Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое сопровождение несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы





3.1 Основные направления психологической помощи в местах лишения свободы

 

Согласно Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС, одной из задач, стоящих перед психологической службой, является оказание психологической помощи осужденным, подозреваемым и обвиняемым в адаптации к условиям социальной изоляции, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и профессиональному самоопределению.

Таким образом, психологическая помощь осужденным, в первую очередь, должна быть направлена на адаптацию их к местам лишения свободы. Человек в большинстве случаев попадает в учреждение надолго, могут пройти годы, прежде чем он покинет его стены. Ему предстоит функционировать в непривычной среде, в новых условиях жизни, поэтому психологическое сопровождение процесса адаптации к условиям изоляции крайне важно. Осужденные находятся в тяжелом состоянии – они неожиданно вырваны из привычного мира и помещены в достаточно агрессивную среду.

Ст. 12 УИК РФ указывает, что психологическая помощь осужденным осуществляется только с их согласия. Психологическое обследование ежегодно проходят 80% осужденных и до 40% подозреваемых и обвиняемых.

Особую ценность психологическая помощь представляет для несовершеннолетних осужденных, а также для адаптации осужденных к условиям отбывания наказания.

Оказавшись в местах лишения свободы, многие осужденные (особенно впервые, отбывающие срок осужденные на длительные сроки, пожизненное заключение) испытывают психотравмирующее состояние, и, как следствие, с трудом адаптируются к местам лишения свободы. Детков А.П. называет это состояние "тюремным агрессом"[52].

К сожалению, психолог, работающий в местах лишения свободы, имеет двойственное положение, с одной стороны, осужденному необходимо выговориться с психологом, с другой стороны, в психологе заключенный всегда будет вдеть представителя администрации. В целях создания условий, способствующих повышению эффективности профессиональной деятельности, психолог при исполнении своих функциональных обязанностей имеет право находиться на службе в одежде гражданского образца.

Таким образом, с учетом теоретических положений и практических реалий, первым этапом работы психолога является преодоление стресса, связанного с лишением свободы. Процесс психологической работы с лицами необходимо начинать уже с момента попадания в следственный изолятор.

На первом этапе работы с заключенными можно выделить два фактора, влияющие на эффективность взаимодействия. Во-первых, в силу низкого культурного уровня большинство лиц объединяют понятия "психолог" и "психиатр". Во-вторых, как было отмечено, психолог является представителем администрации учреждения и, соответственно, на доверительное общение с ним наложено табу законами неформальной структуры в местах лишения свободы.

Вместе с тем, как показывает практика, зачастую осужденным хочется выговориться, на их языке "поездить по ушам", психолог в данном случае – отличный собеседник, всегда выслушает. Именно в таких ситуациях, сотрудникам психологических лабораторий необходимо собрать весь свой профессионализм, чтобы в свободной беседе не только уловить особенности данной личности, но и проанализировать жестикуляцию, которая также является важным источником информации о психологии человека.

На следующем этапе приоритетной становится собственно работа по адаптации осужденного к жизни в условиях изоляции. Можно выделить два пути адаптации осужденных: вживание в социум таких же, как и они, осужденных и установление каких-либо взаимоотношений с администрацией. Психологу важно отследить возможные нарушения в этих направлениях.

В случае преобладания первого пути адаптации, т.е. если человек стремится занять во что бы то ни стало "хорошее" место в уголовной иерархии, формируется тип отрицательной направленности. Такой человек будет конфликтовать с администрацией. Его задача – как можно сильнее сузить круг контактов с администрацией. Преобладание второго пути может сформировать "стукача", т.е. человека, сотрудничающего с персоналом учреждения. Как правило, в среде заключенных – это первые кандидаты на применение к ним физической силы, так называемая "группа риска".

Не меньшее значение имеет работа, направленная на ресоциализацию осужденных. Если ограничить работу психолога только вопросами адаптации человека к тюрьме, то ее результатом станет деформация социальных установок личности: адаптированный к тюремному социуму человек является чаще всего неадаптированным в нормальном обществе.


Таким образом, адаптация к местам лишения свободы и ресоциализация осужденного – два основных направления, в которых психологу необходимо действовать постоянно, на протяжении всего срока изоляции.

Другой важной задачей работников психологической службы является профилактика конфликтов в местах лишения свободы. Принудительное и карательное воздействие уголовного наказания, оторванность от семьи и близких, потеря социально-полезных связей, строго установленный распорядок дня, непривычная пища, скученность различных по характеру обитателей места жительства, трудность в установлении контактов, повышенный фон конфликтности, агрессии, необходимость отстаивать свой статус, опасения за свою безопасность приводят к возникновению различного типа конфликтов.

Анализ литературы и практики позволяет указать на следующие причины возникновения конфликтов:

1. Недостатки администрации в организации жизнедеятельности исправительного учреждения, а также сложившееся у осужденных стойкое предубеждение, что сотрудники, исполняющие уголовные наказания, делают все, чтобы осужденным было плохо.

2. Неправильное с позиции управления комплектование отрядов и бригад осужденных, их размещение в жилой зоне, на производстве и в других местах, ошибки подбора актива осужденных, наделение их некоторыми властными полномочиями, а также попустительство в их неправомерном поведении.

3. Наличие в пенитенциарных учреждениях негативных социально-психологических явлений: тюремной субкультуры, стратификации осужденных, традиций и обычаев преступной среды, криминогенного общения между осужденными, наличие в ИУ различных группировок осужденных отрицательной направленности поведения.

4. Особенности условий отбывания наказания осужденными в исправительных учреждениях: психологическое и физическое пребывание в среде преступников при ограниченности контактов с внешним миром, информационная истощенность, "публичность" поведения, проблемы, возникающие в межличностном общении. Это вызывает отрицательные эмоции и истощение нервной системы.

5. Индивидуально-психологические особенности личности (усугубление социально-нравственной запущенности осужденных, увеличение количества лиц, имеющих психические отклонения, часто обусловленные употреблением наркотических средств, одурманивающих веществ, алкоголя, низкий образовательный уровень, выраженные акцентуации в личности).

Анализ практики показывает, что среди участников конфликтов чаще всего встречаются осужденные, совершившие насильственные или корыстно-насильственные преступления, допускающие злостные или систематические нарушения режима отбывания наказания, являющиеся членами группировок отрицательной направленности. Большинство участников конфликтов подвергают сомнению справедливость их осуждения и наказания[53].

Профилактика конфликтов зависит от знания сотрудниками социально-психологических процессов, происходящих в среде осужденных; постоянного анализа и устранения недостатков в осуществлении жизнедеятельности колонии; отработки действий сотрудников ИУ при возникновении конфликтов и групповых эксцессов. Автор считает, что одним из методов пресечения и профилактики конфликтов является необходимость при комплектовании бригад, смен, отрядов учитывать национальные и психологические характеристики осужденных.


Ежегодно с участием психологов разрешается более 10 тысяч конфликтов. Благодаря целенаправленной психопрофилактической работе с осужденными количество суицидов за прошедшие три года сократилось на 17%[54].

Данные цифры позволяют говорить о необходимости проведения мероприятий психологических лабораторий в исправительных учреждениях, о достижении реальных результатов работы с осужденными.

Третье направление – формирование адекватного восприятия окружающей действительности. Обстановка не должна восприниматься враждебно, т.к. это существенно ограничивает возможности самого осужденного, особенно в плане облегчения условий содержания, условно-досрочного освобождения, адаптации в нормальном обществе после освобождения.

В организации психологической помощи осужденным надо учитывать такой важный аспект их положения, как постоянная публичность, невозможность побыть одному. Как показывает практика, в связи с этим некоторые групповые формы работы могут быть малоэффективны. Хотя, конечно, отказываться от групповых занятий полностью не стоит, т.к. методы группой психотерапии все-таки способствуют изменению психологической атмосферы в учреждении и уменьшению числа нарушений режима.

Таким образом, основная задача психологической лаборатории заключается в оказании психологической помощи несовершеннолетним в адаптации к условиям изоляции, социальной среде, режиму и условиям содержания в колонии, в преодолении кризисных и стрессовых ситуаций, оптимизации межличностных отношений, в подготовке к освобождению и ресоциализации. Успешное решение этой задачи возможно только при опоре на знания о личностных особенностях подростков, полученных в результате психологической диагностики, а также в процессе постоянного контакта с воспитателями, психологами, оперативными и режимными работниками на всех этапах пребывания осужденного в колонии.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что психологическая помощь в местах отбывания наказаний направлена на формирование мотивации к положительным изменениям поведения человека и его ресоциализацию. Задача психолога противоречива – адаптировав человека к условиям изоляции, подготовить его к жизни на свободе.







Date: 2015-10-18; view: 923; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию