Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Книгах Товита и Иудифи, и о претензиях протестантов к ним





 

В Септуагинте после Книги Есфири сначала идёт Книга Иудифи, а за ней – Книга Товита. В Вульгате и Русской Православной Библии, имеющих одниаковый порядок Книг Ветхого Завета – наоборот: сначала Книга Товита, а за ней – Книга Иудифи. Но они вклинены между Книгами Ездры – Неемии и Книгой Есфирь, нарушая стройную хронологическую летопись от Сотворения мира до царствования Артаксеркса I, внося в неё сумбур, ибо Товит и Иудифь – современники событий, описанных в Книгах Царств (VIII–VII века до Р.Х.). Такое вклинивание неправильно, однако последовательность Книг Товита и Иудифи верна в Вульгате и Русской Библии, потому что хронологически Книга Иудифи является как бы продолжением Книги Товита. Прочитайте окончание Книги Товита и начало Книги Иудифи:

«Но прежде нежели умер, он [Товия] слышал о погибели Ниневии, которую пленил Навуходоносор и Асуир, и возрадовался пред смертью о Ниневии» (Книга Товита 14:15)

«В двенадцатый год царствования Навуходоносора, царствовавшего над Ассириянами в великом городе Ниневии, – во дни Арфаксада, который царствовал над Мидянами в Екбатанах» (Книга Иудифи 1:1).

Протестанты отрицают Богодухновенность Книг Товита и Иудифи, потому что они в них увидели «ложь» в устах Архангела Рафаила и Иудифи; а также «географические и исторические ошибки». К этому аргументу протестанты могут прибегнуть, когда становится ясно, что утверждение о том, что Церковь будто «добавила» второканонические Книги столетия спустя после Иисуса Христа и Св. Апостолов – является ложным. В Книге Иудифи спутаны некоторые моменты истории и географии. Также Иудифь, славная дщерь Израильская, обманом спасает свою жизнь (ну и, попутно, лишает жизни злого полководца Олоферна). И Архангел Рафаил представляется Товиту «ложным» именем. Как могут Православные объяснить, что эти «Богодухновенные Книги» сами «ошибаются и пропагандируют ложь»?

· Книга Товита – единственная из всех Книг Библии, в которой фигурирует Св. Архангел Рафаил. Протестанты, читавшие Книгу Товита, считают, что Архангел Рафаил «солгал», представившись «под чужим» именем – как «Азария из рода Анании» (Книга Товита 5:13). Но если тщательно изучить Книгу Товита, и знать, что означает перевод имён, то выясняется, что имя Азария в переводе с древне-Еврейского означает «Помощь Божия», а Анания – «Милость Божия» (а само имя Рафаил означает «Целитель Божий»). Т.е. Архангел Рафаил сказал: «Я – помощь Божия и милость Божия [в ответ на твои молитвы, Товит]». Когда Товит взывает к Богу о помощи, Бог немедленно отвечает ему, посылая одного из Своих Архангелов – Рафаила. Но, как часто случается, Божию помощь люди не сразу замечают. И лишь в конце Книги Архангел Рафаил представляется: «Я — Рафаил, один из семи Святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых и восходят пред славу Святаго» (Книга Товита 12:15) – то есть «Я — целитель Божий, один из семи Святых Ангелов, которые возносят молитвы Святых». С помощью таких приёмов с именами «Помощь Божия», «Милость Божия», «Господь милосерден», «Господь услышал [и ответил на ваши молитвы]» автор как бы говорит (толкая зрителя в бок локтем и подмигивая): «Ну! Дошло?». И до нас, естественно, доходит, особенно если мы читаем Книгу в оригинале, на древне-Еврейском, чего не потрудились сделать протестанты... Кстати, на древне-Еврейском Книга Товита существует – правда, в единственном экземпляре, но она сохранилась в Кумранских свитках. Фактически, пользуясь именем «Я – помощь Божия и милость Божия, ибо Господь милосерден – Он услышал ваши молитвы», Св. Архангел Рафаил отнюдь не врёт о своём истинном имени (которые синомимичны тем именам, которыми он представился Товиту и сыну его Товии – ведь исцеление от Бога – это помощь Божия и милость Божия), но являет сокровенную (т.е. скрытую) истину о том, Кто есть Бог и почему Он послал его к Товиту сыну Товиила и Сарре дочери Рагуила в помощь в ответ на их молитвы: Товита Архангел Рафаил исцелил, вернув ему зрение, а от Сарры отогнал демона-убийцу Асмодея и сковал его (а в апокрифической, но тем не менее Богооткровенной Книге Еноха Архангел Рафаил ещё до Всемiрного Потопа связал по рукам и ногам демона Азазеля). Поэтому Св. Архангел Рафаил является покровителем медицины и экзорцизма (практики изгнания злых духов – бесов), и на иконах изображается с медицинскими принадлежностями в одной руке, и иногда с рыбой, выловленной Товией из реки Тигр – в другой руке. Автор Книги Товита вовсе не хотел, чтобы читатели подумали «Ангелы врут, поэтому и вам можно», и воспринимали мораль его Книги именно таким неправильным пониманием. Св. Архангел Рафаил до поры до времени не открыл Товиту и Товии, что он – Архангел, вот и всё.

Протестанты могут указать на «географическую ошибку» Книги Товита: от Раг Мидийских, расположенных в горах, до Экбатаны, помещенной автором на равнине, как будто бы только два дня пути, которые прошли Товия со спутником, который оказался Архангелом рафаилом, тогда как на самом деле Екбатана лежит на 2000 м над уровнем моря, намного выше Раг, и один город отстоит от другого на 300 км.

Во-первых, Книга Товита – не учебник географии; а во-вторых, Товию сопровождал сам Архангел Рафаил, который мог перенести Товию на большое расстояние за короткое время. Впомним эпизод из отвергаемой протестантами главы Книги Св. Пророка Даниила про Вила и дракона: «Ангел Господень сказал Аввакуму: “отнеси этот обед, который у тебя, в Вавилон к Даниилу, в ров львиный”. Аввакум сказал: “господин! Вавилона я никогда не видал и рва не знаю”. Тогда Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы головы его, поставил его в Вавилоне над рвом силою духа своего» (Книга Св. Пророка Даниила 14:34–36) – здесь вообще тысячи километров были преодолены во мгновение ока. Надеюсь, протестантам не придёт в голову говорить о «географической ошибке» главы про Вила и дракона из Книги Св. Пророка Даниила. Так и в Книге Товита Архангел Рафаил, осуществляя замысел Божий, помог Товии преодолеть расстояние 300 км за два дня.

Так что претензии протестантов в отношении Книги Товита ложные.

· Книга Иудифи. В случае Иудифи, солгавшей военачальнику Олоферну, чтобы спасти свой народ, нужно помнить, что она действовала в рамках иудейской морали, какой она была на тот период времени. В «Библии с комментариями» насчёт действий Иудифи говорится следующее: «обман врага не считался тогда предосудительным поступком»[126]. Это значит, что она рассматривала обман как приемлемое, и даже похвальное деяние, потому что она расправлялась со смертельным врагом своего народа. Обманув Олоферна относительно своих намерений и прося Бога благословить этот её приём, она не делала ничего чуждого морали иудейского Писания или Ветхого Завета. Другой пример подобного обмана – когда еврейские повивальные бабки солгали фараону о рождении Моисея. Они солгали, и поступили правильно, потому что фараон не имел права знать правду – скажи они её, он бы убил Моисея. Если на этом основании исключать из канона Книгу Иудифи, то с ней заодно нужно исключить и Книгу Исхода.

Что касается «исторических и географических ошибок» Книги Иудифи, то нужно помнить, что действия в ней – VII век до Р.Х., а написана сама Книга – в Маккавейскую эпоху (II век до Р.Х.). Т.е. она является записью 500-летнего исторического предания об Иудифи, и не является учебником истории и географии. Однако даже в случае с историей и географией не всё так просто.

Российское Библейское Общество приводит аргумент о том, что действие Книги Иудифи «отнесено ко времени Навуходоносора, «царствовавшего над Ассириянами в Ниневии» (Иф 1:1), тогда как Навуходоносор был царем Вавилона, а Ниневия была уже разрушена его отцом Набопаласаром»[127]. Протестанты этот аргумент «подняли на знамёна» против Богодухновенности Книги Иудифи.

Св. Праведная Иудифь.

Однако в первоканонической Книге Ездры, признаваемой протестантами, Персидский царь Кир называется царём Вавилонским (2-я[128] Книга Ездры 5:13) – потому что он воцарился над завоёванным им Вавилоном; более того, в той же «Библии с комментариями» говорится об этих стихах следующее: «Вавилон обычно обозначает персидское царство (ср. «Кир, царь Вавилонский» 5:13). Резиденциями царя являлись Вавилон, Сузы и Екбатана». Почему-то Российское Библейское Общество и протестанты не возмущаются «Кир был царём Персии». Также и Вавилонский царь Навуходоносор именуется в Книге Иудифи Ассирийским царём, который царствовал над уцелевшим остатком жителей Ниневии. И Ассирийцы были в рядах Вавилонской армии. Но Кир не разрушал Вавилон в отличие от Набопаласара, разрушившего Ниневию.

Но вот более трезвая позиция Российского Библейского Общества в «Библии с комментариями»:

«Изображение движения войск Олоферна (Иф 2:21–28) не соответствует географическим данным. Когда он доходит до Самарии, названий мест становится больше, и мы как будто вступаем теперь на более твердую почву. Но многие из этих названий неизвестны и звучат странно. Даже местонахождение города Ветилуи, являющегося центром описанных действий, невозможно определить на карте, несмотря на кажущиеся топографические уточнения рассказа. Эти вольности объясняются, очевидно, тем, что целью авторов являлось создать не историческую хронику, а произведения иного типа. По всей вероятности, отправными точками служили реальные факты, которые свободно комбинировались, чтобы предложить читателям одновременно назидательную книгу и увлекательный рассказ, вроде современного исторического романа. Поэтому важно определить цель каждого автора [129] и смысл преподанного в его книге поучения»[130]. Книга Иудифи – первоклассная благочестивая история, которые на роль учебников истории или географии отнюдь не претендует. Вот что писал в предисловии к этой Книге в Вульгате Св. Блаженный Иероним Стридонский: «Примите Юдифь вдовицу, образец целомудрия, и провозвестите о ней всенародную победную славу. Достойною подражания не только женам, но и мужам её сделал Тот, Кто в воздаяние за её чистоту даровал ей таковую силу победить непобежденного никем из мужей и преодолеть непреодолимого»[131].

Так что если на основании «исторической ошибки», в которой Навуходоносор называется царём Ассирийским исключать из канона Книгу Иудифи, то с ней заодно нужно исключить и первоканоническую Книгу Ездры. А отвергать эту Книгу или Книгу Исход протестанты почему-то не спешат. Так что и в отношении Книги Иудифи претензии протестантов ложные.

Вселенская Православная Церковь почитает Иудифь в числе праведных ветхозаветных жен как праматерь. Её память совершается в неделю праотец (предпоследнее воскресение перед Рождеством Христовым).

 

Date: 2015-10-18; view: 720; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию