Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные группы и общности





Глава 7. Социальная среда и социализация

 

Социальная среда и индивид

 

 

Эволюционный переход от «Они» к «Я»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношение общества и сообщества по Г.Зиммелю

 

Социальные группы и общности

Общество - совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа - фундамент человеческого общества, поскольку само оно - одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов.

 

Типология социальных групп
Социальные группы -относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества.
Размер группы
Большая группа - совокупность всех носителей одного социального статуса в социальной структуре общества. Малые группы —небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Критерий выделения
Реальная группа — это большая совокупность людей, которая выделяется на основании реально существующих признаков: возраст, пол, национальность, доход, родство и брак, профессия, место жительства. Номинальные группы (социальные категории) - искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения: пассажиры пригородных поездов; состоящие на учете в психдиспансере; монородительские, многодетные или малодетные семьи; имеющие временную или постоянную прописку; проживающих в коммунальных квартирах
Характер отношений
Первичные группы – небольшая ассоциация людей, связанных эмоциональными узами и доверительными отношениями: рабочие группы, семья, дружеские компании, игровые группы, соседские сообщества. Вторичные группы – некоторое количество людей, отношения между которыми носят обезличенно-формальный характер: отношения между продавцом и покупателем.
Степень регламентации отношений
Формальная группа -группа, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируются официальными правилами организации и социальными институтами. Неформальная группа – совокупность людей, основанная на знакомстве, межличностных отношениях, общих интересах, взаимных симпатиях.
Тип идентификации с группой
Ингруппа – группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит: семья, друзья, коллеги. Аутгруппа – это группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. Референтная группа - группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.
   
       

 

 

 

Группа членства и референтная группа: а) совпадение (можно говорить о благополучии и гармонии); б) несовпадение (напряжение и конфликт)
Группа, к которой принадлежит индивид, именуется группой членства, группой взаимодействия, группой самоидентификации.

 

 

 

Дружеская компания — пример малой группы.

 

Социальные общности - объединения людей, которые возникают и формируются на основе культурно-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозрастные), места в общественном производстве (классы) или различаются по территориально-региональным и поселенческим признакам (городские и сельские общности).
¯
Ситуативные общности — массовые образования, члены которых сплочены только кратковременными совместными действиями либо относительно непродолжительной деятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зрелища, аудитории слушателей и телезрителей).   Организованные общности - сплочены единством целенаправленной деятельности. Цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговые (неформальные молодежные объединения типа "рокеров", "металлистов", "брейкеров"), социальные (альтернативные движения), политические (партии, народные фронты), девиантные (банды, мафия).
Социальная организация - искусственно сконструированная общность людей, созданная кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, вознаграждение и наказание).
       

 


 

Групповая структура общества
Социальные общности занимают особое место в групповой структуре общества, сочетая свойства больших и малых групп.

 







Date: 2015-10-18; view: 686; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию