Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй. Конституция. Со времени образования Китайской Народной Республи­ки 1 октября 1949 г





Со времени образования Китайской Народной Республи­ки 1 октября 1949 г. в стране было разработано и принято четыре конституции — в 1954, 1975, 1978 и 1982 гг. Первая конституция КНР строилась на основе широкого использо­вания опыта государственного строительства СССР и других так называемых социалистических стран. Она провозгласила КНР государством народной демократии, руководимым рабо­чим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян, зак­репила руководящую роль Коммунистической партии Китая в государстве и ее руководство общественными организация­ми. После вступления в силу конституции была сформирова­на новая система государственных органов, принят ряд нор­мативных актов, а также законов, направленных на проведение в жизнь конституционных положений.

С конца 50-х гг. в силу ряда причин начался отход от кон­ституционных принципов, политическая практика была по­ставлена выше Основного закона страны. Важнейшие консти­туционные положения отменялись партийными решениями без вынесения соответствующих вопросов в государственные органы. Во время «культурной революции», начавшейся в 1966 г., конституционная политическая система была под­вергнута слому, конституцию фактически отменили. Резуль­таты и практику «культурной революции» закрепляла кон­ституция 1975 г.: были упразднены некоторые посты и ин­ституты государственной власти, сужались полномочия депутатов и представительных органов, упразднялась проку­ратура и т. д.

По окончании «культурной революции» (1976 г.) консти­туция 1975 г. была пересмотрена, и в марте 1978 г. принята новая конституция. В целях создания эффективного аппа­рата управления она вернулась к более четкому определе­нию статуса государственных органов, для чего использова­лись многие положения первой конституции КНР. Кроме того, были восстановлены некоторые полномочия предста­вительных органов власти, введен упраздненный ранее ин­ститут прокуратуры, более четко регламентировалась орга­низация судов.

Однако к этому времени еще не были извлечены все уро­ки прошлого, поэтому в конституции ощущалось влияние ле­вацких взглядов и идей хаоса «культурной революции». Пос­ле 3-го пленума ЦК Компартии Китая II созыва (1978 г.), принявшего решение о начале экономических преобразова­ний в КНР, была поставлена задача воссоздания системы ор­ганов, способных обеспечить нормальное функционирование государственной власти, ее единство по всей стране. Вместе с тем особую актуальность в условиях начавшегося форсиро­ванного экономического развития приобрел вопрос о рацио­нальном распределении органов государства, создании их структурных подразделений и рабочего аппарата, повышении эффективности их деятельности и обеспечении гармоничной работы. К формированию современной системы органов го­сударства предъявлялось важнейшее требование — обеспече­ние устойчивости власти, недопущение имевших место в прош­лом эксцессов, приведших к разрушению всей сложившейся государственной структуры. Это могло быть достигнуто прежде всего за счет стабилизации конституционно-правового регу­лирования порядка организации и деятельности государствен­ного аппарата.

Этим объясняется принятое в 1980 г. решение о пересмотре действовавшей конституции. На разработку новой (по офи­циальной терминологии — «исправленной») конституции КНР ушло более двух лет. Новая конституция была утверж­дена Всекитайским собранием народных представителей 4 де­кабря 1982 г. Согласно ей, Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на со­юзе рабочих и крестьян. Большое значение имело также при­нятие 10 декабря 1982 г. четырех законодательных актов:

Закона об организации Всекитайского собрания народных представителей. Закона о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных пред­ставителей, Закона об организации Государственного совета, Закона об организации местных собраний народных предста­вителей и местных народных правительств. В дальнейшем в эти законы вносились поправки, уточнения, изменения, но суть их оставалась неизменной.

Конституция 1982 г. внесла в государственную структуру КНР значительные изменения, выразившиеся в следующих главных моментах: 1) восстановление института Председателя КНР; 2) создание Центрального военного совета КНР; 3) вос­становление волостного звена органов власти и управления; 4) установление сроков, ограничивающих пребывание неко­торых высших государственных должностных лиц на своих по­стах; 5) установление принципа несовместимости членства в постоянных комитетах собраний народных представителей с занятием административных, судебных и прокурорских долж­ностей; 6) учреждение в составе правительств различных сту­пеней системы ревизионных органов для усиления контроля за финансами и финансовой деятельностью.


В конституции были восстановлены основные автономные права национальных районов, в том числе права на издание положений об автономии. Впервые установлено правило занятия некоторых руководящих должностей в органах самоуп­равления районов национальной автономии гражданами тех национальностей, которые пользуются районной автономией. Это особенно важно с учетом того, что в КНР проживает 55 на­циональностей и народностей.

В целом, конституция 1982 г. как документ, определяю­щий государственный строй страны, представляет собой яв­ный прогресс по сравнению с предыдущими конституциями и существенно от них отличается. Конституция провозглашает четыре основных принципа: твердо придерживаться социали­стического пути, демократической диктатуры народа, руковод­ства Коммунистической партии Китая, а также марксизма-ле­нинизма и идей Мао Цзэдуна.

Исходя из этих принципов, все основные решения по во­просам государственного строительства и государственной политики принимаются партийными органами соответству­ющего уровня сверху донизу, представительные органы вла­сти лишь законодательно оформляют постановления, при­нятые партийными органами, и осуществляют контроль за их исполнением.

Особенность формирования представительных органов го­сударственной власти заключается в том, что непосредствен­но населением на основе всеобщих, равных и прямых выбо­ров путем тайного голосования избираются только органы государственной власти, образуемые в административно-тер­риториальных единицах низового (волости, национальные волости и поселки) и уездного (уезды, автономные округа, автономные уезды, города без районного деления, городские районы) уровней. Как правило, выборы здесь проводятся на альтернативной основе при выдвижении нескольких канди­датов. Избранным считается кандидат, получивший относи­тельное большинство голосов, но обязательно не менее од­ной трети. При несоблюдении этого условия назначаются дополнительные выборы. Депутаты остальных собраний на­родных представителей, включая Всекитайское собрание на­родных представителей, избираются соответствующими ниже­стоящими органами государственной власти.

Подобный способ формирования системы представитель­ных органов власти объясняют рядом объективных причин, в частности, трудностью обеспечения связей между различны­ми районами страны ввиду неразвитости инфраструктуры, невысоким уровнем политической культуры общества, отсут­ствием демократических традиций, наличием особых нацио­нальных черт политического и социально-экономического развития Китая.

Все граждане КНР, достигшие 18 лет, имеют право изби­рать и быть избранными. При этом не допускается никаких ограничений, связанных с национальной и расовой принад­лежностью, полом, родом занятий, социальным происхож­дением, вероисповеданием, образованием, имущественным положением, оседлостью. Исключение составляют лица, ли­шенные политических прав. Государство принимает на себя расходы, связанные с проведением выборов; заблаговремен­но (за 30 дней до выборов) публикуются списки избирателей;


тем самым любому лицу, несогласному с опубликованным списком, предоставляется право направить жалобу в избира­тельную комиссию; избирателям, отсутствующим во время проведения выборов, предоставляется право уполномочивать других граждан проголосовать вместо них с согласия изби­рательной комиссии; устанавливается уголовная ответствен­ность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или попытку такого воспрепятствования путем насилия, угроз, обмана, подкупа, подделки избирательных документов и т.д.

В Законе о выборах закреплена такая гарантия равного из­бирательного права, как предоставление каждому избирате­лю только одного голоса. Однако необходимость обеспечения интересов разных социальных слоев и национальных мень­шинств обусловила введение избирательной системы с не­равным весом каждого голоса. При избрании депутатов Все­китайского собрания народных представителей собраниями народных представителей провинций, автономных районов, городов центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тянь-цзинь) один депутат избирается от каждых 1040 тысяч жителей, в городах и поселках — от каждых 130 тысяч жителей. От провинций и автономных районов с особенно малочис­ленным населением должно избираться не менее 15 депута­тов. Доля депутатов от национальных меньшинств должна составлять около 12%. При избрании депутатов собраний на­родных представителей провинций и автономных районов со­отношение числа городских и сельских жителей, приходящих­ся на одного депутата, в среднем составляет 1:5.

Таким образом, в целом по стране при проведении вы­боров в представительные органы государственной власти учитывается абсолютное преобладание сельских жителей, а потому принцип равенства обеспечивается за счет неравных норм представительства от городского и сельского населе­ния.







Date: 2015-10-18; view: 501; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию