Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
О рыбе и моллюсках
Как уже было сказано, в 1894 г. Елена Уайт совершенно отказалась от употребления мяса, но о рыбе при этом речи не было. Между тем, у нас есть достаточные основания утверждать, что к концу 1890-х гг. она полностью отказалась и от этого продукта питания, как вы убедитесь в дальнейшем. Но прежде чем мы приступим к рассмотрению этой якобы «непоследовательности», давайте выясним, как Елена Уайт относилась к моллюскам, которых Церковь в настоящее время считает «нечистыми». В 1882 г. Елена Уайт написала письмо своей снохе Мэри Келси Уайт (первой жене Вилли), которая вместе с мужем проживала в Окленде, шт. Калифорния. В этом письме она перечислила, что должна будет купить Мэри в преддверии их следующего к ним приезда. Речь, в частности, шла о морепродуктах: «Если тебе удастся приобрести ящик селедки — свежей — я буду тебе очень благодарна. Те, что Вилли купил в прошлый раз, были горьки и лежалые… Если будет возможность, купи пару банок хороших устриц»[51]. Нам подобный заказ может показаться странным, однако мы должны помнить, что в 1880-х гг. адвентисты еще не поставили точку в вопросе о том, допустимо ли употребление моллюсков в пищу по левитским законам. Об этом свидетельствует интересная заметка, помещенная в «Ревью энд Геральд» на следующий (1883-й) год. У. Х. Литлджон, пастор Батл-крикской церкви, избранный впоследствии президентом Батл-крикского колледжа[52], вел колонку вопросов и ответов в главном церковном издании. В номере от 14 августа 1883 г. ему пришлось отвечать на вопрос: «Входят ли моллюски в число нечистых животных, упомянутых в 11-й главе Книги Левит, и, как по-вашему, можно ли употреблять их в пищу?». Ответ Литлджона наглядно свидетельствует о медленном, осторожном продвижении адвентистов по пути к довольно твердой позиции, которую они сейчас занимают в отношении дозволенных и недозволенных видов мясных и рыбных продуктов[53]. Вот что ответил тогда Литлджон: «Трудно сказать определенно, подпадают ли устрицы под запрет в Лев. 11:9-12». После чего он высказывает предположение: «Однако, если отталкиваться от языка этого отрывка, то, может статься, они все-таки нечисты»[54]. Что касается упомянутых в Книге Левит «чистых» и «нечистых» животных, то у нас есть основания полагать, что Елена Уайт проводила различие между мясом «чистых» животных и «чистой» рыбой. Такое различие принято проводить у многих народов и сегодня. Так что, когда Елена Уайт ставила свою подпись под обещанием не есть мясо, она при этом не отказывалась от употребления рыбы. О том, что она проводила различие между мясом и рыбой, говорит ее переписка. В 1876 г., к примеру, она писала своему мужу, который в это время был в отъезде: «У нас в доме не было ни кусочка мяса с тех пор, как ты уехал, и задолго до твоего отъезда. Пару раз у нас подавали лососину. Стоит она здесь немало»[55]. Когда Елена Уайт подписывала свой торжественный обет на лагерном собрании в Брайтоне, она не имела в виду «чистую» рыбу, о чем свидетельствует письмо к А. О. Тэйту, написанное на следующий год, в котором она отмечает, что «рыба у нас на столе появляется редко», и далее подробно расписывает, почему она стала есть меньше рыбы. «Во многих местах нездорова даже рыба, и ее нельзя употреблять в пищу. Особенно это касается рыбы, обитающей в водах, куда попадают стоки больших городов… Эта рыба, оказавшаяся в грязных сточных водах, может заплыть далеко от них и попасть в сети в чистой воде; однако из-за грязных стоков, в которых она питалась, ее уже небезопасно подавать на стол»[56]. Несмотря на эту потенциальную опасность, в Австралии в середине 1890-х гг. ей приходилось сталкиваться с обстоятельствами, когда, по ее собственному признанию, рыбу было просто необходимо включать в ежедневный рацион. Так в одном из писем к своему сыну У. К. Уайту в 1895 г. она писала о проблемах с питанием рабочих, строивших Авондейлский колледж: «Нам не по силам обеспечить их всех питанием, но пожалуйста, добудь нам сушеной трески и любой другой сушеной рыбы, только не в консервах. Это хоть как-то сдобрит их рацион»[57]. В 1896 г. Елена Уайт написала своей племяннице-неадвентистке Мэри Уотсон (урожд. Клаф), которая одно время была ее литературной помощницей, упомянув о своей брайтонской «клятве»: «Два года назад я пришла к выводу, что употреблять в пищу плоть мертвых животных опасно, и с той поры я не съела ни единого кусочка мяса. Его просто не подают мне на стол. Я ем рыбу, когда удается ее купить. Нам доставляют замечательную рыбу с близлежащего соленого озера. Я не пью ни чая, ни кофе. Я решительно против употребления этих продуктов и ем только то, что может принести пользу моему здоровью, и моя семья в этом со мной совершенно согласна. Как видишь, дорогая племянница, я рассказываю тебе все как есть»[58]. Однако к 1898 г. Елена Уайт переменила свое мнение, придя к выводу, что рыба, как и мясо животных, перестала быть здоровым продуктом питания, и поэтому ее не следует подавать на стол в новом адвентистском санатории в Сиднее. Вступив в спор с тремя санаторными врачами, прописывавшими своим пациентам мясную диету, Елена Уайт привела в своем письме к доктору Джону Харви Келлогу историю данного вопроса: «Много лет назад мне был дан свет о том, что [в то время] не следовало занимать твердую позицию по поводу мяса и отказываться от всякого мяса совершенно… [Однако] я возвещаю слово Господа Бога Израилева… [что] употребление мяса [ныне] нельзя предписывать кому-либо из больных [в наших учреждениях]… [потому что] болезни, поражающие скот, делают употребление мяса опасным. Проклятье Господне лежит на земле, на человеке, на звере, на рыбах морских, и с ростом беззакония это проклятье будет распространяться и углубляться. Употребление мяса способствует распространению болезней… Господь желает донести до сознания Своего народа, что они не должны прикасаться или вкушать плоть мертвых животных. Так пусть же ни один врач, обладающий познанием истины для настоящего времени, не предписывает эти продукты своим пациентам. Употреблять плоть мертвых животных небезопасно, а вскоре и коровье молоко будет также исключено из рациона народа, соблюдающего Божьи заповеди. Пройдет еще немного времени, и будет небезопасно употреблять в пищу все, чем снабжает нас животный мир … Мы не можем более подвергать себя риску, употребляя мясо в пищу… Животные болеют все чаще, и наше единственное спасение — в полном отказе от мяса»[59] (курсив мой). Здесь Елена Уайт указывает на то, что рыба, как и мясо, должна быть исключена из рациона пациентов адвентистских лечебных учреждений. И к 1905 г. она, похоже, считала рыбу не менее опасной, чем прежде мясо; ибо в главе «Мясная пища» в книге «Служение исцеления» она утверждала: «Во многих местах рыба питается отбросами и стала настолько отравлена, что сама становится причиной болезни. Это бывает чаще всего в том случае, когда в места обитания рыбы попадают сточные воды больших городов… Человеку, употребившему ее в пищу, больная рыба приносит болезнь и смерть, хотя он и не подозревает об опасности»[60].
Date: 2015-10-18; view: 461; Нарушение авторских прав |