Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпопея первопечатника Ивана Федорова, или Кое-что о русском книгопечатании





 

Называть его «первопечатником» могли только в Московии – вероятно, не знали, что официальной датой начала книгопечатания считается 1455 год – тогда Иоганн Гутенберг выпустил первую печатную Библию. Демон книгопечатания выпорхнул из бутылки, и печатные книги стремительно завоевывали Европу. В 1465 году они появляются в Италии, в 1468 – в Чехии и Швейцарии, в 1469 – в Голландии, в 1470 – во Франции, в 1473 – в Польше и Венгрии, в 1474 – в Испании и в Бельгии, в 1477 – в Англии.

Конечно, это печать латинскими буквами, но и начало русского книгопечатания относят к 1491 году, когда в Кракове Швайпольтом Фиолем выпущены первые книги кирилловского шрифта.

А после Ш. Фиоля был еще и Франциск Скорина, сын купца из Полоцка. Этот Франциск Скорина мало того что печатал книги на славянском и на русском языках, так еще и имел ученые степени! В 1504 году получил степень бакалавра философии в Краковском университете, в 1512 году в Падуанском университете, в Италии, сдал экзамены на степень доктора медицины.

Разумеется, в Московии ему бы всего этого не позволили, но Скорине повезло – русский, а родился не в Московии. Страшно подумать, ну как развращали славянских юношей гады-католики в ихнем Великом княжестве Литовском!

За 1517–1519 гг. Франциск Скорина издал в Праге 19 отдельных книг Библии, в том числе выпустил «Пражскую псалтирь» на славянском языке и «Библию русску» – свой перевод с церковнославянского на русский язык.

В 1520-е годы Скорина переехал в Вильно, где на средства, получаемые им от русских, членов виленского городского самоуправления, издал «Малую подорожную книгу» и «Апостол» на славянском языке.

«Деятельность Скорины… способствовала борьбе… против католицизма», – словно вколачивает тупой гвоздь все тот же справочник[58].

Более дикой фразы трудно представить… Поскольку Ф. Скорина был католиком. В 1534 году он ездил в Московское княжество, был изгнан оттуда как католик, а книги его сожжены как еретические. Сторонник веротерпимости и просвещения, старавшийся быть другом для всех, он последовательно ставил задачу просвещения всего народа: «своей братии Руси». Всей Руси.

Московский же «первопечатник» пришел после него и был «первым» только для Московии. Иван Федоров. Иван Федоров Москвитин. Родился где-то около 1510 года (Скорина уже учился в Италии) и, конечно же, никакого систематического образования не получил. Начинал будущий «лжепервопечатник» как дьякон церкви Николы Гостунского в Кремле и только в 1563 году открывает типографию вместе с Петром Тимофеевичем Мстиславцем.

Есть основания полагать, что это именно Мстиславец, уроженец Западной Руси, принес саму идею книгопечатания на Московию.

Но и в этом случае – талантливый он был человек, Иван Федоров! Сам разработал печатный шрифт – на основе «московского полуустава», которым писали писцы официальные документы. Стандартный почерк, стандартная величина буквы, стандартизированные приемы писцов помогли Ивану Федорову создать так называемый старопечатный стиль.

В марте 1564 года был напечатан «Апостол»: обильно орнаментированная, роскошная книга. В 1565 году вышло два варианта «Часовника». В Московию, с опозданием в полвека, приходила печатная книга.

Официальная московитская Церковь возмутилась из-за того, что некоторые буквы у Федорова были пропечатаны «неправильно». Раз так – он неправославный! Стало быть – и не христианин! Дело запахло костром.

В 1566 году Федоров и Мстиславец бежали в Литву, и там их союз распался. Мстиславец на средства купцов Мамоничей стал печатать книги в Вильно. А Федоров по предложению гетмана Г.А. Ходкевича основал в его имении в Заблудове типографию и в 1569 году напечатал «Евангелие учительное», в 1570 – «Псалтирь».

Позже он переехал во Львов, основал новую типографию, издал в 1574 году «Азбуку» с грамматикой – первый русский печатный учебник и новое издание «Апостола» со своим послесловием «Повесть… откуду начася и како свершися друкарня сия».

Еще позже принял предложение князя К.К. Острожского об основании типографии в Остроге и выпустил там «Новый завет» и «Псалтирь» в 1580-м, «Хронологию» Андрея Рымши и первую полную славянскую библию – «Острожскую библию» в 1581-м. Он же выпустил первый в мире книжно-предметный указатель: «Книжка, собрание вещей нужнейших». Вот тут он был и правда первым!

Умер «первопечатник» во Львове, похоронен в Онуфриевском монастыре. В католицизм не перешел.

Он был действительно прекрасный мастер, знавший и любивший свое дело: прекрасные шрифты, множество гравированных на дереве украшений, заставок, концовок, заглавных букв, изображений Луки и Давида. Книги украшались гербами Ходкевича, Острожского, города Львова, а также издательским знаком самого Ивана Федорова. Все издания снабжены предисловиями издателей и послесловиями, написанными самим Федоровым прекрасным разговорным русским языком.

Он был очень разносторонний мастер. Уже в Западной Руси изобрел многоствольную мортиру, отливал пушки.

Я много раз показывал, как лихо препарируют исторические факты составители советских учебников. Но эпопея Федорова в их исполнении – это нечто особенное все-таки. Никакого упоминания о Мстиславце. Тем более, конечно же, о возможном импульсе из Западной Руси. Есть только он, «первопечатник» Федоров. Ни звука о предшественниках Федорова. Ни звука о работе Федорова в Западной Руси.

Может быть, о Франциске Скорине есть в учебниках за 7-й класс, в «Истории Средних веков»? Но о нем и там ничего нет. О Гутенберге еще есть, но не о нем.

В результате школьник получает очень странное, уродливое представление об истории. Из целого вырван кусок, и этот кусок выдается за целое.

 







Date: 2015-10-18; view: 325; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию