Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Создание национальных систем гимнастики
К началу XIX века в гимнастике наметились три основных направления развития: гигиеническое – гимнастика является средством укрепления здоровья и развития физических сил человека (шведская); атлетическое – гимнастика является средством развития двигательных навыков путем использования сложных гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах (немецкая); прикладное – гимнастика является средством обучения солдат преодолению различных препятствий встречающихся в боевых действиях (французская). Гимнастика в то время рассматривалась как средство разностороннего физического развития, под этим термином понималась вся совокупность известных в то время средств физического воспитания. В Германии, Франции, Швеции, Чехии – появились национальные буржуазные гимнастические системы физического воспитания: немецкая, шведская, французская и сокольская. Система Гутс-Мутса дала две ветви. Одна из них укоренилась на немецкой земле и развилась здесь в так называемый «турнен», создателем которого считают Фридриха Людвига Яна (1778–1852). Германия, в то время, была разрознена на княжества. Идея объединения популяризовалась в гимнастических кружках – «турнферайнах». В основу занятий Ф. Ян положил – упражнения на снарядах ивоенные игры. Ян свою гимнастику называл «турнкунст» (искусство изворотливости), ученики – турнеры. Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гимнастических упражнений. Был издан учебник «Немецкая гимнастика», в котором описывались все известные в то время упражнения на снарядах. При выполнении упражнений от занимающихся требовали прямого положения головы, оттянутых носков, военной выправки, прямых линий в движениях. Использовался метод соревнования, что сильно повышало интерес у занимающихся, они старались повторять одно и то же упражнение наибольшее количество раз. Комбинации различных движений тогда не применялись. А. Шписс (1810–1858) приспособил немецкий турнен к преподаванию в школе и составил схемуурока. Урок гимнастики А. Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Он ввел групповые снаряды. Впоследней части урока проводились игры и массовые упражнения. Сохраняя главные принципы немецкого турнена, Шпис завершил создание немецкой буржуазной национальной системы гимнастики. Гимнастика Шписа содействовала воспитанию дисциплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имеющих достаточную физическую подготовку для военной службы. Однако она подавляла инициативу, не способствовала развитию их индивидуальных способностей и, главное, расходилась со многими положениями естественных и педагогических наук того времени. Эти недостатки вызывали многочисленные возражения. Другая ветвь системы Гутс-Мутса пересекла границы Германии, проникла в Данию и оттуда попала в Швецию, где Пер Генрик Линг (1776–1839) трансформировал ее в своеобразную по форме и содержанию гимнастическую систему, которая и поныне известна во всем мире под названием «шведская гимнастика». В1813г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт, где он применял свои методы и средства физического воспитания. Линг считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогического значения гимнастики он не учитывал. Поэтому гимнастика Линга являлась гигиенической и корригирующей. Его сын Я. Линг (1820–1886), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул рад методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их была симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение. Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за одной. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России. Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Ее родоначальником считается полковник Франциск Аморос (1770–1848) – приверженец Наполеона. Он был знаком с системой военно-физической подготовки А.В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненного», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолеть с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы). Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным. На занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действия одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии. Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусства Пражского университета МирославТырш (1832–1884) – представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе. Сокольская система по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем движениям и положениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Он систематизировал все упражнения на четыре группы: · упражнения без предметов (бег, ходьба, вольные, порядковые и «разности»); · снарядовые упражнения (со снарядами и на снарядах, прыжки); · групповые упражнения (пирамиды и гимнастические игры); · боевые упражнения (сопротивление, кулачный бой, борьба, фехтование). Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862г. стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. «Соколами» была разработанна терминология гимнастических упражнений, в которой почти каждое упражнение называлось одним-двумя словами, чтобы было удобно. Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей и по структуре и содержанию приближался к современному.
Date: 2015-10-18; view: 862; Нарушение авторских прав |