Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели коммуникационных процессов





В основе межличностной коммуникации лежат различные мо­тивы, цели и задачи ее участников. В качестве детерминанты этого вида коммуникации могут выступать передача или получение какой-либо информации, побуждение партнера к совершению дей­ствий, намерение изменить его взгляды, стремление оказать эмо­циональную поддержку и т.д. В зависимости от этих факторов при­нято выделять несколько моделей межличностной коммуникации.

1. Наиболее широкое распространение получила линейная мо­дель, рассматривающая коммуникацию как действие, в рамках ко­торого отправитель кодирует идеи и чувства в определенный вид сообщения и затем отправляет его получателю, используя какой-либо канал (речь, письменное сообщение и т.п.). Если сообщение достигло получателя, преодолев разного рода «шумы», или поме­хи, то коммуникация считается успешной. Данная модель при­влекает внимание к некоторым важным моментам в процессе ком­муникации. Это — влияние канала, по которому получено сооб­щение, на реакцию получателя. Так, признание в любви при встрече с гдазу на глаз будет воспринято совсем иначе, чем прочитанное в письме или услышанное по телефону. Также линейная модель обращает внимание на «шум», помехи, искажающие сообщение. К ним относятся как физические (людное, шумное помещение), так и психологические (они связаны с физическим или эмоцио­нальным состоянием человека, мешающим ему адекватно воспри­нимать сообщение) помехи. Но у этой модели есть недостаток — она рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, идущий от отправителя к получателю. Поэтому модель годится для описания письменной коммуникации, воздействия средств массовой информации, где получатель сообщения рассматривает­ся как объект воздействия.

2. Другой моделью межличностной коммуникации является трансакционная модель. Она представляет коммуникацию как про­цесс одновременного отправления и получения сообщений ком­муникаторами. Ведь в каждый конкретный момент времени мы способны получать и декодировать сообщение другого человека, реагировать на него, и в то же самое время другой человек получа­ет наше сообщение и отвечает на него. Таким образом, акт комму­никации невозможно отделить от событий, которые ему предше­ствуют и следуют за ним. Эта модель обращает наше внимание на то обстоятельство, что коммуникация — это процесс, в котором люди формируют отношения, постоянно взаимодействуя друг с другом. Данная модель намного лучше описывает процессы ком­муникации, чем линейная.

3. Существует также интерактивная, или круговая модель, меж­личностной коммуникации. Она представляет собой не просто процесс передачи сообщения от отправителя к получателю, в ходе которого первый кодирует, а второй декодирует информацию. Важным элементом этой модели является обратная связь. Это — реакция получателя на сообщение, которая выражается в ответ­ном сообщении, направляемом отправителю. Введение обратной связи наглядно демонстрирует кругообразный характер комму­никации: отправитель и получатель сообщения последовательно меняются местами.

Круговая модель, подобно линейной, изображает коммуника­цию как ряд дискретных актов, имеющих начало и конец, причем ключевой фигурой в них является отправитель сообщения, так как от него зависит реакция получателя информации. Именно поэтому они считаются устаревшими по сравнению с трансакционной моделью. Но для описания процессов межкультурной ком­муникации и понимания ее специфики больше подходит именно круговая модель, которой мы и будем пользоваться в дальнейшем.

Рассмотрим эту модель подробнее. Она состоит из следую­щих элементов: отправитель (источник) — кодирование — сооб­щение — канал — декодирование — получатель — обратная связь. В этом процессе создаются различные помехи, «шумы», препят­ствующие эффективной коммуникации. Эффективность комму­никации характеризуется тем, что переданная информация дол­жна быть понята в соответствии с ее первоначальным значени­ем. Поэтому коммуникация — это не только передача, но и по­нимание информации.

Отправитель (источник) — создатель сообщений, им может быть как человек, так и организация (хотя в любой организации сообщения составляют люди).

Кодирование — превращение сообщения в символическую форму.

Сообщение — информация, идея, ради которой осуществляется коммуникация. Оно состоит из символов, может быть уст­ным, письменным или визуальным.

Канал — путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение. Он может быть меж­личностным и массовым.


Декодирование — расшифровка сообщения, которая в резуль­тате различных помех может быть более или менее адекватной.

Получатель — объект, которому передается сообщение. Им так же может быть как отдельный человек, так и организация.

Обратная связь — принятое сообщение вызывает у получа­теля какую-то реакцию, так как в результате коммуникации у него произошли изменения в знаниях, установках, поведении.

Согласно этой модели процесс межличностной коммуникация начинается с того, что отправитель, которым является человек, обладающий только ему свойственным жизненным опытом, ус­тойчивой картиной мира, моделью его восприятия, в какой-то конкретной ситуации составляет сообщение, преследуя опреде­ленные цели. Его сообщение может быть как вербальным, так и невербальным. Отправитель должен стремиться к тому, чтобы его послание было как можно более понятным, четким и убедитель­ным. Подготовленное сообщение кодируется, то есть превращает­ся в символическую форму. После этого оно по выбранному кана­лу передается получателю. Могут быть использованы речь, пись­мо, а также доступные сегодня средства связи, среди которых все большую роль играют электронные средства передачи информа­ции. Получатель — это также человек со своими личностными характеристиками, безусловно, отличными от качеств отправите­ля. Поэтому, когда получатель принимает сообщение и декодиру­ет его, расшифровка послания происходит не полностью, а с час­тичными искажениями. Затем получатель реагирует на сообще­ние на когнитивном, эмоциональном или поведенческом уровне и обеспечивает обратную связь. Она тоже является сообщением, которое проходит те же этапы, пока не придет к отправителю.

На этапах кодирования, передачи и декодирования информа­ции возможны помехи. При кодировании помехи возникают из-за ограниченного количества символов, неточности в самом по­слании. Во время передачи сообщения помехи носят в основном технический характер (плохая слышимость, видимость и т.п.). При декодировании получатель сообщения в силу иного жизненного опыта, социального положения и других причин может припи­сать символам, использованным в сообщении, иное значение, чем отправитель, и в силу этого понять послание не так, как хотел отправитель. Поэтому эффективность коммуникации тесно свя­зана с уменьшением помех. Можно свести к минимуму техничес­кие помехи при передаче сообщения, нужно стремиться к макси­мальному упрощению языка послания. Но унифицировать про­цессы восприятия информации, носящие индивидуальный харак­тер, полностью невозможно. Поэтому эффективность коммуни­кации никогда не будет абсолютной. Существенную роль в процессе межличностной коммуника­ции играют не отмеченные в схеме, но очень важные психологи­ческие и социальные характеристики акта общения.

К психологическим компонентам акта коммуникации прежде всего относятся коммуникативное намерение, замысел и цель, то есть мотивационная сторона общения. Они определяют, что, за­чем и почему хочет сообщить автор получателю, а также понима­ние сообщения, то есть когнитивную составляющую.

Коммуникативное намерение — это желание вступить в обще­ние с другим человеком. Такое намерение присутствует у вас, ког­да вы приглашаете кого-то на прогулку, но отсутствует, если вы идете гулять в одиночку.


Замысел сообщения — это информация в исходном виде, кото­рую автор хочет передать получателю, проект, идея предстоящего сообщения.

Цели сообщения обычно делятся на две группы: ближайшие, непосредственно выражаемые автором, и более отдаленные, дол­говременные. Среди ближайших целей обычно выделяют интел­лектуальные, связанные с получением информации, выяснением позиций и мнений, разъяснением и критикой. Также есть цели, связанные с установлением характера отношений: развитие или

прекращение коммуникации, поддержка или отвержение партне­ра, побуждение к действию

За ближайшими целями часто стоит целевой подтекст, углуб­ляющий и усложняющий сообщение. Это — более отдаленные цели коммуникации. Так, человек, поддерживающий не очень интересный для него разговор, может преследовать более отда­ленную цель установления хороших отношений со своим партне­ром. Люди обычно скрывают или маскируют свои отдаленные цели коммуникации, но их можно выявить по общему характеру ком­муникативного акта, по непроизвольным (вербальным или невер­бальным) проявлениям автора сообщения.

Понимание сообщения состоит в истолковании адресатом по­лученного сообщения. Оно связано с тем, насколько полно будет декодировано это сообщение.

К социальным компонентам коммуникативного акта относят­ся статусные и ситуативные роли его участников, а также исполь­зуемые ими стилевые приемы.

Статусная роль указывает на поведение, предписанное чело­веку его социальным (возрастным, половым, должностным и т.п.)

положением, или статусом. В начале каждого коммуникативного акта от его участников требуется адекватное осознание как соб­ственной социальной роли, так и роли партнера. Без этого невоз­можно правильно ориентироваться в ситуации и выбрать нужную манеру поведения. Это можно сделать при представлении друг другу незнакомых людей, называя одну из его основных соци­альных ролей (мой друг, мой начальник и т.д.) либо определяя это самостоятельно по внешнему виду и поведению человека.

Ситуативные роли выявляются уже в процессе коммуникации. Они существенно влияют на характер коммуникативного акта. Так, человек может быть лидером, стремящимся играть ведущую роль и контролировать весь процесс коммуникации; посредником, сле­дящим за ходом коммуникации и уравновешивающим интересы разных людей; капризным ребенком, нарушающим любые запре­ты и выступающим с нестандартными суждениями; гибким чело­веком, готовым приспособиться к любой ситуации.

Стилевые характеристики участников коммуникативного акта проявляются в особенностях их речевого стиля, в используемых ими коммуникативных стратегиях и тактиках. Оценивая речевой стиль человека, можно выделить людей, говорящих только в од­ном неизменном стиле. Они не способны проявить языковую гиб­кость и в любой ситуации говорят одинаково. Человек с высоким уровнем языковой компетенции, с одной стороны, стремится со­хранить свой стиль общения в разных ситуациях, но, с другой стороны, может менять его в зависимости от обстоятельств обще­ния. Также есть разные стили слушания — от умения (желания) до полного неумения (нежелания) слышать.

 







Date: 2015-10-18; view: 386; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию