№ п/п
| ФИО ученого
| Достижения
| Научные работы
|
| Боскис Рахиль Михайловна
(1902- 1976)
| Специалист в области детской патопсихологии, дефектологии. Исследовала значений слов у детей, лишенных слуха. Большой вклад внесен в патопсихологию детей, страдающих нарушениями речи при нормальном слухе. Установила, что письменная речь более доступна для глухого в сравнении с устной речью, поскольку она наглядна, стабильна и тем самым более благоприятна для восприятия, а буквенный состав речи дифференцирован. Важное значение для развития советской теории сурдопедагогики и сурдопсихологии имели работы Р. М. Боскис по изучению жестовой речи.
| «Развитие словесной речи у глухонемого ребенка»; «Особенности речевого развития при нарушении слухового анализатора у детей»
|
| Венгер Александра Абрамовна
| Психолог и детский дефектолог. Александра Абрамовна защитила докторскую диссертацию на степень доктора психологических наук на тему «Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых)». Работала в Институте дефектологии. Под ее руководством подготовлено более десяти кандидатских диссертаций. Параллельно (с 1983 по 1988 год) преподавала в Ленинском пединституте на факультете дефектологии.
| «Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности»; «Некоторые особенности формирования восприятия в условиях задержки речевого развития»; «Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об элементарных физических явлениях»
|
| Власова Татьяна Александровна
(1905- 1986)
| Психолог, дефектолог. Принимала участие в создании первого в нашей стране научного центра по дефектологии — «Экспериментально-дефектологического института Наркомпроса РСФСР», где заведовала отделением. Изучала проблемы комплектования и состава учащихся специальных школ, исследовала особенности психического развития детей с нарушениями слуха. По ее инициативе были широко развернуты исследования в области дошкольного воспитания и обучения аномальных детей разных категорий (с задержками психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата), изучение генетических проблем аномального развития и др.
| "О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка"
|
| Выготская Гита Львовна
| Психолог, дефектолог, кандидат психологических наук, сотрудник НИИ дефектологии.
| «Обучение глухих сюжетно-ролевым играм»;
«Руководство сюжетно-ролевыми играми глухих детей»
|
| Дьячков Алексей Иванович
(1900- 1968)
| Специализировался в области дефектологии.
Ему принадлежала разработка многих принципиальных вопросов советской сурдопедагогики, в частности дидактических основ обучения глухих, особенностей развития познавательной деятельности детей с недостатками слуха, путей компенсации нарушенной слуховой функции.
| «Воспитание и обучение глухонемых детей»; «Системы обучения глухих детей»; «Сурдопедагогика»;
А. И. Дьячковым был создан и первый учебник по методике математики для школ глухих (1953).
|
| Зайцева Галина Лазаревна
(1934- 2005)
| Доктор педагогических наук, профессор, исследователь жестового языка, культуры и истории глухих. Сотрудник НИИ дефектологии. Зайцева создает первую в России Билингвистическую гимназию для глухих и слабослышащих детей на базе московской школе глухих № 65.
| На её счету 80 научных работ по проблемам жестового языка, обучения глухих, культуре и истории глухих. Она автор знаменитой книги «Дактилология и жестовая речь»;
«Словесно-жестовое двуязычие глухих»;
«Система жестового общения глухих»
|
| Занков Леонид Владимирович
(1901- 1977)
| Отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского. В годы войны работал в нейрохирургическом госпитале, где занимался проблемой восстановления речи после черепно-мозговых ранений. Изучал особенности развития и обучения аномальных детей. Одним из первых в научном сообществе ввел для таких детей термин «задержка умственного развития..Л. В. Занков разработал эффективные методы коррекционной работы.
| «Память школьника» (1944 г.), «Память» (1949 г.), «Обучение и развитие» (1975 г.).
|
| Зикеев Анатолий Георгиевич
(1921- 2009)
| Доктор педагогических наук, ведущий научный сотруднику Института коррекционной педагогики РАО.
| «Развитие речи в системе специального обучения слабослышащих учащихся языку»
Методика работы над сложными предложениями на уроках русского языка в начальных классах специальных (коррекционных) школах;
«Программы для школ слабослышащих и позднооглохших детей»
|
| Зыков Сергей Александрович
(1907- 1974)
| Сурдопедагог, доктор педагогических наук. Разработал дидактическую систему школы глухих на основе обучения словесной речи по принципу формирования речевого общения и использования предметно-практической деятельности учащихся. Разработал теорию соотношения различных форм речи в процессе обучения.
| «Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения»;
«Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников»
|
| Коровин Кирилл Георгиевич
(1917- 2001)
| Выдающийся сурдопедагог, автор фундаментальных работ по обучению языку детей с нарушениями слуха, ведущий научный сотрудник института коррекционной педагогики РАО, доктора педагогических наук. Трудился над созданием системы специального обучения слабослышащих и позднооглохших школьников.
| «Построение предложений в письменной речи тугоухих учащихся», Соавторство: «Формирование грамматического строя у тугоухих учащихся» «Требования к специальному обучению тугоухих детей в связи с особенностями формирования их речи», Программы и учебники по русскому языку в начальных классах школ для слабослышащих детей;
Методические руководства для учителей I–VII классов школ для слабослышащих.
|
| Корсунская Бронислава Давыдовна
(1909- 1986)
| Выдающийся отечественный дефектолог, работала над проблемами обучения и воспитания неслышащих детей. Главным достижением было создание системы формирования словесной речи у глухих дошкольников.
Б.Д.Корсунская придавала большое значение роли родителей в воспитании и обучении неслышащих.
| «Обучение речи глухих дошкольников» (1960). «Методика обучения глухих дошкольников речи» (1969).
«Воспитание глухого дошкольника в семье» (1970).
«Читаю сам» (1976-78) - три сборника коротких текстов и рассказов, расположенных по возрастающей степени трудности.
|
| Леонгард Эмилия Ивановна
| Дефектолог, специалист по работе с глухими детьми. Эмилия Ивановна начала работать под руководством Федора Федоровича Рау. С самого начала работы ее волновала судьба маленьких глухих детей! Она консультировала родителей глухих детей и учила их заниматься своими детьми самим. Эмилия Ивановна разработала систему слуховых тренировок, методику Леонгард (обучение глухих детей речи).
| «Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье»;
«Я не хочу молчать!: опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард»;
|
| Морозова Наталья Григорьевна
(1906- 1989)
| советский психолог и дефектолог, ученица Выготского. Сотрудник НИИ дефектологии (заместитель директора института, заведующая лабораторией воспитания и обучения слабовидящих детей, а также лабораторией дошкольного воспитания аномальных детей, профессор-консультант). Изучала вопросы развития мотивации и интереса к учёбе у детей. Внесла вклад в изучение проблемы развития речи. Проводила психолого-педагогические исследования развития аномальных (abnormal) детей.
| Докторская диссертация — «Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития» (1968).
Воспитание познавательных интересов у детей в семье
Формирование познавательных интересов у аномальных детей.
|
| Носкова Людмила Петровна
(1933- 2006)
| Углубленно занималась проблемами формирования словесной речи глухих школьников, в частности, проблемой овладения грамматическим строем языка неслышащими детьми; с 1978 года назначена заведующей лабораторией воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста
| Под ее руководством были созданы методические пособия для учителей и воспитателей дошкольных учреждений для неслышащих детей.
«Об обучении грамматике в младших классах школы для глухих детей»; «Овладение глухими школьниками структурой простого предложения»; Обучение глухих школьников грамматическому строю языка на основе структурного принципа (V–VII классы).
|
| Нудельман М.М.
|
| «Методы исследования воображения аномальных детей»; «Вопросы экспериментальной психологии и ее истории»;
«Узнавание объекта ранее воспринятого в ситуации. О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей (сравнительный анализ)»;
«Практикум по сурдопсихологии»
|
| Пелымская Т.В.
| Совместно со Шматко разработали уникальный метод: «Метод проверки слуха Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской»
| Соавторство: «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»;
«Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом»; "Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни"; «Если малыш не слышит»
|
| Рау Е.Ф.
| Дефектолог. Кандидат пед. наук, доцент. Стояла у истоков развития отечественной сурдопедагогики и логопедии, работая с глухими и неговорящими дошкольниками. По ее инициативе были открыты первые в мире ясли для детей раннего и преддошкольного возраста, имеющих недостатки слуха и речи.
| «О заикании детей дошкольного возраста»;
«Логопедия — учебник для студентов заочников» (в соавт.).
|
| Рау Наталия Александровна
(1870- 1947)
| Сурдопедагог. В 1900 организовала в Москве первый в России и Европе дет. сад для глухих, в 1915 - курсы для матерей и воспитательниц глухих дошкольников (Москва). В 1915-21 инструктор дет. садов для глухих. В 1925-47 работала на дефектологич. отделении пед. ф-та 2-го МГУ Автор первого пособия по обучению и воспитанию глухих дошкольников, букварей и учебников для школ глухих. Большое внимание уделяла обучению оглохших взрослых чтению с губ, в 1922 совместно с мужем Ф. А. Рау организовала кружок беглого чтения с губ, преобразованный в 1928 в Клуб. В течение 40 лет осуществляла метод, руководство дошк. учреждениями, вела консультац. работу с родителями глухих детей.
| Соч.: Матерям маленьких глухонемых детей, M., 19292; Что может и должна сделать мать с только что оглохшим ребенком, М.-Л., 1931; Дошк. воспитание глухонемых, М., 1947.
|
| Рау Федор Федорович
(1910- 1977)
| Дефектолог, сурдопедагог. Преподавал в школе для глухонемых детей в г. Истра. Работал в области обучения глухих словесной речи, а также использования и развития остаточного слуха у глухих и слабослышащих. Особое значение для теории и практики сурдопедагогики имеет предложенный разработанный им совм. с Н. Ф. Слезиной концентрический метод обучения глухих произношению и устной речи.
| Соч.: Методика обучения глухонемых произношению;
«Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся»
|
| Розанова Татьяна Всеволодовна
(1928- 2007)
| Ведущий советский психолог и дефектолог, доктор психологических наук, профессор. Изучала психологию глухих детей под руководством Ивана Михайловича Соловьева. Розановой принадлежат многие исследования в области восприятия, образной и словесной памяти, наглядного и словесно-логического мышления глухих детей. Особое внимание уделяла психолого-педагогическим вопросам усвоения математики глухими детьми. Особое внимание уделяется глухим детям, имеющим сложный дефект (кроме глухоты – умственную отсталость, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, первичную задержку психического развития).
| Ею опубликовано более 120 работ.
Соавторство:
«Психология глухих детей», «Методы изучения аномальных детей», «Изучение личности аномального ребенка», «Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом» и др.
|
| Соловьев И.М.
| Советский психолог. Соловьёв доказал, что в результате систематического сурдопедагогического воздействия путь развития глухих, отходящий в первые годы своего развития от пути нормального ребёнка, изменяет направление, приближаясь к развитию нормального ребёнка. Выделил две закономерности психического развития детей с нарушениями слуха: 1 - условием успешного психического развития ребёнка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий; 2 - отличие в темпах психического развития.
| Дис: «Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. Сравнение и познание отношений объектов»;
Книга: «Вопросы психологии глухонемого ребенка».
|
| Тигранова Людмила Иосифовна
| Учитель школы глухонемых, учитель русского языка и литературы в средней школе.
Педагог- дефектолог в психиатрической больнице им. И.М. Соловьева (детское беспокойное отделение).
Логопед дошкольного обучения. Научный сотрудник сектора логопедии НИИД АПН.
| "Гимнастика для ума"- книга для уч-ся начальных классов.
"Развитие логического мышления детей с недостатками слуха": книга для учителя Статья "Дефектология. Развитие логического мышления и познавательной активности детей с нарушением слуха" Статья "Пропедевтика формирования логических умений у детей с нарушением слуха в подготовительном классе"
|
| Шиф Жозефина Ильинична
(1904- 1978)
| Психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Проводила исследования под руководством Л.С. Выготского. Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников. Большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, "аграмматизмы" глухих. Почти все исследования посвящались вопросам усвоения глухими различных сторон русского языка. Ж. И. Шиф исследовала влияние словесной речи на развитие мышления глухих в процессе обучения. Одновременно она начала изучать процессы сравнения сложных объектов по сходству и различию. Ею было проведено изучение особенностей употребления глухими падежных форм. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей — педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения.
| "Развитие научных понятий у школьников" Основные труды: "Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками"; "Усвоение языка и развитие мышления глухих детей"; "Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы" (соавтор); "Психология глухих детей" (соавт. и ред). Многие работы переведены на ряд иностр. языков.
|
| Шматко Наталья Дмитриевна
| Совместно с Пелымской разработали уникальный метод: «Метод проверки слуха Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской»
| Соавторство: «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом»;
«Ранняя педагогическая коррекция отклонений в развитии детей с нарушенным слухом»; "Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни"; «Если малыш не слышит»; «Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет»
Книга:
«Дети с отклонениями в развитии»
|