Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема социализации в работах П. П. БлонскогоВ советской педагогической науке социальная педагогика не сложилась в самостоятельную отрасль. Тем не менее в первые десятилетия после Октябрьской революции (до начала 30-х годов) не было ни одного значительного педагога, который бы в той или иной мере не предпринимал попытку вычленить отдельные стороны процесса социализации в общей системе формирования нового человека социалистического общества. Марксистская концепция воспитания рассматривала его, в первую очередь, как процесс социальный, делала упор на специальную, педагогически организованную систему усвоения воспитанниками социально значимых (с точки зрения пролетарской идеологии) норм, ценностей, способов деятельности и поведения. Разработка проблемы социализации тесно связана с творчеством П. П. Блонского. Еще в дореволюционных работах «Задачи и методы новой народной школы» (1916 г.), «Школа и общественный строй» (1917 г.) и «Школа и рабочий класс» (1917 г.) П. П. Блон-ский выступил с острой и беспощадной критикой старой российской школы за ее формализацию образования, отчуждение от народа и незнание реальной жизни. «Мы должны самым решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни и вернуться к античному пониманию школы, как школы жизни» [46, с. 39]. В новой народной школе ребенок должен учиться жить, то есть не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. П. П. Блонский хотел, чтобы в школе путем самовоспитания, самообразования и труда создавался творец новой жизни. Такую новую школу он представлял как самостоятельную детскую общину с коллективной деятельностью учащихся, которая по самой своей организации и содержанию занималась бы не только обучением детей, но всей их жизнью. Окружающую природную и общественную среду ребенок, по мнению П. П. Блонского, воспринимает как единое целое, в центре которого находится он сам. Первый «гори- зонт» среды ребенка — семья. Впоследствии она расширяется до уровня школы, улицы, города, страны и всего культурного мира. Эти «горизонты» (уровни) среды наблюдаются и изучаются ребенком как человеческая жизнь. «Действительный интерес к ней и зоркое внимание пробудятся у ребенка лишь тогда, когда он втянется в активное участие в окружающей его человеческой жизни» [46, с. 59]. П. П. Блонский пытается предложить конкретную программу изучения окружающей ребенка среды, называя этот необычный для начальной школы предмет «человековедением». Его содержание он представлял в виде расширяющихся концентрических кругов. Первый большой раздел человековедения — «жизнь школы»; знакомство с ее кабинетами, мастерской, садом, рассматривание коллекций и аквариума, встречи с другими учителями и даже школьным сторожем. Второй раздел — «семья и ее жизнь»: квартирный вопрос (плохая или хорошая квартира, ремонт, отопление); члены семьи (отец — его работа, мать — ее забота о детях; как готовится обед; прислуга в доме; вечера в семье); горе и радость в семье; знакомые, соседи, их жизнь; праздники в семье; игры и труд в семье. «Вместе с рассказами детей об их жизни в семье в школу входит to влияние семьи» [46, с. 61]. Третий раздел (или круг, как его именует П. П. Блонский, следуя принципу «расширения человеческого „Я"») — квартал в городе или родная деревня. Здесь предлагается множество тем: улица в различные времена года, продавец газет и разговор о газете, лавка, почта, церковь, сапожник, трамвай — словом, все, что встретится ребенку на городской или деревенской улице, впечатления от пребывания в церкви, на кладбище, в поле, в лесу... Интересно, что представления о природе П. П. Блонский советует предпосылать представлениям об общественных отношениях. Ребенок, совершая экскурсии в лес, в поле, на реку, наблюдая изменения в природе на своей улице, узнает природу в ее отношении к человеку: и как его естественную среду, и как предмет человеческого труда. Последний «круг» — родина и родной народ. Лучший способ создать живые представления о жизни своей родины и народа —- «воображаемые путешествия». Дети по карте разрабатывают маршрут, садятся в воображаемый поезд, а учитель, беря на себя роль жителя то одной, то другой местности, рассказывает им, используя альбомы, открытки, «волшебный фонарь», обо всех достопримечательностях и жизни людей. Важно отметить, что в своих ранних работах П. П. Блонский выступал против тенденциозного навязывания школьникам идей господствующей политической партии. Он обеспокоенно подчеркивал, что партийная пропаганда в педагогическом отношении абсолютно недопустима, так как жесткая политизация неизбежно разрушает единение ума и сердца ребенка с живым познанием родины, органично обогащающим воспитание процессом социализации. В книге «Трудовая школа» (1919 г.) он конкретизирует свои представления о новой школе в форме единой индустриально-политехнической трудовой школы. Индустрия, по его словам, факт не только технический, но и социальный. Являясь базой социальных отношений и тенденций, она дает ученикам самый надежный ключ к их пониманию и воздействию на них. Иными словами, он пытался найти такую форму общественного воспитания, которая позволяла бы ориентироваться и на социализацию воспитанников. Позднее, на рубеже 20-х — 30-х годов, вплотную занявшись педологией, П. П. Блонский указывал, что дети вступают в общение с окружающей средой с шестимесячного возраста: с этого времени начинается их социализация. Но без преднамеренно организованного воспитания и систематического обучения, лишь за счет процесса социализации, человек окажется вне цивилизации, какими бы задатками и возможностями ни наделила его природа. В работах П. П. Блонского этого периода (особенно связанных с изучением возрастных особенностей детей) обращает на себя внимание тенденция противопоставления общественного воспитания социализации, утверждение его решающей роли. Так, он уже доказывает, что даже младший школьник проявляет активную политическую направленность, что его «симпатии к Советской власти растут, когда он видит конкретные факты ее политики, направленной на поднятие благосостояния рабочего класса и колхозников. В общем, наши дети — советские дети. Но мы не можем останавливаться на этом. Задача педагога — дать коммунистическое воспитание и на все 100% искоренить религию, шовинизм, национализм и все другие влияния старой среды» [45, с. 490]. К сожалению, контекст тоталитарной политической системы принципиально изменил взгляды П. П. Блонского на ребенка как пытливого, активного участника реальной жизни. ■
|