Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДыханиеДыхательный тренинг
Издательство Алтайского государственного университета
Барнаул 2007
Составители: Т.Ю. Кулинкина (доцент) Рецензент:
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Фоностилистика» (28 часов лекционных занятий; 26 – лабораторных) предназначен для студентов 1 курса дневного отделения, обучающихся по специальности «журналистика». В сборнике представлена рабочая программа лекционного курса, список рекомендуемой литературы, планы лабораторных занятий с указанием домашних заданий и источников. Приводятся учебные материалы для подготовки к зачету. Общей целью лабораторных работ являются овладение практическими умениями и навыками (транскрипция звучащей речи, нахождение и оценка акцентологических вариантов, осознанное отношение к кодификации, знание акцентологических кодификаций, анализ звуковой организации текста, в том числе публицистического и художественного, квалификация и устранение фоностилистических недочетов) и знакомство с основными нормативными словарями и справочниками по русскому произношению. План УМД 2007г. п. Подписано в печать Формат 60х90/16 Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная. Усл. – печ. л. Тираж 100 экз. Заказ_______ Типография Алтайского госуниверситета 665099, г. Барнаул, ул. Димитрова 66 Дыхание Голосовая деятельность человека непосредственно связана с дыханием. Дыхание является физиологической основой речи и служит для формирования речеголосового звука; оно - один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. Современные данные о влиянии коры головного мозга на основные процессы, происходящие в организме, относятся и к деятельности дыхательного аппарата. Дыханием можно сознательно управлять, а значит совершенствовать и укреплять голос. От того, как человек умеет пользоваться своим дыханием, зависит красота, сила и легкость голоса, музыкальность и мелодичность речи. Правильное дыхание предохраняет речевой аппарат от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить лучшие качества голоса. Правильное воспитание навыков и рациональное использование речевого дыхания способствует физическому развитию голосового аппарата, снимает утомление, как общее, так и голосовое. Неумелое пользование дыханием лишает речевой звук по большей части всех этих качеств и может вызывать ряд профессиональных заболеваний речевого аппарата. Дыхание, не связанное с речью и голосообразованием, принято называть газообменным или физиологическим. Во время речи к газообменной функции дыхания присоединяется голосообразующая, когда к деятельности вызываются голосовой и артикуляционный аппараты. Такое дыхание называется фонационным или речевым. В физиологии и экспериментальной фонетике между спокойным дыханием вне речи и речевым дыханием делается различие:
Во время нормального газообменного дыхания выдох всегда пассивен. Звуковая речь возникает при преобразовании части кинематической энергии воздушных потоков в дыхательных путях в акустическую энергию, излучаемую в окружающее пространство. Основными способами создания акустических эффектов является прерывание воздушной струи ритмически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками, ведущее к возникновению тональных звуков, или возбуждение шумовых звуков при протекании воздуха с достаточно большой скоростью через сужения, образуемые в том или ином месте по ходу верхних дыхательных путей. Для образования звука струя выдыхаемого воздуха должна встретить на своем пути сомкнутые и напряженные голосовые складки. В струе выдыхаемого воздуха у голосовой щели благодаря колебанию голосовых складок возникают волны сгущения и раздражения. Колебания воздуха и образуют звук (как выпускаемый толчками пар производит звук паровозного свистка). Работа дыхательного аппарата во время речи – речевое дыхание – подчиняется до определенных пределов конкретному «материалу», который должен быть произнесен, и способу, с помощью которого он должен быть произнесен (громко или тихо, быстро или в медленном темпе, с теми или иными ударениями и т.д.). Речевой выдох происходит в большей части через рот, лишь небольшие порции воздуха при фонации некоторых звуков выходят через носовые отверстия. Вдохи во время речи коротки и обязательно бесшумны, но энергичны; объем воздуха, приходящийся на каждый цикл дыхания, несколько увеличивается, а частота дыхания резко падает. Дыхательные мышцы, мышцы гортани, глотки и полости рта работают в тесной взаимосвязи. Изменения в состоянии одного из звеньев этой системы отражаются на деятельности всего голосового аппарата. Особого внимания требует правильная дозировка вдоха, создающего верное соотношение между надсвязочным и подсвязочным давлением в процессе колебания голосовых связок. Обычной ошибкой начинающих заниматься речевым голосом является стремление набрать как можно больше воздуха. Сильное раздувание легких ведет к развитию чрезмерного давления в бронхах и к расстройству голосового аппарата. Следует помнить, что для освоения дыхания в процессе речи, для повышения голосового мастерства необходима специальная тренировка, не изолированная от речи, а осуществляемая вместе с ней. В то же время речь не обязательно должна быть звучащая. Звуковую дыхательную гимнастику целесообразно чередовать с дыхательной гимнастикой при мысленном чтении. Традиционно выделяют три типа дыхания: грудное, брюшное и смешанно-диафрагматическое. В изолированном виде таких типов дыхания не существует, в процессе дыхания принимают участие все части дыхательного аппарата в большей или меньшей степени. Преобладание работы одной группы мышц дыхательного аппарата над другой позволяет классифицировать отдельные типы дыхания. При грудном дыхании дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки. Вдох напряженный, участие диафрагмы слабое; при выдохе нагрузка приходится на мышцы плечевого пояса и груди, при вдохе поднимаются плечи. Недостаточная активность мышц брюшного пресса и диафрагмы препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса. При брюшном дыхании дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки. Во время вдоха диафрагма сильно опускается, на выдохе она поднимается. Положительная сторона брюшного типа дыхания – легкость и быстрота вдоха. Пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается на качестве звука – ухудшает его. Смешанно – диафрагматическое (или полное) дыхание наблюдается в жизни у здоровых людей, с хорошей осанкой. Оно выгодно отличается от других типов дыхания активной работой всей дыхательной мускулатуры, обеспечивает одновременное функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. При полном дыхании грудная клетка расширяется в продольном, поперечном и переднезаднем направлении. Именно такое дыхание необходимо для постановки речевого голоса.
|