Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема социализации в работах П. П. Блонского





В советской педагогической науке социальная педагогика не сло­жилась в самостоятельную отрасль. Тем не менее в первые десяти­летия после Октябрьской революции (до начала 30-х годов) не было ни одного значительного педагога, который бы в той или иной мере не предпринимал попытку вычленить отдельные сторо­ны процесса социализации в общей системе формирования нового человека социалистического общества. Марксистская концепция воспитания рассматривала его, в первую очередь, как процесс со­циальный, делала упор на специальную, педагогически организо­ванную систему усвоения воспитанниками социально значимых (с точки зрения пролетарской идеологии) норм, ценностей, способов деятельности и поведения.

Разработка проблемы социализации тесно связана с творчеством П. П. Блонского. Еще в дореволюционных работах «Задачи и мето­ды новой народной школы» (1916 г.), «Школа и общественный строй» (1917 г.) и «Школа и рабочий класс» (1917 г.) П. П. Блон-ский выступил с острой и беспощадной критикой старой россий­ской школы за ее формализацию образования, отчуждение от на­рода и незнание реальной жизни. «Мы должны самым решитель­ным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни и вернуться к античному пониманию школы, как школы жизни» [46, с. 39]. В новой народной школе ребенок должен учиться жить, то есть не только познавать действительность, но и преобразовывать ее. П. П. Блонский хотел, чтобы в школе путем самовоспитания, самообразования и труда создавался творец новой жизни. Такую новую школу он представлял как самостоятельную детскую общину с коллективной деятельностью учащихся, которая по самой своей организации и содержанию занималась бы не только обучением детей, но всей их жизнью. Окружающую природную и обществен­ную среду ребенок, по мнению П. П. Блонского, воспринимает как единое целое, в центре которого находится он сам. Первый «гори-


зонт» среды ребенка — семья. Впоследствии она расширяется до уровня школы, улицы, города, страны и всего культурного мира. Эти «горизонты» (уровни) среды наблюдаются и изучаются ребен­ком как человеческая жизнь. «Действительный интерес к ней и зоркое внимание пробудятся у ребенка лишь тогда, когда он втя­нется в активное участие в окружающей его человеческой жизни» [46, с. 59].

П. П. Блонский пытается предложить конкретную программу изучения окружающей ребенка среды, называя этот необычный для начальной школы предмет «человековедением». Его содержание он представлял в виде расширяющихся концентрических кругов. Пер­вый большой раздел человековедения — «жизнь школы»; знаком­ство с ее кабинетами, мастерской, садом, рассматривание коллек­ций и аквариума, встречи с другими учителями и даже школьным сторожем. Второй раздел — «семья и ее жизнь»: квартирный вопрос (плохая или хорошая квартира, ремонт, отопление); члены семьи (отец — его работа, мать — ее забота о детях; как готовится обед; прислуга в доме; вечера в семье); горе и радость в семье; знако­мые, соседи, их жизнь; праздники в семье; игры и труд в семье. «Вместе с рассказами детей об их жизни в семье в школу входит to влияние семьи» [46, с. 61]. Третий раздел (или круг, как его имену­ет П. П. Блонский, следуя принципу «расширения человеческого „Я"») — квартал в городе или родная деревня. Здесь предлагается множество тем: улица в различные времена года, продавец газет и разговор о газете, лавка, почта, церковь, сапожник, трамвай — словом, все, что встретится ребенку на городской или деревенской улице, впечатления от пребывания в церкви, на кладбище, в поле, в лесу... Интересно, что представления о природе П. П. Блонский советует предпосылать представлениям об общественных отноше­ниях. Ребенок, совершая экскурсии в лес, в поле, на реку, наблюдая изменения в природе на своей улице, узнает природу в ее отноше­нии к человеку: и как его естественную среду, и как предмет человеческого труда. Последний «круг» — родина и родной народ. Лучший способ создать живые представления о жизни своей роди­ны и народа —- «воображаемые путешествия». Дети по карте разра­батывают маршрут, садятся в воображаемый поезд, а учитель, беря на себя роль жителя то одной, то другой местности, рассказывает им, используя альбомы, открытки, «волшебный фонарь», обо всех достопримечательностях и жизни людей.

Важно отметить, что в своих ранних работах П. П. Блонский выступал против тенденциозного навязывания школьникам идей господствующей политической партии. Он обеспокоенно подчер­кивал, что партийная пропаганда в педагогическом отношении абсолютно недопустима, так как жесткая политизация неизбежно разрушает единение ума и сердца ребенка с живым познанием родины, органично обогащающим воспитание процессом социали­зации. В книге «Трудовая школа» (1919 г.) он конкретизирует свои


представления о новой школе в форме единой индустриально-по­литехнической трудовой школы. Индустрия, по его словам, факт не только технический, но и социальный. Являясь базой социальных отношений и тенденций, она дает ученикам самый надежный ключ к их пониманию и воздействию на них. Иными словами, он пытал­ся найти такую форму общественного воспитания, которая позво­ляла бы ориентироваться и на социализацию воспитанников.

Позднее, на рубеже 20-х — 30-х годов, вплотную занявшись пе­дологией, П. П. Блонский указывал, что дети вступают в общение с окружающей средой с шестимесячного возраста: с этого времени начинается их социализация. Но без преднамеренно организован­ного воспитания и систематического обучения, лишь за счет про­цесса социализации, человек окажется вне цивилизации, какими бы задатками и возможностями ни наделила его природа. В работах П. П. Блонского этого периода (особенно связанных с изучением возрастных особенностей детей) обращает на себя внимание тен­денция противопоставления общественного воспитания социализа­ции, утверждение его решающей роли. Так, он уже доказывает, что даже младший школьник проявляет активную политическую на­правленность, что его «симпатии к Советской власти растут, когда он видит конкретные факты ее политики, направленной на подня­тие благосостояния рабочего класса и колхозников. В общем, наши дети — советские дети. Но мы не можем останавливаться на этом. Задача педагога — дать коммунистическое воспитание и на все 100% искоренить религию, шовинизм, национализм и все другие влияния старой среды» [45, с. 490]. К сожалению, контекст тота­литарной политической системы принципиально изменил взгляды П. П. Блонского на ребенка как пытливого, активного участника реальной жизни.

Date: 2015-10-18; view: 1467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию