Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние заключения на психику несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы





2.1 Изучение личности несовершеннолетнего осужденного в местах лишения свободы

 

Первым у нас в стране к разработке структуры личности подошел С.Л. Рубинштейн, который писал о том, что в психическом облике выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности[20]. В последующем в теорию личности свой вклад внесли известные советские психологи Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов[21] и др. Несмотря на различные подходы к этому вопросу, все они подчеркивали решающее влияние на формирование личности, ее структуры социальных факторов, ее связей с обществом, включенность субъекта в межличностные, общественные отношения.

Что же касается такого понятия, как личность осужденного, то уже в 1920-30-х годах ученые в области пенитенциарной психологии большое внимание уделяли разработке и технике изучения личности в условиях изоляции[22].

Значительный вклад в разработку принципов и методики изучения личности и групп осужденных внесли В.Ф. Пирожков, А.Г. Ковалев, И.П. Башкатов, К.К. Платонов, В.Г. Деев, А.И. Ушатиков, М.Г. Дебольский и др.

В последнее десятилетие на репрезентативных выборках осужденных произведена стандартизация разноплановых тестов: Айзенка, Спилберга, Кэттелла, MMPI, Розенцвейга, Люшера, ТАТ, Равена, Роршаха, Сонди, СЖО (смысл жизненных ориентаций) и др. Анализ результатов их применения показал необходимость использования комплекса указанных методик. Нужно отметить, что в Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС содержится лишь примерный перечень психологических методик, рекомендованных для использования в деятельности психологов. Связано это с многообразием личностных особенностей осужденных и в каждом конкретном случае психологу не возбраняется применять иные методики. Зачастую, в ходе работы специалисты вынуждены корректировать и саму методику исследования, что требует глубоких знаний и большого опыта от сотрудников психологических служб.

Использование специалистами психологической службы ФСИН России разнообразных методов изучения личности и среды осужденных осуществляется в следующих направлениях:

а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных;

б) прогноз поведения отдельных (группы) осужденных;

в) разработка психокоррекционных программ поведения осужденных (группы);

г) разработка рекомендаций по индивидуализации исправительных воздействий.

Таким образом, в трудах по юридической психологии уделяется внимание (хотя далеко не всестороннее) изучению личности осужденного, тех ее особенностей, которые во взаимодействии с другими факторами (социальными, ситуативными и т.д.) обусловливают его поведение в местах лишения свободы и влияют на процесс исправления осужденного, отбывающего наказание за уголовное преступление. Осужденный, с одной стороны, рассматривается как субъект будущей жизнедеятельности в обществе, а с другой – как субъект исправительного воздействия и самоизменения. Пастушеня А.Н. указывает, что такое изучение позволяет наметить конкретные психолого-педагогические задачи по исправлению осужденного, определить, какие свойства личности необходимо изменять, нейтрализовать, устранять, а какие формировать и развивать.

Именно поэтому одним из основных видов работ, выполняемых психологами при работе со спецконтингентом, является экспресс-диагностика подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственном изоляторе, осужденных в карантине исправительного учреждения, подготовка на них краткого психологического портрета. Это позволяет подготовить план дальнейшей работы с указанными лицами для достижения положительных результатов поставленных целей (Приложение 3).

Нельзя не согласиться с авторами[23], указывающими, что личность осужденного (как и любая личность человека), обладает строго присущими ей индивидуальными особенностями, свойственными только ему социологическими и психологическими признаки, отличающие его от других типов осужденных.

Как было отмечено, в отечественной психологии существуют различные трактовки личности (А.А. Малышев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн), но во всех подходах в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. Направленность обусловливает систему побуждений личности, мотивацию поведения, содержание жизненных позиций. Она выражается в доминирующих целях и мотивах деятельности, интересах, идеалах, убеждениях, системе отношений, жизненных планах и перспективах, формируемых на основе потребностей.


Различают несколько связанных иерархических форм направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности осужденных. Мотивы деятельности – это то, что побуждает человека к действиям и поступкам, обеспечивающим удовлетворение возникающих потребностей.

Проведенный Ю.М. Антонян и Е.Н. Колышницыной анализ показателей[24], характеризующих ранее совершенные осужденными преступления, свидетельствует о преобладании корыстной мотивации (42,7% от общего количества лиц, отбывающих наказание). Это в полной мере согласуется с показателями корыстной преступности в целом по стране (65-70%) и характеристикой лиц, осужденных за преступления (Приложение 1).

В качестве центрального компонента в структуре личности, определяющего поступки, характер деятельности, а также способ реализации поставленных целей, многие психологи[25] (И.Ю. Истошин, Б.Г. Ананьев, М.С. Яницкий и др.) рассматривают ценности и ценностные ориентации.

Общеизвестно, что человек направляет свою психическую активность лишь на те явления, предметы, вещи и тех людей, которые непосредственно его интересуют, отвечают его запросам, стремлениям, идеалам и убеждениям, удовлетворяют его потребности. Эти вещи, предметы, явления, люди приобретают для него ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация.

Исследования, проведенные в 70-х годах В.Ф. Пирожковым, А.С. Михлиным[26], позволили выявить пять основных ценностей, имеющих наибольшее значение для осужденных: семейное благополучие, интересная работа, материальная обеспеченность, образование, обеспеченность жильем.

Как показывает практика, на ценностные ориентации лиц, отбывающих наказания в исправительных учреждениях, влияет характер совершенного преступления, число судимостей, вид режима и срок наказания.

Исследования, проведенные в 80-х годах, называют и другие ценности, способствующие ресоциализации осужденного[27]. Сюда относятся свобода (чувствительность к дополнительным ограничениям и запретам), безопасность, на которую влияет стратификация, здоровье, которое зависит от особенностей условий отбывания наказания, общение с близкими и знакомыми (крайне редкие встречи с ними нарушают родственные и социальные связи, способствуют напряженности отношений), потребность в психической разрядке (отсутствие разнообразного досуга и других естественных форм уменьшения напряжения стимулирует развитие конфликтов), духовная (моральная) поддержка (неудовлетворенная потребность в заинтересованном, сочувствующем собеседнике в связи со специфическим для мест лишения свободы недоверием к окружающим людям является причиной возникновения чувства одиночества и ощущения своей ненужности), заинтересованный труд.

Проведенные исследования показали, что в среде осужденных наблюдается ориентация на сферу индивидуального существования. Большая часть заключенных указывают, что основной целью жизни является обеспечение материального благополучия (73,9%), причем 12,5% в качестве жизненного идеала называют возможность "жить беззаботно, развлекаться". При проведении повторных обследований осужденных наблюдались изменения в выборе приоритетных ценностей, в ориентации на высокий заработок стал проявляться гуманистический мотив: возможность "приносить пользу семье", "получать удовлетворение от результатов труда". Это показывает появление в системе жизненных ценностей осужденных некоторых нравственных ориентиров. Так, отмечается интерес к жизни, проявление интеллектуальной активности, потребности в самообразовании. У осужденных наблюдается позитивный настрой к своему будущему (более четкое и объемное формулирование жизнеутверждающих целей на перспективу, связывание асоциальных ценностей с прошлым).


Всеми исследованиями подтверждается деформация структуры ценностных ориентаций осужденных. Длительная психотравмирующая ситуация, связанная с невозможностью осужденных реализовать ценность, ведет к "эффекту избегания объекта, представляющего ценность", что усугубляет дальнейшую криминализацию (асоциолизацию) личности, отчуждение ее от абсолютных, принятых в обществе моральных ценностей-норм, нежелание переосмыслить прожитое и вернуться к правопослушному образу жизни.

Одной из задач по развитию уголовно-исполнительной системы является создание научно обоснованного подхода к диагностике ценностных ориентаций осужденных на уровне системы, состоящей из взаимосвязанных между собой компонентов ценностно-смысловой сферы личности, и разработка программы коррекции системы ценностных ориентаций, что позволит индивидуализировать процесс ресоциализации личности и снижать негативные последствия пребывания в местах лишения свободы[28].

Несмотря на очевидную значимость ценностных ориентаций личности в анализе и прогнозировании поведения осужденного как в период отбывания наказания, так и после освобождения, указанная проблема является недостаточно изученным вопросом пенитенциарной психологии. В арсенале методов психологов исправительных учреждений отсутствует инструментарий, позволяющий диагностировать систему ценностных ориентаций осужденных и осуществлять на основе полученных данных прогноз в отношении их поведения, нет также и научно обоснованных программ и методик коррекции ценностных ориентаций.

В настоящее время далеко не во всех исправительных учреждениях этой области исследования уделяется должное внимание. Психологи объясняют это тем, что лицо, совершившее преступление, вряд ли может иметь какие-либо положительно направленные ценности, поэтому и смысла в диагностике не видят. С этим совершенно нельзя согласиться. Во-первых, ценностные ориентации выступают стремлением к тому или иному поведению, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Во-вторых, правильная диагностика этих состояний позволит выработать наиболее приемлемые варианты коррекционной работы с осужденными. И, как результат, будут достигнуты стоящие задачи – исправление осужденного и предупреждение новых преступлений.


С учетом практики можно назвать следующие источники получения информации о личности и методы ее изучения:

1) Начальным этапом изучения индивидуальных особенностей подростка является рассмотрение его личного дела, документов, находящихся в деле. Из личного дела можно почерпнуть не только обычные биографические сведения о подростке, но и ряд других важных данных о нем – его образовании, роде занятий до поступления в колонию, специальности и др.

Изучение личного дела дает возможность специалисту более точно представить себе биографию подростка, что необходимо для обоснованного выбора методов и средств как индивидуального, так и коллективного воспитания. Изучая биографию подростка, необходимо как можно более подробно выяснить, в каких условиях жизни и воспитания протекало формирование его личности, какому влиянию он подвергался в прошлом и как реагировал на воздействие окружающих. Необходимо знать и те обстоятельства, которые привели подростка в колонию, причины и мотивы его антиобщественных поступков, конкретные условия, в которых они совершены; важно выяснить не только отрицательные, но и положительные особенности психологического облика подростка, на которые можно опереться в проведении воспитательной работы.

2) Объективное и включенное наблюдение – получение и анализ данных о непосредственно проявляемых осужденным личностных качествах в различных условиях жизнедеятельности: особенности взаимоотношений с людьми в зависимости от их группового статуса, предпочитаемый стиль поведения, объекты повышенной ориентации, деформированность отдельных социальных качеств, референтные группы, "уязвимые места" психики, зоны повышенной чувствительности.

Наблюдение является одним из основных средств индивидуального изучения осужденных, это умение подметить в подростке наиболее характерные черты его поведения и отличить их от поверхностных черт, временных, это умение видеть основные тенденции развития личности. Значение наблюдения как метода изучения личности вытекает из того, что внутренние качества человека объективно выражаются в его действиях, поступках, высказываниях.

Наблюдения дают необходимые результаты только тогда, когда сотрудники колонии проводят их, соблюдая определенные требования. Во-первых, наблюдение должно иметь четкую целевую установку, быть всесторонним и систематическим. Во-вторых, наблюдение должно не ограничиваться регистрацией фактов, а переходить к формулировке гипотез с последующей проверкой их путем дальнейшего наблюдения. Наблюдение должно быть длительным и планомерным. Всякую выявленную особенность в поведении подростка необходимо наблюдать и прослеживать в движении. И только после его изучения, главным образом, путем наблюдения за его общим поведением можно сделать соответствующе выводы о личности подростка и дать ему характеристику.

Немаловажное значение имеет изучение различных поделок, моделей, макетов, рисунков, изготовленных воспитанниками. Это помогает подметить разные черты и стороны личности – рационализаторская мысль, изобретательство, художественный вкус, музыкальность, волевые качества и прочие.

3) Изучающая беседа (метод опроса) – получение сведений от осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций, системы его отношений к различным социально значимым явлениям, жизненного пути личности, возможностей опоры на положительные качества личности.

Важным средством изучения личности и воспитательного воздействия на подростка является личная беседа с осужденным. Правильно организованная беседа может дать очень ценный материал для изучения подростка, т.к. в беседе он делится своими наблюдениями, рассказывает о своей жизни, раскрывает свои пожелания. Прежде чем начать беседу нужно четко определить ее цель, составить перечень вопросов, которые необходимо выяснить. Большое значение имеет умение правильно ставить вопросы в ходе беседы. Очень часто вопрос, поставленный "в лоб", вызывает ответную реакцию. "Читайте личное дело, там все написано". Такая реакция нежелательна. Совершенно иной результат достигается, когда беседа строится вокруг интересующего осужденного факта, а необходимые сведения для этого должны получаться косвенным путем. При проведении беседы важно слушать того с кем говоришь, не перебивая, не торопя, направляя беседу в нужное русло.

Беседа – единственный метод, при помощи которого можно получить данные о проявлениях психической жизни человека, недоступных непосредственному наблюдению. В ходе беседы можно также целенаправленно воздействовать на своего подопечного, разбивать его ложные взгляды, постепенно формировать положительные.

Однако любой метод изучения личности только тогда будет научным, когда он отражает объективную истину. Поэтому все данные индивидуальных бесед должны, во-первых, проверяться практикой, а во-вторых, дополняться сведениями, полученными при помощи других методов.

Эффективность исправительного воздействия в значительной мере зависит от установления психологического контакта с осужденным. Такой контакт возможен лишь на основе знания индивидуальных особенностей осужденного, предпочтительных ориентации и актуализированных интересов.

Общаясь с осужденным, сотрудники ИУ должны знать, как относится осужденный к своему нынешнему положению, какие трудности межличностных отношений глубоко переживает, какую тактику поведения предпочитает, чем живет, на что надеется, как планирует свое будущее, о чем мечтает.

Таким образом, знание психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для достижения целей их исправления. Знание психологии личности помогает определить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому осужденному.

Учет психологических особенностей личности осужденного способствует профилактике нарушений со стороны отрицательно настроенных осужденных, формированию положительной психологической атмосферы в коллективе осужденных.







Date: 2015-10-18; view: 1437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию