№ п/п
| ФИО ученого
| Достижения
| Научные работы
|
1.
| Брайль Луи
(1809 -1852)
| В 1829 году разработал используемый до настоящего времени во всём мире рельефно-точечный шрифт незрячих (шрифт Брайля). А так как он был талантливым музыкантом, Брайль кроме букв и цифр на основе тех же принципов разработал нотопись и преподавал музыку незрячим.
| Первой книгой, напечатанной по системе Брайля, была «История Франции» (1837).
В России книгопечатание шрифтом Брайля началось с издания в 1885 году книги «Сборник статей для детского чтения, посвященный слепым детям» Анной Александровной Адлер в количестве ста экземпляров.
|
2.
| Ганджий А.С.
| | |
3.
| Гаюи Валентин
(1745- 1822)
| В1784 году, в возрасте 39 лет Гаюи, уже состоявшийся на тот момент педагог, без помощи правительства и негосударственных благотворительных обществ, исключительно на свои личные средства и в своём же собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых».
Гениальный учитель Гаюи использовал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта для слепых -«унциала».
Создал при школе типографию и издал в ней несколько книг для слепых напечатанных «унциалом» рельефно-линейным шрифтом. Это были первые на Земле книги для слепых.
В 1807 принял открыл школу для слепых в России
| «Очерк обучения слепых» (1780), «Зарождение, развитие и современноесостояние
просвещения слепых» (1788).
|
4.
| Гордин А.Б.
| | |
5.
| Гудонис Витаутас Прано
| В своей работе рассматривал социальные, психологические и педагогические проблемы интеграции лиц с нарушенным зрением. Приводил анализ влияния изобразительного искусства, литературы, религии на отношение к незрячим в историческом развитии. "Мотивы учения у работающей молодежи и взрослых с нарушением зрения": Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психол. наук 1979 г.
| Дефектологический словарь
"Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением"
|
6.
| Ермаков Виталий Павлович
| Доктор педагогических наук, профессор Института коррекционной педагогики Российской Академии образования, вице-президент Ассоциации деятелей науки, религии и культуры, автор более 20 книг и около 100 научных трудов, разработал систему воспитания умственно отсталых детей.
| Статьи автора:
"Лечить, обучать и воспитывать",
"Советы будущей маме"
"Основы тифлопедагогики развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения": учебное пособие для ВУЗов.
|
7.
| Земцова Мария Ивановна
(1903- 1989)
| - Крупнейший специалист в области тифлопсихологии и тифлопедагогики, доктор педагогических наук, профессор, опубликовала свыше 100 работ по проблемам образования, воспитания, трудовой подготовки детей с нарушениями зрения, компенсации и коррекции нарушенных функций при слепоте и слабовидении.
-Проводила исследования компенсаторных процессов у слепых детей.
-Защитила докторскую диссертацию «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности».
-Являлась членом Всемирного Совета благосостояния слепых, а также членом Всемирного Совета по образованию лиц со зрительной недостаточностью. Она Почетный член Всероссийского общества слепых.
-Являлась инициатором создания дошкольных групп в школах с дефектами зрения.
-Имеет орден Трудового Красного Знамени
-Медали: За доблестный труд в ВОВ;
В память 800- летия Москвы; За доблестный труд (к 100- летию со дня рождения В.И. Ленина); К.Д.Ушинского (Министерство просвещения РСФСР); А.С.Макаренко (Министерство просвещения Украины);
-Значки: Отличник просвещения БССР; отличник просвещения Грузии; отличник здравоохранения СССР;
-почетные грамоты президента АПН СССР, Министерства социального обеспечения РСФСР, Всероссийского общества слепых.
| - Монография М.И. Земцовой «Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности» и три сборника: «Книга для учителя школы слепых», «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих», «Дети с глубокими нарушениями зрения», вышедшие под ее редакцией – были удостоены первой премии АПН СССР.
-Пособие "Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих"
|
8.
| Каплан Анна Иосифовна
(1922- 1983)
| -С 1945 г. работала на кафедре глазных болезней Московского медицинского института. В 1951 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук. Работала во врачебно-физкультурном диспансере. С 1961 г. стала научным сотрудником Научно-исследовательского института дефектологии. В 1975 г. защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора психологических наук по теме «Особенности цветового зрения при основных клинических формах детской слепоты».
-Значимым является исследование А. И. Каплан состояния цветового зрения у детей с глубокими поражениями зрительной системы. На основе значительного экспериментального материала ей предложены критериальные коэффициенты состояния цветового зрения — коэффициент спектральной чувствительности, коэффициент чувствительности по яркости, а также коэффициент устойчивости цветоразличения. С учётом величин этих коэффициентов введена классификация, предусматривающая три формы остаточного цветового зрения. Каплан разработала экспериментальные таблицы, позволяющие исследовать цветоощущение при низком форменном зрении.
| "Охрана остаточного зрения в школе для слепых детей". 1965.
"Если ребенок плохо видит" /А. И. Каплан, Н. Г. Морозова. 1969.
" Детская слепота. Цветовое остаточное зрение". 1979.
"Генетические факторы как причины детской слепоты // Проблема слабовидения": ученые записки.1968.
"Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением //Дефектология". 1981
"Методы исследования устойчивости и изменения формального зрения у учащихся школ слепых // Тезисы докладов 2-й республиканской научно-практической конференции по вопросам врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях органа зрения". 1963.
|
9.
| Коваленко Борис Игнатьевич
(1890- 1969)
| -Русский тифлопедагог.
Доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент АПН РСФСР.
-В 1924 г. заведующий школы для слепых.
-В 1926 г. член методической комиссии отдела социально- правовой охраны несовершеннолетних.
-Читал лекции в МГПИ им. Ленина.
-С 1929г. становится профессором ЛГПИ им. Герцена в Ленинграде, затем деканом факультета.
-В 1944 г. член- корреспондент АПН РСФСР
| "Краткое руководство по совместному обучению слепых и зрячих", 1930
"Возвращение слепых к трудовой жизни", 1946
"Трудовая подготовка в школах для слепых", 1947
"Основы тифлопедагогики",1962
Разработал приборы и пособия, облегчающие жизнь слепым и слабовидящим.
|
10.
| Коваленко Н.Б.
| | |
11.
| Крачковская Н.Г.
| | |
12.
| Кулагин Юрий Александрович
(1924- 1987)
| -В 1968г. защитил докторскую диссертацию, в которой глубоко и разносторонне рассмотрел теоретические аспекты проблемы изучения особенностей восприятия слепых.
-занимался подготовкой кадров по дефектологии. под его руководством защищены несколько диссертаций.
-Возглавлял научно-методический совет по дефектологии Министерства просвещения СССР.
-Возглавлял в качестве академика- секретаря бюро отделения психологии и возрастной физиологии Президиума АПН СССР.
-Участник ВОВ, был награжден орденами отечественной войны 2 степени, Красной звезды и 10 медалями за многолетнюю и плодотворную работу в области народного образования и педагогической науки.
| -Ведущим направлением научных работ было изучение особенностей осязательного восприятия слепых и зрительного восприятия слабовидящих.
-Монография "Восприятие средств наглядности учащимися школ для слепых"
-"Книга для учителя школы слепых"
|
13.
| Литвак Алексей Григорьевич (1937-1999)
| -Доктор психологических наук, профессор, ученый.
-Внес огромный вклад в развитие отечественной теоретической экспериментальной тифлопсихологии.
-С 1976- 1994 г. возглавляет руководство кафедрой тифло педагогики РГПУ им. Герцена.
-Под его руководством разрабатываются программы обучения студентов- будущих тифлопедагогов; учебно- методические пособия.
| -Автор более 140 научных исследований
-Учебник "Тифлопсихология", 1985
-"Психология слепых и слабовидящих"
|
14.
| Моргулис Илья Семенович
| -Занимался психолого-педагогическими основами социально-трудовой адаптации инвалидов по зрению; -изучением социального
опыта детей с нарушениями
зрения; -особенностями познавательной деятельности
лиц с нарушениями зрения.
|
|
15.
| Муратов Ростислав Сергеевич
(1907- 1983)
| -Доктор педагогических наук.
Профессор, заведующий тифлотехнической лабораторией НИИ дефектологии АПН СССР.
-В 1947 г. разработал "фотоэлектрический протез" для слепых.
-Стал организатором тифлотехнологической лаборатории, которая в 1956 г. была переведена в НИИ дефектологии АПН СССР.
-Автор большого количества приборов, обеспечивающих изучение слепыми и слабовидящими учебных предметов в полном объеме.
-Большим успехом пользовались демонстрация возможности абсолютно слепого человека вести прицельную стрельбу в тире.
-Изучал пути компенсации и коррекции дефектов зрения и применением спец.технических средств.
-Удостоен большой серебряной медали ВДНХ.
| -Автор многих научных работ
-Под его руководством был создан комплекс учебно- наглядных пособий по ряду предметов школьного курса физики, химии, географии и астрономии и методик их преподавания с использованием разрабатываемой аппаратуры.
|
16.
| Плаксина Любовь Ивановна
| -Доктор психологических наук, Профессор ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»
| |
17.
| Сермеев Борис Васильевич
(1935-2003)
| -Педагог, доктор биологических наук, доктор педагогических наук, профессор (1973).
-Закончил аспирантуру Всесоюзной НИИ физкультуры (Москва, 1964). -Работал учителем физической культуры в Шиханов. сред. школе Вольского р-на Саратов. обл. (1958–61), преподавателем, стар. преподавателем, доцентом, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания Горьковского педагогического института (1964–82). -С 1982 зав. кафедрой дефектологии и физической реабилитации Одесского государственного педагогического института.
- В 1972 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Физиологическая и морфологическая характеристика подвижности в суставах человека в связи с возрастом и физической тренировкой».
-В 1992 защитил вторую доктор. диссертацию на тему «Теоретические основы физического воспитания аномальных детей».
| Автор более 240 научных работ, в т.ч. 9 монографий
|
18.
| Серпокрыл Н.В.
| | |
19.
| Солнцева Людмила Ивановна
(1927- 2009)
| - Поступила в Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на очное психологическое отделение философского факультета. Училась у А. В. Запорожца,П. Я. Гальперина,А. Р. Лурии,С. Л. Рубинштейна,Б. М. Теплова,П. К. Анохина,А. Н. Леонтьева,А. А. Смирнова
- Параллельно с учебой преподавала психологию и логику в девятых и десятых классах школы № 644 г. Москвы.
- В 1953 г., завершив обучение в очной аспирантуре, защищает диссертацию по теме «Особенности произвольного и послепроизвольного внимания», Л. И. Солнцева некоторое время работала в справочно-библиографическом отделе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.
-В 1960 году Л. И. Солнцева поступает на работу в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР в лабораторию психологии глухих.
- В 1978 году защищает докторскую диссертацию на тему: «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста».
- С 1979 года Л. И. Солнцева возглавляет лабораторию обучения и воспитания слепых детей Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР.
- В 1988 году Л. И. Солнцева становится профессором, а в 1993 году избирается членом-корреспондентом РАО.
| -Л.И. Солнцева разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте.
-Солнцева Л.И., Семёнов Л.А. Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - 1989.
-Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста: Автореферат дис. … д.психол.н./ 1978.
-Солнцева Л.И. Слепые и слабовидящие дети со сниженной умственной работоспособностью. 1998
-Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. 2000.
|
20.
| Стернина Элеонора Марковна
| -Занималась изучением особенностей
межличностных отношений слепых и
слабовидящих; -занималась подготовкой педагогических
кадров для работы с детьми с нарушениями
зрения.
| Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников: учебное пособие ЛГПИ им.А.И.Герцена, 1980 г.
|
21.
| Феоктистова Валентина Александровна
(1930- 2004)
| - В 1948 году поступает на дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И.Герцена.
-В 1952 году окончила дефектологический факультет по специальности "тифлопедагогика и история". Ей была присвоена квалификация учителя истории в школе слепых, слабовидящих и в средней школе.
-С 1952 года работает учителем в школе для детей с нарушениями зрения.
-С 1954 года аспирант и ассистент кафедры тифлопедагогики ЛГПИ им А.И. Герцена.
-В 1956 году защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Распознание и понимание картин и рисунков учениками 1-3-х классов школы слабовидящих».
-Работая на дефектологическом факультете ЛГПИ им А.И. Герцена, активно занимается общественной деятельностью: председатель профкома факультета, член ВОС (с 1962 г.).
-Являлась членом методического совета при Министерстве просвещения СССР, членом Совета по защите диссертаций, руководителем методического объединения кафедры тифлопедагогики.
-С 1979 по 1987 годы – представитель СССР во Всемирном совете слепых, член Всемирной организации по благосостоянию слепых ЮНЕСКО.
- Выступала на международных конференциях: Антверпен (1979), Прага (1980), Найроби (1982), Париж (1984).
-С 1996-2004 годы Заведующая кафедрой общей и специальной педагогики Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга.
Награды: Знак «Жителю блокадного Ленинграда»;Знак «Отличник просвещения СССР»;Памятная медаль Элен Келлер(1980) (США); Диплом рыцаря и Золотой крест Федерации слепых Франции за заслуги в области тифлологии (1984)
| "Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей".1973.
" Развитие навыков общения у слабовидящих детей /под ред. Л.И.Шипицыной".2005.
"Семья слепого ребёнка" //Школьный вестник.- 2003.- №1
"Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье" /науч. ред. доц. В.А.Феоктистова. 1993.
|