Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центральные органы власти Риксдаг





Государственный строй Швеции определяется ее консти­туцией, включающей три закона: «Форму правления» 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г. и Акт о свободе печати 1974 г., с изменениями, внесенными в них в последующие годы. Кро­ме того, к числу конституционных законов относится Акт о риксдаге 1974 г.

Швеция — парламентарная монархия, в которой высшим представительным органом является парламент — риксдаг, гла­вой государства — король, наделенный лишь чисто предста­вительскими функциями, а исполнительная власть принадле­жит образуемому риксдагом правительству.

Конституция поставила риксдаг на первое место в государ­ственном механизме.

Риксдаг состоит из одной палаты. Он был преобразован из двухпалатного в однопалатный представительный орган в со­ответствии с конституционной реформой 1969 г. Сейчас он насчитывает 349 депутатов и избирается сроком на три года в точно фиксированную дату: третье воскресенье сентября. Риксдаг может быть распущен досрочно по решению прави­тельства, но не ранее чем через три месяца после его первой сессии. Без соблюдения указанного срока его должен распус­тить председатель парламента — тальман, если после четы­рех голосований риксдаг не сможет избрать то или иное лицо на пост премьер-министра. Однако риксдаг, образованный в результате внеочередных выборов, осуществляет свои пол­номочия только в течение оставшегося срока полномочий парламента, избранного на предшествующих очередных вы­борах.

Выборы в риксдаг осуществляются на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосо­вании. Правом голоса обладают все шведские граждане, в том числе и проживающие за границей, достигшие к 1 сентября года выборов 18 лет. Такой же возраст установлен и для пра­ва быть избранным в риксдаг.

Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе. При этом страна с учетом административного уст­ройства делится на 28 избирательных округов, от каждого из которых должно избираться не менее восьми депутатов. Но по округам распределяются только 310 мандатов («окружные мандаты»). Остальные 39 мандатов являются «уравнивающи­ми» и распределяются в масштабе всей страны. «Окружные мандаты» не предоставляются партиям, которые получили в округах менее 12% голосов избирателей, а «уравнивающие мандаты» не вручаются тем, кто не получил 4% голосов из­бирателей в целом по стране.

Важную роль в деятельности парламента играют парламент­ские группы (фракции). По договоренности между партийны­ми фракциями определяются кандидатуры тальмана и трех его заместителей — вице-тальманов, процедура рассмотрения воп­росов, решается вопрос о прекращении прений и закрытии сессий. Фракция может предлагать вопросы для обсуждения, вносить законопроекты, ее лидеры участвуют в совещании при тальмане для определения кандидатуры премьер-министра и различных должностных лиц парламента. В соответствии с со­отношением партийных сил в риксдаге формируются его внут­ренние органы. Представители партийных фракций входят в руководящий орган риксдага — конференцию при тальмане.

Подбор кандидатур для формирования внутренних органов риксдага, за исключением тальмана, вице-тальманов, секре­таря риксдага, а также омбудсманов (специальные юридические уполномоченные парламента), осуществляет избираемый риксдагом на весь срок его полномочий комитет по подго­товке выборов. Кроме того, он подготавливает списки иных лиц, избираемых риксдагом: уполномоченных Государствен­ного банка, Управления национального долга, шведских де­легаций в различные наднациональные органы, например в Северный совет, Европейский совет и др.

В ходе подготовки конституции сторонники ликвидации монархии выдвигали предложение о передаче тальману функ­ций главы государства. И хотя монархия была сохранена, «Форма правления» и Акт о риксдаге обеспечили тальману место второго после премьер-министра лица в государстве. Они наделили его полномочиями, которые ранее принадле­жали в Швеции и сейчас принадлежат во многих государствах главе государства. Тальман выносит на рассмотрение парла­мента кандидатуру премьер-министра после согласования ее с лидерами партийных групп, издает постановление о назна­чении премьер-министра, решает в определенных случаях воп­рос о роспуске риксдага. При отсутствии лица, которое по Акту о престолонаследии должно выполнять обязанности ре­гента, на основе постановления правительства временным ре­гентом становится тальман.

Тальману принадлежат и значительные права по органи­зации работы парламента. Вместе с конференцией при тальмане (см. о ней ниже) он определяет время открытия и закры­тия сессий, повестку дня пленарных заседаний, в пределах установленной законом очередности рассмотрения дел уста­навливает очередность рассмотрения вопросов по каждому кругу дел, целесообразность внесения интерпелляций (депу­татских запросов). Он созывает заседания комитета по под­готовке выборов в риксдаге и постоянных комиссий по вы­борам их председателей. Тальман вправе принимать решения об удалении с заседания депутата в случае нарушения им по­рядка и депутатской этики, может удалить публику, если счи­тает, что она мешает нормальной парламентской работе.


Тальман является председателем некоторых образуемых риксдагом органов — Военной делегации. Административного управления риксдага и заместителем председателя Внешнеполи­тического комитета, который возглавляется королем.

Конституция требует, чтобы тальман стоял вне политики, и в силу этого он не может принимать участия в обсуждении вопросов в парламенте и в голосовании. Чтобы при этом со­отношение партийных сил в парламенте оставалось неизмен­ным, его функции как депутата осуществляет заместитель де­путата от его партии. Указанные требования не предъявляются, однако, к вице-тальманам.

Для обсуждения наиболее важных процедурных дел в пар­ламенте образуется его руководящий орган — конференция при тальмане. В ее состав, помимо тальмана и вице-тальманов, входят представители партийных фракций, председате­ли постоянных комиссий риксдага, заместитель председателя Административного управления риксдага. Не могут входить в конференцию представители тех партийных групп, чьи партии не получили 4% голосов в целом по стране при вы­борах в риксдаг.

Важнейшими органами риксдага являются его постоянные комиссии. Они образуются в соответствии с соотношением сил в парламенте не позднее чем на восьмой день после первого заседания палаты. На основе Акта о риксдаге создаются 17 та­ких комиссий, в которые в настоящее время входит по 17 де­путатов. Постоянные комиссии играют большую роль в оп­ределении судьбы законопроектов, вносимых в риксдаг. Все они наделены также правом законодательной инициативы, об­ладают правом направлять представленные в парламент или подготовленные ими законопроекты на заключение Зако­нодательного совета, включающего судей Верховного суда и Верховного административного суда, на предмет определения конституционности этих законопроектов, их соответствия пра­воохранительным целям и правопорядку вообще, другим зако­нам, а также выявления тех проблем, которые могут возник­нуть при применении закона в случае его принятия. Рассмот­рение законопроектов в постоянных комиссиях обязательно.

Важной частью работы постоянных комиссий является осу­ществление контроля за деятельностью административных органов в тех областях, которые относятся к их ведению. Те­кущий же контроль за правительственной деятельностью воз­ложен на конституционную комиссию.

Все заседания комиссий проходят за закрытыми дверьми, и их члены обязаны по решению правительства или самой комиссии соблюдать тайну в интересах государственной без­опасности, а равно иных особо важных причин.

Комиссии вправе потребовать от других государственных органов представления необходимых им документов, справок, объяснений. Однако к правительству требования такого рода может предъявлять только конституционная комиссия. За­ключение комиссии или подготовленный ею законопроект принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим признается мне­ние председателя комиссии. Но меньшинство или даже один из ее членов наделены правом направлять по рассматривае­мому вопросу свое особое мнение, которое также обсуждает­ся на пленарном заседании риксдага.


Парламент избирает из числа лиц, имеющих большой опыт юридической работы, четырех омбудсманов — своих юриди­ческих уполномоченных — сроком на четыре года. Омбудсманы должны осуществлять контроль за законностью. Этот контроль носит весьма широкий характер и распространяет­ся на гражданскую и военную администрации, суды и орга­ны местного самоуправления. Омбудсманы избирают из сво­его состава административного главу, руководящего всей их работой. При них работает небольшое число секретарей и лиц, обслуживающих библиотеку и архив. Статус и организация деятельности омбудсманов определяется принятой риксдагом инструкцией. Конституция предоставила омбудсманам также право возбуждать перед Верховным судом дела по обвинению в совершении преступлений по службе судей Верховного и Верховного административного судов.

Конституционная комиссия риксдага образует делегацию по делам омбудсманов в составе шести своих членов. Последние могут консультироваться с ней по вопросам, связанным с их деятельностью. Эта делегация подготавливает также список омбудсманов для их выборов в палате по согласованию с пред­ставителями партийных групп в конференции при тальмане, проверяет отчеты омбудсманов, представленные в риксдаг, и вправе поставить перед ним вопрос о досрочном освобожде­нии от должности того из них, кто, по ее мнению, не может пользоваться доверием риксдага.

Для контроля за различными сторонами государственной, главным образом финансовой, деятельности административного аппарата риксдаг избирает из числа депутатов 72 ревизоров. Ре­визорам предоставлено право требовать необходимые им для работы документы, справки, иные сведения и заключения. Они же дают заключения по отчету о выполнении государствен­ного бюджета и о дополнительных ассигнованиях, которые просит выделить правительство.

В риксдаге образуется также комитет по жалобам. Он со­стоит из председателя, который должен быть или был штат­ным судьей, и четырех депутатов. Комитет рассматривает жа­лобы на органы риксдага по вопросам управления.

Помимо этого, риксдаг избирает представителей в раз­личные государственные органы и в международные органи­зации.

В случае невозможности для главы государства — короля — осуществлять свои функции риксдаг избирает регента и вице-регента, или временного регента.


Конституция разделила нормотворческую деятельность риксдага на три сферы: обязательная законодательная сфера, альтернативная нормотворческая сфера, в которой парламент может передавать право принятия решений правительству с возможностью делегирования этих полномочий администра­тивным органам, и правительственная сфера нормотворчества. Тем не менее фактически риксдаг можно отнести к парла­ментам с абсолютно неограниченной законодательной ком­петенцией. Делегированное законодательство на практике не применяется. Риксдагу дано право принимать к своему рас­смотрению и вопросы, входящие в компетенцию правитель­ства. При этом провозглашено твердое требование, чтобы за­кон мог быть изменен или отменен только другим законом.

Поэтому если риксдаг принял закон по вопросу, отнесенно­му к компетенции правительства, последнее не должно ис­пользовать свои права в этой области. Референдум может про­водиться только по решению риксдага.

Правом проверки конституционности законов наделен сам риксдаг. Вопрос об этом может поставить конституционная комиссия. Заключения Законодательного совета по вопросу о конституционности закона для риксдага не обязательны. Они носят рекомендательный характер. Предоставляя судеб­ным органам право не применять предписания, которые, с их точки зрения, противоречат основным законам страны, «Форма правления» специально оговорила, что это не каса­ется решений риксдага. Суд может не применять какую-либо статью законодательного акта только в том случае, если в ней содержится явная ошибка. «Форма правления» предусматри­вает возможность передачи прав парламента, правительства и других государственных органов международной организации или международному суду. Но при этом не могут передаваться права риксдага по принятию, изменению или отмене основ­ных законов страны, по решению вопроса о конституцион­ных правах и свободах шведских граждан.

Риксдаг осуществляет бюджетное регулирование на соот­ветствующий бюджетный год, в любое время может изменять прежний бюджет, устанавливать дополнительные ассигнова­ния на государственные и иные нужды в дополнительном бюд­жете. В бюджете детально расписываются все источники до­ходов и расходы, что позволяет осуществлять эффективный парламентский контроль за деятельностью органов управле­ния.

Важной частью парламентских полномочий являются права риксдага по установлению системы государственных органов и органов местного самоуправления, их компетенции и по­рядка формирования, статуса государственных служащих, усло­вий прохождения государственной службы, административного процесса, прокурорского надзора, следствия, а также опреде­ления состава некоторых государственных органов. Так, за­коном установлена несменяемость высших должностных лиц государственного аппарата и возможность их освобождения от должности лишь с их согласия, по достижении пенсион­ного возраста либо за совершение проступков серьезного ха­рактера.

Риксдаг избирает премьер-министра и утверждает состав сформированного им правительства. Он также решает вопрос о его отставке. Председатель риксдага — тальман, а не глава государства, принимает отставку правительства по его ини­циативе.

Парламентский контроль осуществляется как самим рикс­дагом, так и его внутренними органами, прежде всего парла­ментскими комиссиями и специальными парламентскими контролерами и ревизорами.

Король

Как уже говорилось, глава государства — король, который осуществляет представительские функции. Он официально представляет шведский народ. Политической власти король не имеет, в политике участия не принимает. Он не подписы­вает решений правительства. Его обязанность — открывать в сентябре ежегодную сессию риксдага. Прежняя роль короля в назначении нового премьер-министра после консультации с лидерами партий перешла к тальману. В функции короля входит вручение Нобелевских премий.

Главой государства может быть только гражданин Швеции, которому исполнилось 25 лет. В 1979 г. в Акт о престолона­следии была включена поправка, допустившая к престолу жен­щин. Таким образом, наследницей шведского трона стала кронпринцесса Виктория. Прежде чем выезжать за границу, король должен советоваться с премьер-министром. В случае болезни, поездки за границу или другой причины, которая ме­шает королю выполнять свои обязанности, временно их осу­ществляет престолонаследник. Если король не выполнял обя­занности без перерыва в течение 6 месяцев, правительство докладывает об этом риксдагу. Риксдаг решает, должен ли король считаться покинувшим престол, и в случае необходимо­сти назначает временного регента.

Король, так же как и регент, не может быть привлечен к ответственности за свои действия в качестве главы государ­ства.







Date: 2015-10-18; view: 386; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию