Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Причины и условия возникновения права. Пути его формирования
Государство и право тесно взаимосвязаны, их возникновение и развитие идет параллельно, дополняя друг друга. В то же время процесс появления права имеет свою «историю», свои особенности и истоки. Право вырастает из социальных норм первобытного общества, формируясь из обычаев, табу и других регуляторов. Как известно, самыми древними правилами поведения людей были обычаи. Наиболее примитивными среди них являлись табу. Этим словом обозначаются вещи, существа или действия, которых нужно избегать, потому что они священны и запретны. Многие ученые считают, что первым табу, резко отделившим человека от животного мира, был запрет на инцест, то есть браки между близкими родственниками (кровосмешение)[39]. Табу соблюдались под страхом кары свыше. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняют его не задумываясь, зачем это нужно, просто так заведено испокон веков. Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, к новому, необычному. Младшей сестрой обычая явилась другая система правил поведения – мораль, нравственность. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но от обычая они отличаются тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли испокон веков, а делает выбор: он должен поступить, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому. В первобытном обществе, где человек еще не осознавал себя индивидом, личностью, не имел своего «я», а считал себя неразрывной частью общины, исполнение долга становилось естественной потребностью. Уклонение от исполнения долга означало для первобытного человека полный разрыв со «своими», а значит, и потерю себя, «потерю лица». Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, на коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении человеческого начала в людях как природных существах. Если механическое повторение еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, абсолютно чужды миру природы, они являются плодами «второй природы» человека – культуры[40]. По мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться собственные, индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные). Как раз в связи с защитой личности, отдельного индивида и его личных интересов и возникла третья система правил поведения или норм – право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики – к производящей). Это неравенство развивалось по двум направлениям: неравенство в престиже, а, следовательно, во влиянии и власти, и неравенство в имуществе. Естественно, у обладателей этих ценностей возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями. Право выражает притязания людей на те или иные блага: «я имею право…», «у вас нет права…». С помощью права эти притязания как бы освящаются, признаются правильными, справедливыми. Использование термина «право» становится возможным и необходимым потому, что речь идет о мере социально оправданной свободы поведения, о дозволенности как элементе социального регулирования как системе правил поведения, устанавливающих особый порядок бытия, вытекающий из свободы выбора человека. Исторические факты свидетельствуют, что зарождающееся право первоначально покоилось не на классовой и не на государственной силе, а на энергии самого индивида (институты самоуправства, мести, поединки и иные способы самозащиты и нападения). Таким образом, право возникает изначально как разрешение, дозволение, реализуемое индивидом в целях удовлетворения своих собственных потребностей и обеспечения интересов посредством силового воздействия на других индивидов. С одной стороны, этот способ защиты был недостаточно надежным, а с другой – пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить и чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в обществе возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, - государство, а инструментом государства стал закон – акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права. С этого момента уже появляется право в юридическом смысле (позитивное право) как система официально установленных правил поведения, обеспечиваемых государственным принуждением, закрепляющих естественные права человека. Данный процесс идет не вслед за расколом общества на классы, а начинается до него – в условиях лишь социальной неоднородности. Причем важно подчеркнуть, что раскол общества на классы исказил природу права, поглотил первичный общечеловеческий материал права классовым содержанием. Первичность личности уступила место приоритетности класса, способы же реализации, покоившиеся ранее на непосредственно человеческих отношениях, приобрели отчужденные (государственные) от отдельной личности формы. Итак, право характеризует положение личности в обществе, но само оно нуждается в определенном механизме осуществления и защиты – законе и государстве. Оно может быть охарактеризовано как совокупность норм, то есть правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов; норм, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В юридической литературе выделяется два пути, по которому шел процесс правообразования. 1. Перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права. По мере разложения первобытно-общинного строя некоторые обычаи изменялись по своему содержанию, приспосабливались к новым условиям социально неоднородного общества. Одновременно государство санкционировало обычаи, снабдило их своей принудительной силой. В этом преобразовании обычаев существенную роль сыграли судебные органы, которые, используя принудительную силу государства, применяли обычаи, соответствующие согласованным интересам нового общества. 2. Правотворчество государственных органов. Государственные органы стали устанавливать новые нормы в нормативных актах (в частности, в законах). Таким путем, например, рабовладельческое общество урегулировало в основном отношения частной собственности и другие отношения, которые не были известны в родовом обществе. Со временем правотворчество становится главным каналом формирования права[41].
Date: 2015-10-18; view: 524; Нарушение авторских прав |