Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль психологической работы с несовершеннолетними осужденными в современной реформе уголовно-исполнительной системы
1.1 Общая характеристика и современное состояние уголовно-исполнительной системы
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений. По состоянию на 1 мая 2014 г. в учреждениях УИС содержалось 676,4 тыс. чел. (- 883 человека к началу года), в том числе: - в 727 исправительных колониях отбывало наказание 556,3 тыс. чел. (- 3,6 тыс. чел.), в том числе: - в 129 колониях-поселениях отбывало наказание 39,6 тыс. чел. (- 431 человек); - в 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1872 чел. (+ 12 человек). - в 230 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях содержалось – 116,7 тыс. чел. (+ 2720 человек). - в 8 тюрьмах отбывало наказание 1,4 тыс. чел. (+ 113 человек). - в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних 1,9 тыс. чел. (- 80 человек). В учреждениях содержится 55,4 тыс. женщин (- 355 человек), в том числе 45,0 тыс. осужденных, содержащихся в ИК, ЛИУ, ЛПУ и 10,4 тыс. чел., содержащихся в СИЗО и ПФРСИ. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 695 детей. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 132 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией. В состав УИС также входят: 2461 уголовно-исполнительная инспекция, в которой состоит на учете 430,4 тыс. чел., осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; 53 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 587 центров трудовой адаптации осужденных, 52 лечебно-, 41 учебно-производственная мастерская. Характеристика и состав осужденных по России, по Алтайскому краю представлен в Приложениях 1 и 2. Анализ статистических данных ФСИН России и Федеральной службы государственной статистики (ФСГС России)[1] позволяет сказать, что общее количество лиц, содержащихся под стражей, остается на высоком уровне, наблюдается тенденция к снижению (Приложения 1 и 2). Особое место в структуре преступности занимает преступность несовершеннолетних, наиболее опасная для общества потому, что угрожает его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретённые в раннем возрасте, могут при неблагоприятных обстоятельствах в последующем привести к глубокой деморализации личности и как результат к росту рецидивной преступности. В ведении ФСИН России функционируют 45 воспитательных колоний, расположенные в 42 субъектах Российской Федерации. Из них 42 – для содержания несовершеннолетних осужденных мужского пола и 3 (в Белгородской, Рязанской и Томской областях) – для содержания несовершеннолетних женского пола. На 01.01.2014 в ВК отбывали наказание в воспитательных колониях 1983осужденных, в т.ч. 110 несовершеннолетних женского пола. Доля несовершеннолетних, отбывающих наказание в ВК, по видам преступлений: осуждены за кражу 20,3 %, за грабеж 15,9 %, за разбой 13,5 %, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 11,3 %, за изнасилование 8,5 %, прочие преступления 30,5 %. Впервые отбывают наказание в виде лишения свободы 1869 человек. Ранее имели условную судимость, обязательные или исправительные работы 44 % от несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Ранее отбывали наказание в воспитательных колониях – 114 человек.[2] Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она недостаточно учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества. В связи с указанными обстоятельствами в России постановлением Правительства утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[3]. Реформу пенитенциарной системы, по мнению Д.А. Медведева, следует начать со снижения числа заключенных[4].Это связано с тем, что число заключенных в РФ представляет, как было отмечено, довольно значительную цифру (по состоянию на 1 мая 2014 г. в учреждениях УИС содержалось 676,4 тыс. человек), а условия нахождения в местах лишения свободы нередко ведут к нанесению прямого вреда жизни и здоровью заключенного. Следовательно, общество оплачивает то, что ему вредит[5]. Анализ основных направлений развития уголовно-исполнительной системы показывает, что далеко не последнее место занимает повышение эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развитие системы психологический помощи осужденным, разработка форм проведения воспитательной работы, что, несомненно, невозможно без изучения индивидуально-психологических особенностей осужденных лиц. Основной целью деятельности психологической службы ФСИН РФ является повышение эффективности исполнения наказаний на основе использования достижений современной психологической науки и практики[6]. Работа психолога УИС с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми осуществляется в соответствии с международными актами и российским законодательством. Принимаются во внимание их индивидуальные потребности, социальное прошлое, история совершения преступления, физические и умственные способности, темперамент, продолжительность срока заключения, а также возможности после освобождения. Участие осужденных в проводимых мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания. При отказе осужденного от сотрудничества с психологом, последний проводит разъяснительную работу с целью изменения мотивации осужденного. Сегодня психологическая служба УИС является одной из наиболее развитых в системе правоохранительных органов и насчитывает более 3,5 тысяч специалистов-психологов, две трети из которых работают непосредственно с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Она ориентирована на европейские стандарты в области прав человека: сохранение личной безопасности, охрану здоровья и жизни человека и тесно связана с уважением чести и достоинства личности[7]. В соответствии с планом международного сотрудничества между Федеральной службой исполнения наказаний и Швейцарской конфедерацией, группой сотрудников центрального аппарата и воспитательных колоний территориальных органов ФСИН России в период с 18 по 24 марта 2012 года осуществлен выезд в г. Цюрих. Целью выезда являлось ознакомление с методами и формами психологического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей в пенитенциарных учреждениях Швейцарии. Вместе с тем, необходимо отметить, что интенсивное развитие психологической службы УИС сопровождается рядом проблем. В частности, нормативно-правовое обеспечение ее деятельности не в полной мере отвечает потребностям практики и зачастую отстает от реалий времени. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность психологической службы УИС, на сегодняшний день не содержат этических стандартов поведения. Это лишает пенитенциарных психологов правовых механизмов, защищающих самих психологов от административного давления, как нет и механизмов, защищающих подозреваемых, обвиняемых и осужденных от ошибок психолога, что может служить поводом для обвинения специалистов в неправомерности действий и проведения тех или иных и процедур. Общепринятые этические стандарты поведения пенитенциарных психологов нуждаются в их дальнейшей нормативно-правовой проработке. До сих пор остается дискуссионным вопрос о том, как рассматривать участие подозреваемых и обвиняемых в психодиагностике, психокоррекционных и психопрофилактических мероприятиях: как право или обязанность. В отечественной практике – позиция двойственная. С одной стороны, только с согласия подозреваемых и обвиняемых психолог оказывает психологическую помощь (ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ). Реализация принципа добровольности, возможно, приведет к тому, что некоторая часть лиц, заключенных под стражу, окажется вне сферы профилактического и ресоциализационного воздействия, но принудительная помощь взрослому дееспособному человеку может считаться помощью лишь чисто формальной. С другой стороны, добровольную основу психологической помощи пенитенциарному психологу нельзя рассматривать как возможность бездействовать в ситуации, когда существует повышенный риск для жизни и здоровья человека или окружающих его людей (насилие, необходимость госпитализации клиента и др.). Он обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы, поэтому проводит работу не только в случаях обращения самих подозреваемых и обвиняемых, но и в экстренных, кризисных ситуациях, требующих участия специалиста (попытка суицида, самоповреждения, конфликты). Таким образом, требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность пенитенциарных психологов. Прежде всего, требуется признание психологической работы с осужденными как одного из средств их исправления. Важно законодательно прописать, что участие осужденных в психокоррекционных программах учитывается при условно-досрочном освобождении. В связи с этим, Н.Д. Бережнова указывает на следующую проблему современного законодательства, касающуюся психологической помощи осужденным. Так, Н.Д. Бережнова считает, что законодатель определил право осужденных на психологическую помощь (ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ), а не право на участие в психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятиях[8]. Следовательно, психологи занимаются деятельностью, которая пока в УИК РФ не отражена. Как показывает анализ нормативно-правовых актов, указанные мероприятия внедряются на основании актов ФСИН России. Если же провести сравнение с другими странами, то становится ясно, что там данная деятельность ориентируется на международные стандарты. Таким образом, Н.Д. Бережнова предлагает внести изменения в вышеуказанную статью следующего содержания: "Психологическая помощь осужденным оказывается при адаптации к условиям содержания, в преодолении конфликтов, нормализации психического состояния и нейтрализации отрицательных установок личности". На основании всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. В связи с политикой государства, направленной на гуманизацию уголовного законодательства, в места лишения свободы попадают личности, наиболее опасные для общества. Для исправления данной категории осужденных, необходимо не только повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказание, но и усиление психологической работы с осужденными для адаптации к местам лишения свободы и подготовки к жизни в обществе. В связи в этим, требуется глубокая научно-методической проработка всех направлений деятельности психологической службы с учетом потребности практики и современных тенденций развития общества. Date: 2015-10-18; view: 564; Нарушение авторских прав |