Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализация в социально-педагогической теории Пауля Наторпа





Параллельно и отчасти независимо проблема социализации лич­ности исследовалась в социальной педагогике, которая как наука оформилась к началу XX века. Одним из ее основоположников был Пауль Наторп — немецкий философ и педагог. С 1885 года и до конца своей жизни (до 1924 года), будучи профессором Map-бургского университета, он занимался исследованием и интерпре­тацией философских и педагогических воззрений Платона и Пес-талоцци. Еще в первые десятилетия XX века в своих работах «Со­циальная педагогика» и «Культура народа и культура личности» он систематизировал понятия и категории социальной педагогики, а в качестве предмета новой науки выделил социальные условия обра­зования и образовательные условия социальной жизни.

Воспитание, как утверждал П. Наторп, имеет своей задачей «привести индивида к воссоединению с обществом; таким образом, за объективной и социальной точкой зрения должно оставаться всегда преобладающее значение» [297, с. 185].

Не оперируя еще понятием «социализация» (оно вошло в обиход только в середине XX века), П. Наторп ставит в центр своей со­циально-педагогической концепции «свободное самовоспитание в общности жизни взрослых». Он подчеркивает: человек не форми­руется как отдельная единица общества, сам по себе. Это такая же абстракция, как атом в физике. В реальной жизни человека делает человеком именно общность с другими людьми, благодаря сотруд­ничеству и «психическим отношениям». «Наука о воспитании сде­лает важные промахи в выполнении своей задачи, если не признает за основное положение и не поставит во главу угла ту мысль, что без общности вообще не было бы и воспитания» [296, с. 77]. Но функции социальной и индивидуальной жизни всегда параллельны, становление активной самопроизвольности, истинной индивиду­альности не только не противоречит влияниям человеческой общ­ности, а напротив, «возвышение к общности есть расширение сво­его „Я"» [296, с. 79].


Решающую роль в качестве своеобразной психологической пред­посылки социализации личности («свободного самовоспитания в общности») П. Наторп отводит воле, считая ее особым видом по­знания, «практическим познанием». Со степенью развития воли он связывает и ступени активности личности («влечение», «воля в узком смысле» и «разумная воля»), ее нравственность как главную добродетель, а также добродетели в сфере разума (истины), влече­ний (меры) и справедливость как социальную добродетель. Благо­даря воле, человек, «хотя и несовершенный, но все-таки предназна­ченный для совершенства, он становится определяющим сам себя фактором» [297, с. 179].

Не случайно П. Наторп ищет обоснование «социальных органи­заций» для воспитания воли и в качестве таковых рассматривает «дом» (то есть семью), школу и «свободное самовоспитание». С со­временных позиций интересна его интерпретация «свободного са­мовоспитания в общности жизни взрослых». Это не область неко­его уединенного самосовершенствования^ а именно совершенство­вание своего внутреннего мира в сотрудничестве со взрослыми, в связи с обществом и для общества. Такое понятие, несомненно, наполнено большим педагогическим смыслом, чем современное понятие «самовоспитание». Оно как бы включает еще и пласт социализации, соединения себя с жизнью общества. «Образование самого себя, человека в себе, свою собственную глубочайшую жизнь включить в цепь великой, вечной жизни человечества, от нее получать и в нее дальше передавать свою жизнь — вот неисчерпае­мый смысл всего здорового, неизувеченного юношеского стремле­ния» [296, с. 267].

Поэтому люди, получившие такое воспитание и «самовоспита­ние в духе общности», обязательно, как считает П. Наторп, станут оплотом мира и демократии в обществе, предупредят и устранят все возможное для социальных конфликтов и революций. Ведь если общество бережно относится к каждому человеческому существу, пестует его как свободную личность, то и человек отплатит окру­жающим той же высокой ценой. Трудно избавиться от впечатления альтруизма педагогической позиции П. Наторпа, особенно, когда он, стремясь показать «нормальное соотношение всех сторон чело­веческого развития», описывает материал практических упражне­ний для организации любовного отношения к ребенку в семье, его эмоциональной жизни, включения его в семейную «социальную экономику», формирования его самостоятельности, «национальных инстинктов», дисциплины и «духа гражданственности» в школьном общении.

Именно его альтруизм позволил П. Наторпу наполнить свою концепцию такой мерой гуманизма, что это дало возможность в начале XX века выделить социальную педагогику как одно из самых прогрессивных направлений педагогической науки. Многие ис­кренние борцы за прогресс общества и освобождение личности


встали на путь образования (в высоком смысле этого понятия) общества и образования каждого человека, следуя утверждению П. Наторпа, что «самоценность личности развивается сильнее все­го как раз в скромной безличной преданности делу, именно об­щественному делу; что именно стремление к освобождению личности, индивидуальности должно вести к социальной рабо­те, которая по ее конечному смыслу будет всегда работой над социальным образованием» [297, с. 6].

Date: 2015-10-18; view: 766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию