Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центральные органы власти Парламент





Система государственных органов Финляндии, место каж­дого из них в этой системе определяются как на основе кон­ституционных и иных нормативных актов, так и в результате сложившейся практики. Систему высших государственных органов власти и управления, их компетенцию и взаимоот­ношения регламентируют прежде всего четыре конституци­онных закона, составляющих вместе конституцию Финлян­дии: «Форма правления» 1919 г., Акт о парламенте 1928 г., Акт о праве парламента контролировать законность деятель­ности Государственного совета и канцлера юстиции 1922 г. и Акт о Государственном суде 1922 г. с последующими их из­менениями.

«Форма правления» определяет Финляндию как республику во главе с президентом. Согласно «Форме правления» зако­нодательная власть принадлежит президенту Финляндской Республики и парламенту, а исполнительная власть — пре­зиденту и Государственному совету (кабинету министров). Го­сударственный совет находится при президенте «для общего управления страной». При определении внутренней и внеш­ней политики страны Государственный совет заседает под председательством президента.

Руководство отдельными отраслями государственной дея­тельности осуществляют министерства и различные ведомства, которые не входят в состав министерств, а создаются и рабо­тают под непосредственным руководством Государственного совета. Их руководители, в отличие от министров, не входят в состав Государственного совета. Особенностью состава Го­сударственного совета является то, что обычно в нем одно и то же министерство представляют два или три министра, на которых возлагается ответственность за отдельные участки ра­боты.

Парламент (эдускунта) не занимает в Финляндии, в отли­чие от некоторых других стран, ведущего места в государствен­ном механизме. Но в последние годы он начал играть более активную роль в государственной жизни страны, в определе­нии ее внутренней и внешней политики. Председатель пар­ламента считается вторым после президента лицом в государ­стве.

Парламент состоит из 200 депутатов, избираемых сроком на четыре года. В случае досрочного роспуска парламента по решению президента, согласованному с Государственным со­ветом, вновь избранный парламент может действовать в те­чение всего четырехлетнего периода полномочий, если толь­ко не будет также досрочно распущен.

Парламент избирается на основе всеобщих и прямых вы­боров при тайном голосовании. Для организации и проведе­ния выборов вся страна делится на избирательные округа и избирательные участки. В настоящее время создается 16 ок­ругов, в том числе один на Аландских островах, являющихся автономным образованием, от которого избирается один де­путат. Выборы проводятся по пропорциональной избирательной системе (кроме Аландских островов), что в условиях мно­гопартийности позволяет получать депутатские мандаты не только самым крупным, но и сравнительно небольшим по­литическим партиям.

Парламент в Финляндии однопалатный. Своеобразной ком­пенсацией отсутствия верхней палаты служит создаваемая в течение пяти дней после созыва парламента Большая, или Главная комиссия, которая является как бы «парламентом в миниатюре». Она играет решающую роль в определении судь­бы вносимых в парламент законопроектов. Помимо зако­нопроектов, на ее рассмотрение выносятся международные договоры, в которых затрагиваются вопросы законодательно­го характера, а также вопросы, связанные с депутатским воз­награждением. Большая комиссия состоит из 45 депутатов, ко­торые избираются в соответствии с соотношением политиче­ских сил в парламенте. Практически в нее входят лидеры парламентских фракций и наиболее видные их члены.

Руководство парламентом осуществляет председатель па­латы и два вице-председателя, которые вместе образуют пре­зидиум парламента. Указанные лица избираются на каждой сессии парламента, но практически они занимают свои по­сты до истечения его полномочий. При этом, если предсе­дателем парламента является представитель одной партии, то его вице-председатели выбираются из других партийных фракций.

При председателе образуется Совет, в который наряду с ним и вице-председателями входят председатели постоянных комиссий парламента. Этот орган является консультативным. Он дает председателю парламента свои рекомендации по воп­росам организации пленарных заседаний, внесения измене­ний в смету расходов секретариата (канцелярии), порядка про­ведения выборов во внутренние органы парламента и его должностных лиц, их правового положения.


В течение пяти дней после начала работы парламент но­вого созыва избирает Коллегию выборщиков в составе 45 депу­татов, которая действует весь срок полномочий соответству­ющего созыва. Состав этой коллегии должен соответствовать соотношению сил в парламенте. Главной задачей Коллегии выборщиков является подготовка выборов постоянных комис­сий парламента и его должностных лиц.

Кроме Большой комиссии, в течение семи дней после на­чала работы парламента на весь срок его полномочий изби­раются постоянные комиссии: конституционная, по иностран­ным делам, законодательная, финансовая и банковская. Эти пять комиссий парламент должен образовать в обязательном порядке. Но он вправе создавать и другие постоянные комис­сии. В настоящее время, кроме указанных выше, существует еще восемь комиссий.

Аппарат, обслуживающий парламент, состоит из лиц, не являющихся депутатами. Важную роль в деятельности парла­мента играет канцелярия (секретариат), возглавляемая гене­ральным секретарем. Для контроля за ее работой избираются шесть депутатов во главе с председателем парламента, состав­ляющих Управление канцелярией. Одновременно избирают­ся также их заместители.

Значительная часть контрольных полномочий, принадле­жащих парламенту, осуществляется избираемыми специаль­ными лицами. К их числу относятся уполномоченные Госу­дарственного банка, ревизоры парламента, доверенные лица и особое должностное лицо, именуемое омбудсманом парла­мента.

На одной из очередных сессий парламента в соответствии с той же процедурой, которая предусмотрена для выборов его председателя, выбирается в качестве омбудсмана парламента лицо, «наиболее сведущее в праве». Через два года на тот же четырехлетний период избирается заместитель омбудсмана, который наряду с ним исполняет указанные функции и в слу­чае, если омбудсман не может осуществлять свои обязанно­сти, замещает его в работе. Однако право контроля за дея­тельностью Государственного совета и канцлера юстиции может осуществлять только сам омбудсман. В случае ухода ом­будсмана со своего поста его преемник остается на своем по­сту только до окончания срока его законных полномочий.

Согласно принятой парламентом в 1919 г. Инструкции для омбудсмана, он должен выполнять функции контроля за законностью действий Государственного совета, канцлера юс­тиции, должностных лиц, судебных органов и органов ком­мунального самоуправления. Он может расследовать соблюде­ние как закона, так и правил процедуры, с помощью которых в той или иной инстанции рассмотрено какое-либо дело и принято решение. При рассмотрении вопроса о законности действий того или иного должностного лица или органа учи­тывается, не превышены ли полномочия этого лица, установ­ленные законом, приняты ли во внимание юридически зна­чимые факты, своевременно ли принято решение и т.д.

Омбудсман не вмешивается в работу судебных органов и не может отменять их приговоры или решения, но он вправе воз­буждать дела против тех судей, которые нарушают законность, пренебрегают своими обязанностями. Юрисдикция омбудсма­на включает даже проверку законности деятельности должно­стных лиц евангелически-лютеранской церкви и других рели­гиозных общин в той мере, в какой она затрагивает светские вопросы (например, регистрация брака или его расторжение).


Наиболее важным источником информации для омбудсма­на являются жалобы населения. Любой гражданин, обладаю­щий полной правоспособностью, может подать жалобу на дей­ствия должностного лица в канцелярию омбудсмана. Другим важным источником информации являются инспекционные поездки, посещения соответствующих учреждений, ознаком­ление со всеми документами государственных органов, судов и органов коммунального самоуправления, присутствие на сес­сиях и заседаниях Государственного совета, судебных заседа­ниях, при разборе дел в полицейских участках.

Омбудсману предоставлено право возбуждать уголовные дела против должностного лица в случае, если его деяния под­падают под действие уголовного закона. В иных случаях ом­будсман предлагает соответствующему лицу учесть замечания или направляет материалы в вышестоящую инстанцию. Еже­годно омбудсман должен направлять в парламент отчет о своей деятельности.

Конституция Финляндии устанавливает, что суверенная власть в государстве принадлежит народу, представителем ко­торого является парламент. За парламентом закреплены сле­дующие полномочия: принятие и изменение конституцион­ных законов, иных законов по различным вопросам жизни страны, утверждение государственного бюджета, решение во­просов войны и мира, ратификация международных догово­ров, определение системы государственных органов, а также принципов государственного управления и организации и де­ятельности органов коммунального самоуправления, админи­стративно-территориального управления страны, контроль за деятельностью исполнительной власти — Государственного совета, а равно и административного аппарата, контроль за законностью деятельности судов и органов местного самоуп­равления, руководство работой Государственного банка, кон­троль за денежной системой страны и регулирование денеж­ного обращения, определение своей собственной структуры и парламентской процедуры.







Date: 2015-10-18; view: 354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию