Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, цели, задачи и роль пенитенциарной психологии





несовершеннолетний подросток осужденный личность

Одной из наиболее развитых отраслей юридической психологии является пенитенциарная (от лат. poenitentiarius – покаянный, исправляемый) психология. Существенное влияние на становление и развитие пенитенциарной психологии в России оказали отечественные писатели (Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Г.А. Медынский, А.И. Солженицын и др.); юристы (М.Н. Гернет, С.В. Познышев, Б.С. Утевский, Н.А. Стручков, И.В. Шмаров, Г.Ф. Хохряков и др.); педагоги (А.С. Макаренко, Л.А. Высотина, М.П. Стурова, А.В. Пищелко и др.); психотерапевты и психиатры (В.М. Бехтерев, П.Б. Ганнушкин), психологи (А.Ф. Лазурский, А.Г. Ковалев, А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, А.И. Панкин, В.Г. Деев, А.Н. Сухов, А.И. Ушатиков и др.).

Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных[9].

Таким образом, предметом изучения пенитенциарной психологии являются факты, закономерности и механизмы проявлений психологических особенностей у отдельных осужденных, социально-психологические явления в их среде, эффективность средств воздействия, применяемых сотрудниками исправительных учреждений в процессе исполнения различных видов наказания.

Целью пенитенциарной психологии является разработка практических рекомендаций по перевоспитанию и ресоциализации осужденных и их адаптации в обществе. Попадая в исправительное учреждение, почти каждый осужденный планирует для себя только окончание срока наказания. Перед сотрудниками исправительных учреждений стоит гораздо более сложная задача – с помощью мер режимно-воспитательного и психологического воздействия добиваться, чтобы осужденный стремился к перестройке собственной личности. Следует учитывать, что у довольно большого количества осужденных имеются нервно-психические заболевания. Для перевоспитания и ресоциализации этих лиц наряду с обычными медицинскими мерами необходима разработка специальных медико-психологических методов воздействия.

Несовершеннолетние осужденные представляют собой группу повышенного риска. В этом возрасте, во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения. В третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля. Детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушания взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Как известно, в юридическом аспекте наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. В наказании выражается отрицательная оценка, даваемая государством антиобщественному и противоправному деянию и лицу, его совершившему. Наказание преследует три основные цели: покарать (применение установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду этой меры), исправить и перевоспитать осужденного, а, следовательно, предупредить новое преступление. Все три цели наказания имеют различное психологическое обоснование, и каждой из них присущ свой психологический механизм.

Кара в психологическом аспекте есть фактор отрицательного подкрепления наказания[10]. Карательная функция выражается в причинении осужденному физических и моральных страданий. Мера этих страданий и переживаний определяется судом, и всегда ее величина индивидуальна.

Наказание как мера кары имеет ряд особенностей, заставляющих осужденного переживать отрицательную реакцию государства и общества на совершенное им преступление. Прежде всего, он переживает отрыв от семьи, общества, от привычной для каждого человека среды и сознание длительности этого отрыва. Это лишение определенных прав и преимуществ, и среди них основным является лишение свободы.

Исправление и перевоспитание осужденного основано на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды. Пластичность психики выступает, следовательно, как основная психологическая предпосылка возможности исправления и перевоспитания. Исправить преступника – значит осуществить его глубинную личностную перестройку, изменить личностную направленность, сформировать новый социально адаптированный стиль его жизнедеятельности[11].


Причинение страданий (карательный эффект) – достигается реализацией требований режима и срока действия наказания и осуществляется изоляцией и принудительной регламентацией личностных проявлений осужденных, их жизни, быта и труда.

Уголовно-исполнительное воздействие (исправительный эффект), напротив, достигается путем специальных средств исправления и перевоспитания, путем ресоциализации личности.

Как отмечают сотрудники психологической службы, главная проблема психологического консультирования в пенитенциарных учреждениях состоит в том, что люди, лишенные свободы, не склонны к рефлексии (процессу самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний и оценочному восприятию себя и своих поступков), недоверчиво относятся к тем, кто интересуется их проблемами. Такое негативное отношение часто обусловливается их искаженным отношением к назначенной мере наказания как к несправедливой, непониманием целесообразности запретов, ограничений и возлагаемых обязанностей в силу их специфики, известной новизны и неповторимости, а также определяется установками пенитенциарной среды. Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов полагают, что психологическое отношение осужденных к наказанию настолько важно для организации исправительного воздействия, что его следует принять в качестве одного из основных критериев исправления. Правильное отношение к наказанию влияет на процесс исправления[12].

Психологам в работе с осужденными необходимо устанавливать контакт, без которого невозможна дальнейшая совместная психологическая работа. Психолог, имея доступ к скрытым психическим ресурсам человека, создает возможность для формирования новых стратегий поведения в условиях изоляции от общества, которым учит осужденных и из которых они может сами могут выбрать для себя нужную модель поведения. А, как известно, чем больше стратегий поведения имеет человек, тем больше выбор и, соответственно, лучше адаптация.

Результаты исследования психологических особенностей тех или иных категорий лиц, отбывающих наказание, необходимо использовать в коррекции агрессивного поведения, в работе со стрессовыми расстройствами осужденных, депрессиями и навязчивыми состояниями. Полученные знания позволяют оказывать экстренную помощь в кризисных ситуациях.

Одна из современных тенденций развития психологической службы УИС – это повышение ее практической направленности[13]. От изучения личности, подготовки программ индивидуально-воспитательной работы с осужденными, разработки рекомендаций, как лучше влиять на того или иного осужденного, психологи переориентируются на непосредственное воздействие на правонарушителей. Естественно, достижение положительных результатов воздействия на исправление осужденных невозможно без всестороннего изучения психологических особенностей указанных лиц.

Как было отмечено, главной целью воздействия на осужденных является их исправление, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, включает формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.


Кроме этого, психологическое воздействие должно предусматривать реабилитацию (восстановление) психического здоровья осужденных в связи с тем, что у многих оно нарушено вследствие природных отклонений, образа жизни на свободе (употребление наркотиков, наличие психотравм и т. п.), а также в результате психотравмирующего воздействия лишения свободы на человека.

В подростковом возрасте значительную роль в становлении и развитии личности играют внешние факторы: улица, сверстники, видеофильмы и т.п. Стремясь "не отстать от других" и скорее стать взрослым, опираясь на мнение сверстников, а не на свою собственную позицию, подросток может совершать такие поступки, которые, по мнению сверстников, характеризуют его как смелого, самодостаточного человека. К сожалению, такие поступки зачастую отличаются от общепринятых норм и правил, то есть являются девиантными, нарушающими закон. Подтолкнуть на совершение правонарушения подростка может безразличие со стороны взрослых (родителей, педагогов, и т.д.), а также трудная социальная ситуация, в которой он оказывается. Следует отметить, что несовершеннолетний совершает правонарушения, хотя и осознанно, но, не задумываясь о возможных последствиях. Если внимание взрослых недостаточно акцентируется на недопустимости первых совершенных подростком правонарушений, девиантное поведение становится не просто осознанным, но и мотивированным.

Отбывание наказание в местах лишения свободы является наиболее сложным этапом в процессе исправления несовершеннолетних. В это время происходит либо психологический, нравственный позитивный "перелом" во внутреннем мире осужденного подростка, либо продолжает развиваться и закрепляться криминальный опыт поведения.

Повседневное поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, отличается повышенной внушаемостью, инфантильностью и конформизмом. Повышенная восприимчивость и впечатлительность, высокая зависимость от принадлежности к неформальным группам и категориям усугубляются влиянием различных факторов среды ближайшего социального окружения, а также психолого-педагогическим воздействием со стороны персонала колонии, семьи[14]. У несовершеннолетних осужденных зафиксировано неоднозначное, порой противоречивое отношение к своему окружению – обидчивость, враждебность, агрессивность, обвинение друзей или родственников в совершенном преступлении или, наоборот, искреннее раскаяние в содеянном.

Результативность работы по исправлению осужденных зависит от многих факторов, но, прежде всего от профессионализма сотрудников исправительных учреждений, их искреннего желания помочь несовершеннолетним осужденным вернуться в общество полноправными гражданами, подготовленными к правопослушной жизни.


Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 года № 161 впервые законодательно закреплено право осужденных на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи.

Психологическая помощь – это содействие человеку или группе в решении жизненно важных проблем (затруднений), обусловленных индивидуально-психологическими особенностями личности или социально-психологическими явлениями в группе, организации (учреждении)[15]. Психологическую помощь на профессиональном уровне оказывают специалисты-психологи.

Существует точка зрения, что одна из главнейших задач практических психологов исправительных учреждений состоит в том, чтобы помочь осужденному разобраться в себе, понять глубинные механизмы совершения им противоправных поступков. Осознание подлинных мотивов совершения преступления может стать началом работы осужденного над собой в преодолении преступных намерений и влечений, первым шагом к нормальной жизни[16].

Но использование психологами "прорабатывания" моделей преступного поведения, по мнению Н.Д. Бережновой, только усугубляет существующее положение, потому что является закреплением отрицательного поведения. Также ведется работа по развитию личности и компенсации личностных дефицитов, и цель данной работы – самопознание и создание положительного образа своей личности без осознания вины. Все это дает осужденному "новые силы" с новыми мыслями о том, что он совершил преступление, но все равно он "хороший"[17].

Используя психокоррекционные программы эффективных коммуникаций осужденных-подростков с низким статусом (на примере работы психологов УФСИН по Омской области), психологи настроены на определенный результат – эффективное взаимодействие осужденных с разным социальным статусом. Результатами всей программы является введение группы "отверженных" в общую системы взаимодействия, прямое общение между осужденными с различным статусом[18].

В связи с этим, нельзя не согласиться с мнением Н.Д. Бережновой, что таким образом осужденный не только получает возможность свободного бесконфликтного общения с другими осужденными, но и получает доступную информацию от осужденных более высокого статуса и опыта о преступном мастерстве, что противоречит установке самих психологов – психика подростков восприимчива к изменениям и влияниям извне"[19].

Психологическая практика пенитенциарной системы должна быть первоначально направлена на исправление осужденных (на осознание вины), затем на адаптацию к условиям отбывания наказания. Специалисты прогнозируют отрицательные последствия любых психоразвивающих мероприятий, которые дают навыки: построения общения с разными людьми, что определяет талант аферистов; оценки возможности своего "я" для действий, которые не прогнозируются; построения позитивного образа собственной личности без осознания чувства вины. Таким образом, становится понятно, что осужденных подковывают психологически, дают им веру в себя и свои силы.

Тем не менее, определение индивидуально-психологических особенностей личности и поведения осужденных необходимо как для выявления причин, порождающих преступное поведение, так и для реализации эффективных воспитательных, профилактических, а также коррекционных программ. Знание мотивов совершенных преступлений и иных детерминант преступного поведения поможет практическим работникам исправительных учреждений составить общее представление о данном человеке и понять, почему он совершает те или иные поступки в условиях лишения свободы.

Изучение данной проблемы дает практическим работникам возможность разрушать механизм преступного поведения, прерывать его функционирование, разъединять его звенья, тем самым предупреждать совершение новых преступлений, и как следствие, достигать целей, стоящих перед уголовно-исполнительным законодательством.








Date: 2015-10-18; view: 30322; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию