Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специалисты сурдопсихологии и сурдопедагогики, и их вклад в развитие этих наук





№ п/п ФИО ученого Достижения Научные работы
Боскис Рахиль Михайловна (1902- 1976) Специалист в области детской патопсихологии, дефектологии. Исследовала значений слов у детей, лишенных слуха. Большой вклад внесен в патопсихологию детей, страдающих нарушениями речи при нормальном слухе. Установила, что письменная речь более доступна для глухого в сравнении с устной речью, поскольку она наглядна, стабильна и тем самым более благоприятна для восприятия, а буквенный состав речи дифференцирован. Важное значение для развития советской теории сурдопедагогики и сурдопсихологии имели работы Р. М. Боскис по изучению жестовой речи. «Развитие словесной речи у глухонемого ребенка»; «Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей»
Венгер Александра Абрамовна Психолог и детский дефектолог. Александра Абрамовна защитила докторскую диссертацию на степень доктора психологических наук на тему «Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых)». Работала в Институте дефектологии. Под ее руководством подготовлено более десяти кандидатских диссертаций. Параллельно (с 1983 по 1988 год) преподавала в Ленинском пединституте на факультете дефектологии. «Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности»; «Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития»; «Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об элементарных физических явлениях»
Власова Татьяна Александровна (1905- 1986) Психолог, дефектолог. Принимала участие в создании первого в нашей стране научного центра по дефектологии — «Экспериментально-дефектологического института Наркомпроса РСФСР», где заведовала отделением. Изучала проблемы комплектования и состава учащихся специальных школ, исследовала особенности психического развития детей с нарушениями слуха. По ее инициативе были широко развернуты исследования в области дошкольного воспитания и обучения аномальных детей разных категорий (с задержками психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата), изучение генетических проблем аномального развития и др. "О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка"
Выготская Гита Львовна Психолог, дефектолог, кандидат психологических наук, сотрудник НИИ дефектологии. «Обучение глухих сюжетно-ролевым играм»; «Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих детей»  
Дьячков Алексей Иванович (1900- 1968) Специализировался в области дефектологии. Ему принадлежала разработка многих принципиальных вопросов советской сурдопедагогики, в частности дидактических основ обучения глухих, особенностей развития познавательной деятельности детей с недостатками слуха, путей компенсации нарушенной слуховой функции. «Воспитание и обучение глухонемых детей»; «Системы обучения глухих детей»; «Сурдопедагогика»; А. И. Дьячковым был создан и первый учебник по методике математики для школ глухих (1953).
Зайцева Галина Лазаревна (1934- 2005) Доктор педагогических наук, профессор, исследователь жестового языка, культуры и истории глухих. Сотрудник НИИ дефектологии. Зайцева создает первую в России Билингвистическую гимназию для глухих и слабослышащих детей на базе московской школе глухих № 65. На её счету 80 научных работ по проблемам жестового языка, обучения глухих, культуре и истории глухих. Она автор знаменитой книги «Дактилология и жестовая речь»; «Словесно-жестовое двуязычие глухих»; «Система жестового общения глухих»
Занков Леонид Владимирович (1901- 1977) Отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского. В годы войны работал в нейрохирургическом госпитале, где занимался проблемой восстановления речи после черепно-мозговых ранений. Изучал особенности развития и обучения аномальных детей. Одним из первых в научном сообществе ввел для таких детей термин «задержка умственного развития..Л. В. Занков разработал эффективные ме­тоды коррекционной работы. «Память школьника» (1944 г.), «Память» (1949 г.), «Обучение и развитие» (1975 г.).
Зикеев Анатолий Георгиевич (1921- 2009) Доктор педагогических наук, ведущий научный сотруднику Института коррекционной педагогики РАО. «Развитие речи в системе специального обучения слабослышащих учащихся языку» Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школах; «Программы для школ слабослышащих и позднооглохших детей»
Зыков Сергей Александрович (1907- 1974) Сурдопедагог, доктор педагогических наук. Разработал дидактическую систему школы глухих на основе обучения словесной речи по принципу формирования речевого общения и использования предметно-практической деятельности учащихся. Разработал теорию соотношения различных форм речи в процессе обучения. «Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения»; «Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников»
Коровин Кирилл Георгиевич (1917- 2001) Выдающийся сурдопедагог, автор фундаментальных работ по обучению языку детей с нарушениями слуха, ведущий научный сотрудник института коррекционной пе­дагогики РАО, доктора педагогических наук. Трудился над созданием системы специального обучения слабослышащих и позднооглохших школьников. «Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся», Соавторство: «Формирование грамматического строя у туго­ухих учащихся» «Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования их речи», Программы и учебники по русскому языку в начальных классах школ для слабослышащих детей; Методические руководства для учителей I–VII классов школ для слабослышащих.
Корсунская Бронислава Давыдовна (1909- 1986) Выдающийся отечественный дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания неслышащих детей. Главным достижением было создание системы формирования словесной речи у глухих дошкольников. Б.Д.Корсунская придавала большое значение роли родителей в воспитании и обучении неслышащих. «Обучение речи глухих дошкольников» (1960). «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969). «Воспитание глухого дошкольника в семье» (1970). «Читаю сам» (1976-78) - три сборника коротких текстов и рассказов, расположенных по возрастающей степени трудности.
Леонгард Эмилия Ивановна Дефектолог, специалист по работе с глухими детьми. Эмилия Ивановна начала работать под руководством Федора Федоровича Рау. С самого начала работы ее волновала судьба маленьких глухих детей! Она консультировала родителей глухих детей и учила их заниматься своими детьми самим. Эмилия Ивановна разработала систему слуховых тренировок, методику Леонгард (обучение глухих детей речи). «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье»; «Я не хочу молчать! : опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард»;
Морозова Наталья Григорьевна (1906- 1989) советский психолог и дефектолог, ученица Выготского. Сотрудник НИИ дефектологии (заместитель директора института, заведующая лабораторией воспитания и обучения слабовидящих детей, а также лабораторией дошкольного воспитания аномальных детей, профессор-консультант). Изучала вопросы развития мотивации и интереса к учёбе у детей. Внесла вклад в изучение проблемы развития речи. Проводила психолого-педагогические исследования развития аномальных (abnormal) детей. Докторская диссертация — «Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития» (1968). Воспитание познавательных интересов у детей в семье Формирование познавательных интересов у аномальных детей.
Носкова Людмила Петровна (1933- 2006) Углубленно занималась проблемами формирования словесной речи глухих школьников, в частности, проблемой овладения грамматическим строем языка неслышащими детьми; с 1978 года назначена заведующей лабораторией воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста Под ее руководством были созданы методические пособия для учителей и воспитателей дошкольных учреждений для неслышащих детей. «Об обучении грамматике в младших классах школы для глухих детей»; «Овладение глухими школьниками структурой простого предложения»; Обучение глухих школьников грамматическому строю языка на основе структурного принципа (V–VII классы).
Нудельман М.М.   «Методы исследования воображения аномальных детей»; «Вопросы экспериментальной психологии и ее истории»; «Узнавание объекта ранее воспринятого в ситуации. О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (сравнительный анализ)»; «Практикум по сурдопсихологии»
Пелымская Т.В. Совместно со Шматко разработали уникальный метод: «Метод проверки слуха Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской»   Соавторство: «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»; «Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом»; "Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни"; «Если малыш не слышит»
Рау Е.Ф. Дефектолог. Кандидат пед. наук, доцент. Стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. По ее инициативе были открыты первые в мире ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи. «О заикании детей дошкольного возраста»; «Логопедия — учебник для студентов заочников» (в соавт.).
Рау Наталия Александровна (1870- 1947) Сурдопедагог. В 1900 организовала в Москве первый в России и Европе дет. сад для глухих, в 1915 - курсы для матерей и воспитательниц глухих дошкольников (Москва). В 1915-21 инструктор дет. садов для глухих. В 1925-47 работала на дефектологич. отделении пед. ф-та 2-го МГУ Автор первого пособия по обучению и воспитанию глухих дошкольников, букварей и учебников для школ глухих. Большое внимание уделяла обучению оглохших взрослых чтению с губ, в 1922 совместно с мужем Ф. А. Рау организовала кружок беглого чтения с губ, преобразованный в 1928 в Клуб. В течение 40 лет осуществляла метод, руководство дошк. учреждениями, вела консультац. работу с родителями глухих детей. Соч.: Матерям маленьких глухонемых детей, M., 19292; Что может и должна сделать мать с только что оглохшим ребенком, М.-Л., 1931; Дошк. воспитание глухонемых, М., 1947.
Рау Федор Федорович (1910- 1977) Дефектолог, сурдопедагог. Преподавал в школе для глухонемых детей в г. Истра. Работал в области обучения глухих словесной речи, а также использования и развития остаточного слуха у глухих и слабослышащих. Особое значение для теории и практики сурдопедагогики имеет предложенный разработанный им совм. с Н. Ф. Слезиной концентрический метод обучения глухих произношению и устной речи. Соч.: Методика обучения глухонемых произношению; «Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся»
Розанова Татьяна Всеволодовна (1928- 2007) Ведущий советский психолог и дефектолог, доктор психологических наук, профессор. Изучала психологию глухих детей под руководством Ивана Михайловича Соловьева. Розановой принадлежат многие исследования в области восприятия, образной и словесной памяти, наглядного и словесно-логического мышления глухих детей. Особое внимание уделяла психолого-педагогическим вопросам усвоения математики глухими детьми. Особое внимание уделяется глухим детям, имеющим сложный дефект (кроме глухоты – умственную отсталость, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, первичную задержку психического развития). Ею опубликовано более 120 работ. Соавторство: «Психология глухих детей», «Методы изучения аномальных детей», «Изучение личности аномального ребенка», «Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом» и др.
Соловьев И.М. Советский психолог. Соловьёв доказал, что в результате систематического сурдопедагогического воздействия путь развития глухих, отходящий в первые годы своего развития от пути нормального ребёнка, изменяет направление, приближаясь к развитию нормального ребёнка. Выделил две закономерности психического развития детей с нарушениями слуха: 1 - условием успешного психического развития ребёнка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий; 2 - отличие в темпах психического развития. Дис: «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов»; Книга: «Вопросы психологии глухонемого ребенка».  
Тигранова Людмила Иосифовна Учитель школы глухонемых, учитель русского языка и литературы в средней школе. Педагог- дефектолог в психиатрической больнице им. И.М. Соловьева (детское беспокойное отделение). Логопед дошкольного обучения. Научный сотрудник сектора логопедии НИИД АПН. "Гимнастика для ума"- книга для уч-ся начальных классов. "Развитие логического мышления детей с недостатками слуха": книга для учителя Статья "Дефектология. Развитие логического мышления и познавательной активности детей с нарушением слуха" Статья "Пропедевтика формирования логических умений у детей с нарушением слуха в подготовительном классе"
Шиф Жозефина Ильинична (1904- 1978) Психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Проводила исследования под руководством Л.С. Выготского. Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников. Большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, "аграмматизмы" глухих. Почти все исследования посвящались вопросам усвоения глухими различных сторон русского языка. Ж. И. Шиф исследовала влияние словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения. Одновременно она начала изучать процессы сравнения сложных объектов по сходству и различию. Ею было проведено изучение особенностей употребления глухими падежных форм. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей — педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения. "Развитие научных понятий у школьников" Основные труды: "Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками"; "Усвоение языка и развитие мышления глухих детей"; "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы" (соавтор); "Психология глухих детей" (соавт. и ред). Многие работы переведены на ряд иностр. языков.
Шматко Наталья Дмитриевна Совместно с Пелымской разработали уникальный метод: «Метод проверки слуха Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской»   Соавторство: «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»; «Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом»; "Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни"; «Если малыш не слышит»; «Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет» Книга: «Дети с отклонениями в развитии»

 








Date: 2015-10-18; view: 4733; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию