Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХОСЕ ОРТЕГА-И-ГАССЕТ. для нас своеволие — отказаться это делать, но отказ не означает свободу действий — мы и тогда не вольны делать то
для нас своеволие — отказаться это делать, но отказ не означает свободу действий — мы и тогда не вольны делать то, что хочется. Это не своеволие, а свобода воли с отрицательным знаком — неволие. Можно из- менить своему предназначению и дезертировать, но дезертировать можно, лишь загнав себя в подвалы своей судьбы. Я не могу убедить каждого ссылкой на его собственный опыт, потому что не знаю этого опы- та, но вправе сослаться на то общее, что вошло в судь- бу каждого. Например, на общее всем европейцам — и куда более прочное, чем их публичные «идеи» и «взгля- ды,— сознание того, что современный европеец не мо- жет не ценить свободу. Можно спорить, какой именно должна быть эта свобода, но суть в ином. Сегодня самый махровый реакционер в глубине души сознает, что европейская идея, которую прошлый век окрестил либерализмом, в конечном счете и есть то непрелож- ное и неизбежное, чем сегодня стал, вольно или нево- льно, западный человек.
И как бы неопровержимо ни доказывали, насколь- ко ложной и гибельной была любая попытка осущест- вить этот непростительный императив политической свободы, вписанный в европейскую историю, конеч- ным остается понимание его подспудной правоты. Это конечное понимание есть и у коммуниста и у фашиста, судя по их усилиям убедить себя и нас в обратном, как есть оно — хочет он того или нет, верит он в это или нет* — у католика, сколь бы пре- данно ни чтил он «Силлабус» 14. Все они знают, что,
* Каждый, кто верит, согласно Копернику, что солнце не заходит за гори- зонт, изо дня в день видит обратное, и, поскольку очевидность мешает убежде- нию; продолжает верить в него. В нем научная вера непрерывно подавляет влияние первичной или непосредственной веры. Так и упомянутый католик своей догматической верой отвергает свою подлинную, личную веру в насущность свободы. Я упомянул его в качестве примера и только для пояснения своей мысли, а не для того, чтобы подвергнуть такому же строгому суду, какому подвергаю современного массового человека, «самодовольного недоросля». Со- впадают они лишь в одном. Вина «недоросля» в том, что он целиком не самобытен. У католика же бытие подлинно, но не целиком. Но даже это частичное совпадение мнимо. Католик изменяет себе в той сфере бытия, где он сын своего времени и, хочет он того или не хочет, современный европеец; и изменяет потому, что стремится остаться верным другой властной сфере своего бытия - своей религиозной вере. Это означает, что судьба его, по существу, траична. И он принимает ее такой. «Самодовольный недоросль», напротив, дезертирует, изменяясебе по безалаберности, а всему остальному — единственно из трусости и желания увильнуть при малейшем намеке на трагедию.
Date: 2015-10-18; view: 309; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|