Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий
№ п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Адаптация теста
| комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения
|
| Валидность
| (англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним
|
| Внутренняя согласованность
| характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий с точки зрения измеряемого качества
|
| Выборка
| случайным образом формируемое из генеральной или выборочной совокупности множество заданий или испытуемых
|
| Выборка стандартизации
| выборка испытуемых, на которой определяются статистические нормы
|
| Выборочная совокупность
| совокупность элементов (тестовых задач, испытуемых), являющихся частью генеральной совокупности
|
| Генеральная совокупность
| множество элементов, объединенных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к определенной системе
|
| Диагностическая валидность (конкурентная, текущая)
| характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике
|
| Дискриминативность
| способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно "максимального" и "минимального" результата теста
|
| Дисперсия (S, s2)
| средний разброс значений по выборке относительно среднего арифметического, возведенный в квадрат
|
| Дистракторы
| альтернативные варианты ответов, не являющиеся правильными, но внешне близкие к правильному решению
|
| Дифференциальная психометрия (дифференциальная психометрика)
| область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике
|
| Достоверность различия
| аналитико-синтетическая процедура установления уровня значимости различий или сходств между выборками по изучаемым показателям (переменным)
|
| Достоверность теста
| способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого
|
| Дробность методики
| чувствительность шкалы – прямо связана с точностью измерения
|
| Задачи закрытого типа
| тип тестовых задач, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос, задание.
|
| Задачи открытого типа
| тип тестовых задач, предусматривающих свободные ответы испытуемого, по существу задания без предлагаемых вариантов ответов
|
| Измерение
| процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале
|
| Индикатор
| внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака
|
№ п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Инструкция
| руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование
|
| Интервальная шкала
| шкала, классифицирующая по принципу "больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц"
|
| Истинный показатель
| показатель, который бы получил конкретный испытуемый, если бы ему были предъявлены все возможные задания из генеральной совокупности заданий, релевантных реальному оцениваемому свойству
|
| Конструктная валидность
| характеристика теста, отражающая степень репрезентации исследуемого психологического свойства (конструкта) в результатах теста: чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста
|
| Контрастные группы
| эмпирические выборки испытуемых, различающиеся по определенному набору критериев
|
| Корреляции
| связанные изменения двух переменных; связь между статистическими вариациями по различным признакам
|
| Корреляционный анализ
| комплекс методов статистического исследования взаимосвязи между переменными, связанными корреляционными отношениями
|
| Корреляция бисериальная
| (лат. вis series – два ряда, две серии) – метод корреляционного анализа отношения переменных, когда одна из которых измерена в дихотомической шкале наименований, а другая – в интервальной шкале отношений или порядковой шкале
|
| Корреляция качественных признаков
| метод анализа связи переменных, измеряемых в порядковых шкалах и шкалах наименований
|
| Коэффициент вариации (V)
| отношение стандартного отклонения к среднему арифметическому, выраженное в процентах
|
| Коэффициент корреляции
| математический показатель силы связи между двумя сопоставляемыми статистическими признаками (при К=1 связь однозначна, при К= -1 связь обратно пропорциональна, при К = 0 связи нет)
|
| Критериальная валидность
| комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления
|
| Критериально-ключевой принцип
| принцип конструирования тестов на основе обнаружения (эмпирического) психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных
|
| Критерий валидизации
| признак, независимый от валидизируемого теста, хорошо (достаточно надежно, полно) отражающий меру изучаемого качества (свойства, процесса)
|
| Латентный анализ
| (от лат. latentis – скрытый, невидимый) – совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними
|
№ п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Медиана (Ме)
| центральное значение переменной: результат, находящийся в середине последовательности показателей, если их расположить в порядке возрастания или убывания
|
| Меры изменчивости
| статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения
|
| Меры центральной тенденции
| характеристики совокупности переменных (признаков), указывающие на наиболее типичный, репрезентативный для изучаемой выборки результат
|
| Мода (Мо)
| наиболее часто встречающийся результат (самая высокая точка кривой распределения)
|
| Модераторы
| характеристики контингента испытуемых, значимые для прогностической эффективности методики (например, мотивация к данному виду деятельности, когда изучаются способности человека к этой деятельности)
|
| Надежность параллельных форм
| характеристика надежности методики с помощью взаимозаменяемых форм теста
|
| Надежность по внутренней согласованности
| способ определения надежности, опирающейся на оценку степени выраженности интеркорреляционных связей между заданиями, составляющими тест
|
| Надежность теста
| характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов
|
| Надежность частей теста
| характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста
|
| Номинативные шкалы (шкалы наименований)
| (от лат. nomen – имя, название) – шкалы, устанавливающие соответствие признака тому или иному классу
|
| Нормальное распределение
| распределения переменных, характеризуемое тем, что крайние значения признака в нем ссылаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине – достаточно часто
|
| Область заданий
| множество заданий, материал, подбираемый исследователем и являющийся исходным для формирования теста
|
| Область применения теста
| характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест: возраст, уровень образования, социально-культурная принадлежность и т.д., а также степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста
|
| Объем выборки
| число элементов, включенных в выборочную совокупность
|
| Однородность
| степень соответствия всех заданий измеряемой черте или свойству (определяется как средняя корреляция между заданиями теста)
|
| Отсеивание (скрининг).
| психодиагностическая процедура предварительного, ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе
|
| Оценки первичные («сырые» баллы)
| оценки, полученные испытуемым на начальном этапе обработки результатов тестовой методики
| № п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Очевидная валидность (лицевая, внешняя)
| представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики
|
| Ошибка pепpезентативности
| различие хаpактеpистик выбоpки и генеpальной совокупности
|
| Параметры распределения
| числовые характеристики, указывающие, где в "среднем" располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака
|
| Порядковая шкала
| шкала, классифицирующая признаки по принципу "больше – меньше"
|
| Признаки и переменные
| измеряемые психологические явления (например, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности, интенсивность агрессивных реакций и пр.)
|
| Принудительное ранжирование
| ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых субъектов или объектов (ценностей, качеств и т.п.)
|
| Прогностическая валидность
| информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения
|
| Профильные оценки
| способ представления количественных результатов психодиагностической методики, при котором оценки по отдельным группам заданий, субтестам с помощью специальных приемов приводятся к соизмеримым единицам (единой шкале оценок) и отображаются на графике
|
| Психологика испытуемого
| совокупность представлений, правил оперирования ими и стратегий поведения, которые конкретный испытуемый склонен проявлять в психологическом эксперименте, в частности, в ходе психодиагностического обследования
|
| Психометрия
(психометрика)
| область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Более узкая трактовка психометрии предполагает ее рассмотрение как математизированной технологии создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик
|
| Размах распределения
| разность между самым высоким и самым низким результатом
|
| Ранговая корреляция
| метод корреляционного анализа, отражающий отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения
|
| Распределение
| закономерность встречаемости признака и разных его значений
|
| Репрезентативная выборка
| та выборка, которая соответствует требованию репрезентативности, т.е. представляет характеристики генеральной совокупности
|
| Репрезентативность
| свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности
|
| Репрезентативность тестовых норм
| то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции
|
| Ретестовая надежность
| надежность при повторном обследовании испытуемых по прошествии времени с помощью одного и того же теста
|
№ п/п
| Новое понятие
| Содержание
|
| Содержательная валидность
| один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста по отношению к измеряемой области
|
| Социокультурный норматив
| уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым
|
| Среднее арифметическое (М – оценка математического ожидания)
| обобщающий показатель положения уровня центра распределения
|
| Стандартизация
| (от англ. standard – типовой, нормальный) – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.
|
| Стандартная ошибка измерения
| средняя относительная величина отклонения тестового балла от истинного вследствие действия факторов, связанных с изменчивостью самого измеряемого свойства и нестабильности измерительной процедуры
|
| Стандартное отклонение (s или sх)
| показатель, представляющий собой квадратный корень из несмещенной оценки дисперсии
|
| Статистическая норма
| средний показатель значений измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле)
|
| Тестовая искушенность
| индивидуальный опыт обследуемого, приобретенный в ходе выполнения различных психологических тестов
|
| Тестовые задачи
| отдельные задания (пункты) методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых психологических качеств, анализа установок и отношений личности и т.д.
|
| Тестовые нормы
| количественные (статистические) и качественные (социокультурные) критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения
|
| Уровень значимости
| понятие, отражающее степень вероятности ошибочного вывода относительно статистической гипотезы о распределении признака или взаимосвязи распределений в различных выборках, проверяемой на основе выборочных данных
|
| Факторно-аналитический принцип
| принцип конструирования тестов на основе выявления ограниченного, определяемого разработчиком круга факторов
|
| Факторный анализ
| комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи
|
| Шкала
| форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему
|
| Шкала лжи
| шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей
|
| Шкала равных отношений
| шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства
|
| Шкалирование
| метод моделирования явлений с помощью числовых систем
|
| Шкальные оценки
| способ оценки результатов теста конкретным испытуемым путем установления его места на специальной шкале
|
Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:
86 – приведенных понятий;
3 – дифференциальные компетенции.
Date: 2015-10-18; view: 793; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|