккуратным, купил множество карт и начал старательно отмечать на них все удобные дороги для путешествия. Наконец он сказал Эриксону, что полностью изучил маршрут и отлично готов к путешествию. Тогда Эриксон сел вместе с ним в автомобиль, и они выехали за город. И тогда Эриксон сказал: “Вот смотрите, здесь есть еще несколько дюжин дорог, удобных для путешествия, которых раньше вы не замечали на карте”. “Корректурная проба”. Предложите ученикам обводить в кружок все запятые и зачеркивать букву “р” в текстах, которые вы им раздадите. Тема сегодняшнего занятия - ”Знаки препинания при однородных членах”. На доске слева записаны схемы для запоминания. Каждая схема сопровождается примером. Предупредите, что справа ученики должны записать свои примеры. Запятой нет: О и О
Запятая ставится: О, а, но, да (=но) О О, О, О О, и О, и О, и О Однородные члены с обобщающими словами 1. О: О, О и О -... 2. О, О и О - О Анализ записей с последующей визуализацией схемы. Тренировочные упражнения. Потренируйте свою группу в подборе однородных членов, используя мяч. Ведущий говорит: “Муха...что делает?” и бросает мяч следующему участнику. Тот должен закончить предложение двумя однородными сказуемыми и бросить мяч следующему участнику. Например: “Муха летает и кусается, зимой спит, летом жужжит, сидит на окне и умывается, пошла на базар и купила самовар и т.д.” Упражнение можно продолжить, предлагая подбирать не только однородные сказуемые, но и определения, что сложнее, или дополнения и обстоятельства. Работа с текстами вслух и самостоятельно. Кстати, вы уже напомнили участникам группы, какие второстепенные члены предложения называются определением, дополнением и обстоятельством? Если они не достаточно твердо ориентируются в этом, им поможет следующая схема:
Уточните, что второстепенные члены предложения, относящиеся к грамматической основе (подлежащему и сказуемому), могут тоже распространяться второстепенными членами. Интересно, но часто вызывает трудности выявление обобщающих слов. Облегчить этот процесс вам поможет упражнение “Общее и частное”. Мы предлагаем вам два варианта - для младших и для старших. Младшие школьники с удовольствием угадывают, как называются одним словом нарисованные на доске три предмета: ботинок, туфелька и сапог - обувь, чайник, чашка и блюдце - посуда и т.п. Через некоторое время они и сами могут включиться в игру, предлагая другим назвать одним словом названные или нарисованные предметы. Старшеклассники могут использовать свои познания по другим предметам. Например, по биологии, математике, географии. Затем ведущий называет обобщающее слово, а группа составляет предложение с однородными членами (по желанию их можно записывать на доске и в тетрадях). Например, дни недели - понедельник, вторник, среда. Везде: вверху, внизу, справа и слева - слышался щебет птиц. (Всюду, птицы, грибы, времена года, известные ученые, марки автомобилей и т.д.) Работа с текстами. Упражнение “Связи мира”. Очень эффектное и эффективное упражнение. Ведущий называет понятие и показывает условный сигнал. Кулак с отогнутым вверх большим пальцем означает “вверх”, значит, следует назвать понятие, включающее предыдущее по какому-либо признаку. Например, виноград - фрукты, или по местоположению (для простоты и начала) - ручка - пенал. Еще вверх - от фруктов, например, пища, от пенала - портфель. Кулак с большим пальцем, указывающим в сторону - равнозначное понятие, понятие одного уровня. Например, от пищи - одежда, обувь, от портфеля - рюкзак, сумка. Кулак с большим пальцем, опущенным вниз - разукрупнение, понятие более низкого уровня. Например, от одежды - куртка или джинсы. Теперь в сторону от куртки - например, ложка. Вверх от ложки - посуда, вверх от посуды - предметы домашнего обихода и т.д. Вы можете взять для начала предметы, лежащие на парте. Карандаш - от карандаша в сторону - ластик, от ластика вверх (в чем могут находиться) - пенал, от пенала вверх - портфель, от портфеля в сторону - рюкзак, сумка, от сумки вверх - класс, от класса в сторону - другой класс, коридор, квартира, от квартиры вверх - дом, от дома вверх - улица, от улицы в сторону - бульвар, проспект, от проспекта вверх - район, от района вверх - город, от города вниз - конкретный город - Москва, от Москвы в сторону - названия других столиц - Париж, Лондон, от Лондона вверх - Великобритания, в сторону - Россия, США, Канада, вверх - континенты и материки, вверх - Земля, в сторону - Марс, Венера, Юпитер, вверх - Солнечная система, в сторону - другие системы, вверх - галактика и т.д. Уф! Примерно так - единственного решения здесь не существует. Все зависит от уровня знаний ваших учеников и их умения укрупнять, разукрупнять и двигаться по линии. Участники всегда выражают свое удивление, осознав, как тесно связано все в этом мире... В продвинутых группах мы играем на материале русского языка. Понятие - буква. Вверх - написанное слово. В сторону - произнесенное слово. Вниз - звук. Еще раз вверх от произнесенного слова - устная речь. В сторону - текст. И так далее. Естественно, возможны варианты. Игра никогда не проходит одинаково - в этом часть ее привлекательности. Работа с текстами. Известное упражнение, способствующее развитию вербального мышления. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов из букв, входящих в слово “аплодисменты”. У кого получится больше слов? А кто составит самое длинное слово? Оставшуюся часть занятия посвятите обучению составлению заявлений. В школьной программе заявления составляют в шестом классе. Поэтому повторение будет весьма полезным для ближайшего практического применения.
Ректору Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова студента 5 курса Соловьева Андрея Ивановича ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу Вас разрешить проведение экспериментальных исследований по теме дипломной работы в лабораториях университета. Соловьев А.И. 1 ноября 1996 г. Предложите написать заявление в любое учебное заведение. Лучше, вероятно, туда, куда собираются когда-нибудь поступать ученики. Завершается занятие релаксационным упражнением. [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!] Сначала устройтесь удобно, а затем назовите три предмета, которые вы видите вокруг. Теперь внимательно прислушайтесь и назовите три звука, которые вы услышали. После этого отметьте три ощущения, назовите, что вы чувствуете. Затем назовите два любые предмета, два звука и два ощущения. Разумеется, они не должны повторяться. И наконец назовите один образ, один звук и одно ощущение. Теперь подумайте о чем-то очень приятном, почувствуйте, как появляются новые мысли. О чем бы вам хотелось подумать сейчас? Позвольте мыслям течь спокойно, обратите внимание на то, что кажется наиболее важным сейчас. День 21. Если вы начали занятие любым аудиальным якорем, то продолжить его можно упражнением на повторение. На доске записаны схемы однородных членов, каждый участник приводит пример предложения с однородными членами по схемам. О, О и О - О О: О и О -... О, О, О и О Следующий шаг - работа с текстами, а затем упражнение на развитие внимания и внутренней визуализации “Муха”(усложненный вариант с двумя мухами, двигающимися по разным контурам или муха на кубе). Тема сегодняшнего занятия - “Запятая в сложном предложении”. Участникам предлагается ответить, чем похожи и чем отличаются записанные на доске (представленные на пленке кодоскопа, на плакате) предложения:
Получив как можно больше ответов и объединив ответы, важные для изучения данной темы, задайте следующий вопрос: ”А что общего в записанных справа предложениях?” Можно с уверенностью сказать, что кто-нибудь (если не все хором) заметит запятую, разделяющую части сложного предложения. Кстати, запятую можно выделить другим цветом (использование цветных мелков, фломастеров или ручек вообще оживляет процесс обучения и, как вы знаете, способствует зрительному запоминанию). Однажды к нам на занятия пришел мальчик-девятиклассник с удивительно неразборчивым почерком. Так как разобрать написанное было трудно даже ему самому, почерк явно нуждался в коррекции. После того, как мы установили якорь комфорта, его попросили представить машину той марки, которую ему хотелось бы иметь. Он сел прямо, понял голову и стал смотреть вверх. Было очевидно, что он видит то, о чем мечтает. В ответ на предложение описать свою машину, он сказал: ”Это белые “Жигули”-четверка. Она классно блестит, совсем новенькая”. Затем я предложила ему очутиться внутри машины и поделиться своими ощущениями. Его зрачки были расфокусированы (сигнал того, что человек находится в нескольких системах одновременно), на лице появилась улыбка, по мелким мышечным движениям было понятно, что он дотрагивается до переключателя скоростей и пробует ногами педали. Я спросила: ”А как ты можешь ехать в твоей машине?” “Там внутри очень удобно, и я еду быстро и плавно. Это здорово!” Я заякорила это состояние и попросила его вернуться снова в комнату для занятий. Затем держа якорь, я предложила ему записать название автомобиля на листе бумаги, испытывая все то же приятное ощущение в руке и всем теле. Вы, конечно, понимаете, что почерк, которым была сделана запись, изменился. “А теперь представь, что ты заполняешь документы на свою машину. Каким почерком ты написал бы собственные имя и фамилию?” Забавно, но стоило в дальнейшем во время диктанта или самостоятельной письменной работы напомнить: ”Ты помнишь, как можно красиво, плавно и быстро ехать в собственной машине?”, как его почерк улучшался. Итак, вы уже подтвердили предположение учеников о том, что в сложном предложении всегда ставится запятая. Сегодня мы не берем случаи с общим членом предложения или однородным подчинением. Запишите на доске, и,а, но, что, когда, который, чтобы, если, пока, потому что и др. союзы и союзные слова. Подчеркните, что перед ними в сложном предложении ставится запятая! Используя внутреннюю визуализацию, запомните эти союзы и союзные слова. Теперь можно переходить к тренировочным упражнениям. Первое упражнение - составление предложений по цепочке. Первый участник называет простое предложение, второй повторяет его и добавляет свое (т.е. создает сложное предложение с любым видом связи), третий повторяет получившееся сложное предложение и добавляет в него свое простое, получая таким образом, сложное многочленное предложение. Четвертый может продолжить игру или начать новое простое предложение. Например, “Я люблю слушать музыку”, “Я люблю слушать музыку, когда мне никто не мешает”, “Я люблю слушать музыку, когда мне никто не мешает, а младший брат делает уроки в своей комнате”. Работа с текстом-образцом. Работа с текстами. Еще одно тренировочное упражнение - в тетрадях записать сложные предложения с заданными союзами и союзными словами: и, который, а, что, чтобы. Выделить грамматическую основу, обозначить границы простых предложений в составе сложного. Затем ведущий диктует простые предложения, а участники записывают сложные, соединяя их разными союзами и союзными словами. Работа с текстами. Завершите занятие вопросом: ”Чем сегодняшний день обогатил вашу жизнь?” Добиваться ответа вслух не обязательно. Просто дайте время на размышление.
День 22. Если вы придерживаетесь традиции начинать занятие с положительного аудиального якоря, вы можете выбрать несколько вариантов. Самый легкий - начать с ритмичных хлопков (причем группа делится на 2-3 подгруппы, которым предлагается сохранять свой ритм) и жестами регулировать громкость хлопков в подгруппах. Хлопать желательно в течение нескольких минут, тогда те, кто обычно работает медленно, и те, кто спешит, смогут выработать общий темп. Другое упражнение, которым мы начинаем сегодняшнее занятие, способствует развитию аудиального внимания и навыкам контроля за звуковой стороной речи. Участники составляют связный текст, где каждый по цепочке произносит одно предложение, при этом в предложении не должно содержаться ни одной буквы “В” или любой другой буквы алфавита по вашему выбору. Закончив упражнение и получив обратную связь “Как это было?”, можете рассказать метафору. Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. “Спроси колодец, в чем истина, и он поведает тебе об этом”. Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: ”Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь”. Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой - кусочки дерева, в третьей - тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины. Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины и постепенно воспоминания о колодце развеялись. Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно играл на ситаре. Юноше захотелось приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к играющему на ситаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать ситару. И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек-струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И наконец он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникнет новое целостное понимание. Теперь пора переходить к повторению темы вчерашнего занятия. Предложите участникам визуализировать несколько союзов и союзных слов (кто сколько сможет) и затем назвать их. После этого выполняется упражнение в тройках. Первый называет простое предложение, второй - союз или союзное слово, третий составляет сложное предложение. В зависимости от вашего желания, можно усложнить задания, рекомендовав составлять только сложноподчиненные предложения или чередовать со сложносочиненными. Работа с текстами. Проверив тексты, выполните задание, основанное на варианте методики Эббингауза. Участники получают листы и завершают конструирование текста, расставляя попутно знаки препинания. Это задание можно проверить после занятия. Из королевского замка Камелота выехал _____ Никто не провожал его не св...тил ему в темноте. Сам собой бе...вучно опустился под...емный _____ На опушк... _____ вокруг _____ сидели пастухи и _____ между собой. Вдруг послышался стук копыт. По дороге во весь опор мч...лся _____. Огонь в _____ вспыхнул и высоким столбом метнулся ему на(встречу). Если ваших учеников заинтересует продолжение этой истории, они могут прочитать ее в книге “В стране легенд” (“Король Артур и рыцари Круглого стола”) Работа с текстом, записанным на доске. Жарким солнеч...ным днем мы с Роджером отправились на бере... (не)больш...го залива. У...кой тро...кой мы спустились к воде которая манила прозра...ностью и свежест...ю. Чтобы разгл...деть что происходит в глубине я плыл с открытыми глазами даже под водой. Вокруг м...лькали пестрые рыбки колыхались мя...кие морские вод...росли внизу медленно ползали морские ежи с фиолетовыми колючками все это завораживало молчаливой красотой. Сначала предложите прочитать текст в ритме стучащего об пол мяча, делая паузы перед каждым словом (этот способ мы рекомендуем использовать тем, кто часто пишет вместе предлоги с существительными и местоимениями). Затем пусть каждый прослушает собственное чтение внутри с соблюдением правильной интонации, как если бы этот текст нужно было прочитать за кадром фильма. Затем попросите прочитать текст выразительно вслух. Затем проводится работа над объяснением пропущенных букв и выделением орфограмм. И только потом ставятся знаки препинания. Графически докажите, что это сложное предложение. Обсудите знак препинания перед словом “все” в последнем предложении. Почему здесь нельзя поставить запятую? Следующее упражнение способствует развитию речи и образного мышления, закрепляя кроме того, изученную тему. Предложите участникам оставить свои дела и прямо сейчас отправиться на морской пляж. Пусть они почувствуют под ногами горячий песок и ощутят то, что еще можно почувствовать на берегу моря, когда светит солнце. Затем пусть они запишут свои ощущения (просто через запятую). Снова вернутся на пляж и рассмотрят то, что их окружало: синее небо, море и что-то еще. Запишут то, что они увидели. Снова вернутся на пляж и послушают шум волн, набегающих на песок, и другие звуки, которые там есть. Запишут то, что они услышали. А теперь попросите их составить описание пляжа, используя полученный материал и употребив не менее 3 сложных предложений (мультисенсорное описание). Попросите каждого прочитать свое описание. Если группа большая, это могут сделать только желающие. Работа с текстами.
Завершается занятие трансовым упражнением в сопровождении музыки. Сейчас, когда вы закроете глаза, вы снова отправитесь в приятное путешествие. А пока просто устройтесь удобно так, чтобы было комфортно вашим ногам и спине, приятные тепло и тяжесть наполняют руки. Вы отправляетесь в путешествие на пляж на рассвете. Перед вами море, прозрачное или темное, я не знаю. Вы можете вдохнуть и ощутить запах моря. Кругом тишина, в которой постепенно начинают появляться какие-то звуки. Это щебечут птицы или шуршат волны, или какие-то другие звуки, совсем особенные. Если повернуться к морю, то можно увидеть, как далеко из-за горизонта появляются первые лучи солнца. Оно медленно поднимается из воды, и на воде появляется дорожка мерцающего света, ведущая к самому солнцу. Вода очень приятная, и, если хотите, вы можете остаться на берегу или войти в воду. Можно плыть и это легко, как если бы вода сама держала вас. Можно плыть по солнечной дорожке или просто лечь на спину и почувствовать, как вода покачивает вас. Иногда так бывает, когда плывешь на надувном матрасе. Вокруг воздух становится все теплее, наполняется солнечным светом. Если хотите, вы можете еще немного побыть в воде, а потом возвращайтесь. Легко ощущать свободу и энергию. Что вам захочется сделать, когда вы вернетесь из путешествия? Пока заканчивается музыка, подумайте об этом.
ДЕНЬ 23. Изучая книги по психологии, вы, вероятно, не раз сталкивались с исследованиями уровня тревожности среди школьников. В них отмечается, что перед поступлением в школу уровень тревожности увеличивается. Повышается уровень тревожности и перед любыми экзаменами и контрольными. Привыкнуть к тому, что тебя постоянно оценивают и сравнивают с другими, довольно тяжело, не правда ли? Мы уже говорили, какой эффект дает сравнение ребенка не с другими, а с самим собой. Попробуйте обсуждать некоторые работы учащихся вместе с ними, задавая два вопроса: что ты сделал хорошо? и что ты можешь сделать лучше? В некоторых школах используют для самоанализа письменной работы лист, разделенный по вертикали на две части. В первой части, обозначенной знаком “+”, ученик записывает, что, на его взгляд, ему удалось. Во второй, обозначенной знаком “++”, он записывает, что можно сделать лучше. Иногда учитель вносит в лист свои дополнения. Мы не будем говорить, как позитивно влияет такой прием на самооценку. Итак, начав занятие с любого позитивного аудиального якоря, предложите на листе бумаги провести такую работу, оценив свою деятельность на предыдущих занятиях. А затем пусть участники письменно ответят на вопрос, что они могут сделать, чтобы улучшить свои достижения. Следующий этап - развитие визуализации. Предложите участникам запомнить фигуры.
Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, ромб, прямоугольник, квадрат, круг (одна фигура находит на другую) Затем закройте рисунок, а ученики пусть по памяти нарисуют эти геометрические фигуры. Попросите наиболее успешных поделиться своей стратегией запоминания. Какие мнемонические приемы можно было бы использовать? (Например, зрительно представляя картинку, проговаривать названия фигур: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, запомнить первые буквы названий фигур - ТККвП и т.д. или раскрасить одинаковые фигуры одним цветом). После этого, вы можете переходить к изучению темы “Знаки препинания при прямой речи”. Уточните, что обязательно нужно запомнить всего две схемы. А: “П!?”. “П,!?”- а. Запоминание с использованием внутренней визуализации. Особо обратите внимание, что точка в первой схеме ставится после кавычек. Остальные варианты этих двух схем выводятся, как в математике, из них. Проанализируйте примеры:
Один старичок из Тобаго Ел только овсянку и саго. К врачу он попал, А тот закричал: “Баранину ешь, доходяга!”
Прочитайте отдельно слова автора и прямую речь. Обсудите, что обозначает каждый знак препинания при прямой речи. Затем пусть ученики выполнят одно из любимых упражнений поэта Иосифа Бродского, которое он часто предлагал студентам: запомнить, как выглядят строчки стихотворения (в данном случае лимерика - кстати, объясните, что такое лимерики) и по памяти записать стихотворение со всеми знаками препинания, точно так же, как оно выглядело на доске или в книге. После этого аналогичная работа выполняется с другим лимериком Эдварда Лира. Одному старику в Ларошели Жук зачем-то забрался на шею. “Что ж, придется слегка Мне прижучить жука”, - Злобно молвил старик в Ларошели. Следующее упражнение выполняется в командах. Участники по очереди придумывают и записывают на листе бумаги предложения по первой и второй схемам, внимательно отслеживая правильность постановки знаков препинания (схемами пользуются по памяти). Выигрывает, разумеется, команда, которая правильно выполнит задание. Можно добавлять очко за скорость, но можно этого и не делать. Обычно мы проверяем задание сразу, так как важно быстро давать обратную связь. Если проверить задание к следующему дню, то эффект снижается: другие события отдаляют важность обратной связи. Работа с текстами. Следующая тема сегодняшнего занятия тесно связана с предыдущей. Обращения часто встречаются в прямой речи. Уточните, что обращение называет того, к кому обращаются с речью, стоит в форме именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, а на письме выделяются запятыми. Местоимения чрезвычайно редко выступают в роли обращений (в основном, в просторечии- “Эй вы, подите сюда!”). Если вы хотите закрепить материал, предложите участникам вспомнить, как обращаются к героям в запомнившихся им анимационных и художественных фильмах, начиная с памятного “Ну, Заяц, погоди!” и заканчивая не менее памятным “А вас, Штирлиц, я попрошу остаться”. Вероятно, участники назовут вам большее количество обращений к героям иностранных произведений. Запишите некоторые из них на доске, составьте схемы. О!... О,......, О,......, О! Обратите внимание на знаки препинания. Еще один способ закрепления темы “Обращение” - работа с любыми художественными текстами, в которых есть диалоги. Раздайте участникам тексты (можно, например, использовать учебники-хрестоматии по литературе) и предложите выписать 3 предложения с прямой речью, включающих обращение. Обязательно в начале пусть укажут фамилию автора и название произведения. Работа с текстами. Теперь можно прочитать текст, содержащий прямую речь, и предложить запомнить его, используя метод внутренней визуализации. Ведущий читает текст, а участники одновременно в воображении создают фильм по прочитанному. Можно прочитать текст второй раз, тогда каждый участник будет уже просматривать свой фильм и слушать “голос за кадром”. Затем записывают то, что запомнили. Этот способ эффективен в ходе подготовки к написанию изложения. Если вы уже проверили выполнение упражнения и обсудили, как легче запоминать текст, можете переходить к составлению предложений по схемам. “П, - а, - п”. “П? - а. - П”. Работа с текстами. Завершает занятие метафора. Жила-была гусеница. Целыми днями медленно ползала она по веткам дерева. Но однажды она остановилась и начала вить кокон. Постепенно она обволакивала себя тонкими шелковыми нитями и скоро полностью скрылась из глаз. Внутри кокона было мягко, тепло и темно. Гусеница чувствовала, что с ней что-то происходит. Прошло некоторое время, и в коконе гусенице стало тесно. Она напрягла все свои силы, кокон лопнул, и ее залил яркий солнечный свет. Вокруг был удивительный мир, полный красок, звуков и открытого пространства. Сначала гусенице стало страшно - что она будет делать теперь без кокона, который согревал и защищал ее? Она взглянула вниз - под ней расстилался огромный луг, полный цветов. Волшебное чувство свободы наполнило ее. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку. День 24. Хотя вы уже, вероятно, придумали много разных способов начинать занятие, следующее упражнение может стать интересным добавлением к ним. Те, кто интересовался, как невербальное поведение влияет на окружение, знают, что низкий голос воспринимается как более приятный и располагающий, чем высокий и резкий. Те, кто занимался музыкой, возможно, знают, что есть специальные фонетические упражнения, помогающие выработать хорошую дикцию и приобрести приятный благозвучный голос. Если вы хотите укрепить свои голосовые связки, выработать правильное речевое дыхание, то следующие строчки заинтересуют вас. Начиная упражнение, глубоко вдохните, затем, произнося звук “а-а-а”, выдыхайте, стараясь выдохнуть весь воздух из легких. Рот обычно широко открыт, язык плоско лежит за нижними зубами. Воздух свободно выходит из легких. Затем аналогичное упражнение выполняется с другими гласными. Особый внешний эффект это упражнение производит, когда его делает группа целиком, как если бы вы слушали репетицию слаженно поющего хора. а-а-а-а э-э-э-э и-и-и-и о-о-о-о у-у-у-у
/МЕСТО СХЕМЫ/
Произнося звук “э”, углы губ растягивают в стороны, при произнесении звука “и” язык продвигается вперед и приподнимается вверх. Губы, произносящие звук “о”, округлены и вытянуты трубочкой. Если представить, что вы как бы прижимаете “о” языком, звук получится более благозвучным. Звук “у” напоминает “о”, но язык поднят к небу и отодвинут назад. Забавно, что можно научиться произносить звуки правильно и при этом помочь усилить кровоснабжение сердца, горла и гортани (полезно не только для учителей, которые много говорят), активизировать работу щитовидной железы, снять усталость с глаз. Разумеется, пользу эти упражнения принесут в случае систематических занятий. Следующее упражнение вам хорошо знакомо - это диагностика динамического объема памяти. Сегодня вы подводите некоторые итоги, анализируете динамику изменений по сравнению с первыми тестами. Итак, вы снова предлагаете запоминание 3 комбинаций из цифр и букв (15 элементов), причем первый ряд цифр показываете на табличке (затем следует воспроизведение), второй ряд медленно проговариваете вслух (воспроизведение), запоминание третьего ряда требует некоторой подготовки. Для этого участники занятий делятся на пары и один пальцем или обратным концом ручки молча пишет на ладони или спине партнера ряд цифр и букв. Знак повторяется до тех пор, пока партнер не кивнет, что понял его (он при этом смотрит в сторону или закрывает глаза). Воспроизводится кинестетический ряд тоже молча на руке уже того, кто писал. Образец символьного ряда: 2Ж71ЮЛ54МА8НГ96Д Теперь, когда вы получили последние данные, вы можете сравнить, как изменился объем внимания в ходе занятий. Результаты всех тестов полезно выдать каждому ученику индивидуально, причем предупредите, что они могут сами выбирать, показывать их кому-либо или нет. Тема сегодняшнего занятия - “Цитирование”. Подчеркните, что постановка знаков препинания будет легкой в том случае, если ученики знают, какие знаки препинания ставятся при прямой речи. Пусть каждый визуализирует во внутреннем взоре схемы прямой речи, затем приведет короткий пример, а кто-то из участников запишет схемы на доске слева. Затем переходите к теме “Цитирование”. Сначала напомните, что такое цитата вообще. После этого на доске и в тетрадях делается следующая запись: 1. А: ”П”. = А: ”Ц”. “П!?”,- а. = “Ц!?,”- а. “П, - а, - п”. 2. А, что “ц”. 3. В эпиграфе кавычки снимаются. 4. Без кавычек могут оформляться стихотворные цитаты. Объяснение текста-образца. Затем участникам предлагается оформить разными способами цитаты. Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. А.Пушкин Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим. Вергилий Самое редкое мужество - это мужество мысли. А.Франс Работа с текстами. Сегодня вы можете выбрать некоторые из уже известных вам упражнений и понаблюдать за изменениями. Выбирайте - “Муха” (любой вариант) или “Корректурная проба”. Занятие завершается метафорой. В одном маленьком зоопарке медведя долго держали в тесной клетке, так что он мог только сделать четыре шага в одну сторону, повернуться и сделать четыре шага обратно. Так и ходил он целыми днями по клетке туда и обратно. Посетители жалели медведя и говорили: “Как, наверное, он был бы счастлив, если бы ему удалось оказаться на свободе!” Время шло, зоопарк стали ремонтировать, и всем животным сделали большие просторные вольеры. В них было много зелени, а в загоне у медведя даже бассейн. Работники зоопарка предвкушали, как обрадуется огромный зверь, когда его переведут из тесной клетки в свободный вольер. И вот долгожданный день наступил. Медведя перегнали в крошечную клетку для перевозки и повезли на новое место. Даже находясь в транспортной клетке, медведь ухитрялся делать свои обязательные четыре шага взад - вперед. Наконец его выпустили в новый просторный вольер. Медведь огляделся, осторожно сделал шаг, другой, третий, четвертый... А потом повернулся и снова сделал четыре шага обратно. Он так и не смог понять, что теперь прутья клетки, ограничивавшие его свободу, существуют только в его воображении. Но эти прутья в памяти зверя оказались крепче настоящих. Так медведь до сих пор и ходит в огромном вольер:е четыре шага туда и четыре шага обратно... День 25. Попробуйте, если хотите, продолжить работу над фонетическими упражнениями по выработке хорошей дикции и звучного голоса. Выдохните, сделайте медленный и глубокий вдох и с закрытым ртом “промычите” звук “м-м-м” насколько хватит дыхания. Три раза упражнение выполняется совсем тихо, три раза громко. Постепенно силу звука нужно увеличивать. Губам щекотно? Совсем скоро это пройдет. Теперь снова пропойте гласные “а-э-и-о-у” несколько раз. Когда вы закончите упражнение, окажется, что группа уже настроилась на совместную работу. Далее, так как мы являемся принципиальными последователями теории развития высших психических функций и внимания в процессе обучения, мы предлагаем упражнение с мячом на развитие мышления “Как можно использовать парашют?” Забавно заметить, как быстро сходит первый слой банальных предложений и начинается самое интересное - неожиданные даже для участников нестандартные идей. Это подобно мозговому штурму на первом этапе набрасывания идей. Отведите на упражнение не менее 10-15 минут. Теперь, когда правое полушарие активизировалось, можно выполнять любое задание, связанное с творческой деятельностью. Предложите, например, участникам группы, пользуясь их карточками со словарными словами или словами, вызывавшими затруднения, составить собственные связные тексты на любую тему, включив в диктант не менее 10 слов из карточек. Следующий этап сегодняшнего занятия - работа над знаками препинания в предложениях с вводными словами и предложениями. Начиная анализ темы, предложите участникам выразить свои чувства по отношению к информации, содержащейся в следующих предложениях, или указать источник сообщения и степень реальности сообщаемого. На доске записаны слева вводные слова и словосочетания, справа - предложения, с которыми будут работать участники.
Запись любых трех предложений на доске и в тетрадях с вводными словами. Обсудите, в чем заключается роль вводных слов, и почему они называются вводными. Затем в тетрадях записываются основные группы вводных слов с наиболее часто употребляющимися примерами. 1. ВВ., выражающие ЧУВСТВА говорящего к счастью, к сожалению, странное дело, к несчастью 2. ВВ., выражающие ОЦЕНКУ говорящим степени реальности сообщаемого конечно, безусловно, вероятно, может быть, пожалуй, наверное 3. ВВ., указывающие на ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ говорят, по словам, по мнению, по-моему, помнится, по нашим данным 4. ВВ., указывающие на СВЯЗЬ МЫСЛЕЙ, последовательность изложения итак, следовательно, далее, значит, впрочем, в общем, кроме того, кстати 5. ВВ., указывающие на ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ОФОРМЛЕНИЯ мыслей словом, иными словами, короче говоря, вернее сказать, мягко говоря Для удобства можно использовать правополушарную схему:
Нет необходимости заучивать все группы вводных слов, просто выделите другим шрифтом или другим цветом ключевые слова. Еще раз подчеркните, что вводные слова на письме выделяются запятыми. Затем выполните работу с текстами. После этого предложите каждому участнику составить свои предложения с вводными словами и, используя мяч, поиграйте в кругу в “Разговор с вводными словами”. Первый участник называет предложение с вводным словом и бросает мяч другому участнику. Тот придумывает свое предложение с вводными словами так, чтобы по смыслу оно продолжало предыдущее предложение. Таким образом составляется рассказ. Работа с текстами. Запись собственных предложений с вводными словами. Итоговый диктант. Предлагаемый вашему вниманию текст рассчитан на тех, кому знакома программа средней школы по русскому языку. Для учеников средней школы мы используем более простые тексты, тем не менее, включающие все изученные до этого момента правила. Во время нашего курса перед началом диктанта мы обычно выполняем простое упражнение “Концентрация - расслабление”. Сначала напрягите мышцы, сожмите руки в кулаки и положите вытянутые руки на парту перед собой. Сидите очень прямо, чувствуя, как напряжены мышцы. Затем расслабьтесь, разожмите пальцы и опустите руки вниз. Почувствуйте покой и уверенность. Теперь возьмите ручку и слушайте первое предложение текста Date: 2015-10-19; view: 408; Нарушение авторских прав |