Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникация и культура





Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это сyщностная характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающею

мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, сим­волов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сдела­но человеком или имеет к нему отношение, является частью куль­туры. Коммуникация и общение являются важнейшей частью че­ловеческой жизни, а значит, и частью культуры. Подчеркивая их важность, многие исследователи приравнивают культуру к обще­нию (коммуникации). Крупнейший американский специалист по межкультурной коммуникации Э. Холл утверждает, что культура — это коммуникация, а коммуникация.— это культура. Исходя из такого толкования, многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное по­ведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми.

Как мы уже отмечали, только в общении с взрослыми и свер­стниками маленький ребенок становится человеком. Только через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становит­ся представителем своего народа и культуры. Только через обще­ние человек может соотносить свое поведение с действиями дру­гих людей, образуя вместе с ними единый общественный орга­низм — социум. В процессах социального взаимодействия приоб­ретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах (вер­бальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.

Каждый конкретный акт коммуникации определяется куль­турными различиями собеседников. В зависимости от специфики культурных различий в межкультурной коммуникации принято различать коллективистский и индивидуалистский виды культу­ры. Коллективистский вид культуры распространен преимуще­ственно среди восточных народов, в культурах которых главной ценностью является отождествление себя с коллективом. Данный вид культуры является господствующим у народов Японии, Ки­тая, России и большинства африканских стран. Зачастую предста­вители этих культур могут употреблять местоимение «мы», выска­зывая свое личное мнение. Человек, принадлежащий к индивиду­алистской культуре, может воспринять это высказывание как об­щее мнение коллектива, но не как личное мнение говорящего. Представители коллективистских культур часто забывают свои личные интересы ради успешного межличностного взаимодействия Человек в таких культурах оценивается по его способности уста­навливать контакт с другими людьми, и по этой способности дру­гие судят о его характере и компетенции. В традиционном китай­ском обществе даже нет точного слова, которое передавало бы адекватно смысл понятия «личность», которое широко распрост-i ранено в западных культурах. Для японцев существует понятие индивидуум, в первую очередь, как часть целой группы. Когда члены японской семьи разговаривают друг с другом, то называют Другу друга не по именам, а терминами, указывающими на поло­жение конкретного человека в группе (например, невестка). Ког­да сын занимает в семье место умершего отца, то все называют его отцом, даже собственная мать так называет своего сына.

В Японии вообще господствует убеждение, что коллектив, груп­па — наиболее устойчивое и постоянное из всех явлений обще­ственной жизни. Каждый отдельный индивид в группе — ее прехо­дящая часть, и поэтому он не может существовать вне группы. При этом человек по собственной воле подчиняет себя группе. Индиви­дуальное развитие личности идет за счет того, что она находит свое место в группе. Любой групповой успех распространяется и на каж­дого члена группы. Поэтому японцы оказываются не в состоянии понять американцев, которые чрезвычайно динамичны в своих груп­повых отношениях: они постоянно образуют различные группы, переходят из одной в другую и меняют свои убеждения. Для японца покинуть группу означает потерять идентичность. Там, как только человек становится работником предприятия, он становится состав­ной частью группы и остается таковым до конца жизни. Новый работник находится в подчинении у пришедших ранее и соответ­ственно ему повинуются те люди, которые пришли в группу позже. В Японии вся жизнь человека связана с предприятием, оно являет­ся для него центром культурной и социальной жизни. Свободное время все сотрудники проводят вместе, отпуск проводят в одном доме отдыха, события личной жизни, такие, как свадьба, или раз­вод, тоже являются предметом заботы всего коллектива.


И напротив, в индивидуалистских культурах акцент делается на личность, и главной ценностью в них является индивидуализм. Такая ориентация в большей степени распространена в западной культуре. Там каждый человек имеет свои принципы и убежде­ния. В этих культурах все поступки человека направлены на себя. Индивидуализм является наиболее характерной чертой поведения американцев. В отличие от представителей японской культуры, которые стараются всегда быть незаметными и не выделяться из общей массы, американцы считают, что их поведение должно быть напористым и отличаться уверенностью действий, которые ведут к жизненному успеху и признанию в обществе.

Закономерно, что тот или иной вид культуры порождает свой тип общения. Так, представители коллективистских культур стара­ются избегать прямых взаимодействий и делают акцент на невер­бальных средствах коммуникации, которые, по их мнению, позволя­ют им лучше выяснить и понять намерения собеседника, определить его отношение к ним. Со своей стороны, представители индивидуа­листских культур предпочитают прямые формы общения и откры­тые способы решения конфликтов. Поэтому в процессе коммуника­ции они используют преимущественно вербальные способы.

Общение происходит на трех уровнях: коммуникативном, ин­терактивном и перцептивном. Коммуникативный уровень представ­ляет собой общение посредством языка и культурных традиций, характерных для той или иной общности людей. Результатом это­го уровня взаимодействия является взаимопонимание между людь­ми. Интерактивный уровень — это общение, учитывающее лично­стные характеристики людей. Оно приводит к определенным вза­имоотношениям между людьми. Перцептивный уровень дает воз­можность взаимного познания и сближения людей на этой раци­ональной основе. Он представляет собой процесс восприятия парт­нерами друг друга, определение контекста встречи. Перцептив­ные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием, «читать» настроение партнеров по вербальным и невербальным характеристикам, понимать психологические эффекты восприя­тия и учитывать их для снижения его искажения.

 

литература

1. БодалевА.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

2. Гриммак Л.П. Общение с собой: начало психологической активнос­ти. - М.,1991.

3. Ерастов Н.П. Психология общения. — Ярославль, 1979.

4. Каган М.С. Мир общения. - М., 1988.

5. Познание и общение. — М., 1988.

 

ГЛАВА 2

 







Date: 2015-10-18; view: 356; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию