Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совместная работа
Часто отношения между людьми завязываются во имя совместного творчества. Результатом их совместной деятельности может быть построение дома, изготовление машины, театральная постановка, сочинение песенки, изобретение, научная работа и так далее. Этот вид межличностных отношений играет важную роль, потому что почти все люди значительную часть своей жизни проводят на работе, где, как правило, трудятся вместе с другими. Совместная работа как важный фактор, определяющий характер некоторой части контактов между людьми, может выступать в различных формах и по-разному влиять на состояние этих контактов. Особое значение для совместно работающих людей имеет достижение ценных результатов общей деятельности.
Естественно, что в большинстве ситуаций результаты работы зависят не только от усилий непосредственно сотрудничающих людей. Они всегда каким-то образом связаны с характером отношений между этими людьми. Известно, что, если в силу каких-то внешних причин результат совместной деятельности оказывается неудовлетворительным, это деструктивно влияет на отношения между сотрудниками, вызывая у них чувства неудовольствия, разочарования или злости; эти чувства люди часто направляют против самих себя.
Взаимосвязь между результатами работы и состоянием отношений между работниками особенно ясно прослеживается в ситуациях, когда люди объединены в коллективы, важным моментом функционирования которых является обмен информацией между сотрудниками о состоянии их общей деятельности. Однако во многих организациях работа построена таким образом, что сотрудники или даже коллеги из одного отдела, встречающиеся друг с другом в течение многих лет ежедневно, на самом деле не заняты общей деятельностью, и, хотя результаты работы каждого из них затем суммируются, это происходит как бы за пределами их взаимных контактов. Подобная ситуация часто складывается в различных научных институтах или даже на фабриках.
Если оценивать качество профессиональных контактов с точки зрения результатов труда, то это вступит в противоречие с достаточно распространенными традициями. Часто бывает так, что большая часть рабочего времени какого-то коллектива уходит на поддержание теплых приятельских отношений. Коллегам гораздо приятнее проводить время за разговорами или за чаем, нежели посвящать его выполнению профессиональных дел. Чаще всего причина этого – в плохой организации работы, скучных заданиях, отсутствии интереса к выполняемой деятельности.
Особое внимание следует уделять таким профессиональным контактам, когда люди непосредственно связаны выполнением какого-то задания, требующего от них действительно совместного творчества. Примером может быть создание и деятельность коллектива, занятого решением творческой задачи. Его члены должны сначала обсудить совместно план будущей работы, наметить программу общих действий, распределить конкретные обязанности между отдельными членами группы и другими людьми. Атмосфера совместных обсуждений, выполнение практических действий, а также полученные результаты будут в значительной степени зависеть от характера отношений между членами группы.
Казалось бы, все, что нужно для успешности дела, – это знания, изобретательность и практические навыки конкретных людей. Это действительно существенные моменты, которые особенно важны при формировании коллектива. Если же коллектив уже существует, более важными проблемами оказываются следующие: получает ли человек, генерирующий удачные идеи, возможности для их реализации; способствуют ли взаимоотношения в группе лучшему выполнению задачи или они основаны на конкуренции и различных манипуляциях, с тем чтобы выделить лучшего и худшего из работников; учитываются ли при разделении функций возможности и умения каждого или же задания распределяются в результате борьбы между членами группы за более привлекательную позицию в коллективе и т.д.
О благоприятном состоянии отношений в коллективе свидетельствуют не только успешные результаты деятельности, но и совершенствование навыков совместной работы. Навыки совместной работы предполагают умения: принимать решения, разрешать спорные проблемы, организовывать выполнение различных заданий и контролировать получение результатов, координировать различные действия и требования, оказывать взаимопомощь, направлять действия друг друга и подчинять свою деятельность действиям коллег и т.д.
Установить зависимость между качеством взаимоотношений и результатами совместной работы – задача не из легких. Факт получения неудовлетворительных результатов не всегда воспринимается как сигнал о нарушенных способах взаимодействия между членами группы. Люди, отношения между которыми внешне кажутся благополучными, стараются не допустить у себя подобных мыслей. Это значит, что хотя между этими людьми и нет явных конфликтов, однако есть множество скрытых претензий, невысказанной критики и взаимных опасений. Часто они заключают между собой как бы пакты о ненападении, основной принцип которых "если ты меня не тронешь, я тоже тебя не трону...". Внешне кажется, что все в порядке, но результаты работы оказываются неудовлетворительными, поскольку, например, Эдвард поддерживает идеи Стефана только потому, что не любит Петра. Иоланта не говорит Марии, что та не справляется со своей работой, потому что боится, что Мария может ей как-то навредить. Руководителем группы назначают неуверенного в себе Яся только потому, что Эдвард и Петр, каждый из которых превосходно справился бы с этой ролью, конфликтуют между собой. А причины неуспеха в работе они склонны искать во внешних обстоятельствах или в "объективных трудностях", но не в качестве своих взаимоотношений.
Среди различных форм взаимоотношений, связанных с совместным выполнением какой-то работы, можно выделить несколько наиболее типичных. К ним относятся: дружеская кооперация, антагонистическое соперничество, взаимное невмешательство, дружеское соревнование, кооперация антагонистов.
Дружеская кооперация – это такая форма отношений, когда партнеры взаимно доверяют друг другу, каждый из них готов оказать другому помощь (и надеется в этом плане на взаимность), если это будет необходимо для достижения общей цели.
Антагонистическое соперничество – основано на отсутствии доверия, уважения и даже на проявлениях взаимной враждебности между партнерами. Даже в ситуации выполнения какого-то общего совместного дела партнеры ориентируются на индивидуальные цели. Эта форма отношений противоположна дружеской кооперации, она характеризуется отрицательным отношением партнеров друг к другу.
Взаимное невмешательство – обычно связано с большой дистанцией между партнерами и отсутствием у них заинтересованности во взаимных контактах. Партнеры работают скорее "рядом", но не "вместе", не помогая, но и не мешая друг другу. Как правило, их мало волнуют возможности достижения как индивидуального, так и общего успеха.
Дружеское соревнование – в целом характеризуется тем, что партнеры положительно относятся друг к другу, правда, в отдельных сферах деятельности они стараются соперничать друг с другом и достичь определенных преимуществ; немаловажную роль в их поведении играет стремление определить, "кто лучше, а кто хуже".
Кооперация антагонистов основана прежде всего на отрицательных отношениях партнеров, связанных общей деятельностью во имя достижения общей цели. Несмотря на неприязненные чувства партнеров и несмотря на то, что они не включены в нее полностью, совместная работа тем не менее выполняется. Например, они могут скрывать какие-то интересные идеи до тех пор, пока не появится возможность либо реализовать их индивидуально, либо поделиться ими с более близкими людьми.
В конкретных ситуациях совместной деятельности на характер взаимоотношений людей влияют не только проблемы, связанные с самим выполнением задания, но и проблемы эмоционального климата. Умение понять и успешно справиться и с теми и с другими проблемами достигается с большим трудом. Однако известно, что люди, обладающие этим умением, особенно хороши в роли руководителей, начальников, лидеров коллектива. Часто бывает и так, что в группе оказывается два лидера; один справляется преимущественно с профессиональными проблемами, – это может быть формальный лидер или руководитель, – другой занимается прежде всего проблемами эмоционального климата и эмоциональных связей. Впрочем, нередко этот второй человек превращается как бы в неформального руководителя группы и в силу этого может оказывать большее влияние на ход выполнения задания.
Следует также обратить внимание на то, что характер взаимоотношений имеет особое значение для людей, занятых творческим трудом. Открытие, создание, конструирование новых, оригинальных, отличающихся ценными качествами предметов или явлений становится возможным в ходе совместной деятельности связанных между собой людей. Часто, однако, творческая работа все еще ассоциируется исключительно с деятельностью одиночек. С подобной точкой зрения связано представление об одиноком художнике, выдающемся, но не признанном обществом изобретателе и т.д.
Безусловно, сама жизнь дала немало доводов в пользу такого представления о творчестве и творческих людях. Однако есть немало примеров в пользу того, что творить можно совместно с другими людьми. Об этом свидетельствуют фильмы и театральные постановки, новые достижения науки и изобретения, новые методы лечения и обучения и т.д. Для успешной творческой деятельности необходимы условия, способствующие свободному поиску, готовности идти на риск, открытому обмену мнениями.
Приведенные выше рассуждения касаются прежде всего профессиональной деятельности, когда совместная работа является тем узловым моментом, который организует активность людей. Мы описали различные формы, в которых может осуществляться совместная деятельность, и надеемся, что на основании наших рассуждений каждый сможет оценить характер своих взаимоотношений в процессе выполнения различных заданий. Однако этот же узловой момент выступает вперед и в ситуациях, когда совместная профессиональная деятельность не является основой контактов. Я имею в виду ситуации, когда людям приходится время от времени объединяться, чтобы осуществлять какие-то общие дела. Например, для совместного ведения хозяйства в семье или для совместного написания реферата. Анализируя подобные контакты, также важно обратить внимание на степень их продуктивности, выраженность в них творческого начала и кооперации.
Например, бывает так, что два приятеля, решившие вместе написать реферат, премило проводят время в развлечениях и общих разговорах, а результаты совместного выполнения задания ничтожны. Осознание этого момента может значительно помочь в улучшении всей системы их взаимоотношений. Возможно, приятели поймут, что между ними существует скрытое соперничество за право считаться лучшим и это соперничество уже давно мешает им до конца понимать друг друга. Можно весьма обогатить свое представление о состоянии взаимоотношений с кем-то в различных ситуациях, если честно ответить себе на вопрос: "А хорошо ли мы делаем что-то, когда делаем это вместе?" Игра
Иоганн Хейзинга в своей знаменитой книге "Игра как источник культуры"* утверждает, что цель игры – в ней самой, что игра – один из первичных и основных элементов жизни. Сущность игры заключается в добровольном участии людей в различного рода занятиях в согласии с некоторыми принятыми правилами. Этому сопутствуют ощущения радости и возбуждения и осознание отличия игровой ситуации от работы или научной деятельности. Я думаю, что нет нужды обосновывать значение игры в жизни человека.
* Имеется несколько изданий этой книги. Первое издание – на немецком языке: Huizinga Johan. Versuch einer Bestimmung des Spielelements der Kultur. Amsterdam, Pantheon, 1940. Издание на английском языке: Huizinga Johan. Homo Ludens. A study of the play element in culture. London. Routledge & Kegan, 1949. Последнее издание на французском языке: Huizinga Johan. Homo Ludens: Essai sur la fonehon: sociale du jen. Paris, Gallimard, 1976. – Прим. ред. См. также: Хёйзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс, 1997. – Прим. ред. HTML-версии
Участие в игре требует активности, заинтересованности, готовности посвятить ей какое-то время, обычно во взаимодействии с другими людьми, которые следуют тем же правилам. Игра вовсе не то же, что развлечение, которое чаще всего заключается в пассивном потреблении или восприятии некоторых продуктов профессиональной деятельности людей, занятых в сфере индустрии развлечений. Выражение "развлекаться", следовательно, не означает "участвовать в игре". Разница между развлечением и игрой особенно хорошо видна при анализе взаимоотношений людей, которые "развлекаются" с помощью различных средств. Можно несколько часов провести в кино, театре или перед телевизором в нескольких сантиметрах от другого человека и ни разу не обратить на него внимания. Можно испытывать различные эмоции, даже аналогичные тем, что испытывает другой человек, но не вступать с ним в контакт, держаться особняком. Одновременное присутствие людей в одном месте является в данном случае чем-то несущественным, случайным. Интересно поближе рассмотреть это явление.
В настоящей игре то, что является источником радости и возбуждения, вытекает из непосредственных контактов совместно играющих людей. Игра – это их совместные действия или манипулирование предметами, создание каких-то значимых для участников игры ситуаций на основе общего договора и определенных правил, без которых эти ситуации лишаются смысла.
Большинство из нас посвящает определенную часть своего времени каким-то занятиям, так или иначе связанным с описанными выше элементами игры. Игры являются причиной возникновения и основой существования некоторых контактов с другими. Свидетельством удовлетворительного состояния отношений между людьми, чья основная активность сосредоточена вокруг общей игры, является заинтересованность ее участников в выполнении общих действий, в следовании общим правилам, принятие участниками специфической игровой ситуации, взаимное приятие чувств и поступков друг друга, адекватных данной игре и ее правилам, а также просто совместное переживание радости и возбуждения.
Вероятно, каждый из нас сталкивался с типичными ситуациями, когда попытки игры блокировались нежелательным состоянием контактов. Я думаю, что нередко отдельные люди, несмотря на участие в игре, остаются в стороне, в роли наблюдателей. Их незаинтересованность в выполнении общих игровых действий не дает им возможность порадоваться и расслабиться вместе со всеми, а заодно и сковывает остальных. Некоторые даже в окружении людей, собравшихся развлечься вместе, начинают подвергать сомнению смысл игры и не торопятся принять общие правила, чтобы руководствоваться ими в течение какого-то времени. Другие обижаются, если им не везет в игре.
Выражение "искусство хорошо развлекаться" означает прежде всего умение устанавливать с людьми такие отношения, при которых становится возможной и приятной настоящая игра. Люди, обладающие большими способностями в этой области, встречаются не так уж редко. О них обычно говорят, что они "душа игры". У разных людей подобные способности развиты в большей или меньшей степени, однако способности эти – не врожденные, и каждый из нас, если захочет, сможет их у себя развить. Естественно, что характер взаимоотношений в процессе игры определяется не только умением одного из участников по-настоящему играть, но и степенью участия в игре всех остальных.
Если отношения между партнерами неудовлетворительные, сама возможность игры становится весьма сомнительной, поскольку ее участники ощущают скуку, скованность и взаимную отчужденность. В таких ситуациях люди часто прибегают к помощи алкоголя, с которым связывают единственную надежду на "поднятие настроения" и поддержание общего веселья. Алкоголь, к сожалению, весьма популярное лекарство от скуки. Его действие в данном случае основано на снижении самоконтроля, уменьшении чувства тревоги и опасений, связанных с оценками и мнениями окружающих. Из этого можно сделать вывод, что хорошей игре мешают избыточный самоконтроль, тревожность и склонность опасаться других людей.
Однако искусственное устранение этих препятствий с помощью алкоголя приносит лишь кратковременное облегчение. Когда чувство легкого опьянения, способствующее более свободным контактам между людьми, исчезает, на смену ему часто приходят неприятные последствия злоупотребления алкоголем. Кроме того, люди не могут испытать чувства удовлетворения от того, что не смогли своими силами изменить в лучшую сторону отношения с другими. К тому же прием алкоголя может стать привычкой, и люди начинают прибегать к его помощи для снятия внутреннего напряжения. В некотором смысле критерием успешности отношений может быть то, является ли алкоголь необходимым условием для хорошей игры. Однако это все не так просто. Например, люди часто пьют не для того, чтобы чувствовать себя свободнее в отношениях с другими, а в силу каких-то личных проблем, о которых они хотели бы забыть; они стараются одурманить себя, чтобы не мучиться.
Игра часто дает возможность людям уйти от своих и чужих проблем. Для многих это возможность сблизиться с другими, что им не удается в других сферах отношений. А кто-то в игре чувствует себя несколько иным, не таким, каким он является в своей повседневной жизни.
Особенно важную, если не первостепенную роль в игре следует отвести способности полностью находиться здесь и теперь, погрузиться в данную ситуацию и в данный момент, то есть в момент, когда идет игра. Понятно, что трудно играть, если мысли и воображение уводят нас куда-то в сторону, если наше внимание занято событиями прошлого или возможного будущего. Кто-то, придя на танцы, может встать у стены и с горечью вспоминать, как когда-то много лет назад, на своей первой в жизни вечеринке, он получил отказ от девушки, которая ему очень нравилась, или представлять себе, что, если он сейчас снова кого-то пригласит, ему снова откажут. Он не может полноценно участвовать в том, что происходит в данный момент, и поэтому не может развлечься.
В отдельные периоды жизни игра становится для каждого из нас основным занятием, и некоторые следствия таких развлечений сказываются на наших последующих контактах с людьми в дальнейшем. Например, участие в коллективных играх позволяет нам освоить навык принятия каких-то общих для определенной группы людей правил и умение следовать этим правилам. Разные детские игры развивают воображение ребят и помогают им овладеть навыками поведения в различных социальных ролях и ситуациях. Совместное участие в игре помогает многим людям ближе познакомиться друг с другом и является основой более крепких эмоциональных связей.
Мне кажется, хотя я полностью в этом не уверен, что игра может стать своего рода "пробным камнем" или лакмусовой бумажкой для оценки отношений между людьми, связанными другими видами деятельности. Если друзья или коллеги, занятые совместной работой, могут также хорошо развлекаться вместе, я думаю, это свидетельствует о благополучных отношениях между ними. Иногда оказывается, что игровые ситуации выявляют поверхностность и неискренность отношений, которые в других ситуациях казались внешне благополучными. Хотя это и не может считаться правилом, общее переживание радости в игре, смех и совместное "валяние дурака" может облегчить и обогатить даже очень серьезные формы отношений. Поэтому способность развлекаться сообща можно считать одним из составных элементов всей системы взаимоотношений между партнерами. Date: 2015-10-18; view: 356; Нарушение авторских прав |