Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высшие органы государственной власти





По конституции высшим законодательным органом госу­дарственной власти КНР является Всекитайское собрание на­родных представителей (ВСНП), возглавляющее всю систему собраний народных представителей, которые составляют по­литическую основу государства. В его состав входят депута­ты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил. Всего избира­ется около 3000 депутатов. Среди них — представители Ком­партии Китая, демократических партий и общественных орга­низаций, всех национальностей, различных классов и слоев. В КНР нет закона о статусе депутата представительного органа государственной власти. Права депутатов прежде всего опре­деляются положением ВСНП как верховного представитель­ного органа государственной власти. В рамках компетенции ВСНП его депутаты имеют право вносить предложения о при­нятии тех или иных законодательных актов или решений, в период сессий ВСНП обращаться с запросами в Государствен­ный совет, министерства и центральные ведомства. Депутаты освобождены от юридической ответственности за выступле­ния и голосования на заседаниях ВСНП. Кроме того, они не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответ­ственности без разрешения президиума сессии ВСНП, а в пе­риод между сессиями — без санкции Постоянного комитета ВСНП. Из обязанностей депутатов ВСНП первейшая — не­укоснительное соблюдение Конституции КНР и законов го­сударства. Вторая важная группа обязанностей — поддержа­ние тесной связи с избравшими их органами и народными массами.

Постоянно действующим органом ВСНП является его По­стоянный комитет, который несет ответственность перед ВСНП и ему подотчетен. Постоянный комитет осуществляет функции высшего органа государственной власти и работает под контролем ВСНП в период между сессиями.

Срок полномочий ВСНП — 5 лет. При чрезвычайных об­стоятельствах, когда проведение выборов не представляется возможным, допускается их отсрочка, если это предложение принято большинством не менее двух третей членов Посто­янного комитета ВСНП данного созыва. Срок полномочий депутатов ВСНП данного созыва в таком случае также про­длевается.

Выборы депутатов во Всекитайское собрание народных представителей проводятся под руководством Постоянного комитета, который за два месяца до истечения срока полно­мочий ВСНП должен провести очередные выборы.

Сессии ВСНП обычно созываются Постоянным комите­том раз в год. По усмотрению последнего или по предложе­нию не менее одной пятой общего числа депутатов ВСНП могут быть созваны внеочередные сессии. Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительный период. Накануне официального открытия сессии проводится заседание, изби­рающее президиум сессии и ответственного секретаря, при­нимающее ее повестку дня, а также определяющее круг лиц, подлежащих приглашению на сессию. Работа сессии после ее подготовительного заседания начинается с заседания прези­диума, избирающего, в свою очередь, постоянного председателя президиума и исполнительного председателя сессии. Здесь же устанавливается порядок принятия решений и утвержде­ния законопроектов — путем тайного либо открытого голо­сования.

Всекитайское собрание народных представителей вы­полняет следующие основные функции: вносит изменения в конституцию и осуществляет контроль за ее исполнени­ем; принимает уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы и вно­сит в них изменения; избирает Председателя и заместителя Председателя КНР; утверждает кандидатуры премьера и за­местителей премьера Государственного совета, его членов, ми­нистров, председателей госкомитетов, начальника секретари­ата Госсовета; избирает председателя Центрального военного совета и утверждает кандидатуры всех других членов ЦВС; избирает председателя Верховного народного суда и Генераль­ного прокурора Верховной народной прокуратуры; имеет пра­во смещать вышеуказанных должностных лиц; рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития КНР и отчеты об их исполнении; рассматривает и утвержда­ет государственный бюджет и отчет о его исполнении; утвер­ждает образование провинций, автономных районов и горо­дов центрального подчинения; утверждает создание особых административных районов и их режим; решает вопросы вой­ны и мира.

Законы и другие предложения принимаются простым боль­шинством голосов всех депутатов ВСНП. Голосование обыч­но проводится тайно или поднятием руки.

Всекитайское собрание народных представителей создает специальные комиссии, как постоянные, так и временные. Основными полномочиями учреждаемых комиссий является рассмотрение, обсуждение и составление законопроектов и проектов решений, а также запросов депутатов; выдвижение предложений, выносимых на рассмотрение сессии ВСНП; осу­ществление проверок и обследований по вопросам, входящим в компетенцию собрания либо его Постоянного комитета. В число постоянных входят комиссии: по делам национальностей; по законодательству; по делам науки, культуры и здра­воохранения; по иностранным делам; финансово-экономиче­ская комиссия и некоторые другие. Временные комиссии создаются для рассмотрения определенных вопросов. Все ко­миссии работают под руководством Постоянного комитета ВСНП.


Постоянный комитет (ПК) ВСНП, согласно конституции, является постоянно действующим органом ВСНП в период между его сессиями и высшим органом государственной вла­сти в стране. В настоящее время Постоянному комитету ВСНП предоставлены фактически те же права в области за­конодательства, что и самому Собранию. В состав ПК, на­считывающего около 200 человек, входят председатель, заме­стители председателя, начальник секретариата и другие члены, которые избираются и смещаются ВСНП. Как правило, это депутаты, способные на постоянной основе представлять ВСНП в различных областях деятельности. Никто из лиц, входящих в состав ПК, не может состоять на службе в госу­дарственных административных органах, органах суда и про­куратуры. Обычно ПК ВСНП заседает раз в два месяца. Председатель, его заместители и начальник секретариата об­разуют совет председателя, который занимается рассмотрением наиболее важных текущих вопросов, относящихся к сфере деятельности ПК. Председатель и его заместители могут за­нимать эти должности не более двух сроков подряд. Срок пол­номочий ПК ВСНП соответствует сроку полномочий Собра­ния (5 лет), и он работает вплоть до избрания Всекитайским собранием народных представителей следующего созыва но­вого Постоянного комитета.

Постоянный комитет ВСНП осуществляет следующие основные функции: принимает законы и вносит в них из­менения, за исключением тех законов, которые должны при­ниматься ВСНП; дает толкование конституции и законов, осуществляет контроль за исполнением Основного закона; от­меняет административно-правовые акты, постановления и рас­поряжения Государственного совета, местных органов влас­ти, противоречащие конституции и законам; осуществляет контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного суда и Верховной прокуратуры; утверждает кандидатуры министров, председателей комитетов, начальника секретариата Госсовета, главного ревизора, заме­стителей председателя и членов Центрального военного со­вета; назначает и смещает заместителей председателя и судей Верховного народного суда и прокуроров Верховной народ­ной прокуратуры; принимает решения о назначении и отзы­ве полномочных представителей КНР в иностранных государ­ствах; рассматривает и утверждает необходимые частичные поправки к плану экономического и социального развития страны, государственному бюджету в ходе их выполнения; принимает решения о ратификации и денонсации важных до­говоров и соглашений, заключенных с иностранными госу­дарствами; устанавливает воинские звания, дипломатические ранги, учреждает государственные ордена и награждает ими, устанавливает государственные почетные звания и присваи­вает их; принимает решения о помиловании; принимает решение об объявлении войны в случае, если страна подвер­гнется вооруженному нападению; принимает решение о все­общей или частичной мобилизации в стране; принимает ре­шения о введении военного положения по всей стране или в отдельных провинциях.


Все постановления на заседаниях ПК принимаются про­стым большинством голосов его членов.

В связи с широкой сферой компетенции ПК в его структу­ре учреждены комиссии, призванные рассматривать соответству­ющие вопросы и разрабатывать предложения. Деятельность ПК как постоянно действующего органа ВСНП обеспечивается так­же образуемыми им рабочими комиссиями специализированно­го профиля. В отличие от комиссий ВСНП, комиссии ПК лишь исполняют его решения, но не выполняют часть функций орга­на государственной власти.

По своему конституционно-правовому статусу ПК осуще­ствляет руководство и контролирует деятельность всей сис­темы местных органов государственной власти. Даваемые им толкования и разъяснения общегосударственных законов обязательны для исполнения всеми местными органами. Он пра­вомочен отменять нормативные акты местного характера в случае их несоответствия Конституции и законам государства. Члены ПК ВСНП имеют право проводить обследования на местах. В свою очередь, представители постоянных комите­тов провинциального уровня могут присутствовать на пленар­ных заседаниях ПК ВСНП, где им предоставляется возмож­ность высказывать свое мнение или сообщать о положении дел на местах.

Специфика Китайской Народной Республики состоит в наличии поста Председателя КНР, который осуществляет ряд полномочий главы государства. Восстановление этого поста конституцией 1982 г. китайские юристы объясняют необхо­димостью, во-первых, координации высших органов государ­ства для укрепления всей государственной системы; во-вто­рых, осуществления представительства государства с более чем миллиардным населением на международной арене. Учиты­вая опыт прошлых лет, в Китае подчеркивают, что теперь Председатель КНР поставлен законом под контроль ВСНП, а его деятельность должна вестись на основе конституции и законов государства, принятых ВСНП и его ПК. Поэтому Председатель КНР и его заместитель избираются Всекитай­ским собранием народных представителей. Каждый гражда­нин КНР, достигший 45 лет и имеющий право избирать и быть избранным, может быть избран Председателем или за­местителем Председателя КНР. Для этого необходимо про­стое большинство голосов всех депутатов ВСНП. Срок пол­номочий того и другого — 5 лет, и они не могут занимать эти должности более чем два срока подряд. Следует заметить, что конституция и Закон об организации ВСНП не регламен­тируют процедуру выдвижения кандидатур и избрания на по­сты Председателя КНР и его заместителя (не указывается, в частности, кто их выдвигает). Законодательство также не со­держит норм, определяющих принцип президентской несов­местимости. Таким образом, должность Председателя КНР может совмещаться с функциями депутата представительно­го органа и члена правительства.


По конституции, Председатель КНР принимает иностран­ных дипломатических представителей, выступая в качестве главы государства; на основе решений ВСНП и его Постоян­ного комитета публикует законы, назначает и смещает премье­ра, заместителей премьера Госсовета и его членов; награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания; объявляет о состоянии войны, издает ука­зы о мобилизации, введении чрезвычайного положения; на­значает и отзывает полномочных представителей в иностран­ных государствах, ратифицирует и денонсирует договоры и важнейшие соглашения с зарубежными странами.

Таким образом, Председатель КНР выполняет в основном представительские функции, не обладая государственно-адми­нистративными полномочиями.

Следует отметить, что в КНР отсутствует законодательно регламентируемый обычай принесения присяги Председате­лем КНР, как, впрочем, и другими высшими государствен­ными должностными лицами.

Высшим органом исполнительной власти является Государ­ственный Совет, то есть центральное правительство КНР. Гос­совет ответственен перед ВСНП и ему подотчетен, а в пери­од между сессиями ответственен перед Постоянным комитетом ВСНП и ему подотчетен. В соответствии с конституцией, в состав Госсовета входят: премьер, его заместители, члены Гос­совета, министры, председатели госкомитетов, главный реви­зор и начальник секретариата. Кандидатура премьера утверж­дается сессией ВСНП по представлению Председателя КНР, а кандидатуры остальных членов Госсовета утверждаются ВСНП по представлению самого премьера.

В структуре Госсовета существует Ревизионное управление, в сферу компетенции которого входит осуществление конт­роля за состоянием финансовых дел министерств и централь­ных ведомств, а также местных народных правительств. Име­ется и министерство государственного контроля, призванное осуществлять проверку деятельности работников государствен­ного аппарата на уровне ниже министерств, решать вопросы укрепления и улучшения административного управления. Кроме того, оно выполняет функции органа, ведущего борьбу с нарушениями политических установок, законов и государ­ственной дисциплины.

Срок полномочий Государственного совета установлен в 5 лет. Премьер, его заместители и члены Госсовета могут за­нимать эти должности не более двух сроков подряд. Премьер несет полную ответственность за руководство работой этого органа государственной власти.

Государственный совет осуществляет следующие функции: на основе конституции и законов определяет административ­ные мероприятия, формулирует административно-правовые акты, издает постановления и распоряжения; вносит пред­ложения на рассмотрение ВСНП или его Постоянного коми­тета; определяет задачи и обязанности министерств и ко­митетов Госсовета, осуществляет единое руководство их дея­тельностью, руководит всей другой административной работой общегосударственного значения; составляет и осуществляет план экономического и социального развития страны, государ­ственный бюджет; руководит и управляет работой в области экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, оборонного строительства, а также делами национальностей, внешними сношениями и т.д.; утверждает территориальное деление провинций, автономных районов, городов централь­ного подчинения; принимает решение о введении военного положения на отдельных территориях; рассматривает и при­нимает решения о штатах административных органов, назна­чает, смещает и обучает административных работников, оце­нивает их работу.

В конституции КНР закреплено требование ко всем госу­дарственным органам осуществлять принцип упрощения ап­парата и сокращения штатов, совершенствовать систему слу­жебной ответственности, повышения квалификации кадров и их аттестации, неуклонного повышения качества и эффектив­ности работы, борьбы с бюрократизмом.

Особенностью Китайской Народной Республики является включение в ее государственную структуру такого органа, как Центральный Военный Совет (ЦВС) — высшего военного учреждения, руководящего всеми вооруженными силами стра­ны. Его образование связано с проведением курса модерни­зации Китая и реформ, распространяемых в том числе и на военную сферу.

Председатель ЦВС избирается Всекитайским собранием народных представителей, а по его предложению Собрание утверждает кандидатуры других членов данного органа. Уста­навливается прямая ответственность председателя ЦВС перед ВСНП и его Постоянным комитетом. Таким образом, пред­седатель ЦВС занимает равное положение с Председателем КНР и премьером Госсовета. Но председатель ЦВС, в отли­чие от других высших должностных лиц государства, может занимать свою должность в течение неограниченного зако­ном периода времени. Кроме того, он занимает также высо­кий партийный пост, являясь председателем Военного Сове­та ЦК КПК.

Определено, что ЦВС призван заниматься упорядочением системы призыва на воинскую службу, разработкой системы воинских званий, установлением видов поощрений и наказа­ний военнослужащих, находящихся на действительной воин­ской службе. В структуре ЦВС образована комиссия народ­ных вооружений (во главе с заместителем председателя ЦВС), ведающая народным ополчением, которое, как свидетельству­ют высказывания китайских официальных лиц, носит воени­зированный характер и может использоваться, в частности, для решения определенных внутриполитических задач.







Date: 2015-10-18; view: 386; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию