Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речевое развитие. Развіццë беларускага маўлення
Образовательная область: Развитие речи.
Развіцце маўлення.
| Цель: Формирование у детей лексического, грамматического, фонетического уровней системы языка. Развивать диалогическую и монологическую речь детей как средство общения
Задачи:
· приобщать детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним;
· развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности;
· формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности;
· Совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы; развивать словесное творчество.
Мэта: Фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы, жадання авалодаць ëю; выхаванне пачатку нацыянальнага светапогляду. фарміраваць устойлівую цікаваць і станоўныя адносіны да нацыянальнай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай; выхоўваць пачаткі нацыянальнага светапогляду.
Задачы:
· далучаць дашкольнікаў да багаццяў беларускай мовы, фарміраваць каштоўнасныя адносіны да яе;
· стымуляваць зносіны на беларускай мове;
· развіваць пазнавальныя і моўныя здольнасці, назіральнасць адносна моўных з’яў, навыкі маўленчага самакантролю;
· звяртаць увагу на моўныя асаблівасці беларускай мовы ў параўнанні з рускай;
· развіваць навыкі разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытанні выхавальніка, заахвочваць самастойныя выказванні дзяцей на беларускай мове.
| Компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение содержания
| Виды
детской деятельности
| Формы и методы организации образовательного
процесса
| Словарь
Слоўнік
| · обогащение словаря на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
· подбор слов, наиболее точно обозначающих свойства, качества, признаки предметов (хрупкий, прозрачный, бесцветный, звонкий), а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластмасса, стекло, металл, ткань и т.п.);
· овладение некоторыми видовыми и родовыми понятиями, осуществление их дифференциации (тарелка глубокая и мелкая; транспорт наземный, подземный, воздушный, водный; одежда зимняя, летняя, демисезонная); представлениями о значении (смысле) слова (шепотом – тихо говорить, на цыпочках – тихо идти), необходимости в разговоре употреблять слова в соответствии с их значением;
· понимание некоторых отношений между словами: антонимии (свежий хлеб – черствый хлеб; свежая рубашка – грязная, мятая рубашка), синонимии (свежий хлеб – мягкий, теплый хлеб; свежая рубашка – чистая рубашка), многозначности (острый нож, острый язык, острая горчица), активное использование их в речи;
· интерес к значению слова, особенно мотивированного (вьюнок – вьется, голубика – голубая, гвоздика похожа на гвоздик);
· понимание доступных фразеологизмов (спустя рукава, из пустого в порожнее и т.п.); образных выражений в загадках, объяснение смысла поговорок, использование их в своей речи;
· понимание и использование омонимов;
· узбагачэнне беларускага слоўніка дзяцей словамі–назвамі акаляючых прадметаў: назвамі цацак, вучэбных прылад (аловак, пэндзаль, сшытак…), посуду, мэблі, адзення, хатніх рэчаў (гадзіннік, дыван, канапа…), жывëл (вавëрка, трус, матылëк), садавіны і агародніны (цыбуля, бульба…); іх колераў (ружовы, блакітны…), якасцей (прыгожы, дужы, смачны, добры, дрэнны…); дзеянняў (глядзець, бачыць, сустракаць, расці…);
· словы рускай і беларускай моў, якія супадаюць або падобныя па вымаўленні, але маюць рознае лексічнае значэнне (неделя – нядзеля, диван – дыван і да т.п.);
· разуменне і ўжыванне абагульняльных слоў;
· традыцыйныя беларускія формы імëнаў (Алесь, Уладзя, Ян, Янка, Таццянка, Кастусь, Аленка);
· формы ветлівасці на беларускай мове, іх ужыванне.
| В течение года по образовательной области
2 учебных часа в неделю (в русскоязычных и в белорусскоязычных учреждениях дошкольного образования)
| Познавательная практическая
| Наблюдения, целевая прогулка, экскурсии, опыты, эксперимент
| Общение
| Коммуникативные ситуации, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактические игры
| Художественная
| Восприятие произведений искусства (слушание стихов, потешек, сказок, рассказов; рассматривание иллюстраций)
| Элементарная учебная
| Занятия
| Грамматический строй речи
Граматычны лад маўлення
| · Осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно;
· использование в речи различных типов предложений (простые, сложные, с прямой речью, сложноподчиненных);
· умение грамматически правильно изменять различные части речи, согласовывать их между собой;
· умение образовывать формы сравнительной степени прилагательных (тихий – тише, умный – умнее);
· умение изменять значение слов с помощью суффиксов, придавая им другой смысловой оттенок (полный – полноватый, злой – злющий, слоник – слонишка);
· употребление трудных форм знакомых слов (носков, чулок, ботинок, тапочек; одни очки, двое санок; одеть, надеть и т.д.), неизменяемых слов (радио, кофе, кенгуру и т.п.);
· образование глаголов, существительных, прилагательных; сложных слов из двух простых (белый лоб – белолобый).
· разуменне маўленчых выказванняў рознай граматычнай структуры, чуласць да граматычнай правільнасці маўлення на беларускай мове;
· некаторыя асаблівасці граматычнага ладу беларускага маўлення: адзіночны і множны лік асобных назоўнікаў (садавіна, агародніна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнікаў да некаторых назоўнікаў (доўгі цень, белае казляня, вясëлы гармонік); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнікаў (бераг – на беразе, гарох – у гаросе, па палях, па лясах); прыналежных прыметнікаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цëтчын); параўнальнай (вышэйшы за, лепшы за) і найвышэйшай формаў прыметнікаў (вышэйшы за ўсіх, найпрыгажэйшы); прыметнікаў (уранку, узімку);
· спосабы ўтварэння назваў маладых істот (мышаня, тыграня, жарабя), назоўнікаў са значэннем адзінкавасці (бульба – бульбіна, морква – морквіна);
· фармуляванне пытанняў з дапамогай часціц ці, хіба, ужыванне ў мове прыназоўнікаў, словазлучэнняў з прыназоўнікамі у, да (у лес, да сябра) злучнік але;
· спецыфічна беларускія марфолага–сінтаксічныя звароты (баліць каму, хварэць на што, хадзіць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго і інш.)
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, лингвистическое экпериментирование
| Общение
| Коммуникативные ситуации, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактические игры с картинками и игрушками, а также словесные; игра–драматизация
| Художественная
| Восприятие произведений искусства (слушание стихов, потешек, и их последующее воспроизведение; слушание сказок, рассказов, их пересказ)
| Элементарная учебная
| Занятия по развитию речи
| Звуковая культура речи
Гукавая культура маўлення
| · совершенствование артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, речевого и фонематического слуха, четкой дикции;
· использование интонационных средств выразительности;
· правильное произношение звуков родного языка; дифференциация на слух и в произношении близких в акустическом и артикуляционном отношении звуков (свистящих, сонорных, шипящих: с, сь – з, зь, с – ш, з – ж, л, ль – р, рь; твердых и мягких: р – рь, л – от, с – сь и т.д.; звонких и глухих: д – т, б – п и т.д.) согласных;
· интерес к звучащему слову (игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толковании их смысла);
· элементарное осознание особенностей своего произношения, оценивание своей речи; стремление совершенствовать ее;
· представления о слоговом строении слова, словесном составе предложения;
· подбор слов с заданным звуком, близких по звучанию слов.
· Правільнае вымаўленне спецыфічна беларускіх гукаў: дж, дзь, ць,
· правільнае вымаўленне фрыкатыўных г, г; заўсëды цвëрдых гукаў ч, р, гукаспалучэння шч ізалявана (у гукапераймальных словах), у словах і фразах; гука ў у словах і фразах;
· правільнае вымаўленне слоў з падоўжанымі зычнымі ў словах (калоссе, варэнне); выразнае вымаўленне ненаціскных галосных;
· правільнае вымаўленне рускіх і беларускіх слоў, падобных па гучанні (зверек – звярок, ночь – ноч і да т.п.).
| В течение года
| Общение
| коммуникативные ситуации, беседа, рассказ
| Игровая
| дидактические игры, инсценировки
| Художественная
| восприятие произведений искусства (слушание стихов, потешек, песенок)
| Элементарная учебная
| Занятия
| Связная речь.
Звязнае маўленне
| · обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах);
· развитие у дошкольников умения воспроизводить художественный текст связно, последовательно и выразительно без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей;
· составление описательных, сюжетных и контаминированных рассказов по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей);
· в процессе сочинения рассказа по серии сюжетных картин умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;
· рассказывание из личного опыта (сочинения детей могут быть описательными, повествовательными);
· составление творческих рассказов реалистического и фантастического содержания;
· элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
· пераказ кароткіх казак і апавяданняў – як знаëмых, так і ўпершыню прачытаных;
· непадрыхтаванае звязнае маўленне (апісанне сітуацыі, вырашэнне паўнай камунікатыўнай задачы – просьба, распавяданне, тлумачэнне і г.д.);
· стварэнні выказванняў самастойных па задуме і моўным афармленні.
| В течение года
| Общение
| Коммуникативные ситуации, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактические, подвижные, сюжетно–ролевые, театрализованные игры
| Художественная
| Восприятие произведений искусства (слушание стихов, потешек, песенок, коротких рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций)
| Элементарная учебная
| Занятия
| Образовательная область: Обучение грамоте
| Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкую ориентировку в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитывать интерес к языку и речи как явлению действительности.
Задачи:
· формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова, учить членению на слова предложений из двух–трех слов;
· формировать действие звукового анализа слова.
| Компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение содержания
| Виды
детской
деятельности
| Формы и методы организации образовательного
процесса
| Слово, его значение
| Практическое представление о том, что слово имеет значение, смысл; интерес к значению слова.
| В течение года по образовательной области 1 учебный час в неделю
| Познавательная практическая
| Лингвистический эксперимент
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактическая игра
| Элементарная учебная
| Занятия
| Словесный анализ предложения
| · представление о предложении, словесном составе предложения;
· членение на слова предложения из двух–трех слов, определение последовательности слов в предложениях;
· составление предложения с заданными словами и заданным количеством слов.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Лингвистический эксперимент
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактическая игра
| Элементарная учебная
| Занятия
| Слоговой анализ слова
| · представление о слоге как части слова, деление слова на слоги, определение их количества и последовательности в слове;
· элементарное осознание того, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова (мышка–камыш) или к образованию бессмыслицы;
· способ выделения ударного слога в слове, словоразличительная роль ударения (зáмок – замóк);
· чтение прямых слогов.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Лингвистический эксперимент
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактическая игра
| Элементарная учебная
| Занятия
| Звуковой анализ слова
| · определение последовательности звуков в слове, элементарное осознание словоразличительной роли звука (мак – рак, дом – дым, лев – лес).
· представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Лингвистический эксперимент
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактическая игра
| Элементарная учебная
| Занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
| Письмо
| · знакомство с буквами;
· «печатание» слов (письмо печатными буквами, выкладывание карточками);
· освоение правильной позы для письма;
· написание ритмизованных узоров, рисование каплевидных форм, линий в разных направлениях;
· навык согласования движений рук, кисти, пальцев;
· сопровождение графического движения речью.
| В течение года
| Художественная
| Художественное творчество ребенка: рисование
| Элементарная учебная
| Занятие
| | | | | | |
Date: 2015-10-18; view: 830; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|