Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое консультирование извне структуры аппарата Клиента 2 page





Необходима также работа с активистами организации - ее аппаратом и управленческими командами. Задача политических консультантов заключается в том, чтобы активисты восприняли цели партии как личные, почувствовали себя членами единой команды, работающими "в одной упряжке". Они должны выработать у активистов сознание общей солидарности и сплоченности, способствовать преодолению проблем межличностных отношений в команде, повышению эффективности ее организационной деятельности.

Кроме того, политические консультанты предоставляют свои услуги по созданию сети региональных отделений политических организаций, а также по воспитанию в их рамках новых политических лидеров. Они проводят работу по отбору кандидатов на роль потенциальных политических лидеров среди членов организации, а затем организуют их обучение, где прививают навыки борьбы за различные политические посты.

Помимо основных, можно назвать также побочные направления деятельности внешних политических консультантов. Первое из них - обучение. Оно происходит как в рамках других направлений деятельности (например, обучение команды Клиента в ходе предвыборной кампании или кризисной ситуации, обучение потенциальных кандидатов в различные органы власти от какой-либо партии), так и отдельно. Политические консультанты-одиночки и работники консультационных фирм читают лекции и ведут занятия по различным аспектам политического консультирования в вузах. Фирмы, кроме того, организуют обучающие конференции и семинары как для политических лидеров, так и для членов их команд. Такие семинары способствуют повышению уровня политической культуры и профессионализма в центре и регионах, а также помогают формированию профессионального имиджа и росту популярности самих консультационных фирм. Обучающие конференции и семинары - эффективный путь поиска новых клиентов и заказов.

Второе из побочных направлений деятельности - научная работа. Многие профессиональные политические консультанты являются (в прошлом или настоящем) научными работниками, имеют ученые степени и звания, поэтому естественно их стремление теоретически осмыслить и обобщить результаты своего практического опыта. Основными видами научной деятельности являются написание статей и книг, организация и участие в научных конференциях и симпозиумах с коллегами - политическими консультантами из других организаций. В настоящее время в нашей стране эта работа имеет не только чисто академическую направленность, но и способствует более четкому определению профессионального поля политического консультирования.

Помимо направлений деятельности, очень важным является четкое определение основных этапов содержательной работы внешних политических консультантов. Таких этапов, причем единых для всех направлений - и предвыборных кампаний, и для работы в кризисных ситуациях, и построения корпоративной идентичности политических организаций, - три:"!) анализ ситуации и комплексное исследование; 2) разработка стратегии действий; 3) реализация стратегии на практике. Эти три основных содержательных этапа работы дополняются фазами подготовки и завершения работ, имеющими не столь важное значение для их содержания, но играющими определяющую роль для самих внешних консультантов и характера их взаимоотношений с клиентами.

На этапе подготовки происходят первые контакты Консультанта с Клиентом, обсуждаются цели и мотивация Клиента, характер помощи, которую Консультант может ему оказать. В ходе подготовки выясняются роли Консультанта и Клиента, на основе предварительного диагноза проблемной ситуации (выборы, политический кризис, размытый имидж политической партии) планируется задание и выдвигаются предложения Клиенту относительно него. В результате заключается контракт на консультативную помощь. Очень важно, что на этапе подготовки закладываются основы всей последующей работы, так как на следующие фазы сильно влияют качество предварительного диагноза проблемы и характер взаимоотношений, которые смогли установить Консультант и Клиент в самом начале.

На этапе завершения полученные результаты (например, победа на выборах и количественный отрыв от ближайших конкурентов), а также сам процесс работы (например, величина вклада в победу внешних политических консультантов) оцениваются Клиентом и членами его команды (внутренними консультантами). В случае необходимости предоставляются заключительные отчеты (если это оговорено в контракте), происходит расчет в соответствии со взаимными обязательствами. "Высшим пилотажем" для внешнего Консультанта является способность заинтересовать Клиента в продолжении сотрудничества, в этом случае могут вестись переговоры относительно будущих контактов и дальнейшей работы. К сожалению, сейчас в нашей стране нередка тенденция принижать заслуги внешних консультантов, даже в случае достижения успеха (победы на выборах). Часто такую позицию занимают члены команды Клиента, стремящиеся на следующих выборах "заменить" внешних консультантов и якобы "сэкономить" средства. Это, конечно, не способствует продолжению контактов консультантов с данным Клиентом.

Теперь перейдем к рассмотрению чисто содержательных этапов работы политических консультантов. На этапе анализа ситуации обнаруживаются ключевые факты, детально изучается проблема. Выясняется, является ли основная проблема чисто политической, организационной, информационной или психологической. Часто проблемные ситуации комплексны, в таких случаях выясняется, какой аспект или аспекты проблемы являются основными и должны быть решены в первую очередь. Выбор данных, которые следует искать, а на какие не обращать внимания, аспектов проблемы, которые следует изучать или пропускать, предопределяет правильность и характер дальнейших решений.

Сбор данных и фактов происходит в результате наблюдений консультантов, интервью с экспертами в самых разных областях. Кроме того, проводится комплексное социально-психологическое исследование с применением как количественных (массовые опросы), так и качественных (фокус-группы) методов. В ходе исследования анализируются сложившийся и стратегический образы как отдельных политиков (кандидатов на выборах, лидеров политических партий), так и целых политических организаций. Изучаются также положительные и отрицательные черты образов основных соперников, настроения и политические ориентации населения, роль и значение различных средств массовой информации и многие другие вопросы. Выясняется, осознается ли в данной организации (команде) необходимость перемен или придется убеждать людей в нужности изменений.

В результате уже на этапе анализа появляются первые решения, как сориентировать работу для достижения определенных результатов и разрешения актуальной проблемы. Уже собирая данные, политический Консультант влияет на систему установок Клиента и его команды, так что люди могут начать меняться уже только в результате присутствия внешнего Консультанта.

Второй этап содержательной работы - разработка стратегии избирательной кампании, поведения в кризисной ситуации или построения положительного имиджа политической организации. Стратегия разрабатывается в строгом соответствии с результатами анализа данных и проведенного исследования. Она включает в себя комплекс решений, которые необходимо принять Клиенту, и стандарты поведения которых ему необходимо придерживаться, чтобы с успехом выйти из данной проблемной ситуации. Элементами стратегии, как правило, являются: пути и средства построения устойчивого положительного образа Клиента, средства преодоления его негативно воспринимаемых черт, содержательные аспекты положительного имиджа, определение средств его "доставки" потенциальным (или реальным) избирателям, пути нейтрализации конкурентов, меры гибкого реагирования на непредвиденные неблагоприятные обстоятельства и т.д.

Процесс разработки стратегии должен включать работу по поиску и оценке альтернативных решений и стратегий. Клиенту должно быть предоставлено право выбора подходящей стратегии. Для выработки стратегии со стороны Консультанта нужны воображение и творческие способности, а также строгий и системный подход к выявлению и изучению возможных альтернатив. Важный аспект разработки стратегии и планирования действий - учет тактических факторов при осуществлении решений. Например, внешним консультантам следует обязательно учитывать возможные проблемы со стороны команды Клиента, исполнительного персонала и предусмотреть меры для преодоления сопротивления необходимым изменениям.

Многие контракты по консультированию заканчиваются при передаче отчета с разработанной стратегией и предложениями по плану действий, то есть еще до начала реализации стратегии. К сожалению, закончить работу после фазы разработки стратегии часто решают не потому, что Клиент оценил свои силы и полон решимости осуществить стратегию без посторонней помощи. Скорее, это отражает широко распространенные представления о том, что консультирование заканчивается передачей отчетов и предложений. Реже такое случается в предвыборных кампаниях, но и здесь некоторые клиенты принимают такой подход, так как плохо понимают, что даже очень солидный консультативный отчет и тщательно разработанная стратегия не могут гарантировать на сто процентов, что предложенная схема будет работать в действительности и принесет обещанные результаты, ведь нельзя заранее предугадать, как будет развиваться конкретная ситуация и какие резкие изменения обстоятельств будут мешать намеченным планам.

Когда предложенные решения и стандарты поведения начинают становиться реальностью, что-то происходит - либо в соответствии со стратегией, либо несколько иначе. Могут возникать новые проблемы и трудности, выявляться ложные предположения или ошибки в стратегии, сопротивление изменениям может сильно отличаться от того, какое ожидалось первоначально. Поэтому внешние политические консультанты должны быть "надсмотрщиками" за выполнением стратегии, должны иметь возможность видеть, как идет претворение стратегии в жизнь, и корректировать в соответствии с обстоятельствами первоначальный проект стратегии и план действий или поведения Клиента, если он отклоняется от предписанного ими курса. Так как невозможно точно предвидеть все связи, события и отношения, а реализация стратегии всегда отличается от теоретических планов, политическим консультантам очень важно не только следить за реализацией стратегии, но и руководить, а также непосредственно самим осуществлять ее. Понятны желание и заинтересованность профессиональных консультантов осуществлять на практике и реализовывать самим те решения, которые они наметили.

На этапе реализации стратегии внешние политические консультанты применяют методологию адаптации ключевых элементов разработанной ими стратегии к реальности. Они организуют работу со средствами массовой информации, в том числе на телевидении и радио, непосредственно разрабатывают рекламно-агитационные тексты, макеты листовок, постеров, плакатов, сценарии для радиорекламы, видеороликов и т.д. Внешние политические консультанты проводят совместно с командой Клиента специальные акции направленного характера, а также "доставляют" его имидж по целевому назначению различным категориям потенциальных избирателей. Ведется работа с командой Клиента и с личностью кандидата.

Очевидно, что нельзя строго разграничить основные этапы работы внешних политических консультантов. Первые контуры решений и отдельных элементов стратегии намечаются уже на этапах подготовки (предварительного диагноза ситуации) и анализа данных. Часто, особенно в условиях хронической нехватки времени в ходе напряженных предвыборных кампаний или политических кризисов, стратегия разрабатывается уже после получения самых первых и общих результатов исследования, а полная их обработка либо вовсе не осуществляется, либо откладывается на потом. Реализация же стратегии отдельных акций в условиях предельно сжатых во времени кампаний идет параллельно с ее полной разработкой. Подчас консультантам приходится оперативно реагировать на складывающиеся конкретные обстоятельства даже раньше, еще на этапе сбора данных. Тем не менее, выделение основных этапов работы внешних политических консультантов методологически важно, а основная цепочка последовательности их действий не нарушается никогда.

2.3.3.Социальная роль и функции внешних политических консультантов

Социальная роль или набор функций внешних политических консультантов - один из самых старых спорных вопросов. Должен ли профессиональный политический Консультант быть универсалом или специалистом? По этому вопросу существует несколько точек зрения. Некоторые считают, что только универсал, человек с широким образованием и знаниями в различных областях сопредельных политических наук, обширным кругом интересов, может быть истинным политическим Консультантом. Другие возражают, считая, что универсалам не хватает глубоких знаний в отдельных, специфических политических науках (политическая психология, политическая социология), которые необходимы для решения проблем, поэтому эффективный Консультант должен быть специалистом.

Третья точка зрения - та, что в политическом консультировании определенное место занимают и те, и другие. Суть не в противопоставлении универсалов и специалистов, а в комбинировании их навыков и умений для достижения большего суммарного эффекта.

Во многих консультационных фирмах универсалы и специалисты сотрудничают, имеет место определенное разделение труда между теми, кто в первую очередь является специалистом (находится в курсе всех новинок в конкретной области политических знаний - политологии, политической психологии или политической социологии), и универсалом (имеет дело с несколькими политическими науками и основное внимание уделяют их взаимодействию, координации и интеграции).

На наш взгляд, специфика именно политического консультирования заключается в том, что профессиональный Консультант должен быть и специалистом, и универсалом одновременно.

Руководить предвыборной кампанией или построением корпоративной идентичности политической организации - междисциплинарная и многофункциональная задача, и меры, принятые в одной специальной области, тесно связаны с другими областями. Таким образом, политический Консультант всегда будет стараться рассматривать специфические проблемы, требующие вмешательства специалиста, в более широком контексте. Чтобы быть настоящим профессионалом, специалист должен уметь смотреть на проблему с точки зрения универсала, а универсал - квалифицированно применять основные исследовательские и диагностические методы. Конечно, политический Консультант изначально должен быть специалистом в одной из областей знаний (хотя бы по образованию), но если социальная роль этим не ограничивается. Она включает множество функций, выходящих за рамки сугубой специализации.

Для удобства можно выделить несколько основных социальных ролей внешних политических консультантов. Политический Консультант-менеджер подготавливает и координирует глобальные заказы, требующие сочетания знаний и умений универсалов и специалистов.

Он обычно занимается предварительной организационной диагностикой, переговорами с клиентами, планированием и координацией выполнения заданий, выработкой заключений на основе конкретных наблюдений специалистов, представлением окончательных предложений клиентам. Менеджер организует работу штаба. В его руках при политическом консультировании находятся контролирующие и управленческие функции. Как видим, менеджер в наибольшей степени является универсалом. Однако он должен обладать и специальными знаниями - уметь провести и обработать результаты исследования, работать с личностью Клиента, предлагать идеи для разработки и реализации стратегии.

Политический Консультант-социолог организует на первом этапе сбор и анализ данных среди электората и групп экспертов, проводит комплексное исследование электората, обрабатывает его результаты. Вместе с тем, Консультант-социолог творчески участвует в разработке стратегии, а на дальнейших этапах реализует ее - готовит агитационные материалы кампании, составляет различные сценарии. Он организует и контролирует работу социологических служб Клиента по мониторингу данных или, например, в ходе предвыборных кампаний с несколькими кандидатами может полностью, от начала до конца, "вести" одного из кандидатов. Тем самым Консультант-социолог также выполняет менеджерские функции.

Политический Консультант-психолог работает с имиджем Клиента. Он обрабатывает с этой точки зрения результаты исследования, разрабатывает элементы стратегии, связанные с имиджем. На Консультанта-психолога ложится основная часть работы с личностью Клиента - психодиагностика, тренинг, коррекция публичных выступлений и т.д. Вместе с тем, он, наряду с Консультантом-социологом, участвует в сборе социально-психологических данных, участвует в реализации стратегии - работает на телевидении, радио, составляет листовки. Точно так же Консультант-психолог может "вести" одного или нескольких кандидатов на выборах.

Политический Консультант-журналист выполняет, как правило, функции пресс-секретаря. Он организует эффективную пресс-службу Клиента, взаимодействует со средствами массовой информации, готовит основную часть агитационно-рекламных текстов. Вместе с тем, пресс-секретарь творчески участвует в разработке стратегии, придумывает и реализует специальные акции. Важнейшая его задача - помочь менеджеру и психологу наладить эффективные взаимоотношения с Клиентом, сопровождать его в поездках, на встречах с населением, готовить публичные выступления Клиента.

Политический Консультант-технический секретарь вместе с менеджером организует работу штаба, следит за сохранностью и эффективной бесперебойной работой техники, организует техническую обработку (вместе с консультантами-социологами и психологами) результатов исследования, обеспечивает конфиденциальность полученной информации. Технический секретарь, наряду с другими, активно участвует в реализации стратегии, проведении конкретных акций, может предлагать новые интересные идеи для реализации.

Таким образом, можно выделить несколько основных социальных ролей внешних политических консультантов. Они, тем не менее, не являются чисто специализированными, профессионалы осваивают новые сферы деятельности, работают в тесном взаимодействии в рамках единой команды и штаба, взаимно заменяют и помогают друг другу на всех этапах работы. Один и тот же Консультант на одном этапе выполняет большие специализированные функции, а на другом - универсальные. Здесь можно проследить и общую тенденцию - на начальном этапе работы, исследовательском, большинство политических консультантов действуют как специалисты, а на конечном этапе реализации стратегии все работают как универсалы. Поэтому, на наш взгляд, неправомерно говорить о чистых менеджерах, социологах, психологах или журналистах, занимающихся политическим консультированием. Очевидно, что на наших глазах родилась новая профессия, объединяющая всех их, - ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАНТ.

2.3.4. Особенности инициативного консультирования политических консультантов из "академической среды"

Мы не случайно употребляем термин "академическая среда" в кавычках. На самом деле инициативное консультирование Клиента-политика могут осуществлять ученые институтов Академии наук, отраслевых НИИ, а также независимые ученые, работающие дома. Главное, что содержание их консультаций связано с предметом их научных исследований.

В прежние годы большинство академических институтов направляли инициативные аналитические записки в ЦК КПСС, Совмин и другие государственные органы, причем, как правило, они адресовались конкретно тем работникам, с которыми руководство институтов или отделов этих учреждений были лично знакомы и имели в определенной степени неформальные отношения, позволяющие им выступать с такой инициативой.

Такие материалы обычно подавались в форме аналитической записки, которая должна была отличаться краткостью и незамысловатостью изложения, учитывая занятость и не всегда профессиональную подготовленность Клиента. В ряде случаев консультации осуществлялись в виде устного сообщения по конкретной теме.

В настоящее время удельный вес инициативных аналитических записок, направляемых в различные государственные органы со стороны ученых, значительно уменьшился, однако, сам жанр все же сохранился. Сегодня все чаще ученые выступают в качестве консультантов тех политиков, которых они лично знают уже непосредственно, а не через директора своего научного учреждения. Таким образом, непосредственный автор аналитической записки является Консультантом Клиента-политика. В прежние годы записки направлялись, как правило, от имени института, и только в немногих институтах, например, в Институте США и Канады АН СССР, всегда указывалась фамилия исполнителя документа.

Основная функция Консультанта в этом жанре состоит в сообщении Клиенту своего экспертного взгляда на проблему, которая, с его точки зрения, является важной в сегодняшней политической повестке дня Клиента. Консультант сам определяет, на каких аспектах этой проблемы сосредоточиться и как организовать подачу материала. Он сам решает, что он должен сообщить Клиенту и насколько Клиент подготовлен к этому сообщению.

Помимо экспертной функции, Консультант выполняет и иные немаловажные функции: он повышает в известной степени самооценку Клиента, как бы демонстрируя ему - научные работники считают его способным разобраться в усложненных текстах, по сравнению с традиционными справками; Консультант также оказывает определенную эмоциональную поддержку Клиенту.

Клиент-политик часто испытывает некоторые негативные чувства из-за того, что он не слишком хорошо владеет знаниями в определенных областях. Порой эти чувства даже превращаются в комплекс неполноценности по отношению к ученым, что приводит к публичным высказываниям политика, что не абстрактная наука, а знание жизни определяют настоящего лидера. Контакт Консультанта и Клиента по инициативе первого, особенно в случаях, когда они знакомы между собой, способствует возникновению у Клиента ощущения, что научные тексты, присылаемые ему, есть результат его возможностей в понимании непростых материалов, его повышенного интереса к различным областям знания. Такого рода "психотерапевтический" эффект позволяет Клиенту несколько повысить свою самооценку и облегчить свои страдания и комплекс неполноценности.

Эмоциональная поддержка со стороны Консультанта заключается в том, что Клиент осознает, что о нем подумали и постарались помочь, сообщая ему полезные для него вещи. Даже если он и не воспользуется этими материалами, все равно он чувствует проявленную заботу и внимание.

Еще одной очень важной функцией Консультанта при этом жанре консультирования является оснащение Клиента новой информацией, которая по сути дела является дополнительным орудием в его сфере труда или новым видом "вооружений", в зависимости от ситуации применения этой информации.

Отдельным видом являются инициативные консультации ученых, осуществляемые в отношении Клиента-политика в результате сложившихся между ними отношений и носящие постоянный характер. Клиент становится, таким образом, как бы постоянно обслуживаемым и в то же время без взятых на себя особых обязательств со стороны Консультанта. Он может консультировать в этом случае и устно, и передавая аналитические материалы, и используя другие виды консультирования:
игровые, тренинг, адресные документы - письма, записки.

В этих случаях Консультант следит за потребностью Клиента в консультациях и зачастую формирует ее сам, влияет на частоту контактов с Клиентом, определяет время и форму очередной консультации. В этом процессе усиливается взаимодействие между Клиентом и Консультантом, и Клиент также начинает формулировать свой запрос к Консультанту, обращаясь к нему тогда, когда возникает необходимость в получении консультации. Поскольку их отношения носят неофициальный характер, то у Консультанта всегда есть возможность отказаться выполнить то или иное задание со стороны Клиента, если он сочтет его противоречащим своей системе ценностей или убеждений. Он может отказаться от него и потому, что у него может не оказаться времени или информации для выполнения запроса со стороны Клиента.

2.3.5. Основные функции политических консультантов во время проведения предвыборных кампаний

Мы разделили бы все многообразие деятельности профессиональных политических консультантов во время выборной кампании или осуществления ПР Клиента на четыре больших блока. Первый блок включает такие виды деятельности, как анализ общественного мнения, анализ складывающейся политической ситуации и выявление требований электората к политическому лидеру. На основе исследований формулируются идеология и стратегия избирательной кампании, а также разрабатываются конкретные средства их реализации. В самом общем виде мы назвали бы этот блок РАБОТОЙ С ЭЛЕКТОРАТОМ.

Второй блок включает в себя различные виды РАБОТЫ непосредственно с КЛИЕНТОМ.

Кроме того, консультанты могут принимать участие в РАБОТЕ С АКТИВИСТАМИ И ДОБРОВОЛЬНЫМИ ПОМОЩНИКАМИ. Это - третий блок работы. Однако эта работа, по крайней мере в практике российских избирательных кампаний, пока является скорее исключением, чем правилом.

Наконец, четвертый блок работ в кампании, иногда называемый ЭЛИТАРНОЙ КАМПАНИЕЙ, также зачастую требует привлечения профессиональных консультантов. Элитарная кампания предполагает работу с различными лидерами общественного мнения и группами интересов, позволяя приобрести поддержку влиятельных сил, аккумулировать дополнительные средства или, по крайней мере, устранить противодействие. В элитарной кампании формируется также стратегия отношений с непосредственными конкурентами кандидата. Эта стратегия реализуется путем различных приватных переговоров и сделок. Эта часть предвыборной кампании всегда очень важна. В нашей же стране элитарные кампании зачастую являются основным средством достичь лидерского поста. Одним из подтверждений этого являются выборы в органы местного самоуправления, прошедшие в России весной 1994 года. Большинство в этих органах составили представители так называемой "партии власти" - представители местной хозяйственной и властной элиты. Таким образом, ни политические ориентации кандидатов, ни их программные положения, ни даже их личностные особенности практически не были важным условием достижения победы на выборах. Конечно, кампании местного уровня - это идеальная почва для проведения элитарных кампаний, поскольку контролировать небольшой регион всегда легче. В кампаниях более высокого уровня, где сталкиваются интересы различных элит, достичь желаемых результатов путем приватных переговоров становится все труднее, при этом роль рядового избирателя становится все более важной.

Любой кандидат на выборный политический пост имеет более или менее тесные связи с элитами различных уровней и, таким образом, сам является экспертом в этой области. Однако часто его возможностей оказывается недостаточно и ему необходимо привлекать профессиональных консультантов, имеющих опыт работы и широкие связи среди высших управленческих, партийных, профсоюзных и других элит страны. Подобная работа консультантов, являющаяся, по сути дела, разновидностью лоббирования, чрезвычайно сложна и специфична. Она требует специального исследования, в нашем же обзоре мы не будем рассматривать ее сколько-нибудь подробно.

Остальные три направления работы Консультанта в предвыборных кампаниях мы рассмотрим более подробно в последующих главах, здесь же дадим лишь краткий анализ основных задач.

Основным преимуществом работы профессионалов-консультантов в предвыборной кампании является использование различных, достаточно точных инструментов анализа и оценки ситуации. Эти методы и инструменты позволяют прогнозировать развитие событий и формировать стратегию действий, отслеживать эффективность различных акций, уже выпущенных материалов, выступлений кандидата и т.д. Наличие "обратной связи" дает возможность своевременно корректировать стратегию, значительно экономить силы и средства.

Консультанты, проводящие анализ и оценку социально-психологических особенностей электората, опираются на выводы и данные, полученные в специальных исследованиях, на свои наблюдения повседневной социально-политической практики и на социологические опросы, проводимые перед выборами среди тех избирателей, с которыми предстоит работать. При этом ни один из этих инструментов исследования электората не является безупречным. Относительные преимущества и недостатки каждого из них мы обсудим в последующих главах.

Еще одной, пожалуй, ключевой функцией Консультанта в избирательной кампании является ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ и стратегии КАМПАНИИ, имиджа кандидата, который сделает его привлекательным для избирателей. В этой работе Консультант, опирается, разумеется, на специальные знания и результаты социологических исследований. Однако одними знаниями здесь обойтись невозможно. Выбор стратегии и идеологии - это всегда творческий акт, в котором проявляются все способности и недостатки консультантов и имиджмейкеров. Точных рецептов изготовления привлекательного имиджа, по-видимому, не существует. Литература, посвященная этому вопросу, рассматривает только самые общие закономерности и этапы построения имиджа, либо же обсуждает успехи и неудачи каждой конкретной кампании. Однако каждый раз для принятия правильного решения нужны талант и интуиция. Хотя, конечно, знания и опыт также играют свою роль.

Еще одной важной функцией консультантов в процессе избирательной кампании является РЕАЛИЗАЦИЯ ИЛИ УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ НАМЕЧЕННОЙ СТРАТЕГИИ. Она заключается, в частности, в создании разного рода агитационных материалов: листовок, плакатов, печатных материалов, пропагандистской видео- и аудиопродукции. В идеале такая продукция создается журналистами, текстовиками и художниками, однако при тесном сотрудничестве с идеологами и психологами. Вся пропагандистская продукция эффективно воздействует только если тщательно выдерживается идеологический замысел кампании и все материалы "бьют" в одну цель. При этом желательно помнить и использовать законы риторики, психологии убеждающей коммуникации, а также психологии рекламы.

Date: 2015-10-19; view: 339; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию