Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Н. К. Крупская и А. В. Луначарский о социализации





Для исследования проблемы социализации личности ребенка мо­лодой советской педагогике важно было отношение к этой про­блеме ее главных лидеров — Н. К. Крупской и А. В. Луначарского. Н. К. Крупская, как официальный идеолог новой пролетарской педагогической науки, выступила с концепцией, утверждавшей ак­тивное включение подрастающего поколения в систему социа­листических общественных отношений. В своей известной статье 1923 года «К вопросу о целях школы» она писала: «И буржуазия, и рабочий класс ставят школе определенные цели, но буржуазия смотрит на школу как на средство классового господства, а проле-


тариат смотрит на школу как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому господству. Цели буржуаз­ного государства ведут к подавлению личности громадного боль­шинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе ра­бочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, расшире­нию его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целями буржуазии и целями пролетариата» [216, с. 173].

Н. К. Крупская по существу ставит вопрос не о целях школьного воспитания, как иногда принято его толковать в историко-педаго-гической литературе, а о целях школы как социального института. Утверждая, что ценности конкретной личности и цели общества в пролетарском государстве совпадают, она как и многие ее идеоло­гические последователи, способствовала отчуждению общественно­го воспитания от реальной жизни ребенка, подмене ее абстрактны­ми идеями о светлом будущем.

В 20-е годы Н. К. Крупская в своих работах активно оперирует определением сущности воспитания как общественной категории, в котором уже обозначался аспект социализации. По ее мнению, следует различать «воспитание в узком смысле» как «преднамерен­ное и систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подростков» [217, с. 368] от «воспитания в широком смысле», которое совершается под влиянием всего уклада жизни общества, всей суммы воздействий окружающей действительности. Очевидно, под «воспитанием в широком смысле» она имела в виду социаль­ную детерминированность формирования личности, его обуслов­ленность экономикой и политикой. Она указывала, что этот, во многом стихийный, процесс в условиях социализма будет стано­виться все более организованным и целенаправленным, и совет­ской педагогической науке следует активнее изучать его, вносить в него элемент педагогического руководства, учиться управлять этим глобальным процессом в интересах коммунистического воспита­ния. «Мы организуем воспитание наших детей в гуще жизни, при помощи этой кипучей жизни, идущей по пути неустанной и все более глубокой борьбы за социализм. Однако воспитание в гуще жизни требует очень серьезных предпосылок. Оно требует знания окружающей среды. Не поверхностного, краеведческого, в старом смысле слова, или обывательского знания этой среды. Оно требует марксистского анализа этой среды, анализа общественных явле­ний, в ней происходящих, умения понять их значимость, их взаи­мосвязь, их причины, их положительное или отрицательное значе­ние» [217, с. 382].

Таким образом, Н. К. Крупская ставит вопрос о том, что воспи­тание в его традиционном понимании следует дополнить изучением социологических сторон этого процесса. Но такой «марксистский


анализ» необходим для того, чтобы сделать воспитание более кон­тролируемым со стороны правящей большевистской партии и госу­дарства, уже проявлявшего черты тоталитаризма.

На эту же проблему обращал внимание и А. В. Луначарский. В 1927 году в статье «Социологические предпосылки советской педагогики» он писал: «Правду говорят те, кто утверждает, что сама жизнь и весь общественный строй воспитывает. Это социологиче­ски совершенно верно» [251, с. 189]. Но раскрывая далее возмож­ности участия школы в общественной жизни, ее взаимодействие с общественной средой, он замечает, что реальная жизнь с ее стихий­ными влияниями слишком пестра и хаотична, в ней рядом с про­грессивными элементами много сомнительных и дурных. Поэтому она вовсе не ведет ребенка по прямой линии воспитания к желае­мому «типу социалиста-борца». И А. В.Луначарский, так же, как и Н. К. Крупская, по существу строго очерчивает официальную установку советской педагогики: все определяет партийно-государ­ственная система воспитания и образования, ибо только с их по­мощью можно «вкладывать марксистское мировоззрение в голову каждого». А. В. Луначарский заявляет: «Школа как государственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем вся социальная жизнь; пропитаться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа дол­жна выправить те искривления, которые даст ребенку жизнь» [251, с. 190].

Такое снисходительное отношение к формирующему воздей­ствию жизни как к чему-то вторичному, по сравнению с государ­ственно-воспитательными учреждениями, будет и в дальнейшем характеризовать позицию официальной советской педагогики. Толь­ко сейчас становится ясно, что, утверждая приоритет и всемогуще­ство организованного воспитания, педагогика оправдывала всеоб­щее производство послушных стандартных «винтиков».

Date: 2015-10-18; view: 1391; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию