Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ социально-правовой направленности в деятельности РПЦ как института гражданского общества





 

В связи с принятием христианства на Руси получила свое развитие благотворительность как непременное следствие проникнутого христианским учением духа, в основу которого положен завет Христа "Любите ближнего как самого себя". Евангельское учение о милостыне, слова Христа об отношении к ближнему: "блаженни милостивые, яко тии помилованы будут", "продайте имения ваша и дадите нищим", - вот тот фундамент, на котором создавалась русская благотворительность, в основе которой идея помощи ближнему "как брату во Христе".

Именно Православная церковь впервые обратилась к проповеди любви и милосердия, сострадания. Святая равноапостольная Великая княгиня Ольга (945 - 957 гг.) помогала нищим, вдовам, сиротам и другим нуждающимся. По уставу Святого равноапостольного князя Владимира Православная церковь взяла под свое покровительство бедных и убогих. В его Уставе при исчислении предметов, подлежащих ведению епископа, говорилось о больницах, о странноприимцах, гостиницах, богадельнях, о слепцах, хромых, калеках, вдовицах, питающихся от Церкви Божией[60]. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители - лишь распорядителями этого имущества в интересах нуждающихся. Это обеспечило Православной церкви на долгое время ведущую роль в организации благотворительной деятельности[61]. В оставленном Владимиром Мономахом завещании сыновьям говорится о том, чтобы они не забывали о нищих и поддерживали их по мере возможностей, подавали сиротам, защищали вдов и не давали сильным губить слабых. В период после монголо-татарского ига благотворительность большей частью оставалась в монастырях. Организованная общественная помощь отсутствовала. Копеечная раздача милостыни, совершаемая в монастырях, была самой легкой и доступной формой благотворения и считалась добрым, богоугодным делом. К ней прибегали купцы, бояре, воеводы и другие представители различных сословий. Духовенство постоянно поддерживало взгляд в народе и князьях на благость милостыни в пользу нуждающихся. Распространены были государственные и частные пожертвования разных размеров и форм монастырям и их братии. Монастыри и их настоятели часть доходов и пожертвований выделяли на приют и прокормление странников, бездомных, нищих и убогих. Например, известно, что митрополит Фотий "закреплял за собою доходы, пошлины, земли, воды, села и волости на прокормление убогих и нищих"[62]. Церковное богатство считалось богатством нищих.

В 1505 г. во время княжения Василия Ивановича некоторые монастыри, например Корнилиев в Вологодской губернии, Печерский в Пскове, учредили больницы и богадельни для нищих и странствующих. Иоанн IV Грозный сразу после вступления на престол в 1547 г. созвал в Москву духовенство, бояр, думных дьяков для того, чтобы составить новые законы, в том числе и касающиеся общественного призрения. Для духовенства было принято решение отделить действительно нуждающихся от профессиональных нищих; устроить мужские и женские богадельни под началом священников.

В эпоху царствования Михаила Федоровича размаху социального служения Русской православной церкви способствовало то обстоятельство, что ближайшим сотрудником царя в вопросах благотворения был его отец - патриарх Филарет Никитич, который от себя лично учреждал различные благотворительные заведения. Сошлемся на такой факт: в 1626 г. он основал в Москве особый больничный монастырь во имя св. Феодора. Дело благотворения получило дальнейшее развитие Алексеем Михайловичем, чья социальная активность распространилась не только на материальные стороны жизни общества, обращалось внимание на духовно-нравственное состояние жизни, повышение уровня грамотности и образованности. Было учреждено училище при Андреевском монастыре.

Петр I во многом изменил и усовершенствовал механизмы социального служения. Так, при нем открытие и содержание богаделен и больниц входило в обязанности приказов, сначала Патриаршего, затем, с 1701 г. Монастырского, а с 1721 г. это дело было поручено Святейшему Синоду и камер-конторе. В регламенте Духовной коллегии от 25 января 1721 г. Петр Великий высказал неудовлетворенность деятельностью Церкви в вопросах призрения бедных и поручил Синоду разработать указы, чтобы согласовать чувство христианского милосердия с необходимостью предупреждения опасностей, возникающих для общества из-за масштабности количества нищих в России[63]. В 1722 г. к обязанности Монастырского приказа был отнесен целый ряд благотворительных попечений о бедных военных чинах. Например, в 1723 г. Петр I приказал переписать, сколько находится в мужских монастырях монахов, а в девичьих - монахинь. После переписи был издан указ, запрещающий постригать в монахи: на свободные места предлагалось определять отставных солдат. Этим распоряжением Петр Великий хотел успокоить старых и раненых военных чинов, не имеющих средств к существованию и неуверенных в правительственной помощи. Приказывая помещать престарелых, увечных и больных в богадельни, монастыри и больницы, Петр I предпринял систематическую и упорную борьбу с нищенским промыслом. Факт, запрещающий давать милостыню, нашел себе подтверждение в Указе 16 ноября 1720 г.: "Ежели кто дает милостыню нищему, будет с того взят штраф пять рублей"[64]. Когда при Петре I встал вопрос запрещения подавать и просить милостыню, в защиту своих прав выступили частные благотворители: "Нынешний Указ о нищих учинен не весьма здраво, потому: велено штрафовать тех, кто милостыню подает. Бог положил предел, то есть закон, что давать милости, а судьи наши за то штрафуют"[65].

Одним из главных сподвижников Петра I в деле общественного призрения и благотворительности был Иов, митрополит Новгородский, отличавшийся конкретной практической деятельностью. В 1698 г. он учредил больницу и церковь в Новгородском Антониевом монастыре на средства, пожертвованные воеводой П.М. Апраксиным и другими новгородскими жителями. Он же в 1706 г. за архиерейский счет открыл в Колмове монастырь, недалеко от Новгорода, а также больницы для инвалидов и дом для призрения сирот и незаконнорожденных.

Следующие шаги в деле развития социального служения Русской православной церкви были сделаны в XVIII в. во время царствования трех императриц: Анны, Елизаветы и Екатерины II. Несмотря на то что императрица Елизавета повелела конфисковать большую часть монастырских земель, а ее преемница, императрица Екатерина издала указ, закрывающий больше половины всех монастырей, лишив Церковь доходов, в монастырях продолжали учреждаться приюты и школы для сирот, госпитали и богадельни для больных, престарелых и увечных. При Екатерине II дело общественного призрения получило общую организацию в рамках макродименциональной диаконии (в 1763 г. открыты воспитательные дома, введены в 1775 г. в состав губернских установлений особые приказы общественного призрения).

Таким образом, к XIX столетию в России был накоплен достаточно богатый опыт государственно-церковных отношений в сфере социальной деятельности Русской православной церкви. О государственно-церковных отношениях, формах социального служения достаточно полно написано в работах современных исследователей истории и права, в том числе Д.А. Пашенцева, А.А. Дорской, Н.П. Рузановой, А.Г. Семашко[66].

Всем известно о тех негативных и даже катастрофических процессах, которые происходят в современном российском обществе. Эти процессы по своему содержанию, характеру не только социально-экономические, но и духовно-нравственные и культурные. В России провозглашен курс на построение гражданского общества. Однако невозможно создать гражданское общество без соблюдения элементарных принципов человеческого мироустройства - установления уважительного отношения к власть предержащим и уважительного отношения власти к своим гражданам. Можно ли этого достичь, если у многих граждан нет элементарных представлений о нравственности? Особенно актуален вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения.

Всякому непредвзято мыслящему человеку и тем более людям церковным вполне очевидно, что опыт, приобретенный поколениями россиян на пути становления государственности и защиты родных рубежей и отеческих святынь, имеет огромное значение и признан стать краеугольным камнем мировосприятия, основой для культурного и цивилизационного развития нашего народа.

Сегодня как никогда остро перед нашим обществом стоит проблема обретения своих духовных корней, выработки того консолидирующего всех наших сограждан начала, которое принято называть "национальной идеей". Чтобы подойти к решению этой проблемы, придется вспомнить определение значения слова "гражданин" в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля: "Гражданин - член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство". Если человек не осознает личную причастность к своему народу как культурно-исторической общности, если у него отсутствует органическая связь с родной землей, если ему "за державу не обидно, то есть он безучастен к судьбе государства Российского, то, по определению, он не гражданин своего Отечества, а "житель". И самочувствие у него то же, что у проживающего в коммунальной квартире. Коммуналка - не наследственный отчий дом, который каждое новое поколение стремится обустроить получше. Важно отметить, что определения Даля отражают те традиционные нравственные категории, в которых мыслилось "гражданское общество". Фундамент такого общества составляют гражданские доблести: мирные и миротворные; честь, любовь и правда.

Есть такое выражение, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего. Поэтому, пристально вглядываясь в исторический образ событий, отстоящих от нашего времени на десятки или даже сотни лет, мы должны стремиться увидеть в них то духовное зерно, из которого Промыслом Божиим возрастали могущество и слава нашего Отечества.

Мы живем в сложном и противоречивом мире. В мире, декларирующем права и свободы человека, стремящемся к единству и справедливости, и вместе с тем в мире враждебном, проникнутом грехом и пороком.

В этом мире есть немало прекрасного, доброго, чистого, святого, всего того, что христианство воспринимает как проявление "образа и подобия" Божиего в человеке. Ему свойственны детская невинность и девственная чистота, благородная дружба и незапятнанная честь, бескорыстное милосердие, искреннее сострадание, жертвенная любовь, высокий творческий поиск и вдохновение, стремление к идеалу и совершенству, мужественный подвиг и скромность. Без этого мир не смог бы существовать. "Не стоит город без святого и село без праведника". Все это лучи неистребимого богозданного мира. Мы не всегда их замечаем и редко об этом говорим, потому что чаще сталкиваемся с темными сторонами жизни. Но ведь это евангельский свет мира. Та горящая свеча в мрачном мире, которую нельзя ставить под сосудом, но на высоком подсвечнике, чтобы светила всем (Мф. 5, 14 - 15). К сожалению, эти благородные порывы души встречаются не так уж часто, и мы вынуждены вслед за апостолом констатировать, что люди "исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы" (Рим. 1, 29 - 31).

Святая церковь, пребывая в человеческом сообществе и совершая завещанное ей Спасителем дело свидетельствования истины, не может оставаться равнодушной к беспокоящим это сообщество проблемам.

Современный мир, утративший чувство "священного", действует на основании исключительно прагматических, утилитарных мотивов, руководствуясь принципом "бери от жизни все". Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущем к общественной катастрофе.

Когда в сердце не остается места для сострадания, милосердия, жертвенной любви, которая, по апостолу, есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14), тогда на смену им приходят равнодушие, отчужденность, вражда, ожесточение. Человек тогда становится лишь средством, "живой вещью", необходимой для реализации определенных проектов.

Вместе с тем из ценностной шкалы общества вытесняются "за ненадобностью" такие понятия, как совесть, стыд, честь, достоинство. При этом постепенно происходит процесс деформации оценок таких явлений, как жажда денег, власти, ненасытное желание комфорта, развлечений, удовольствий. Говоря словами одного из выдающихся мыслителей XX в. Ивана Алексеевича Ильина, "современный "культурный" человек стыдится своей доброты и нисколько не стыдится своей злобы и порочности".

Ныне всем нам часто приходится слышать откровенную проповедь жестокости и разврата. Почти круглосуточно с экранов телевизоров, со страниц журналов и газет обрушивается на людей поток материалов, имеющих однозначно негативный характер, пропагандирующий культ наживы, вседозволенности, агрессии.

Несомненно, грех всегда был присущ человеку, однако в прежние времена грех осознавался в качестве нравственного преступления перед Богом. Реклама порока и насилия парализует волю нации, становится причиной психических заболеваний, невиданного роста самоубийств, роста правонарушений. При этом часто забывается, что человек не только телесное, но и духовное существо, призванное к богоуподоблению. В стремлении к совершенству человек находит подлинный смысл своего существования.

Сегодня не только людей светских, но и многих из христиан беспрецедентная внешняя свобода лишает свободы подлинной, свободы от греха. Нередко фактор внешней свободы становится соблазном, провоцирует на отступление от традиций Церкви, от святоотеческого направления духовной жизни.

Сегодня, христианам необходимо со всей ответственностью осознавать свою миссию противостояния греху, свидетельства о красоте духовного мира и неоценимых радостях жизни в Боге[67].

На сегодня проблемой алкоголизма в нашей стране обеспокоены не только правоохранительные, законодательные, медицинские органы, но и Русская православная церковь, как и все общество в целом.

Русская православная церковь - централизованная религиозная организация в Российской Федерации, которая, при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе Устава Русской православной церкви от 9 июня 2008 г.; Священного Писания и Священного предания, канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов; постановлений своих Поместных и Архиерейских соборов, Священного синода и указов Патриарха Московского и всея Руси. Также в нее входят такие отделы, как отдел благотворительного и социального служения, отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, отдел по делам молодежи и т.д.

Церковь давно уже выступает за борьбу с массовым алкоголизмом в обществе и никогда не оставалась в стороне от этой проблемы. Еще пять лет назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий говорил: "Церковь призвана восстановить имевшуюся у нее в дореволюционное время весьма эффективную программу борьбы с алкоголизмом и использовать накапливаемый ею опыт спасения молодежи, равно как и людей всех возрастов, от смертельной опасности, вызванной наркоманией"[68].

В Основах социальной концепции Русской православной церкви мы находим четкую позицию Церкви в отношении винопития. Так, в Библии говорится, что "вино веселит сердце человека" (Пс. 103.15) и "полезно... если будешь пить его умеренно" (Сир. 31.31). Однако и в Священном Писании, и в творениях святых отцов мы многократно находим строгое осуждение порока пьянства, который, начинаясь незаметно, влечет за собой множество других погибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.

Приводимые в Основах социальной концепции РПЦ специфические церковные формулировки позволяют нам четче понять, что есть пьянство. "Пьянство - вражда на Бога... Пьянство - это добровольно накликаемый бес... Пьянство отгоняет Святого Духа", - писал святитель Василий Великий. "Пьянство - корень всех зол... Пьяница - живой мертвец... Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним... Пьянство... - это многообразный и многоглавый зверь... Здесь вырастает у него блуд, там - гнев; здесь - тупость ума и сердца, а там - постыдная любовь... Никто так не исполняет злой воли диавола, как пьяница", - наставлял святой Иоанн Златоуст. "Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны... Пьянство делает своего приверженца неспособным ни к какому делу", - свидетельствует святитель Тихон Задонский.

Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов.

Исследования, проводимые без учета духовных особенностей болезни, как правило, приводили к не всегда правильным, иногда даже ошибочным, чаще всего запретительным решениям.

Участие Русской православной церкви в преодолении алкогольной угрозы, нависшей над Россией, прослеживается в решении, принятом 31 марта 2009 г. на заседании Священного синода Русской православной церкви.

В решении Священного синода, в частности, говорится: "Критический для здоровья населения страны уровень потребления алкоголя по классификации ВОЗ составляет 8 литров чистого спирта на человека в год, после чего происходит "необратимый процесс угасания этноса". Сегодня в России и в ряде стран СНГ, согласно официальным данным, потребление чистого спирта в год на душу населения значительно превышает эту цифру.

Церковь не может оставаться безучастной перед лицом постигшей нас беды. Речь идет не только о разрушении здоровья нации, но и о нравственной и духовной деградации людей.

На пути преодоления этой беды очень важна координация усилий Церкви, государства, институтов гражданского общества, представителей науки, образования, культуры, спорта.

По предложению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в целях обеспечения координации усилий церковных и светских инициатив, направленных на преодоление алкогольной угрозы в странах, находящихся на канонической территории Московского патриархата, Священный синод Русской православной церкви образовал Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы

Государство и Русская православная церковь совместно с многими общественными организациями и известными деятелями искусства и науки ведут определенную работу по борьбе с пьянством населения. Так, на XIII Всемирном русском народном соборе были рассмотрены вопросы о принятии ряда мер, которые смогли бы реально защитить общество от алкогольной угрозы и содействовать принятию мер по защите здоровья и благополучия человека, общества и государства[69]. Среди них такие меры, как: ввести полный запрет продажи любых алкогольных напитков, включая пиво, в ларьках и киосках; ужесточить меры административной ответственности - штрафы, лишение лицензий - за продажу алкоголя несовершеннолетним и законодательно исключить возможность повторного получения лицензий лицам, ранее наказанным за продажу алкоголя несовершеннолетним; поэтапное повышение акцизов на алкоголь, особенно на крепкие напитки, темпами, превышающими инфляцию. Признать пиво с содержанием этилового спирта более 1,5% алкогольной продукцией, в соответствии с общепринятой международной практикой, так как Россия и Украина, быть может, единственные страны в мире, где пиво юридически не признано алкогольным напитком, что приводит к снижению цены на этот продукт, к отсутствию ограничений, связанных с регулированием производства и продажи алкогольных напитков и, как следствие, к наибольшей доступности пива из всех алкогольных напитков. Пиво стало в этих странах в первую очередь напитком для подростков.

На наш взгляд, спорным моментом в совместной деятельности государства и религиозных организаций являются методы лечения и адаптации людей, больных алкоголизмом. Так, на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации[70] было обращено внимание на более действенные методы лечения, и поиском таких методов должны заниматься не только религиозные организации, но и в первую очередь профессиональная наркология. Это подчеркивается недопустимостью подмены профессиональной наркологической помощи церковными таинствами, а также высокой степенью риска вхождения на это поле деятельности тоталитарных сект[71]. Но нынешняя наркология находится в кризисном состоянии.

Государственные лечебно-профилактические учреждения на сегодня осуществляют лечение больных алкоголизмом методами, которые не сильно отличаются от лечения в советское время. На первом месте в таком лечении идет профилактический и диспансерный учет (добровольно обратившееся за лечением в диспансер также ставятся на учет), далее - ограничение в гражданских и трудовых правах и, конечно же, окружение, изоляция больного от общества в целом, атмосфера, в которой находятся больные, и методы их лечения. Такая медицина, существующая на бюджетные средства, не может в полной мере сравниться с коммерческой медициной по лечению алкоголизма, которая большинству граждан по финансовым средствам недоступна. Коммерческое лечение алкоголизма предполагает комплексный, индивидуальный подход к каждому пациенту, анонимность, индивидуальное лечение на дому, что в результате приводит к более положительным результатам, чем государственное. Но это только единичные случаи, и, несмотря на то что коммерческих клиник становится все больше, людей, употребляющих алкоголь, не становится меньше.

Во многих храмах, монастырях, церквях открыты приюты, центры, разработаны определенные программы реабилитации для больных алкоголизмом и наркоманией. В Даниловом монастыре под руководством иеромонаха Ионы (Займовского) более пяти лет работают группы самопомощи алкоголиков и группа самопомощи их родственников. В сентябре 2004 г. открылась группа для детей и подростков из семей алкоголиков и наркоманов.

Работа с такими больными построена не на основе строжайшего контроля, а на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Беседы священнослужителей не являются навязчивыми, главная их цель - исцеление человека. Такая же деятельность осуществляется на территории приютов и центров, где страдающим от алкоголизма помогают избавиться от этого пристрастия. Например, пребывание в обители "Тиль" (с. Дураково Калужской области) бесплатное, и люди сами зарабатывают себе пропитание, трудясь в обители на различных работах, в первую очередь сельскохозяйственных, а также в мастерских: слесарных, столярных, делают заготовки для изготовления икон и т.д. Срок пребывания в обители каждый определяет для себя сам, некоторые уходят на второй день, а некоторые живут там уже по шесть-семь лет[72]. Церковь поддерживает трудолюбивых людей, поэтому есть стимул вести нормальный, здоровый образ жизни.

Аналогичная работа ведется и за рубежом, в таких странах, как Италия, Франция и Испания. Так, в Италии в настоящее время только по проекту "Человек" (автор - дон Марио Пикки, создатель и директор Centro Italiano di Solidarieta) действуют десятки таких общин, в которых на протяжении 6 - 8 месяцев учатся полноценно жить сотни наркоманов, изъявивших желание раз и навсегда покончить со своим пристрастием к наркотикам. Результаты говорят сами за себя: 86% реабилитированных не возвращаются более к употреблению алкоголя и наркотиков. Во Франции стараниями католического священника Пьера де Парсево, более тридцати лет помогающего больным гражданам обрести свободу от алкоголя и наркотиков, создана сеть терапевтических общин, в которых 65% зависимых, прошедших полный курс реабилитации, навсегда расстаются с этим недугом. Совет министров Испании четыре года назад объявил общественно полезной организацию, именуемую "Reto a la Esperanza" ("Вызов надежде"), которую в 1985 г. создали евангельские христиане для повсеместного открытия и организации работы центров поддержки и помощи алкоголикам и наркоманам. На сегодняшний день в Испании таких центров более 50 и девять за рубежом. Два года назад пастором-евангелистом Хуаном А. Санчесом Пересом был основан реабилитационный центр для наркоманов в Московской области под Новым Иерусалимом. Тридцать пять процентов пациентов, которые пребывают в этих центрах не менее восьми месяцев, бесповоротно отказываются от употребления алкоголя и наркотиков[73].

Об алкоголиках, кроме их семей и близких, правоохранительных органов и медицинских работников, лучше всех знают священники, так как в церковь идут со всеми печалями и проблемами. Хотелось бы отметить, что Русская православная церковь рассматривает людей, больных алкоголизмом, не как преступников, не как грешников, а как страдающих людей, и ее цель - помочь им вернуться к нормальной жизни.

Еще патриарх Алексий II ставил вопрос о том, что "именно совместные усилия медиков, психологов и священников наилучшим образом способствуют преодолению алкогольной и наркотической зависимостей. Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских". Для решения этих вопросов требуется создание на правительственном уровне определенной системы максимального взаимодействия Русской православной церкви с государством, а также с медицинскими учреждениями, и особенно с коммерческими.

Отсутствие организованного взаимодействия среди органов и учреждений, занимающихся реабилитацией людей, страдающих алкогольной зависимостью, низкая заинтересованность в сотрудничестве (каждая организация работает строго по своим направлениям деятельности и не стремится к объединению усилий с другими) - все это в комплексе приводит к тому, что сложная работа по профилактике, лечению алкоголизма до конца не скоординирована и не объединена. Поэтому требуется организовать более тесное сотрудничество медицинской службы с религиозными конфессиями, общественными объединениями, практикующими духовную реабилитацию лиц с алкогольной зависимостью, а также во взаимодействии с представителями традиционных религиозных организаций рассмотреть вопрос о создании единой системы учебно-методических центров по дополнительному обучению специалистов для наиболее эффективной совместной работы в этой сфере.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам.

Государственная деятельность (на законодательном уровне) по профилактике алкоголизма, медицинское лечение людей, страдающих алкоголизмом, и деятельность Русской православной церкви являются на сегодняшний день наиболее эффективным вариантом решения проблемы алкогольной деградации общества.

С учетом зарубежного опыта необходимо разработать программу развития сети центров ресоциализации алкогольно-зависимых для пациентов, желающих освободиться от химической зависимости и приобщиться к православной вере.

С целью предотвращения вовлечения граждан РФ в тоталитарные секты, различные деструктивные религиозные новообразования подготовить законодательную базу, которая будет способствовать проведению экспертиз и проверок программ реабилитации для лечения алкоголизма и наркомании на территории РФ.

В целях профилактики алкоголизма у подрастающего поколения создать систему духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи в виде лекций и бесед, выездных семинаров при участии представителей традиционных для России религий.

Конечно же, для реализации совместных программ лечения и реабилитации алкогольно-зависимых нужно предусмотреть необходимое финансирование за счет денежных средств из федерального и регионального бюджетов, совершенствовать систему межведомственного взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации и общественными, религиозными организациями в области профилактики и лечения алкоголизма с целью выработки единой позиции по данному вопросу. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что в целом любые задачи, программы социальной реабилитации алкогольно-зависимых граждан в Российской Федерации наиболее эффективно будут решаться во взаимодействии с традиционными для России религиозными организациями, входящими в структуру Русской православной церкви Московского патриархата.

Таким образом, Церковь давно уже выступает за борьбу с массовым алкоголизмом в обществе и никогда не оставалась в стороне от этой проблемы и т.д )

В России провозглашен курс на построение гражданского общества. Однако невозможно создать гражданское общество без соблюдения элементарных принципов человеческого мироустройства - установления уважительного отношения к власть предержащим и уважительного отношения власти к своим гражданам. Можно ли этого достичь, если у многих граждан нет элементарных представлений о нравственности

Особенно актуален вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. Современный мир, утративший чувство "священного", действует на основании исключительно прагматических, утилитарных мотивов, руководствуясь принципом "бери от жизни все". Это свидетельствует о глубоком духовном кризисе, неизбежно ведущем к общественной катастрофе.)

 

 

Date: 2015-10-18; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию