Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава вторая. Что такое масонство. 2 page





 

После него степень масонской лестницы степеней в старом принятом шотландском обряде была 30-я. Она носача название Рыцарь белого и черного орла, Великий Избранник Кадош.

 

* А. Д. Философов. Разоблачение великой тайны франк-масонства. С. 44-47.

 

При посвящении предлагались различные испытания, чтобы увериться в бесстрастии и преданности ордену. Предлагали посвящаемому опустить руку в расплавленный свинец (в действительности - в ртуть) и даже совершить убийство человека, для чего сажали человеческую фигуру, состоящую из туловища с приставленной головой, и приказывали поразить <убийцу Адонирама> и отметить за его смерть. Посвящаемый давал страшную клятву исполнять все по приказанию ордена.

 

<После клятвы и различных церемоний одевали испытуемого в ритуальные одежды, вручали ему отличительное украшение Кадоша - красный эмалированный восьмиугольный крест с перламутровым или жемчужным овалом в центре. На одной стороне овала виднелось черное изображение мертвой головы, пронзенной кинжалом, в напоминание рыцарям о данной ими клятве не отступать перед ужасами смерти. Буквы "1. М.". изображенные на другой стороне овала, означали Жака Молс последнего гроссмейстера Ордена Храмовников. Этого-то глубокочтимого гроссмейстера, погибшего в пламени костра в 1314 году, и изображает посвящаемый при выходе из ложи. Его ведут словно на казнь. Веревка вокруг шеи напоминает о виселицах, к которым были подвешены осужденные храмовники: горящие факелы в руках рыцарей символизировали пылающие костры, пламенем коих были сожжены и другие храмовники, осужденные на смерть совместно со своим гроссмейстером. "Вечная слава мученику за добродетель!" - восклицали братья по окончании обряда, приветствуя вновь принятого рыцаря черного и белого орла. Виновникам же гибели средневековых храмовников, французскому королю Филиппу Красивому и папе Клименту V, великие избранники клялись "воздать должное по делам их"**.

Несколько иначе изображает посвящение в Кадоши А. Д. Философов.

<При посвящении в эту степень, - говорит он, - масоны совершенно открыто говорят, что хотя Адонирам, пли Хирам, и существовал в том виде, как он раскрывается при посвящении в степень мастера, он чистейшая выдумка для надобностей символики. В этой степени Хирама заменяет Яков де Молэ, последний великий мастер ордена тамплиеров, сожженный живым по приказанию Филиппа Красивого и папы Климента V II марта 1314 года. Посвященные в Кадоши заняты мщением убийцам историческим, из которых один носил корону французского короля, другой - тиару папы. Убийство этих носителей светской и духовной власти картинно и разыгрывается при посвящении в Кадоши. Кроме того, начиная с этой степени каждый масон обязан носить в сапоге крест>.

 

* А. Д. Философов. Указ. соч. С. 68. 69.

 

** Т. Соколопская. Обрядность вольных каменщиков. Масонство в его прошлом и настоящем. Т. II. С. 105-106.

 

Адепт - Кздош топчет корону как символ тирании вообще, потом топчет папскую тиару как символ насилия над свободой человеческой совести. Король II папы символы, и под этими символами развелась борьба насмерть против <деспотизма гражданского и церковного>. Борьба с <деспотизмом гражданским и церковным> диктуется теми целями и задачами, которые ставит себе орден франк-масонов: превратить весь мир в одну республику, в которой, по выражению масонов, <каждая нация есть семья и каждый член - сын оной>.

 

Самым могучим средством в достижении этой цели является пропаганда орденского учения и проведение в жизнь тех целей, которые намечены орденом. Пропаганда есть одна из самых главных обязанностей масона. Являясь обширной организацией пропаганды, масонство действует путем медленного внушения, подготовляя и распространяя революционное брожение. Революционную подготовку ведут нс только ложи, но и другие организации масонства, как-то: оккультисты, теософы. Христианский Союз Молодых Людей, различные лиги, как-то: образования, мира, прав человека, религиозные секты и т. д. После соответствующей подготовки умов на сцену выступают бое- вые террористические организации, которые заканчивают задуманную и подготовленную масонами революцию. В случае успеха плоды своей темной подпольной работы масонство собирает в свою пользу, а в случае неудачи и провала революции оно остается ни при чем, вина перекладывается на <разрушительные элементы революции>, а масонство, как ни в чем нс бывало, возобновляет свою основную работу в своих целях. Принимая на себя обязанности беспрекословного подчинения ордену, масон должен без раздумья и колебания в интересах ордена принести все жертвы, пойти на страдание и смерть за масонские идеалы, сохраняя тайну и верность ордену. Девиз масона: <Будь готов!>

 

ЗАДАЧИ и ЦЕЛИ МАСОНСТВА. КОНЕЧНЫЙ ИДЕАЛ МАСОНСТВА На пути к утверждению масонского Эдема на земле стоят религия, нация и монархические государства.

 

Эти исторические установления мешают соединить все нации в один союз. а отсюда неизбежность борьбы с ними. К разрушению церкви, нации и монархии масонство подходило постепенно, осторожными шагами, подготовляя общество к более решительным мерам и действиям.

 

Но борьба против церкви и духовенства не прекращалась никогда, даже и в эпоху строительных корпораций.

 

<Братство везде восставало против испорченности духовенства и во многих случаях расходилось даже с католическим учением. Так, в церкви святого Зебальда в Нюренберге изображены были монах и монахиня в неприличной позе. В Страсбурге в верхней галерее, против кафедры, изображены были свинья и козел, которые несли как святыню спящую лисицу, за свиньей шла сука, а впереди шествия медведь с крестом и волке горящей свечой, осёл стоял у престола и служил мессу. В бранденбургской церкви лисица в священническом облачении проповедует стаду гусей. В другой готической церкви иронически представлено нисхождение Святого Духа. В бернском соборе в изображении Страшного Суда помещен и папа и т. д.>*. Строительные ложи всегда были верным убежищем для людей свободомыслящих и преследуемых церковным фанатизмом. Строительные корпорации давали приют всем еретикам, преследуемым католической церковью, как-то: катарам, альбигойцам, вальденцам и прочим. В кодексе масонских уставов, обычаев и традиций - так называемой <Новой Книге Конституций>, составленной в 1721 году пресвитерианским пастором, доктором, богословом Андерсоном, в первом параграфе сказано:

 

<В старые времена масоны поневоле держались в каждой стране ее местной религии, какова бы она ни была, но в наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь одна религия действительно обязательна для всех: это та всеобщая, всех людей объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным долгу, быть человеком чести и совести, каким бы именем ни называлось наше вероисповедание и какие бы религиозные догматы ни отличали нас от других людей. Верность этим началам превратит масонство в объединяющий центр и поможет ему связать узами дружбы людей, доселе бывших друг другу чужими>. Все почти без исключения философы двух последних столетий, вышедшие из тайников внутреннего масонства, с неописуемым ожесточением и ненавистью писали против христианской религии. Эти писания <великих> философов, как Локк, Вольтер Дидро и других, распространяли в обществе рядовые масоны. <В течение двух веков, - пишет Нис, - во всех пунктах земного шара члены лож находились во главе борцов за торжество идей политической свободы, религиозной терпимости, соглашения между народами; не раз самые ложи втягивались в борьбу; наконец, и по своим основным принципам масонство есть противник заблуждения, злоупотребления, предрассудков>**.

 

* И. Г. Фиидель". История франк-масонства. СПб.. 1872-IS74. Т. 1. С. 47. ** Э. Нис. Основные черты современною масонства. С. 4.

 

Вначале борьба с религией велась осторожно. О свободе совести масоны говорили лишь в своем кругу, подготовляя будущих борцов против религии и церкви.

 

<Для проведения своих идей путем печати, - пишет Соколовская, - они выбирали чужие мысли, чужие статьи, вполне соответствующие их воззрениям, и, повторяя их, укрываясь за других авторов, содействовали масонской пропаганде>. Чтобы иметь лучший успех, масоны поддерживали различные секты и вольнодумцев в области религиозной. Под видом широкой веротерпимости вносились ереси и расколы в христианскую церковь. Реформация на Западе и протестантство тесно связаны с масонством и имеют корни своего происхождения в масонстве. Словом, история масонства - это есть история борьбы с религией и церковью, главным образом христианской, словом и действием. Эта борьба в новое время вылилась в определенное отрицание религии и церкви. В борьбе против церкви масонство видит свою главную заслугу перед человечеством, ибо, разрушая <предрассудок>, оно тем самым подготавливает почву для лучшего будущего.

 

<Оно (масонство) более чем какое-либо учреждение содействовало усилению значения общественного мнения и возложило на него миссию контроля. Оно работало в пользу признания прав гражданской власти, оно проповедовало терпимость в религиозных вопросах и настаивало на мирском характере государства. Оно последовательно вело борьбу за удаление из всех правовых норм и юридических проявлений религиозного элемента, этого прямого наследника магического элемента, преобладавшего в первобытных обществах>*. Современное масонство осталось верным тем принципам, которые были провозглашены <Великой Революцией 1789 года>. Основные линии его программы остались неизменными: это борьба с религией и церковью, религиозной моралью, семьей и национальным государством и перевоспитание общества на масонских принципах. <Общество, - пишет Гнрам, - делилось на два лагеря, две церкви, две группы. Одна, более обширная, доминирующая в прошлом, доминирующая еще и сейчас, состоит из "верующих людей"; другая, менее значительная, состоит из "рационалистов". Первые слепо веруют, вторые вес подвергают критике разума. Первые высказываются за единоличную власть, за олигархию, за авторитарное начало в политике и социальной экономии; вторые за демократию и либеральную реформу в политической области, за прогресс в области социальной экономии. Вся история цивилизованных европейских народов проникнута этой "борьбой"; ей мир обязан идейным прогрессом>.

 

* Э. Нис. Основные черты современного масонства. С. 4.

 

Отсюда масонский вождь делает решительный вывод: <Масонство, чуждое мистицизму, отрицает авторитарное начало; глубоко рационалистичное не есть только определенная общественная ассоциация. Масонство есть противоцерковь, противокатолицизм, церковь еретиков, скептиков, церковь свободной мысли>. И Гирам кончает заявлением, совершенно парализующим принципиальные утверждения мира, братства и терпимости:

 

<Борьба против церкви кончится, когда отделение церкви от государства станет свершившимся фактом, когда церковь станет частной общиной, тогда масонство направит свои главные усилия на воспитание философское, политическое своих членов, находящихся в пренебрежении сейчас, когда борьба отодвинула на задний план все другие заботы>*.

 

Внешняя церковь не признается масонством за церковь, за божественное установление: война с догматами церкви и составляет основную обязанность масона, война с <религиозным деспотизмом>, <предрассудком> и носителем света в лице представителей церковной иерархии. Идея отделения церкви от государства и превращения церкви в частный союз, являющаяся центральным пунктом программы либеральных и социалистических партий, вышла из масонских лож. Отвергая Бога, христианство, христианскую церковь и христианскую мораль, масонство создает новую религию - религию гуманитаризма, совершая замену Бога человечеством.

 

<Мы больше нс можем признавать Бога как цель жизни, мы создали идеал, которым является не Бог, а человечество>**.

 

<То неоценимое благо, которое человечество завоевало и мы должны прежде всего охранять, - это мысль, что нет священной истины... что всякая истина, которая исходит не от нас, есть ложь; что тайный мятеж должен сопровождать все наши утверждения и мысли; что даже если бы идея Бога приняла осязательную форму и сам Бог в видимом образе появился над толпой, то первой обязанностью человека было бы отказать ему в повиновении и отнестись к нему как к равному, с которым можно вести переговоры, а не как к несносному Господину, которому должно подчиняться. В этом весь смысл, величие и красота нашего масонского учения>***. Масоны проповедуют новую религию и новую мораль. <Для счастливой жизни, - писал еще в 1720 году Джон Толланд, - достаточно одной добродетели: она сама является своей наградой>****.

 

<Нам необходимо выработать мораль, способную соперничать с моралью религиозной>*****.

 

* А. А. Боровой. Современное масонство на Западе. М.. 1922. С. 14-15.

** Конвент Великого Востока 1913 г. - Луч Света. К. 6. С. 46.

*** Слово брата Жана Жореса".

**** Э. Нис. Основные черты современного масонства.

***** Конвент Великого Востока 1913 г. - Луч Света. К. 6. С. 48.

 

В одном из своих циркуляров Совет Великого Востока напоминает ложам, что масонство питает притязание создать новую мораль, превосходную мораль и христианства, и стоицизма:

<Эта новая нравственность заключается в проповеди альтруизма, как любят говорить масоны - солидаризма>*.

 

Отвергая положительную религию и восставая против влияния церкви на государственную и национальную жизнь, масонство враждебно настроено к монархическому государственному устройству народов и их национальному своеобразию. Монарх, опирающийся на определенное религиозное сознание народа, по мысли масонов, не может жить в мире с другими нациями. Монархический образ правления, с масонской точки зрения, неизбежное зло и терпим лишь до установления более совершенного строя - республиканского. Носители монархической власти - враги масонства, тираны, более страшные, нежели церковь. Масонская идея равенства исключает монархию. По учению масонов, все члены общества есть братья, и ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делают между ними различия.

Не будь породой здесь тщеславен,

ни пышностью своих чинов;

у нас и царь со всеми равен

и нет ласкающих рабов:

сердец масонских не прельщает

ни самый блеск земных царей,

нас добродетель украшает

превыше гордых всех царей, -

 

 

поется в одной масонской песне**.

 

Масонство может примириться, притом временно, с ограниченной властью монарха; идеал его достижений – демократическая республика. Идея демократии, нашедшая свое определенное выражении в учении английского масона Локка, получила дальнейшую разработку у французских <просветителей> - идеологов революции 1789 года, которые, как известно, все принадлежали к масонам. Масоны Вольтер, Дидро, Монтескье" и, наконец, Ж. Ж. Руссо" на опыте утверждали демократическую идею и своей работой создали демократическое движение во всем мире.

 

Знаменитая формула <Свобода, Равенство и Братство>, эта хартия политической свободы, - чисто масонское произведение. <Декларация прав человека> была составлена масоном Томасом Джефферсоном (впоследствии президент в Америке) при участии масона Франклина и объявлена на конгрессе колоний в Филадельфии в 1776 году. Идея народовластия и народоправства (пресловутый <суверенитет народа>) и теория разделения властей - все это зародилось в масонских головах и из масонских лож широко распространилось по всему свету.

 

* А. А. Боровой. Современное масонство на Западе. М.. 1922. С. 13.

** Т. О. Соколовская. Русское масонство и его значение в истории общественного движения. СПб.. 1907.

 

Ближайшая задача масонства - захват в свои руки политического влияния и власти и перевоспитание общества на новых началах. Масонство должно охватить все сферы человеческой жизни в современных государствах. Религия, государство, политика, семья, школа, армия, общественный строй, наука, искусство, печать, промышленность, международные отношения - все это перестраивается масонством на новый лад.

 

Масонство стремится разрушить все старое, уничтожить все существующие устои и на развалинах прошлого построить новое, масонское царство. Руководящими принципами масонской деятельности являются атеизм и космополитизм. Цель масонства - разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром, основанным на атеизме и материализме. Человечество выше отечества - вот весь сокровенный смысл масонской премудрости. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов. Оно должно создать международное движение, следствием которого будет Вечный Мир и восторжествуют идеалы свободы, равенства и братства между народами, населяющими вселенную. Путь к достижению этой священной для масонства цели - перевоспитание человеческих обществ в масонском духе, активная борьба с религией и национализмом, революция. Народ в представлении масонов только средство для создания всемирного масонского государства.

 

<Народ всегда несдержан и груб - это быки, которым нужны ярмо, погонщик и корм>, - говорит масон Вольтер, идеолог <великой французской революции>. <Народ больше всего ценит силу>, - вторит ему знаменитый масон Гёте.

Для них что день, то праздник настает.

С плохим умом. с большим весельем в мире

они кружатся в танце круговом.

точь-в-точь котята за хвостом,

им только б был кредит в трактире

да не трещала б голова - так все им в мире трын-трава, -

заканчивает свою характеристику <царственной демократии> масон Гёте.

 

Девиз масонства: <Через национальные революции и разрушения исторически сложившихся государств - к революции интернациональной и созданию масонского сверхгосударства>.

 

Масонство, которому история обязана национальными революциями, сумеет произвести и самую крупную, то есть интернациональную революцию (официальный бюллетень Великой Ложи, 1922 год). Предстоящая интернациональная революция будет творением масонства (конвент Великой Ложи, 1922 год). Идея всемирной масонской республики никогда не умирала среди масонов. В небольшой книге, озаглавленной <Четыре масонские речи, только для верных братьев. Для тщательного сбережения. Краузе". Дрезден. 18 февраля 1809 года>, вот что пишет Краузе, знаменитый масон, на с. 61-62; <Величайшая заслуга государства была бы соединить все народы в одно государство... но всестороннего гармонического довершения человечества было бы напрасно ожидать от церкви и государства, потому что жизнь человеческая может быть осуществлена лишь в союзе, которого надежнейший зародыш находится в братстве вольных каменщиков>. <Если масонство будет закончено, если оно будет жить в сердцах людей, если его сила наполнит все земное, тогда только царство человеческое состоится воистину, небо будет на земле>. А страница 77 гласит: <И тогда только строение может удасться во всем своем объеме, когда будет единая ложа по всей земле. Ибо масонство всеобщее, как ясно сказано в древнейшем объяснении Ритуала>*. В 1848 году 4 ноября масон Виктор Гюго в заседании Законодательного Собрания заявил: <Французский народ заложил среди старого монархического континента начало, фундамент колоссального здания, которое будет называться Соединенными Штатами Европы>. В 1884 году <Альманах франк-масонов> говорит о том счастливом времени, когда <республика будет провозглашена в Европе под названием Соединенных Штатов Европы>. В июне 1917 года масонство союзных и нейтральных стран организовало в Париже съезд, одной из главных задач которого, по словам его председателя Карно, было <подготовить Соединенные Штаты Европы, создать сверхнациональную власть, задачей коей будет разрешение конфликтов между нациями; агентом пропаганды этой концепции мира и всеобщего благополучия будет масонство>. Идея Лиги Наций, как зародившаяся в недрах масонства, является только этапом к достижению поставленной мировым масонством цели создать сверхгосударство, ибо, по словам итальянских масонов,

 

* Графиня Толь". Масонское действо. С. 21.

 

<конечная цель, к которой в течение стольких веков стремится масонство, есть освобождение человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения>. Конечный идеал масонства есть организация сверхгосударства в виде мировой атеистической республики.

 

ЛЕГЕНДАРНОЕ МАСОНСТВО ВОЗНИКНОВЕНИЕ и РАЗВИТИЕ МАСОНСТВА. Родиной современного масонства является АНГЛИЯ, НО история самого происхождения масонства теряется в глубине веков и покрыта глубокой тайной.

 

История ордена с самого момента возникновения его была покрыта густым слоем легенды. Этих легенд существует много.

По самой распространенной из них, возникновение франкмасонства восходит до времен царя Соломона, который вручил архитектору Хираму управление и руководство по сооружению храма в Иерусалиме, как мы видели в легенде об Ддонираме. Этим мудрым архитектором рабочие были разделены на три класса; а для того чтобы они могли узнавать друг друга, были установлены слова, знаки и прикосновения. Отсюда, по мнению масонов, идет установление степеней масонства и особого символического языка братьев-масонов. По другой легенде, масонство является наследием ученых и жрецов Халдеи, Индии и Египта, которые распространяли таким образом свои нравственные учения, воззрения и на них воспитывали своих учеников и приверженцев. Третья легенда указывает, что масонство происходит от Ордена Тамплиеров (Храмовников). Орден рыцарей Храма основал в 1118 году Гуго Пайен в Иерусалиме, где ордену был подарен дом, стоявший на месте храма Соломона, отсюда и произошло имя ордена. С течением времени орден стал могущественным и разбогател от вкладов, пожертвований на его имя и т.д., но вместе с тем стал злоупотреблять своим могуществом: задумал осуществить план олигархического всемирного владычества. С потерей Палестины орден окончательно забыл свои обеты: рыцари никого не хотели знать выше себя, стали вести рассеянную жизнь и предались безверию. Возникший для вооруженной защиты пилигримов и завоевания Гроба Господня, Орден храмовников с течением времени впал в ересь и грубое суеверие.

 

<Храмовники не веровали во Иисуса Христа как в Богочеловека и Спасителя мира, отрицали чудесность Его рождения и чудеса Его жизни; они не веровали в пресуществление в причастии, в святых, в мощи, в чистилище и т. д. Христос был для них ложным пророком; так как Он, говорило орденское учение, выдает Себя за Слово Божье и за Небесного Мессию, то мы отрицаем Его, смеемся над крестом как над древом Его греха и позора и смотрим на Него как на предмет глубокого суеверия. При приеме храмовники плевали на крест, презирать который и без того учились у сарацинов, и отрицали Христа. Крест на рыцарской мантии был для них только орденским знаком и мало-помалу перешел в простое "Т" (Тамплиер); напротив того, Иоанна Крестителя они считали своим покровителем. Следуя духу времени, они поклонялись идолу, магическому или каббалистическому талисману, главе, не имеющей имени (Баффомет); прикосновением к нему освящали пояса, которые члены ордена носили под платьем, и т. д.>*.

 

Король французский Филипп ГУ Красивый и папа Климент возбудили против храмовников преследование, орден был уничтожен папой в 1311 году, проклят, и во всех христианских государствах приказано было его искоренить, а глава ордена Яков (Жак) де Молэ II марта 1314 года был казнен. По словам этой легенды, последний гроссмейстер, великий учитель Яков де Молэ, в сумраке тюрьмы, перед смертью учредил четыре ложи: Неаполитанскую для Востока, Эдинбургскую для Запада, Стокгольмскую для Севера и Парижскую для Юга - и этим завещал свое отмщение королю Филиппу IV Красивому и папе Клименту V. <Жак де Молэ, - говорит масон Кадош Альберт Пайк, - и его товарищи погибли на костре, но ранее его казни главы обреченного ордена организовали и учредили то, что позднее начало называться оккультным, скрытым или шотландским масонством>**. Эти легенды живут до сего времени, вера в них не угасает среди масонов, они передаются от одного поколения к другому.

 

ОПЕРАТИВНОЕ и СПЕКУЛЯТИВНОЕ Историческое происхождение

 

МАСОНСТВО франк-масонов связано с так называемым масонством оперативным. Оперативное франк-масонство относится к периоду между Х и XIII веками. Группы каменщиков-строителей, разбросанные по всему Британскому острову, положили начало организации современного масонства. Отсюда вышло название <ложи>, то есть помещения, где каменщики-строители устраивали свои собрания. Каменщики-строители установили в своих ложах три категории ремесленников: ученика, отбывавшего свой срок выучки, товарища мастера, или полноправного члена строительной корпорации, и мастера-строителя, направлявшего работу в ложах. Ложи каменщиков-строителей дали понятие об особых уложениях, где были изложены обязанности и правила учеников и полноправных членов корпорации и легендарная история строительного искусства.

 

* И. Г. Финдель. История франк-масонства. СПб., 1872-1874. Т. 1. ** Н. Скрынкиков. Масонство. Париж, 1921.

 

Клятва повиновения правилам корпорации и клятва хранить в тайне ее секреты от каменщиков-строителей перешли и к современным масонам. Так же как и современные масоны, члены корпорации каменщиков-строителей имели право рассчитывать на гостеприимство и помощь всех ее лож, разбросанных по всей стране. Вступление в члены корпорации, прохождение стажа учеником и получение степени мастера с некоторыми изменениями и дополнениями перешло и к современным масонам. В эти корпорации каменщиков-строителей в XII столетии стали проникать члены, не принадлежащие к этому мастерству, то есть каменщики (масоны) теоретические присоединялись к каменщикам (масонам) практическим; когда теоретические масоны, <поучавшие правилам нравственности и занимавшиеся лишь либеральными профессиями>, получали доступ в ложи, состоявшие до тех пор <из рабочих, занимавшихся материальными сооружениями построек>, тогда, по выражению английских писателей, <спекулятивное масонство проникло в масонство строительное>. В конце XVI и начале XVII столетия непрофессионалы стали преобладать над профессионалами. В начале XVII столетия английские ложи состояли всецело из людей, не имевших ничего общего с прямым строительным искусством.

 

МАСОНСТВО и РЕФОРМАЦИЯ Тяжелый удар оперативному масонству (строительным братствам) нанесла Реформация.

 

Реформация привела весь мир в брожение, страшные последствия которого испытывают все народы до начала XX столетия.

 

Первый шаг реформации, - писал В. А. Жуковский, - решил судьбу европейского мира: вместо исторических злоупотреблений церковной власти, она разрушила духовный, дотоле нетронутый авторитет самой церкви; она взбунтовала против ее не под судимости демократический ум; дав проверять откровение, она поколебала веру, а с верою и все святое. Это святое заменилось языческою мудростью древних; родился дух противоречия; начался мятеж против всякой власти, как божественной, так и человеческой. Этот мятеж пошел двумя дорогами: на первой уничтожение авторитета церкви произвело рационализм (отверженце божественности Христа), отсюда пантеизм (уничтожение личности Бога), в заключение атеизм (отвержение бытия Божия); на другой понятие о власти державной, происходящей от Бога, уступило понятию о договоре общественном; из него произошло понятие самодержавия народа, которого первая степень представительная монархия, вторая степень - демократия, третья степень - социализм и коммунизм. Может быть и четвертая, последняя, степень: уничтожение семейства и вследствие того возвышение человечества, освобожденного от всякой обязанности, ограничивающей чем-либо его личную независимость, в достоинства совершенно свободного скотства. Итак, два пункта, к которым ведут и отчасти уже привели сии две дороги: с одной стороны, самодержавие ума человеческого и уничтожение царства Божия; с другой - владычество всех и каждого и уничтожение общества>*. Весь XVI и половина XVII столетия представляют собою ожесточенную борьбу за так называемую религиозную свободу совести и убеждения, борьбу с авторитетом церкви. В этом направлении работает Лютер". В 1521 году на Вормсеком конгрессе Лютер отстаивает право каждого человека на свободу совести, доказывая, что в человеке есть сторона, в которую не может вмешиваться никакая посторонняя сила. Все движение в основании своем имело веру в разум, способный свергнуть слепой авторитет. Хотя Лютер впоследствии называл разум <блудницей дьявола>, а Кальвин предпочитал <невежество верующего дерзости мудрствующего>, но и тот и другой предприняли борьбу, опираясь на разум, не позволявший им принять на веру, без критики, все, чему учила католическая церковь. А такие реформаторы, как Цвингли, Сервет, Социн", стояли решительно на рационалистической точке зрения.

 

К этому времени естественные науки начинают приобретать первенствующее значение. Физика, химия, физиология и анатомия и другие опытные науки увлекают мысль на новые пути. Подрывается вера в непогрешимость церкви. Философия открывает борьбу за свободу мысли, она больше не желает быть <служанкой богословия>. Декарт стремится освободить разум от наросших на него предрассудков и провозглашает горделивую фразу <Я мыслю, следовательно, существую> как единственную основу всякого знания. Вера в разум, не стесненный какими-либо узами, как единственный путь к истине, вела к открытому рационализму в противоположение господствовавшему до этого догматизму. В Англии Бэкон Веруламский открывает эру эмпиризма; источником познания признается исключительно опыт, который через чувственные восприятия, путем индукции, создает все человеческое знание. Взгляд Бэкона находит поддержку Гоббса^, который стоит на том, чтобы верить не рассуждая, но в то же время рассуждать, не стесняясь противоречиями религии. В. А. Жуковский. О стихотворении <Святая Русь>.

Date: 2015-10-18; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию