Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ия -ий, -ие





Р. -и -

Д. -и -

П. -и -и

Интересно уточнить, как участники запоминают окончания. Многие учащиеся говорят, что им представляется прямой угол, если приблизить его, то он состоит из 4 букв и.

Тренировочные упражнения. Под диктовку запишите словосочетания, определяя склонение, падеж и падежное окончание. Образец записи:

Жить в (-ия, П.п., и) России

Мы уверены, что запись перед словом нарушает сложившийся паттерн написал - проверил. Часто это бывает достаточно полезно для закрепления. Если паттерн нарушается, на первых порах это вызывает затруднения и в то же время помогает более глубоко закрепить изучаемый материал.

Уйти с лекции, служить в армии, писать в тетради, нарисовать в тетрадке, думать о Наталии, вспомнить о Наталье, читать в Библии, отдыхать в санатории, о русском гении, событие истории.

Есть еще одно упражнение, которое мы хотим вам предложить. В ходе этого упражнения ученики тренируются в написании падежных окончаний собственных имен существительных. Представьте себе, что вам нужно выписать аттестат нескольким выпускникам средней школы. Ваша задача - аккуратно и внимательно (а главное, грамотно) заполнить аттестаты. Запишите на доске и в тетрадях:

Аттестат

об окончани... средней школы №

выдан

...

Сначала предложите записать свое имя, отчество и фамилию, а затем, определяя окончание, выдайте аттестаты Марии, Лидии, Наталье, Наталии, Любови, Анне, Татьяне, Василию.

Работа с текстами.

Закончить сегодняшнее занятие вы можете игрой на развитие визуализации “Волшебный карандаш”. Группа делится на две команды. Команда задумывает фигуру, но не договаривается, как ее рисовать. Водящий из другой команды рисует задуманную фигуру, подчиняясь указаниям соперников “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”, “круг”, которые поочередно дают соперники. В соответствии с указаниями он рисует отрезки равной длины, создавая стилизованное изображение. Затем играет водящий из противоположной команды. На первых порах лучше придумывать достаточно простые фигуры: дом, кораблик, поезд, цветок и т.д.

 


День 15.

Несмотря на простоту начала занятий, мы считаем, что для большинства участников оно дает блестящий результат. Обычно благодаря якорю сразу же включается состояние комфорта и увлеченности, если, конечно, вы ставите и другие позитивные якоря в ходе занятий. Продолжите занятие метафорой.

Кто-то сказал, что жизнь похожа на шахматную партию. Не знаю, так ли это. Шахматная доска одна, а шахматистов двое. У каждого свои цели, и каждый действует из собственного понимания ситуации. И, осуществляя свои замыслы, каждый вносит помехи в осуществление замыслов партнера. Замыслы оказываются неосуществленными, но рождается игра. Она складывается неожиданно для обоих, обоим она неподвластна. Победитель - это всегда тот, кто лучше подготовил свой номер.

Мы уже говорили ранее, что эффективность метафоры в ее глубинном воздействии на сознательное и бессознательное, воздействии на правое полушарие, активизации творческого мышления. Метафоры обеспечивают длительное индивидуальное воздействие и закрепление в долговременной памяти.

Итак, метафоры больше воздействуют на правое полушарие. Вы, вероятно, знакомы с гемисферологией? Если нет, то у вас есть прекрасная возможность получить удовольствие от новой информации из книг или посетив семинар “НЛН в контексте образования”, что будет полезно и для вас, и для нас. Профессор Бетти Эдвардс выражает общее мнение исследователей мозга, утверждая, что каждое полушарие воспринимает реальность своим собственным уникальным образом. Левое полушарие специализируется на словесных выражениях, числах, аналитическом мышлении, линейно-цифровых рассуждениях. Правое специализируется на визуальной образности, пространстве, воображении, цветовых ритмах, кинестетических переживаниях и творчестве. Эта концепция была подтверждена доктором Роджером Сперри в исследованиях пациентов с разделенным мозгом (эпилептики с хирургически разделенными полушариями).

Известно, что существует историческая традиция на Западе придавать большее значение функциям левого полушария, принижая роль правого полушария. Действительно, больше ценятся люди со склонностью и способностями к научной и аналитической стороне умственной деятельности, нежели люди с так называемым нетрадиционным мышлением и способностью к образной и цветовой стороне умственной деятельности. Особой нелюбовью такие люди пользуются в системе образования. Но различные задачи и виды деятельности, предлагаемые человеку жизнью, требуют работы двух полушарий, если он хочет реализовать свой потенциал. И вопрос здесь не в том, что лучше, а в том, КАК развивать оба полушария, учитывать в обучении особенности детей с ведущим правым полушарием наравне с левополушарными детьми. Современное образование за небольшим исключением использует методы и формы работы с левополушарными детьми, игнорируя присутствие в классе правополушарных детей. Для них в американских школах существует особый термин -“коридорные дети”.


Многие упражнения, предлагаемые в этой книге, рассчитаны на развитие правого полушария и доставляют большое удовольствие как детям с доминирующим левым, так и ведущим правым полушарием. Заметьте, если вам на уроке необходима творческая деятельность, активизируйте работу правого полушария, предложив, например, представить внутренние образы. Настроить левое полушарие в случае деятельности, связанной с воспроизведением какого-то материала дословно, контролем за конкретной деятельностью (проверка письменной работы, например) или логических рассуждениях, можно при помощи простого упражнения. Попросите учеников быть внимательными и заметить, когда вы допустите ошибку. Начните читать таблицу умножения (одновременно вы таким образом порадуете коллег - учителей математики) и прочитав несколько правильных примеров, назовите неверный ответ. Реакция в классе поможет вам понять, настроились ли ученики на последующую конкретную деятельность.

Известный американский психотерапевт Стивен Хеллер говорит (и мы считаем особой честью присоединиться к его мнению), что баланс полушарий - это одна из важнейших целей психотерапии. Добавим лишь, что не только психотерапии, но и обучения. Вспоминая те моменты вашей жизни, когда что-то особенно хорошо удавалось. Вы, без сомнения, обнаружите, что тогда был баланс между спонтанным творчеством и целенаправленной дисциплинированностью, т.е. одновременно включение правого и левого полушарий. Сумма частей, пользуясь языком коллег, ведущих технические дисциплины, будет больше, чем части по отдельности.

Следующая тема сегодняшнего дня, как и другие, подразумевает апелляцию к обоим полушариям. Тема “Правописание не с разными частями речи” заслуживает права считаться достаточно сложной для учащихся. Для объяснения темы сделайте на доске следующую запись:

РАЗДЕЛЬНО

1.С глаголами и их формами (деепричастиями и краткими причастиями):

не был, не знаю, не глядя, не покрашен.

2.С сущ., прил. и наречиями на о-е, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ С союзом А:

Не правда, а ложь. До школы не далеко, а близко.

3.С полными причастиями, ЕСЛИ ЕСТЬ ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА:

сравните: На столе лежала непрочитанная книга. На столе лежала НЕ прочитанная мной книга.

4.С прилагательными, причастиями и наречиями на о-е, ЕСЛИ отрицание усиливается частицами ДАЛЕКО НЕ, ВОВСЕ НЕ, ОТНЮДЬ НЕ, НИЧУТЬ НЕ.

вовсе не интересный рассказ

В ходе объяснения темы убедитесь, что ученики помнят, что такое деепричастие, краткое причастие, наречие. В случае затруднения впишите вопросы, на которые отвечают эти части речи, и напомните, что они обозначают. Для запоминания, проговорив записанное, предложите увидеть на внутреннем экране примеры, записанные на доске, а затем с закрытыми глазами назвать случаи раздельного написания не. Затем, снова глядя на доску, пусть ваши ученики приведут свои примеры на каждый случай правила. Далее, убедившись, что запись перенесена в тетрадь, сотрите с доски формулировку, оставив примеры и попросите не глядя в тетрадь объяснить раздельное правописание не со словами на доске.


Закрепление материала - работа с текстами вслух с комментариями, затем самостоятельная работа с текстами. Целью игры с мячом тоже является закрепление материала - каждый участник по очереди приводит свой пример на правило и называет следующему игроку часть речи, для которой тот должен назвать случай раздельного написания частицы не.

Следующий этап работы - изучение слитного написания частицы не с разными частями речи. На доске запись:

1. Если слово не употребляется без не

необходимый, нельзя, нелепость

2.С сущ., прил. и наречиями, ЕСЛИ можно заменить СИНОНИМОМ без не

неплохой-хороший, недалеко-близко, невнимательность-отсутствие внимательности

3.С прил., сущ. и наречиями на о-е, ЕСЛИ к ним относятся слова совсем, совершенно, очень, весьма, крайне, чрезвычайно

совсем непродуманное решение

 

4*. С приставкой недо-

недоедать

Запоминание и закрепление материала проводится аналогично.

Перед завершающим день упражнением “Апельсин бывает...” проведите игру по командам. Задание: на листах каждый участник команды записывает пример слитного или раздельного написания не с разными частями речи. Побеждает, разумеется, команда, которая написала больше правильных примеров. Можно добавить один балл за быстроту выполнения.


День 16.

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока он, спал кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви. И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. И когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись, на столе появились маленькие человечки - гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые туфли. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, когда же мастер успел сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: ”Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее”. Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

Метафору о старом башмачнике вы можете рассказать после привычного начала занятий. Затем предложите участникам занятий сделать заготовку на сегодняшний вечер. Пусть они представят часы, которыми обычно пользуются, и, глядя на них, составят “выкройку”. А теперь представьте, что уже поздний вечер, день закончился. Подумайте о том, что вы успели сделать за день. Поблагодарите себя за то, что вы сделали за этот день.


Многие могут поблагодарить себя и за то, как они поняли тему вчерашнего занятия. Вспомните, какую часть правила вам удалось запомнить лучше. Проговорите случаи слитного и раздельного написания не с разными частями речи, пользуясь стратегией грамотного письма.

Комментированная работа с текстами.

Следующее упражнение называется “Тяжелое и Легкое”. Когда вы его выполните, попросите участников поделиться впечатлениями.

Представьте себе, что в одной руке у вас находится что-то тяжелое. У одних тяжелой станет левая рука, у других правая. Что это, я не знаю. Может быть, это камень или кусок мокрой глины, или что-то другое. Ощутите тяжесть, лежащую в этой руке. Руку действительно трудно поднять. А в другой руке появилось что-то очень легкое, такое легкое, что рука сама поднимается вверх. Возможно, это воздушный шарик, стремящийся взлететь, или что-то еще. Почувствуйте легкость в вашей руке. Поиграйте немного, сравнивая тяжелое и легкое и переключая ваше внимание с одной руки на другую. А теперь медленно, так, как вам это удобно, соедините руки. Держа руки соединенными, подумайте, посмотрите и почувствуйте, что у вас получилось? Поделитесь впечатлениями.

Это упражнение даст возможность определить эмоциональное состояние участников, даже если вы будете просто наблюдать за их поведением в процессе выполнения упражнения. На практике мы убедились, что после этого настроение большинства учеников улучшается.

Наконец наступило время приступить к работе над темой “Правописание количественных числительных”. Разберите пример: 7 умножить на 10 будет 70. Для кинестетиков удобно подготовить две карточки со словами СЕМЬ и ДЕСЯТЬ. Объясняя материал, соедините карточки, одновременно закрыв мягкий знак в слове десять. Запишем словами: Семь умножить на десять получится семьдесят. Итак, если числительное состоит из двух корней и начинается с корня 5, 6, 7, 8, 9, в нем пишется мягкий знак. Т. е.

1. В числительных 50...80 и 500...900 пишется Ь.

Визуализация нескольких примеров. Уточните, какого цвета Ь, и отличается ли он размером от других букв.

2. Визуализация и запоминание числительных триста, четыреста, миллион и миллиард.

Вслух в парах просклоняйте несколько числительных, обращая внимание на изменение внутри слова. Первый называет падеж и вопросы, второй склоняет числительное. Примеры для склонения: 7,50,8,66, 500, 9, 900. Затем работа над текстами с комментированием. После проверки предложите записать в тетрадях 10 числительных попеременно с ь и без ь в корне. Взаимопроверка. Работа с текстами.

Правила переноса не являются, к сожалению, в школе (за исключением первого пункта) областью пристального внимания. Мы считаем, что следующие ниже правила помогут ученикам чувствовать себя более уверенно, когда заканчивается строчка, и сделает их записи в тетрадях, изложения, диктанты и сочинения более привлекательными. На доске:

1. Нельзя (даже если очень хочется) отрывать одну букву

Надо переносить: ава-рия

2. Не отрывать ъ и ь

Надо переносить: подъ-ем-ный

3. Нельзя отрывать одну букву от корня или приставки

Надо переносить: под-учить, рас-пи-сать-ся

 

Разумеется, если ваши ученики заинтересуются всеми правилами переноса, вы рекомендуете им обратиться к учебнику Д.И.Розенталя “Пишите, пожалуйста, грамотно!” или к любому другому справочнику. Мы уже говорили и, читая эту книгу, вы могли в этом убедиться, что мы не предлагаем полного систематического курса грамматики русского языка. И все же вы находите в ней что-то, что заставило вас прочитать до этих страниц?

К этому моменту вы закончили работу по объяснению материала и можете переходить к закреплению и тренировочным упражнениям. На доске напишите буквы и-э-о-у-а и слова “искушение, конференция, самолюбие, положение, преимущество, внимание”. Пропойте вместе с учениками гамму из гласных звуков. Затем пропойте по слогам записанные слова. Затем предложите записать эти слова, сначала разделив их по слогам, затем разделив для переноса. В чем различие? Аналогично, за исключением пения, выполните работу со словами “подписать, развитие, осень, отличный, лесоруб, приставка, один, лучше”.

Запись текста под диктовку с условием сделать перенос на каждой строке.

ТЕКСТ.

Заключительное упражнение называется “Зеркало” и даст вашим ученикам возможность задуматься над тем, кто же они такие на самом деле.

Посмотрите в зеркало, или, если хотите, представьте, что вы смотритесь в зеркало. Напишите десять предложений, начинающихся с вашего имени, которые отвечают на вопрос “Кто он(она)?” Например, “Таня - дочь своих родителей”. Если задание понятно, смело вглядывайтесь в зеркало.

Задание выполняется на листочках, и вы можете ознакомиться с записями только с разрешения владельца.


День 17.

Занятие вы можете начать с хлопков, когда каждый выбирает свой собственный ритм и темп, какой хочет, а вы только молча показываете знак “громче” или “тише”. Послушайте, как постепенно начинает слаженно звучать ваш маленький оркестр. Завершая упражнение, вы можете предложить настроиться на ваш голос - этот прием дает прекрасную возможность на некоторое время завладеть вниманием участников. Вас могли заинтересовать другие приемы привлечения внимания к аудиальной информации и тренировка внимания. Хороший эффект дает упражнение “Селектор”. Каждый участник группы считает вслух от разных чисел в разных направлениях или произносит буквы по алфавиту. Водящий (“приемник”) молча слушает, поочередно настраиваясь на каждый “передатчик”. Если ему слишком сложно услышать тот или иной “передатчик”, он жестом может заставить его говорить громче. Если слишком легко, можно убавить звук. Все участники группы становятся водящими по очереди. После упражнения попросите поделиться впечатлениями, как было проще настраиваться на “передатчик”, что помогало и что мешало. На следующем занятии мы расскажем еще об одном интересном упражнении, направленном на развитие внимания и осознание индивидуальных способов запоминания.

Мы можем предположить теперь, что вы готовы к объяснению темы “Заглавная буква в именах собственных”. Напомните, что собственные наименования относятся к предметам (в грамматическом смысле этого слова, разумеется), существующим в единственном числе. Итак, записывайте случаи правописания заглавной буквы и обязательно сопровождайте их примерами учеников.

 

1. Собственные имена лиц и имена животных

Иван Грозный, М.В.Ломоносов, Дон-Кихот, Дон-Жуан, Бог, Будда, Пегас

2. Названия организаций и фирм

Академия наук, фирма “Дженерал моторс”, Большой театр, Государственная Третьяковская галерея, газета “Московские новости”

3. Название произведений

опера “Пиковая дама”, роман “Отцы и дети”, Библия, Евангелие

4. Географические названия

Рио-де-Жанейро, Московская область

5. Название исторических событий

Куликовская битва, эпоха Возрождения

6. Названия праздников

Девятое мая, с Восьмым марта (но масленица, пасха, рождество, святки - в светской литературе)

Работа с текстом.

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, образованных от названий

1. С прописной (заглавной)

с суффиксами -ов,-ев, ин

Викины варежки, Сережина куртка, Рексова будка

2. Со строчной - с суффиксом -ск

чеховская “Чайка”, пушкинский “Евгений Онегин”, щедринская сатира

Если, выслушав все примеры, вы затем предложите игру “Открытие”, то доставите участникам и себе удовольствие и незаметно поработаете с эмоциональным закреплением темы. В течение 15 минут команды (сегодня это экипажи кораблей или воздушных шаров) откроют необитаемый остров, начертят его карту и дадут название острову и находящимся на нем объектам, опишут ближайшие перспективы развития, используя при этом грамотно написанные собственные наименования. Обсудите судьбу острова и проверьте усвоение темы.

Все ближе и ближе подходя к повторению сведений по пунктуации, продиктуйте ученикам следующий ниже текст, который поможет вам закрепить тему о собственных наименованиях и сделать некоторые выводы о знании пунктуации учениками. Перед написанием мы всегда проводим короткую кинестетическую настройку. Выше уже упоминалось о работе с фобиями на обучение вообще и с фобиями на диктанты (сочинения или изложения) в частности. Это упражнение поможет ученикам снять напряжение, поскольку, как известно, “Тело и сознание - единая кибернетическая система”. Пусть ученики сначала изо всех сил сожмут кулаки, напрягут мышцы, сожмут зубы (так чувствует себя большинство детей перед письменной работой). Затем попросите их расслабить все мышцы, опустить руки вниз и разжать пальцы. Удивительно, но это дает хороший эффект!

Каждый текст мы обычно обрабатываем, используя таблицу:

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Фамилия, имя........................................................

Дата тестирования:...............................................







Date: 2015-10-19; view: 321; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию