Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социализация в социально-педагогической теории Пауля НаторпаПараллельно и отчасти независимо проблема социализации личности исследовалась в социальной педагогике, которая как наука оформилась к началу XX века. Одним из ее основоположников был Пауль Наторп — немецкий философ и педагог. С 1885 года и до конца своей жизни (до 1924 года), будучи профессором Map-бургского университета, он занимался исследованием и интерпретацией философских и педагогических воззрений Платона и Пес-талоцци. Еще в первые десятилетия XX века в своих работах «Социальная педагогика» и «Культура народа и культура личности» он систематизировал понятия и категории социальной педагогики, а в качестве предмета новой науки выделил социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Воспитание, как утверждал П. Наторп, имеет своей задачей «привести индивида к воссоединению с обществом; таким образом, за объективной и социальной точкой зрения должно оставаться всегда преобладающее значение» [297, с. 185]. Не оперируя еще понятием «социализация» (оно вошло в обиход только в середине XX века), П. Наторп ставит в центр своей социально-педагогической концепции «свободное самовоспитание в общности жизни взрослых». Он подчеркивает: человек не формируется как отдельная единица общества, сам по себе. Это такая же абстракция, как атом в физике. В реальной жизни человека делает человеком именно общность с другими людьми, благодаря сотрудничеству и «психическим отношениям». «Наука о воспитании сделает важные промахи в выполнении своей задачи, если не признает за основное положение и не поставит во главу угла ту мысль, что без общности вообще не было бы и воспитания» [296, с. 77]. Но функции социальной и индивидуальной жизни всегда параллельны, становление активной самопроизвольности, истинной индивидуальности не только не противоречит влияниям человеческой общности, а напротив, «возвышение к общности есть расширение своего „Я"» [296, с. 79]. Решающую роль в качестве своеобразной психологической предпосылки социализации личности («свободного самовоспитания в общности») П. Наторп отводит воле, считая ее особым видом познания, «практическим познанием». Со степенью развития воли он связывает и ступени активности личности («влечение», «воля в узком смысле» и «разумная воля»), ее нравственность как главную добродетель, а также добродетели в сфере разума (истины), влечений (меры) и справедливость как социальную добродетель. Благодаря воле, человек, «хотя и несовершенный, но все-таки предназначенный для совершенства, он становится определяющим сам себя фактором» [297, с. 179]. Не случайно П. Наторп ищет обоснование «социальных организаций» для воспитания воли и в качестве таковых рассматривает «дом» (то есть семью), школу и «свободное самовоспитание». С современных позиций интересна его интерпретация «свободного самовоспитания в общности жизни взрослых». Это не область некоего уединенного самосовершенствования^ а именно совершенствование своего внутреннего мира в сотрудничестве со взрослыми, в связи с обществом и для общества. Такое понятие, несомненно, наполнено большим педагогическим смыслом, чем современное понятие «самовоспитание». Оно как бы включает еще и пласт социализации, соединения себя с жизнью общества. «Образование самого себя, человека в себе, свою собственную глубочайшую жизнь включить в цепь великой, вечной жизни человечества, от нее получать и в нее дальше передавать свою жизнь — вот неисчерпаемый смысл всего здорового, неизувеченного юношеского стремления» [296, с. 267]. Поэтому люди, получившие такое воспитание и «самовоспитание в духе общности», обязательно, как считает П. Наторп, станут оплотом мира и демократии в обществе, предупредят и устранят все возможное для социальных конфликтов и революций. Ведь если общество бережно относится к каждому человеческому существу, пестует его как свободную личность, то и человек отплатит окружающим той же высокой ценой. Трудно избавиться от впечатления альтруизма педагогической позиции П. Наторпа, особенно, когда он, стремясь показать «нормальное соотношение всех сторон человеческого развития», описывает материал практических упражнений для организации любовного отношения к ребенку в семье, его эмоциональной жизни, включения его в семейную «социальную экономику», формирования его самостоятельности, «национальных инстинктов», дисциплины и «духа гражданственности» в школьном общении. Именно его альтруизм позволил П. Наторпу наполнить свою концепцию такой мерой гуманизма, что это дало возможность в начале XX века выделить социальную педагогику как одно из самых прогрессивных направлений педагогической науки. Многие искренние борцы за прогресс общества и освобождение личности встали на путь образования (в высоком смысле этого понятия) общества и образования каждого человека, следуя утверждению П. Наторпа, что «самоценность личности развивается сильнее всего как раз в скромной безличной преданности делу, именно общественному делу; что именно стремление к освобождению личности, индивидуальности должно вести к социальной работе, которая по ее конечному смыслу будет всегда работой над социальным образованием» [297, с. 6]. ■
|