Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специалисты логопсихологии и логопедии, и их вклад в развитие этих наук





№ п/п ФИО ученого Достижения Научные работы
1. Белякова Лидия Ивановна -профессор, доктор медицинских наук, член Международного научного общества по нарушениям плавности речи, кафедралогопедии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» - Врач, окончила Первый Московский медицинский институт им. И.М. Сеченова (в настоящее время Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова), работала с такими известными учеными, как физиолог академик А.Г. Иванов-Смоленский, психиатр академик Г.Е. Сухарева, психолог член-корреспондент К.К. Платонов и другими. -Доктор медицинских наук, заведующая кафедрой логопедии Московского педагогического государственного института им. В.И. Ленина (в настоящее время – Московский педагогический государственный университет) (с 1981 по 2006 г.г.). -В настоящее время – ведущий профессор кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета, председатель Диссертационного Совета по педагогике МПГУ (с 2008 г.). -Научный руководитель городской экспериментальной площадки г. Москвы «Разработка и апробация инновационных логопедических технологий в целях их использования в «Программе обучения и воспитания заикающихся дошкольников». Области научных исследований -Руководитель научной школы кафедры логопедии Московского педагогического государственного университета «Центральные механизмы речевого онтогенеза и его нарушений». - Основные направления деятельности научной школы Л.И.Беляковой: - исследовательская работа по изучению механизмов речевых нарушений с позиций психологии, психолингвистики, нейропсихологии и др.; - разработка основных направлений и логопедических технологий коррекции речевых нарушений; - создание современных образовательных технологий профессиональной подготовки студентов логопедического отделения дефектологического факультета.   Публикации: -Сравнительная характеристика ЭМГ у больных с заиканием на фоне органического поражения ЦНС и на фоне невротических расстройств//Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1973. № 5. -О некоторых неспецифических физиологических реакциях у лиц, страдающих заиканием//Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1974. № 4. Особенности электроэнцефалограммы больных с заиканием//Ж. 1975. №12. -Нарушение функциональной системы речи при заикании//Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1976. № 10. -Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания. Автореф. дис.... д-ра мед. наук. 1981. -Роль эмоционального фактора в центральных механизмах заикания //Клиника и терапия заикания. 1984. -Импрессивная и экспрессивная сторона речи детей шестилетнего возраста с нормальной речью и с заиканием //Вопросы психологии. 1990. -№ 4. (в соавторстве). -Заикание: проблемы теории и практики. Монография. 1991. (в соавторстве). -Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». В. Секачев, 1998. (в соавторстве). -Логопедия: Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений2003. (в соавторстве). -Логопедия: Заикание: Хрестоматия: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2003. (в соавторстве). -Примерная программа дисциплины «Логопедия». - М.: «Прометей» МПГУ, 2004. (в соавторстве). -Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. – Часть 1. 2004. (в соавторстве). -Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов отделения логопедии дефектологического факультета по специальности 031800 – логопедия. – Часть 2. 2004. (в соавторстве). -Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. - М.: «Прометей» МПГУ, 2005. (в соавторстве). -Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. 2005. (в соавторстве). -Практикум по логопедии. Заикание. 2007.. (в соавторстве). -Классификация речевых нарушений в отечественной и зарубежной традиции// Дефектология. 2007. № 4. (в соавторстве). -Использование новых технологий в логопедии//Школьный логопед. 2007. № 3 (18). -Инновационное содержание высшего профессионального образования в логопедии. 2008. (в соавторстве). -Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа// Речь ребенка: Проблемы решения / Под ред. Т.Н. Ушаковой. 2008. (в соавторстве).
2. Гаркуша Ю.Ф. - кандидат педагогических наук, доцент МПГУ - Изучение неречевых умений у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи - Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи - Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи
3. Глухов Вадим Петрович - Доцент кафедры логопедии, кандидат педагогических наук МГОПУ им. Шолохова -В 1979 году окончил с отличием дефектологическй факультет МГПИ им. В.И. Ленина по специальности "Логопед, учитель русского языка и литературы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи". -В 1987 под руководством С.Н. Шаховской в ЛГПИ им А.И. Герцена он защитил кандидатскую диссертацию "Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием". После защиты на протяжении нескольких лет он продолжал работать логопедом в практических образовательных и медицинских учреждениях. -Напедагогическую работу в МГЗПИ (ныне МГГУ им. М.А. Шолохова) перешел в 1990 году и прошел путь от ассистента до доцента кафедры логопедии. Он читает лекции и проводит практические занятия по основным курсам предметной профессиональной подготовки студентов - "Логопсихология", "Логопедия", "Психолингвистика", "Специальная педагогика". -В.П. Глухов является авторомболее 40 научных и научно-методических трудов, среди них - несколько программ к учебным курсам по основам дефектологии и коррекционной педагогике, научные статьи в журналах, в том числе в журнале "Дефектология", методические пособия для практических работников дошкольных учреждений. -Статьи: Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с ОНР. -Исследования состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.//дефектология, Ж.1986. -Книги: Основы психолингвистики. учебное пособие. -Электронный курс: Психолингвистика. Теория речевой деятельности.
4. Грибова Ольга Евгеньевна -Профессор кафедры логопедии, кандидат педагогических наук МГОПУ им. Шолохова - заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. -О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. -О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи и голоса у детей. 1975.
5. Гриншпун Борис Моисеевич (1929- 1986) - Окончил МГПИ им. В. И. Ленина, работал учителем в Калуге. Под научным руководством профессора С. Е. Крючкова защитил диссертацию в 1963 году, получив степень кандидата филологических наук. -На дефектологическом факультете работал с 1958 года доцентом кафедры психопатологии и логопедии (позднее -кафедры логопедии). Эрудированный, хорошо знающий литературу, обладающий научным предвидением, Б. М. Гриншпун был отличным воспитателем молодежи. -Им разработан ряд разделов лекционного курса по логопедии. Читал лекции и вел практические занятия по психологии речи (теории речевой деятельности), выступал на педагогических чтениях и научных конференциях, пользовался авторитетом и большой популярностью у коллег и многочисленных учеников. -Один из видных дефектологов нашей страны, Б. М. Гриншпун является автором нескольких глав современного учебника «Логопедия», целого ряда научных работ по различным аспектам логопедии. Его лекции пользовались неизменным успехом не только у студентов, но и у преподавателей дефектологических факультетов. -Классификация речевых нарушений (гл. в учебнике). 1989, 1995, 1998,2002 -Дислалия (гл. в учебнике). М., 1989, 1995, 1998, 2002.    
6. Дьякова Елена Александровна -Кандидат педагогических наук. доцент кафедры логопедии МГПУ, старший научный сотрудник ММА им. Сеченова, член международного общества по проблеме заикания. -Имеет 12- летний опыт работы логопедом в ведущих лечебных учреждениях страны: центре патологии речи и нейрореабилитации, лаборатории функциональных и других видов патологии речи при НИИОиСП им. Сербского. -автор более 50 печатных работ по проблемам речевой патологии, опубликованных в нашей стране и за рубежом. -Книги: Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. -Учебные пособия: Логопедический массаж. -Хресиоматии: Логопедия, Заикание. Развитие речи у школьников. -Научные работы: Особенности нарушения коммуникативных отношений у взрослых заикающихся и эффективность лечебно- коррекционной работы. -Оценка эффективности коррекционной работы со взрослыми заикающимися. -Использование методов количественной оценки тяжести заикания и коммуникативных отношений. -Анализ временных характеристик речи заикающихся.
7. Жукова Н.С. - Российский советский логопед,педагог, кандидат педагогических наук, автор серии детских учебных пособий, изданных многомиллионными тиражами. -1960~1990 гг. -работала логопедом в Московской детской психиатрической больнице № 6. -В 1976 году защитила диссертацию на тему «Процессы системного усвоения родного (русского) языка при нарушении речи» -Создатель особенной методики, позволяющей ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и более легко переходить от чтения к письму. - В 1960-х годах Н. С. Жукова активно участвовала в работе инициативной группы специалистов-психоневрологов, впервые активно занявшихся вопросами организации в детских садах специальных групп для детей с нарушениями речи. Был сформирован перечень показаний к приему детей в логопедические группы и профили групп в соответствии с возрастом и «речевым диагнозом» ребенка, разработана необходимая документация и установлен регламент работы отборочных комиссий. Были созданы логопедические группы и детские сады по всей стране, вошедшие в подчинение органов Министерства просвещения. Сегодня сеть этих дошкольных учреждений распространена по всей территории России и СНГ. -Учебники: Логопедия. Учимся письму. Учимся говорить. - Автор «Букваря», чьи суммарные продажи превысили отметку в 3 миллиона экземпляров и по которому учился примерно каждый четвёртый российский школьник. В 2005 году «Букварь» Н. С. Жуковой был удостоен звания «Классический учебник». - Автор оригинальных исследований поступательных процессов развития речи у дошкольников. Многочисленные научные труды опубликованы в отечественных и зарубежных профильных изданиях.  
8. Ковшиков Валерий Анатольевич (1936- 2000) - Имя Ковшикова тесно связано с РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом уха, горла, носа и речи. В отечественной логопедии это был один из ведущих специалистов в области теории и практики речевой патологии, автор 70 научных работ по разным разделам логопедии. Ведущий преподаватель кафедры логопедии им. Герцена. -Окончив в 1956 году дефектологический факультет (сурдоотделение) ЛГПИ им. А. И. Герцена, В. А. Ковшиков больше 40 лет отдал работе в стенах этого вуза. Новым направлением, разрабатываемым В. А. Ковшиковым, была историография отечественной логопедии. Он составил программу к курсу «История логопедии» и преподавал его в течение многих лет. Рассматривал алалию с современных лингвистических и психолингвистических позиций, продолжая традиции В. К. Орфинской. -Его деятельность как ученого и педагога была многогранной. Он неизменно являлся редактором сборников научных трудов кафедры логопедии. Во всех проявлениях своей деятельности заявлял о себе как крупный ученый и талантливый педагог. - Основные труды: -Определение экспрессивной алалии как языкового расстройства. 1978. -Нарушения актуализации слов у детей с экспрессивной алалией. 1985. -Экспрессивная алалия. 1994.  
9. Корнев Александр Николаевич (род. 1949) - Психиатр, логопатолог, нейропсихолог, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга. - Окончил Лениградский педиатрический медицинский институт в 1972 г. После окончания заочной аспирантуры по детской психиатрии при кафедре психиатрии ЛПМИ в 1982 г защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Дислексия, ее клинико-психологическое изучение при задержках психического развития и олигофрении у детей". - На протяжении более 10 лет работал психиатром сначала в Новгородской области, а затем в Ленинградской области. В 1984-1985 работал ассистентом кафедры психопатологии и логопедии в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И.Герцена. С 1985 г. и до момента ее закрытия в 1996 г. работал ассистентом, а затем доцентом кафедры детской психиатрии ФУВ Лениградского педаиатрического медицинского института (сейчас – Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия). Начиная с 1996 г становится научным руководителем НОУ педагогических новаций и технологий, «Учебный центр «Престо»», совмещая эту работу с преподавательской деятельностью в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена, Академии последипломного педагогического образования г.Санкт-Петербурга, Московском городском психолого-педагогическом университете. - С 1996 г. А.Н.Корнев преподает на факультете клинической психологии СПбГПМА, а в 2007 г. избран на должность профессора кафедры общей и прикладной психологии этого же факультета. -С 1983 г. А.Н.Корнев занимался изучением клинико-психологических и нейролингвистических механизмов недоразвития устной речи у детей. Полученные результаты легли в основу книги «Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты» и позволили заложить основы нового научного направления: «логопатология детского возраста». Эта книга была признана лучшей работой 2001 г., а ее автор А.Н.Корнев стал лауреатом премии Министерства науки и технологий Российской федерации по приоритетному направлению «Технологии живых систем». -В 2006 г. итогом проведенных исследований стала успешно защищенная им диссертация на тему: «Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи». По вышеперечисленной тематике А.Н.Корневым опубликовано более 80 печатных изданий, в том числе 8 книг и учебно-методических пособий. -Результатами работы в качестве научного руководителя НОУ «Учебный центр Престо» стали разработанная под его руководством дошкольная образовательная программа нового поколения «Личность», комплекс коррекционно-развиваающих программ для детей младшего и дошкольного возраста, авторская методика полуглобального обучения чтению, авторская модель психолого-логопедического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях.
10. Лалаева Раиса Ивановна (род.1938) - доктор педагогических наук, профессор. - С 1962 г. по 1966 г. работала в качестве логопеда, учителя вспомогательной школы, воспитателя школы слабовидящих. В 1967г. поступила в аспирантуру при кафедре логопедии ЛГПИ имени А.И.Герцена. - С 1962 г. по 1966 г. работала в качестве логопеда, учителя вспомогательной школы, воспитателя школы слабовидящих. В 1967г. поступила в аспирантуру при кафедре логопедии ЛГПИ имени А.И.Герцена. - В 1989 году защитила диссертацию на соискание доктора педагогических наук по теме «Нарушения речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе». С 1999г. по 2003 г. - профессор кафедры дефектологии Ленинградского государственного областного университета имени А.С.Пушкина. С 2003г. по 2006 г. - профессор кафедры дефектологии МСГИ. С 2006 г. - зав.кафедрой логопедии, профессор ЛГУ имени А.С.Пушкина. -Основные научные интересы: проблема нарушений письменной речи; специфика речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью. - В 1998 году получила звание Лауреата Премии Правительства Российской Федерации в области образования за участие в создании комплекта учебников и методических пособий по логопедии. -Под ее руководством подготовлено 13 кандидатских и докторских диссертаций. -Опубликовано 211 научных и методических работ, среди которых учебник «Логопедия» (в соавторстве), монографии, учебные и учебно-методические пособия, статьи.  
11. Левина Роза Евгеньевна (1908- 1989) - советский педагог, психолог. - В 1927 г. поступила во 2-й МГУ (ныне МПГУ) на педагогический факультет. Посещала психологический кружок Л.С. Выготского, в котором участвовали Л.И. Божович,А.В. Запорожец,Н.Г. Морозова, Л.С. Славина. Начала изучать детскую речь под руководством Л.С. Выготского. В 1931 году начинает работать в Экспериментальном Дефектологическом Институте(ЭДИ) (впоследствии переименованном в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР). -С 1931 по 1948 год она заведует Клиникой речи этого института. -В 1941 г. защищает кандидатскую диссертацию «Исследование алексии и аграфии в детском возрасте». Эта работа внесла радикальные перемены в интерпретацию причин и патогенеза нарушений письменной речи. -Во время Великой Отечественной войны работала в военном госпитале в Уфе, занималась восстановлением речи больных с черепно-мозговыми травмами. -С 1948 года в течение многих лет Р.Е. Левина руководит отделом логопедии НИИ дефектологии. -В 1961 г. защищает докторскую диссертацию в форме монографии «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи». До конца жизни работает в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1967 г. - АПН СССР). - Самым крупным достижение Р.Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Ей разработана классификация общего недоразвития речи и раскрыты пути его преодоления. -Под руководством Р.Е. Левиной проведены фундаментальные исследования, которые определили дальнейшее развитие отечественной логопедии. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных проблем в готовности ребёнка к обучению и пути их устранения. В результате исследований Р.Е. Левиной и её сотрудников в логопедии разработаны методики преодоления речевых нарушений, составляющие главное содержание логопедии. -Р.Е. Левина обосновала новый подход к организации системы коррекционной работы по преодолению речевых нарушений на основе выделения дифференцирующих признаков речевого дефекта. Р.Е. Левина принадлежит к научной школе Л.С. Выготского к которой принадлежат (Р.М. Боскис, Т.А. Власова Л.В. Занков,А.Р. Лурия,Н.Г.Морозова,М.С. Певзнер,И.М.Соловьёв, Ж.И. Шиф). Наряду с М.Е. ХватцевымР.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.
12. Леонтьев Алексей Алексеевич (1936- 2004) - российский психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук, действительный член РАО и АПСН - С 1958 по 1975 г. работал в Институте языкознания АН СССР- сначала младшим научным сотрудником, затем (с 1966 г.) старшим, затем (с 1969 г.) руководителем Группы психолингвистики и теории коммуникации. В 1963 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ», в 1968-м - докторскую диссертацию по филологическим наукам на тему «Теоретическая проблема психолингвистического моделирования речевой деятельности», а в 1975-м - докторскую диссертацию по психологическим наукам на тему «Психология речевого общения». -С 1975 г. - заведующий кафедрой методики и психологии Института русского языка им. А. С. Пушкина, с 1976-го - профессор. С 1986 г. - профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), а с 1997 г. - профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ. - В 1992 г. избран действительным членом Российской академии образования, а в 1997-м — действительным членом Академии педагогических и социальных наук. Автор более 30 книг и более 800 статей. Был членом президиума правления Педагогического общества РСФСР и руководителем секции «Массовые коммуникации в обучении и воспитании» ПО РСФСР, председателем Научно-методического Совета по интенсивному обучению иностранным языкам при АПН СССР, председателем Научно-методического Совета по теории и методике лекционной пропаганды Общества «Знание» РСФСР, членом редколлегий различных методических журналов, руководителем экспертного совета по языковой политике в учреждениях образования при Министерстве просвещения РФ. -С 1997 г. - научный руководитель ассоциации «Школа 2000…» (ныне Межрегиональная общественная организация содействия развитию Образовательной программы «Школа 2100»), с 2001 по 2004 г -президент этой организации. Руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100». - Автор более 30 книг и более 800 статей. Основные труды: -Слово в речевой деятельности. 1965. -Психолингвистика. 1967. -Язык, речь, речевая деятельность. 1969. -Психология общения. 1974. -Педагогическое общение. 1979. -Путешествие по карте языков мира. 1981, 1990.  
13. Лурия Александр Романович (1902- 1977) - известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии. Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. - С 1922 по 1930 годы член Русского психоаналитического общества. - С 1934 года работал в научно-исследовательских учреждениях Москвы. -С 1945 года - профессор МГУ. Заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ (1966-1977). В течение более чем 50-летней научной работы А. Р. Лурия внес важный вклад в развитие различных областей психологии таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология и др. - Лурия имел высокий международный авторитет, являлся зарубежным членом Национальной академии наук США, Американской академии наук и искусств, Американской академии педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.). Он был почетным доктором ряда университетов: г. Лейстера (Англия), Люблина (Польша), Брюсселя (Бельгия), Тампере (Финляндия) и др. Многие его работы переведены и изданы за рубежом. Лурия часто и с благоговением упоминается в работах английского невропатолога Оливера Сакса, с которым он вел многолетнюю переписку. - В области дефектологии развивал объективные методы исследования аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для педагогической и медицинской практики. -Создал новое направление- нейропсихология. " Речь и интеллект в развитии ребенка". 1927. " Учение об афазии в свете мозговой патологии. " 1940. "Травматическая афазия. " 1947. "Восстановление функций после военной травмы. " 1948. "Умственно отсталый ребенок. " 1960. "Лобные доли и регуляция психических процессов. " 1966. "Мозг и психические процессы. " 1963, Т.1; 1970. Т.2. " Основы нейропсихологии". 1973. " Об историческом развитии познавательных процессов. " 1974. "Нейропсихология памяти." 1974. Т.1; 1976. Т.2 " Основные проблемы нейролингвистики. " 1976.  
14. Ляпидевский Сергей Семенович (1903- 1975) -Выдающийся русский ученый в области логопедии. - После окончания педагогического факультета 2-го МГУ работал заведующим учебной частью психоневрологической школы-санатория при психиатрической окружной больнице в Казани. -Учился на медицинском факультете Казанского университета, а завершил медицинское образование уже в Москве, в 1-м МГУ. Там же он прошел клиническую ординатуру по невропатологии в клинике профессора Е. К. Сеппа. -Во время ВОВ работал начальником неврологических отделений эвакогоспиталей, а с 1943 г. - консультантом-невропатологом Санитарного отдела 35-й армии. Его военные заслуги были отмечены орденом Красной Звезды и несколькими медалями. - После войны работал в НИИ дефектологии и затем до конца своей жизни возглавлял кафедру психопатологии и логопедии МГПИ им В.И. Ленина. -В 40-е годы защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую детям с последствиями мозговых заболеваний и педагогической работе с ними. Был научным консультантом Института уха, горла, носа Министерства здравоохранения СССР. - с 1946 по 1955 год работал старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии АПН РСФСР (ныне ИКП РАО), одновременно являясь экспертом ЮНЕСКОпо дефектологии. Затем в течение долгого времени он возглавлял кафедру психопатологии и логопедии МГПИ. С.С. Ляпидевский много сделал для формирования научной школы кафедры логопедии МГПИ им В.И. Ленина. Большое значения имеют его исследования посвящённые изучению и коррекции людей страдающих заиканием. Он участвовал в создании естественнонаучных основ воспитания и обучения детей с нарушениями речи, изучал вопросы дифференциальной диагностики,детской психопатологии иневропатологии. - С.С. Ляпидевский много сделал для создания учебников для дефектологических факультетов. Многие учебники С.С. Ляпидевского, такие как «Невропатология для дефектологов» и «Клиника олигофрении» использовались на протяжении десятков лет в качестве основных на дефектологических факультетах. Его учебник «Невропатология» переиздан в 2000 году и используется при подготовке современных специалистов. Особенностью деятельности С.С. Ляпидевского является то, что он был врачом и педагогом, и поэтому он рассматривал многие вопросы прежде всего, с клинико-педагогических позиций.
15. Новотворцева Надежда Вячеславовна - профессор, заведующая кафедры логопедии дефектологического факультета ЯГПУ им.Ушинского. -Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь (2006) -Рабочие тетради по развитию речи на разные звуки. -Методика развития речи у неговорящих детей, 1999  
16. Правдина Ольга Владимировна (1894- 1977) -Окончила в 1917 г. физико-математический факультет Московских высших женских курсов. В 1920- 21 уч. г. по ее просьбе была командирована на годичные курсы по детской дефективности, а через год начала работать в медико-педагогической клинике Наркомпроса в качестве логопеда. Ее идейными руководителями стали широко известные ученые Ф. А. Рау и Ю. А. Флоренская. -С 1933 по 1936 г. О. В. Правдина работала в логопедической поликлинике при объединении им. Н. А. Семашко. С 1936 стала работать логопедом в Научно-практическом институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО). - Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему: «Тяжелая детская дизартрия в логопедической практике». С 10 сентября 1952 г. начала работать на кафедре психопатологии и логопедии МШИ им. В. И. Ленина под руководством С. С. Ляпидевского. - В 1969 г. вышел ее учебник «Логопедия» для дефектологических и дошкольных факультетов, а также для логопедов-практиков и для учащихся педагогических училищ. - Основные труды: Альбом по коррекции речевых расстройств при афазии (опыт работы в госпитале). 1945- 49. Логопедия. 1973.  
17. Селиверстов Владимир Ильич -Является редактором издательства Владос. -Кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной коррекционной педагогики и психологии МГПУ им. Ленина; зам.декана по научной работе, научный руководитель СНО факультета. -Изучал заикание у подростков: методы оказания помощи заикающимся в условиях детского санатория. -Награжден знаками: -Отличник здравоохранения -Отличник народного просвещения -отличник просвещения СССР -За отличные успехи в области высшего образования -"- мя знаками "За успехи в научно- исследовательской работе студентов", серебряной медалью "Ветеран труда", почетные грамоты и дипломы. -В 1998 г. - звание лауреата премии правительства РФ в области образования за участие в создании комплекта учебников и учебных пособий по логопедии. -Игры в логопедической работе с детьми. -Заикание у детей; Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. -Понятийно- терминологический словарь логопеда. Основные труды: - Игры в логопедической работе с детьми. 1987. -Практикум по дошкольной логопедии. 1988. -Заикание у детей. Пособие для логопедов. 1994. -Логопедия. 1989, 1995, 1998, 2002.
18. Туманова Татьяна Володаровна - профессор кафедры логопедии, доктор педагогических наук -В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи» (13.00.03 - логопедия). -В 2005г. защитила докторскую диссертацию по теме «Формирование словообразовательной компетенции дошкольников и младших школьников с общим недоразвитием речи». -С 2007 г. – профессор кафедры логопедии. - Проводила курсы лекций, семинары, практические и лабораторные занятия по темам: «Введение в логопедию», «Логопедия с историей логопедии», «Дислалия», «Онтогенез и дизонтогенез речевой деятельности», «Фонетико-фонематическое недоразвитие», «Общее недоразвитие речи», «Основы психолингвистики», дисциплины по выбору: «Особенности словообразования у детей с недоразвитием речи», «Предупреждение и преодоление орфографических ошибок у школьников с недоразвитием речи», «Программы коррекционных дошкольных учреждений и условия их реализации в современных условиях», «Организация и содержание логопедической работы в условиях общеобразовательной школы», «Инклюзивные технологии развития речи младших школьников в общеобразовательном учреждении» и пр. -Постоянно выступает на научных конференциях и симпозиумах в России и за рубежом; является членом диссертационного совета Д 212.136.04 осуществляет рецензирование кандидатских и докторских диссертаций по общей и специальной педагогике, принимает участие в подготовке материалов для журнала «Школьный логопед», составляет научно-методические пособия, пишет статьи, разрабатывает программы для собеседования абитуриентов, рецензирует дипломные работы, выполняет общественную нагрузку. - Исправление произношения у детей. Дидактический материал. Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой 1999. - Среди печатных работ– учебники для студентов Вузов, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ, учебно-методические пособия, (в том числе, имеющие гриф Научно-исследовательского Института коррекционной педагогики РАО, Академии постдипломного образования Санкт-Петербурга), научные монографии, статьи в научных и популярных журналах, составляющих в совокупности более 80 печатных листов.
19. Усанова Ольга Николаевна - Доктор психологических наук, профессор. - Президент Института педагогики и психологии, Почетный профессор Университета Сент Луиса (США), действительный член Международной академии психологических наук. -В 1990 году организовала Научно-практический центр "Коррекция" - одно из первых негосударственных высших учебных заведений России (входит в первую десятку лицензированных вузов) и была его научным руководителем. После преобразования центра в Институт психологии и педагогики с 1995 г. - ректор, с 2008 г. – президент вуза. -Обладатель премии ВДНХ (серебряная медаль) за создание серии практических разработок и материалов в помощь проблемным детям. Организатор и участник выставок, посвященных проблемам практической психологии и дефектологии. -Является одним из разработчиков Государственных программ "Дети Чернобыля", "Развитие национального образования в России", программы Евросоюза "Биомед-1". Научные публикации: Автор более 150 научных работ по проблемам дефектологии, психологии, специальной психологии и межпрофессиональному взаимодействию. Среди них монографии: "Специальная психология"; "Дети с проблемами психического развития"; "Психокоррекция. Теория и практика".
20. Усачева Л.Н.    
21. Филичева Татьяна Борисовна - профессор кафедры логопедии, доктор педагогических наук. Ведущий специалист в области дошкольной логопедии. Председатель ученого совета дефектологического факультета МГГУ, председатель секции коррекционной педагогики Федерального экспертного совета Министерства образования РФ, член диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций Института коррекционной педагогики РАО, МГГУ им. М.А.Шолохова, член учебно-методического совета по дефектологии Министерства образования м науки РФ, член межведомственного научного совета «По проблемам возрастного развития, коррекции и реабилитации», член президиума совета по обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (Всероссийское общество инвалидов), член редакционного совета методического и практического журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». -В 1960 г. окончила дефектологический факультет МГПИ. -Имеет звание "Отличник народного просвещения" -Награждена медалью К.Д.Ушинского, медалью 850 лет Москвы. Основные труды: -Обучение и воспитание детей с ОНР в старших группах Д/С. 1993. -Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография по докторской диссертации. 1999. -Ведет большую исследовательскую работу; разрабатывает вопросы предупреждения и коррекции речевых дефектов детей дошкольного возраста. -Организовала систему логопедической помощи дошкольникам с речевой патологией, которая широко внедрена во всем мире.
22. Фотекова Т.А. - доктор психологических наук. Место работы: доцент, профессор, заведующий кафедрой общей и клинической психологии Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. 2002. - Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников.
23. Хватцев Михаил Ефимович (1883- 1977) -Закончил учительскую семинарию. -В 1903 г. назначен учителем 1- го из начальных училищ. -В 1908 г. окончил Петербургский учительский институт. -В 1948 г. закончил историко- филологический факультет Петроградского университета. -С 1926 г. работает логопедом в школе для у.о. детей. -В 1935 г. работал в ЛГПИ им. Герцена, заведует кафедрой сурдопедагогики и логопедии. -С 1941- 1945 г. консультирует в военных госпиталях и школах для глухих. -В Ленинграде возрождает систему коррекционной помощи детям с нарушениями речи. -В 1949 г. открывает первые логопедические пункты в общеобразовательных школах. -В 1964 г. защищает диссертацию на степень доктора педагогических наук. -Пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец.школ. -Логопедия. пособие для студентов педагогических институтов и учителей спец.школ. -Автор 1- ого учебника по логопедии, организатор обучения логопедов в СССР. -Создатель фильма "Артикуляция звуков русского языка"- предназначен для обучения глухих детей произношению. -Создал ряд фундаментальных работ в области логопедии. -Создал методическое объединение учителей- логопедов, которой руководил много лет.
24. Цветкова Любовь Семеновна (род. 1929) - закончила отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1953), доктор психологических наук (1970), профессор (1976) по кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Лауреат Ломоносовской премии МГУ за 1973 г. за монографию “Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга”. Имеет медали, в т.ч. бронзовую медаль ВДНХ (1972). Действительный член Академии педагогических и социальных наук (с 1996 г.), член Международного общества нейропсихологов (1990), вице-президент Международной Ассоциации музыкотерапии речи (1986), Заслуженный профессор МГУ (1999). Является членом редакционно-издательского совета издательства "Патолингвистика" (ФРГ), членом редколлегий ряда иностранных научных журналов (Германия, Испания), имеет медаль почетного профессора университета г. Хельсинки (Финляндия). -Область научных исследований: нейропсихология. Кандидатская диссертация выполнена под руководством профессора А.Р.Лурия на тему: “Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга” (1962). Докторская диссертация: “Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга” (1969). - Занимается изучением психологических и нейропсихологических закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга, связи психических процессов с мозгом. -Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует нейропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных. -Читает лекции в МГУ, на дефектологическом факультете МГПУ, а также в ряде зарубежных университетов (Польша, Финляндия, Венгрия, Бельгия, ГДР, Дания, Чехословакия, Болгария, Мексика) по дисциплинам: “Нейропсихология”, “Восстановление высших психических функций при локальных поражениях мозга” и др. Под ее руководством защищено 25 кандидатских диссертаций. -Монография “Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга”. -Общее количество научных публикаций более 220, из них 16 монографий и учебников изданы за рубежом (Франция, Испания, США, ФРГ, Финляндия, Куба и др.). Основные работы: -Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга. 1966 (в соавт. с А.Р.Лурия); -Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. 1972; -Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга). 1972; -Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие. 1985; -Нейропсихология и восстановление высших психических функций. М., 1990.
25. Чиркина Галина Васильевна (- 2013) - профессор кафедры логопедии, доктор педагогических наук МГОПУ им. Шолохова -Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением речи института коррекционной педагогики Российской академии образования -Заместитель председателя диссертационного совета. -Член ученого совета МПГУ. -Участник международного симпозиума "Логопедия 21 века" -Исправление заикания у школьников в процессе обучения. Пособие для логопедов. -Исправление речи заикающихся школьников. -Нарушения речи у детей. Пособие для воспитателей д/с. -Основы логопедии. Учебное пособие для студентов. -Изучение нарушения речи в теории и практике логопедии. -К вопросу об интеграции учащихся с ОНР. -Международные научные форумы с участием российских ученых.
26. Шаховская Светлана Николаевна -Окончила дефектологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина по специальности русский язык и литература, логопедия, получив диплом с отличием. Работала логопедом вспомогательной школы, старшим логопедом городской клинической больницы № 9 им. Ф. Э. Дзержинске» го, а также логопедом медико-педагогической консультации Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (Институт коррекционной педагогики РАО). -В 1964 г. защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей с моторной алалией». -С 1960 г. работает на кафедре логопедии МГПИ им. В. И. Ленина: сначала ассистентом, с 1965 г. доцентом, с 1995 г. профессором. Заместитель декана дефектологического факультета. -Является преподавателем и ученым высокой квалификации. Она активно развивает научную школу, связанную с поиском путей совершенствования теории и практики логопедии, с повышением качества подготовки дефектологических кадров. - Шаховской С. Н. принадлежат первые обобщения по проблемам теории и практики зарубежной логопедии. -Многочисленные ученики профессора С. Н. Шаховской ныне стали ведущими специалистами. С лекциями и докладами Шаховская выступала в России и за рубежом. В течение ряда лет была заместителем председателя научно-методического совета по дефектологии МП СССР, членом Республиканской медико-педагогической комиссии, научным консультантом. -В 1998 г. получила звание лауреата Премии правительства Российской Федерации в области образования за создание комплекта учебников и учебных пособий по курсу «Логопедия» для высших учебных заведений. - Она автор и редактор множества методических материалов в помощь практическим логопедам и вузовским преподавателям. -Имеет 200 печатных работ научного и научно-методического характера, в том числе и на иностранных языках. - Соавтор фундаментального учебника «Логопедия», «Хрестоматия по логопедии», «Практикума по дошкольной логопедии», «Практикума по детской логопедии», монографического пособия «Расстройства речи у детей и подростков», монографического сборника научных трудов «Психолингвистика и современная логопедия». Основные труды: -Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией // Патология речи. 1971. -Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей: III период обучения (в соавт.). 1995. -Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия. 1997. -Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой (гл. учебника). 1989, 1995, 1998,2002.  
27. Ястребова Алла Васильевна -Академик Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. -Ястребова занималась исследовательской и научно-методической работой в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН СССР (РСФСР), руководимой Р. Е. Левиной. -Разрабатывала вопросы изучения и коррекции таких сложных форм речевой патологии, как заикание и алалия, изучала причины неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ с различными формами первичной речевой патологии. -Исследования А. В. Ястребовой сыграли существенную роль в разработке путей коррекции недостатков устной и письменной речи у детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. -Ведет научно-методическую и лекционную работу по внедрению результатов исследований в практическую деятельность учителей-логопедов, педагогов и воспитателей различных ДОУ и школ. - В России и за рубежом ею опубликовано около 90 научных и научно-методических работ. - Разработала основополагающие документы в плане организации содержания и реализации специальных методов, предупреждающих неуспеваемость учащихся с первичной речевой патологией по родному языку. -Педагогика. Нормализация чтения. -Публикации в ж."Дошкольное образование": -Хочу в школу! Формирование социально- психологических предпосылок к обучению детей 7 лет. -Психологические особенности детей, поступающих в школу. -ж. "Педагогика": -Памятка по культуре устной речи для педагогов начальной школы. -диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка). -Логопедическая помощь детям с нарушениями речи. особенности речевого развития и деятельности заикающихся детей. -Преодоление заикания в процессе учебной деятельности. -Восстановление пробелов в развитии лексико- грамматических средств языка.

 

Date: 2015-10-18; view: 17626; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию