Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий





 

№ п/п Новое понятие Содержание
  Адаптация теста комплекс мероприятий, обеспечивающих адекватность теста в новых условиях его применения
  Валидность (англ. valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним
  Внутренняя согласованность характеристика теста, указывающая на степень однородности состава заданий с точки зрения измеряемого качества
  Выборка случайным образом формируемое из генеральной или выборочной совокупности множество заданий или испытуемых
  Выборка стандартизации выборка испытуемых, на которой определяются статистические нормы
  Выборочная совокупность совокупность элементов (тестовых задач, испытуемых), являющихся частью генеральной совокупности
  Генеральная совокупность множество элементов, объединенных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к определенной системе
  Диагностическая валидность (конкурентная, текущая) характеристика теста, отражающая его способность различать испытуемых на основании диагностического признака, являющегося объектом исследования в данной методике
  Дискриминативность способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно "максимального" и "минимального" результата теста
  Дисперсия (S, s2) средний разброс значений по выборке относительно среднего арифметического, возведенный в квадрат
  Дистракторы альтернативные варианты ответов, не являющиеся правильными, но внешне близкие к правильному решению
  Дифференциальная психометрия (дифференциальная психометрика) область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике
  Достоверность различия аналитико-синтетическая процедура установления уровня значимости различий или сходств между выборками по изучаемым показателям (переменным)
  Достоверность теста способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого
  Дробность методики чувствительность шкалы – прямо связана с точностью измерения
  Задачи закрытого типа тип тестовых задач, предусматривающий различные варианты ответа на поставленный вопрос, задание.
  Задачи открытого типа тип тестовых задач, предусматривающих свободные ответы испытуемого, по существу задания без предлагаемых вариантов ответов
  Измерение процедура, с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определенном масштабе или шкале
  Индикатор внешне хорошо различимый показатель измеряемого признака

 

 

№ п/п Новое понятие Содержание
  Инструкция руководство по выполнению заданий теста, предъявляемое испытуемому письменно, устно или с помощью компьютера и направленное на создание адекватной мотивации, установки субъекта на обследование
  Интервальная шкала шкала, классифицирующая по принципу "больше на определенное количество единиц – меньше на определенное количество единиц"
  Истинный показатель показатель, который бы получил конкретный испытуемый, если бы ему были предъявлены все возможные задания из генеральной совокупности заданий, релевантных реальному оцениваемому свойству
  Конструктная валидность характеристика теста, отражающая степень репрезентации исследуемого психологического свойства (конструкта) в результатах теста: чем больше результаты теста соответствуют теоретической гипотезе о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста
  Контрастные группы эмпирические выборки испытуемых, различающиеся по определенному набору критериев
  Корреляции связанные изменения двух переменных; связь между статистическими вариациями по различным признакам
  Корреляционный анализ комплекс методов статистического исследования взаимосвязи между переменными, связанными корреляционными отношениями
  Корреляция бисериальная (лат. вis series – два ряда, две серии) – метод корреляционного анализа отношения переменных, когда одна из которых измерена в дихотомической шкале наименований, а другая – в интервальной шкале отношений или порядковой шкале
  Корреляция качественных признаков метод анализа связи переменных, измеряемых в порядковых шкалах и шкалах наименований
  Коэффициент вариации (V) отношение стандартного отклонения к среднему арифметическому, выраженное в процентах
  Коэффициент корреляции математический показатель силы связи между двумя сопоставляемыми статистическими признаками (при К=1 связь однозначна, при К= -1 связь обратно пропорциональна, при К = 0 связи нет)
  Критериальная валидность комплекс характеристик, включающий валидность текущую и прогностическую и отражающий соответствие диагноза и прогноза определенному кругу критериев измеряемого явления
  Критериально-ключевой принцип принцип конструирования тестов на основе обнаружения (эмпирического) психологических признаков, позволяющих дифференцировать релевантные критериальные группы от контрольных
  Критерий валидизации признак, независимый от валидизируемого теста, хорошо (достаточно надежно, полно) отражающий меру изучаемого качества (свойства, процесса)
  Латентный анализ (от лат. latentis – скрытый, невидимый) – совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а также внутренней структуры связей между ними

 

№ п/п Новое понятие Содержание
  Медиана (Ме) центральное значение переменной: результат, находящийся в середине последовательности показателей, если их расположить в порядке возрастания или убывания
  Меры изменчивости статистические показатели вариации (разброса) признака (переменной) относительно среднего значения, степени индивидуальных отклонений от центральной тенденции распределения
  Меры центральной тенденции характеристики совокупности переменных (признаков), указывающие на наиболее типичный, репрезентативный для изучаемой выборки результат
  Мода (Мо) наиболее часто встречающийся результат (самая высокая точка кривой распределения)
  Модераторы характеристики контингента испытуемых, значимые для прогностической эффективности методики (например, мотивация к данному виду деятельности, когда изучаются способности человека к этой деятельности)
  Надежность параллельных форм характеристика надежности методики с помощью взаимозаменяемых форм теста
  Надежность по внутренней согласованности способ определения надежности, опирающейся на оценку степени выраженности интеркорреляционных связей между заданиями, составляющими тест
  Надежность теста характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов
  Надежность частей теста характеристика надежности психодиагностической методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста
  Номинативные шкалы (шкалы наименований) (от лат. nomen – имя, название) – шкалы, устанавливающие соответствие признака тому или иному классу
  Нормальное распределение распределения переменных, характеризуемое тем, что крайние значения признака в нем ссылаются достаточно редко, а значения, близкие к средней величине – достаточно часто
  Область заданий множество заданий, материал, подбираемый исследователем и являющийся исходным для формирования теста
  Область применения теста характеристика методики, указывающая на особенности контингента испытуемых, для которых предназначен тест: возраст, уровень образования, социально-культурная принадлежность и т.д., а также степень обоснованности выводов в конкретных условиях использования теста
  Объем выборки число элементов, включенных в выборочную совокупность
  Однородность степень соответствия всех заданий измеряемой черте или свойству (определяется как средняя корреляция между заданиями теста)
  Отсеивание (скрининг). психодиагностическая процедура предварительного, ориентировочного отбора испытуемых по критерию принадлежности к той или иной диагностируемой группе
  Оценки первичные («сырые» баллы) оценки, полученные испытуемым на начальном этапе обработки результатов тестовой методики
№ п/п Новое понятие Содержание
  Очевидная валидность (лицевая, внешняя) представление о тесте, сфере его применения, результативности и прогностической ценности, которое возникает у испытуемого или другого лица, не располагающего специальными сведениями о характере использования и целях методики
  Ошибка pепpезентативности различие хаpактеpистик выбоpки и генеpальной совокупности
  Параметры распределения числовые характеристики, указывающие, где в "среднем" располагаются значения признака, насколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака
  Порядковая шкала шкала, классифицирующая признаки по принципу "больше – меньше"
  Признаки и переменные измеряемые психологические явления (например, уровень тревожности, показатель интеллектуальной лабильности, интенсивность агрессивных реакций и пр.)
  Принудительное ранжирование ранжирование, при котором количество рангов соответствует количеству ранжируемых субъектов или объектов (ценностей, качеств и т.п.)
  Прогностическая валидность информация о тесте, характеризующая степень точности и обоснованности суждения о диагностируемом психологическом качестве по его результату спустя определенное время после измерения
  Профильные оценки способ представления количественных результатов психодиагностической методики, при котором оценки по отдельным группам заданий, субтестам с помощью специальных приемов приводятся к соизмеримым единицам (единой шкале оценок) и отображаются на графике
  Психологика испытуемого совокупность представлений, правил оперирования ими и стратегий поведения, которые конкретный испытуемый склонен проявлять в психологическом эксперименте, в частности, в ходе психодиагностического обследования
  Психометрия (психометрика) область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Более узкая трактовка психометрии предполагает ее рассмотрение как математизированной технологии создания стандартизированных, измерительных психодиагностических методик
  Размах распределения разность между самым высоким и самым низким результатом
  Ранговая корреляция метод корреляционного анализа, отражающий отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения
  Распределение закономерность встречаемости признака и разных его значений
  Репрезентативная выборка та выборка, которая соответствует требованию репрезентативности, т.е. представляет характеристики генеральной совокупности
  Репрезентативность свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности
  Репрезентативность тестовых норм то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой популяции
  Ретестовая надежность надежность при повторном обследовании испытуемых по прошествии времени с помощью одного и того же теста

 

№ п/п Новое понятие Содержание
  Содержательная валидность один из основных типов валидности, характеризующий степень репрезентативности содержания заданий теста по отношению к измеряемой области
  Социокультурный норматив уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым
  Среднее арифметическое (М – оценка математического ожидания) обобщающий показатель положения уровня центра распределения
  Стандартизация (от англ. standard – типовой, нормальный) – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.
  Стандартная ошибка измерения средняя относительная величина отклонения тестового балла от истинного вследствие действия факторов, связанных с изменчивостью самого измеряемого свойства и нестабильности измерительной процедуры
  Стандартное отклонение (s или sх) показатель, представляющий собой квадратный корень из несмещенной оценки дисперсии
  Статистическая норма средний показатель значений измеряемого свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле)
  Тестовая искушенность индивидуальный опыт обследуемого, приобретенный в ходе выполнения различных психологических тестов
  Тестовые задачи отдельные задания (пункты) методики, служащие в совокупности для моделирования исследуемой деятельности, актуализации изучаемых психологических качеств, анализа установок и отношений личности и т.д.
  Тестовые нормы количественные (статистические) и качественные (социокультурные) критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерения
  Уровень значимости понятие, отражающее степень вероятности ошибочного вывода относительно статистической гипотезы о распределении признака или взаимосвязи распределений в различных выборках, проверяемой на основе выборочных данных
  Факторно-аналитический принцип принцип конструирования тестов на основе выявления ограниченного, определяемого разработчиком круга факторов
  Факторный анализ комплекс аналитических методов, позволяющих выявить скрытые (латентные) признаки, а также причины их возникновения и внутренние закономерности их взаимосвязи
  Шкала форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта с упорядочиванием их в определенную числовую систему
  Шкала лжи шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей
  Шкала равных отношений шкала, классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства
  Шкалирование метод моделирования явлений с помощью числовых систем
  Шкальные оценки способ оценки результатов теста конкретным испытуемым путем установления его места на специальной шкале

 


 

Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:

86 – приведенных понятий;

3 – дифференциальные компетенции.

 

Date: 2015-10-18; view: 729; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию