Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностные аспекты позиции РПЦ по актуальным вопросам развития Российского государства и общества
Можно говорить о том, что в идеалах церковно-государственных отношений, выработанных в церковном учении Византии и нашедших отражение в церковном учении России, четко просматривается тенденция на восприятие государственного института как оптимального социального партнера. В “Социальной концепции Русской Православной Церкви”» рассматриваются исторические и богословские предпосылки формирование основных положений социальной концепции современной РПЦ (ОСК), проводится анализ нового образа государства, который нашел свое отражение на страницах данного церковного документа. ОСК провозглашает смену догматических ориентиров по отношению к миру. Таким образом, можно говорить, что произошла также и смена целей лежащих перед Церковью. Отныне она не только заботится о спасении человеческих душ в этом мире, но также существует для спасения и восстановления самого мира. По современному учению Русской православной церкви в этом мире существуют два значимых института: Церковь и государство. Их природа различна: первая основана непосредственно самим Богом и является богочеловеческим организмом, второе же богоустановленно опосредовано. Цель Церкви, как уже говорилось, спасать людей и преображать мир. В этой искупительной миссии государству достается роль помощника, т.к. оно изначально было санкционировано Богом для ограничения зла и поддержки добра. В этом РПЦ видит нравственный смысл существования государства. Таким образом, Церковь вырабатывает христианские нравственные нормы, исполнение которых приведет к преображению существующего мира. Но Церковь не может распространять свои религиозные идеи с помощью принуждения, потому что тем самым она вступит в противоречие с собственным учением, где нет места силе. Поэтому она вынуждена вступать в союз с государством, которое может противостоять греху насилием, используя аппарат принуждения и ограничения. Таким образом, дальнейший анализ социального учения современной РПЦ показывает, что на страницах «Основ социальной концепции РПЦ» представлен социальный проект, основные программные положения которого раскрывается через взаимодействие двух структур – Церковь и государство. Церковь занимается выработкой религиозно-нравственных идей, на основе которых должна строиться жизнь человека. Направляя деятельность каждого отдельного индивида на творение добра по отношению друг к другу, Церковь стремиться преобразить само общество. На современном этапе развития государственности РПЦ, выступающая за отделение от государства, вынуждена сотрудничать со светскими властями при решении социальных вопросов. Однако в будущем вся социальная сфера будет передана в ведомство Церкви, т.к. только так возможно успешно завершить православную миссию преображения мира. С ростом духовного уровня общество под руководством церковной иерархии выйдет на такой этап исторического развития, когда необходимость в государственном институте естественным образом отпадет. В принятой социальной концепции РПЦ первые в истории Церкви обозначены новый тип взаимоотношений между государством и Церковью. Принимая во внимание греховную природу государства, Церковь как бы стоит на позициях «критической солидарности» по отношению к государству. Революционным событием является именно смена социального партнера: вместо государства и власти, в которых Церковь прежде видела олицетворение и субстанцию общества, главным партнером диалога отныне становится само общество, ключевым, но частным представителем которого является государство. На современном этапе развития РПЦ можно выделить три крупных идейных течения. В литературе их условно обозначают как модернисты (либералы), традиционалисты (консерваторы) и фундаменталисты. Хотя следует отметить, что подобная классификация не является устоявшейся. Данные идейно-религиозные течения внутри РПЦ на основе принципиального расхождения во взглядах на решения основных вызовов современности, стоящих перед Церковью, по-разному воспринимают проблему построения церковно-государственных отношений. Православные фундаменталисты воспринимают государственный институт как силу, направленную на поддержание зла, и поэтому выступают против социального партнерства с ним. Взамен предпочитают автономное существование и минимизацию общения с внешней средой. Их главные идеологические соперники – модернисты – также не воспринимают государство как социального партнера. Однако, в отличие от фундаменталистов провозглашают открытость миру, рассматривая общество основным объектом воздействия. Можно определить общественный идеал православных либералов как развитое гражданское общество, базирующееся на достоинстве и правах человека, свободе и любви как основополагающих христианских ценностях. Политический идеал такого общества они видят в демократии и правовом государстве. Они также выступают за ограничения сотрудничества РПЦ с государством, рассматривая общество — основным объектом воздействия Церкви. Православные консерваторы, напротив, придерживаются строгих этатистских взглядов и выступают за воссоздание традиционной симфонии Церкви и государства. Консерваторы отвергают любые утверждения относительно аполитичности православия и придерживаются ярко выраженных монархических позиций. Политический идеал представителей данного течения — Российская империя второй половины XIX века. Поэтому православные консерваторы выступают за необходимость воссоздания через союз Церкви и государства Российской православной империи, которая является выражением политической миссии русского народа вести остальные народы к спасению. Таким образом, в основе политических идей православного консерватизма лежит концепция русского мессианского национализма. На примере идейно-политических взглядов игумена Вениамина (Новика) можно провести анализ образа института государства и идеала церковно-государственных отношений, распространенных в среде современных церковных либералов. Оптимальному общественному устройству игумена Вениамина соответствует демократическая форма правления. Демократический строй оптимально соответствует христианской вере. Главная задача Церкви в таком государстве – воспитательная. Она должна с помощью проповеднической и миссионерской деятельности изменить менталитет православных верующих, победить архаические стереотипы в их умах. Она обязана ориентировать верующих на этический поступок по отношению к другим людям, т.е. всеми силами помочь гражданам осознать, что общественная жизнь не является чем-то побочным, не заслуживающим специального внимания. Таким образом, Церковь попытается направить общество на путь примирения, пробудить общественную инициативу. Вследствие такой просветительской работы социум сможет придти к оптимальному общественному устройству. Таким образом, христианство, по мнению игумена Вениамина, является основой для демократического обновления общества. Нетрудно заметить, что автор в своей концепции уделяет мало места самому государству. Для него главным социальным партнером Церкви является само общество, которое определяет форму бытия государства. Во взглядах церковных модернистов нет места этатизму консерваторов, хотя и нельзя говорить о нигилистическом подходе, свойственном фундаменталистам. Позиция либералов, скорее, схожа с точкой зрения официальной Церкви: «критическая солидарность» в борьбе с открытым проявлением зла. Для Вениамина и его сторонников государство – лишь форма общественной организованности и не более того, которой Церковь с помощью христианского учения способна определить границу не вмешательства в жизнь человека. Отношения между Русской Православной Церковью (далее РПЦ) и государством в настоящее время вышли на новый уровень, где государство косвенно предлагает церкви идеологическую роль в общественной жизни. Православная церковь активно призывает не только своих последователей, но и все общество придерживаться традиционных христианских ценностей и традиционных нравственных моральных принципов, т.к. именно на этом базисе, по мнению церкви, можно построить здоровее общество и сильное государство. Власть заинтересована в том, чтобы граждане в отдельности и все общество в целом обратилось к своим историческим корням, традиционным ценностям и воспитало в себе все лучшее из нашей истории. После бурного десятилетия 1990-х гг. общество, да и само государство оказалось в жестком идеологическом разнообразии и жестком национальном вакууме, т.к. не удавалось найти какие-либо приемлемые общественные позиции и установки, которые способствовали бы консолидации нации. Именно поэтому РПЦ стала активно предлагать государству свою общественно-политическую позицию и высказываться по значимым вопросам политической и общественной жизни. В 1990-е гг. происходило оформление общественно-политических взглядов РПЦ которые наиболее полно были отражены только в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви», принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. В данном документе церковь излагает базовые положения своего учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. В Основах Социальной концепции церковь предложила свою концепцию церковно-государственных отношений – концепцию «соработничества государства и церкви», где церковь заявила о себе как равноправном партнере и акторе политических отношений. Дальнейшее развитие идеологии РПЦ связано с обоснованием православного понимания прав человека и излагается в виде «Учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом на Архиерейском Соборе в 2008 г. Это фактически является православной концепцией прав человека, которая противопоставляется ее западной либеральной интерпретации. С момента избрания митрополита Кирилла (Гундяева) патриархом Московским и всея Руси значительно изменяется вектор отношений РПЦ с государством и обществом. Церковь стремится стать более открытой и активно предлагает обществу свое видение дальнейшей стратегии развития страны. Анализируя последствия финансово-экономического кризиса 2008 года, РПЦ подчеркивает, что преодоление кризиса возможно только при изменении существующей системы экономических отношений, создании новых методов управления экономикой и возвращении к нравственной ответственности и обращении к нуждам людей. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года и необходимость модернизации страны стоящая на повестке дня непосредственно затронута и церковью. РПЦ призывает государство при этом учитывать исторический опыт страны и духовно-нравственные ценности. Для перехода на инновационный путь развития церковь выделяет три необходимых условия: возрождение трудовой этики и создание ответственную социальной политики; наличие справедливой конкуренции и искоренение коррупции; солидарность общества на принципах социальной справедливости. Солидарность же заключается в воспитании чувства нравственной гражданской ответственности. РПЦ с точки зрения своей мировоззренческой позиции выработала рекомендации и предложила формы их реализации для стратегии развития страны, а также критически оценила существующие итоги финансового и социально-экономического кризиса. Для решения существующих проблем и дальнейшей модернизации общественно-политической жизни государства необходимо преодолеть нравственную деградацию общества и стремление к материальному обогащению, и возвратиться к морально-этическим и нравственным нормам. Церковь призывает государство обратиться к духовным идеалам российского общества с целью сохранения российской цивилизации с опорой на ее базовые ценности – ценности служения ближним и Отечеству. Православная церковь последовательно выступает за интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Приоритетным направлением же - утверждается необходимость сохранения и расширения единства «русского мира» (славянских народов России, Украины, Белоруссии) в рамках обозначенной патриархом Кириллом концепции цивилизации Святой Руси или исторической Руси. РПЦ предлагает новую концептуальную модель построения российского общества и государства, основанную на духовно-нравственных идеалах исторической Руси - «русской цивилизации» в базисе которой лежат нравственные основы традиционных религий, прежде всего, православия. РПЦ предлагает государству определенный свод принципов и правил для создания этих отношений – новую модель социально-экономического и политического развития страны с сильным государством, сильной нацией и сильной церковью[74]. Выводы по второй главе: Русская православная церковь Московского патриархата (далее - РПЦ) - крупнейшая религиозная организация в Российской Федерации по числу своих приверженцев Русская православная церковь может рассматриваться как институциональное религиозное образование, которое взаимодействует с государственными институтами по широкому кругу вопросов, касающихся как правового регулирования положения религиозных организаций, так и практических аспектов существования церкви в политической системе РФ. Кроме того, при осуществлении институциональных взаимодействий с государственными институтами церковь может опосредованно использовать ресурсы иных институтов политической системы - партий, общественных организаций и т.п. Эти негосударственные институты могут рассматриваться как каналы косвенного влияния РПЦ на государственные институты политической системы. совокупность возможных взаимодействий государственных институтов и РПЦ позволяет Русской православной церкви выступать как объектом государственной политики, подчиняющимся законам, регулирующим деятельность религиозных организаций на территории РФ, так и субъектом политики, т.е. активным, направляющим началом, способным влиять на деятельность государственных институтов, способствовать изменению и модификации действующего законодательства В связи с принятием христианства на Руси получила свое развитие благотворительность как непременное следствие проникнутого христианским учением духа, в основу которого положен завет Христа "Любите ближнего как самого себя". Евангельское учение о милостыне, слова Христа об отношении к ближнему: "блаженни милостивые, яко тии помилованы будут", "продайте имения ваша и дадите нищим", - вот тот фундамент, на котором создавалась русская благотворительность, в основе которой идея помощи ближнему "как брату во Христе". к XIX столетию в России был накоплен достаточно богатый опыт государственно-церковных отношений в сфере социальной деятельности Русской православной церкви Мы живем в сложном и противоречивом мире. В мире, декларирующем права и свободы человека, стремящемся к единству и справедливости, и вместе с тем в мире враждебном, проникнутом грехом и пороком Святая церковь, пребывая в человеческом сообществе и совершая завещанное ей Спасителем дело свидетельствования истины, не может оставаться равнодушной к беспокоящим это сообщество проблемам Государственная деятельность (на законодательном уровне) по профилактике алкоголизма, медицинское лечение людей, страдающих алкоголизмом, и деятельность Русской православной церкви являются на сегодняшний день наиболее эффективным вариантом решения проблемы алкогольной деградации общества. С учетом зарубежного опыта необходимо разработать программу развития сети центров ресоциализации алкогольно-зависимых для пациентов, желающих освободиться от химической зависимости и приобщиться к православной вере. С целью предотвращения вовлечения граждан РФ в тоталитарные секты, различные деструктивные религиозные новообразования подготовить законодательную базу, которая будет способствовать проведению экспертиз и проверок программ реабилитации для лечения алкоголизма и наркомании на территории РФ. В целях профилактики алкоголизма у подрастающего поколения создать систему духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи в виде лекций и бесед, выездных семинаров при участии представителей традиционных для России религий. Конечно же, для реализации совместных программ лечения и реабилитации алкогольно-зависимых нужно предусмотреть необходимое финансирование за счет денежных средств из федерального и регионального бюджетов, совершенствовать систему межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и общественными, религиозными организациями в области профилактики и лечения алкоголизма с целью выработки единой позиции по данному вопросу. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в целом любые задачи, программы социальной реабилитации алкогольно-зависимых граждан в Российской Федерации наиболее эффективно будут решаться во взаимодействии с традиционными для России религиозными организациями, входящими в структуру Русской православной церкви Московского патриархата. Таким образом, Церковь давно уже выступает за борьбу с массовым алкоголизмом в обществе и никогда не оставалась в стороне от этой проблемы и т.д ) В России провозглашен курс на построение гражданского общества. Однако невозможно создать гражданское общество без соблюдения элементарных принципов человеческого мироустройства - установления уважительного отношения к власть предержащим и уважительного отношения власти к своим гражданам. Можно ли этого достичь, если у многих граждан нет элементарных представлений о нравственности Особенно актуален вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. Современный мир, утративший чувство "священного", действует на основании исключительно прагматических, утилитарных мотивов, руководствуясь принципом "бери от жизни все". Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущем к общественной катастрофе.) Можно говорить о том, что в идеалах церковно-государственных отношений, выработанных в церковном учении Византии и нашедших отражение в церковном учении России, четко просматривается тенденция на восприятие государственного института как оптимального социального партнера. В “Социальной концепции Русской Православной Церкви”» рассматриваются исторические и богословские предпосылки формирование основных положений социальной концепции современной РПЦ (ОСК), проводится анализ нового образа государства, который нашел свое отражение на страницах данного церковного документа. В принятой социальной концепции РПЦ первые в истории Церкви обозначены новый тип взаимоотношений между государством и Церковью. Принимая во внимание греховную природу государства, Церковь как бы стоит на позициях «критической солидарности» по отношению к государству. Революционным событием является именно смена социального партнера: вместо государства и власти, в которых Церковь прежде видела олицетворение и субстанцию общества, главным партнером диалога отныне становится само общество, ключевым, но частным представителем которого является государство. На современном этапе развития РПЦ можно выделить три крупных идейных течения. В литературе их условно обозначают как модернисты (либералы), традиционалисты (консерваторы) и фундаменталисты. Данные идейно-религиозные течения внутри РПЦ на основе принципиального расхождения во взглядах на решения основных вызовов современности, стоящих перед Церковью, по-разному воспринимают проблему построения церковно-государственных отношений. Православные фундаменталисты воспринимают государственный институт как силу, направленную на поддержание зла, и поэтому выступают против социального партнерства с ним. Взамен предпочитают автономное существование и минимизацию общения с внешней средой. Date: 2015-10-18; view: 313; Нарушение авторских прав |