Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 7. Это задание покажет уровень развития вашей эмоциональной памяти





Это задание покажет уровень развития вашей эмоциональной памяти.

Разделите лист бумаги на две части и запишите под диктовку данные ниже слова таким образом: слева – слова, имеющие эмоциональную окраску, справа – не имеющие ее.

 

Мрак, мелодия, модный, грусть, страх, творчество, ритм, тревога, гнев, восторг, вопль, игра, боль, зависть, тусклый, фасон, замок, шерсть, пуговица, прическа, плоскость, стекло, пальто, береза, берег, песок, шарф, пятно.

 

Чем больше разница между количеством эмоционально окрашенных и нейтральных слов, тем лучше развита эмоциональная память.

 

Подготовка к запоминанию

Лежащие в основе памяти психические и биохимические процессы могут протекать быстрее или медленнее. Скорость этих процессов влияет на то, как точно, быстро и много может запомнить человек.

Человек уравновешенный и натренированный может управлять течением этих процессов. И наоборот, человек с неустойчивой психикой подчиняется создавшимся вокруг него условиям, что неблагоприятно сказывается на запоминании.

Чтобы вышеуказанные психические процессы протекали быстро, нужно научиться создавать благоприятное психологическое состояние в сознании и благоприятную биохимическую среду для головного мозга.

 

Каждый человек перед запоминанием чего‑либо психологически настраивается на восприятие, но делает это бессистемно.

 

Многие и не предполагают, что качественное запоминание требует определенного психологического настроя, который можно вызвать путем тренировок.

Когда запоминающий впервые задумывается над определенной проблемой, просыпается интерес, а это уже является подготовкой. Человек начинает искать ответы на интересующие вопросы, собирать информацию.

При этом он начинает понимать, что нужно усваивать не все подряд, а то, что необходимо для решения данной проблемы. Запоминание получается целенаправленным.

Когда нужная информация отобрана, следует заняться планированием процессов усвоения, запоминания и закрепления в памяти.

Информация может устареть, стать ненужной или, наоборот, может пригодиться. Поэтому важно установить срок, на который нужно запомнить что‑либо.

Перед запоминанием новой информации вспомните все, что вам известно из этой области, тем самым вы свяжете новые знания с уже имеющимися.

Если вы понимаете необходимость запоминания данной информации, появится интерес к ее восприятию и прочному усвоению.

Ученые выяснили, что если человек начинает восприятие с определенной целью, намечает пути ее достижения, вспоминает все, что уже знает по этой теме, определяет срок использования полученной информации, то на запоминание затрачивается меньше усилий.

Продуктивность памяти повышается, если активизировать:

1) интерес к содержанию и интерес к удачному запоминанию;

2) настроение (как положительные, так и отрицательные эмоции, связанные с получаемой информацией);

3) уверенность в достоверности информации, в ее полезности и в успешном запоминании.

Рассмотрим каждый пункт в отдельности.

 

Чтобы вызвать интерес к содержанию, перед чтением вспомните все, что вы знаете по данной проблеме, запишите все факты и мысли. Быть может, какой‑то информации недостает.

Во время чтения выполните следующие рекомендации:

1) выделите знакомую информацию;

2) найдите недостающую информацию;

3) свяжите новые знания с уже известными.

 

Экспериментально доказано, что эффект запоминания будет выше при осознании интереса к процессу запоминания. Содержание информации усвоится лучше, если во время восприятия не забывать о том, что сам процесс запоминания тоже может быть интересен.

Перед началом восприятия любой информации приучите себя вызывать какое‑либо настроение и в течение всего процесса поддерживать его или менять на другое. Для этого путем беглого чтения ознакомьтесь с его содержанием, определите свое отношение к информации и сформулируйте соответствующее настроение.

Читая текст, не оставайтесь безразличными к его содержанию. После чтения мысленно воспроизведите прочитанное, вспомните, какое настроение во время чтения помогло вам не оставаться равнодушным к информации.

Искусственно создать настроение можно следующим способом. Для начала просмотрите текст и выявите позицию автора. Изобразите мимически (выражением лица) свое отношение к этой позиции у зеркала. В зеркале вы и увидите свое эмоциональное состояние, вызванное содержанием.

Уверенность при восприятии информации – это:


1) уверенность в достоверности информации;

2) уверенность в том, что информация будет в дальнейшем необходима;

3) уверенность в том, что информация запомнится за конкретное время.

Еще со школьной скамьи мы привыкли воспринимать все как абсолютную правду. Ученые же рекомендуют во время чтения или слушания мысленно ставить «плюс», если вы согласны с автором, и «минус», если вы этот факт не поддерживаете. Когда нет возможности определить свое отношение к какой‑либо мысли, поставьте знак «?».

Закончив воспринимать очередную часть информации, определите для себя, когда вы ее используете и каков будет результат.

Обязательно нужно сформировать в себе уверенность в том, что за конкретное время вы способны запомнить информацию точно и в полном объеме. Для этого необходимо:

1) уверенно владеть навыками осмысления информации;

2) быть уверенным в устойчивости своего внимания;

3) четко планировать время для восприятия и усвоения информации.

Чтобы получить хорошие результаты при запоминании текста, бегло изучите его и для себя решите следующее.

1. Читать этот текст или просто просмотреть?

Отвечая на этот вопрос, вы избежите перегрузки памяти и сэкономите время для изучения необходимого, потому что пропустите несущественное и хорошо запомните главное.

2. Что необходимо запомнить из данной информации?

Вы настроите себя на целенаправленное восприятие. Не имея определенной цели чтения, многие читают то, что попадется. Восприятие информации получается бессистемным. Беглый просмотр текста покажет, что нужно запомнить (главное и интересное). Таким образом, работа с текстом будет активной: вы анализируете его, а не просто фиксируете мысли автора.

3. С какой целью проводится запоминание?

Вы должны точно себе представлять, где и когда пригодятся полученные знания, осознавать, что усвоение конкретного материала принесет пользу. Учтите, что цель должна быть не абстрактной, а конкретной и реальной. Невыполнимые задачи принесут только разочарование, вы потеряете веру в себя.

4. На какой срок запоминается информация?

Не стоит всю прочитанную информацию долго хранить в памяти. Ограничив срок ее годности, вы поможете мозгу создать дополнительные нервные образования, которые в определенный момент помогут вспомнить необходимое.

5. Какие факты из данной области вам уже известны?

Если перед изучением новой информации вы вспомните или просмотрите то, что вам уже известно, то новая информация свяжется со старой и запомнится лучше.

 

Запоминание

Что же мы запоминаем:

1) то, что часто повторялось;

2) то, что потрясло;

3) стрессовые ситуации;

4) свои маленькие открытия;

5) свои победы и поражения;

6) лица, предметы, вещи и слова;

7) радости, обиды и огорчения;

8) ощущения, эмоции, запахи и сны.

Запомнить всю услышанную или прочитанную информацию невозможно, но можно добиваться запоминания того, что нам интересно, чтобы поделиться этим с другими людьми, пока информация еще актуальна. Через два дня после прочтения какого‑либо документа мы помним лишь 20% прочитанного. Увеличить шансы на запоминание поможет изложенная ниже методика.

Перед тем как взяться за чтение, определите цель: читаете ли вы ради развлечения? Чтобы поделиться с кем‑нибудь впечатлениями? Чтобы получить новую информацию или углубить свои знания?


Во время чтения вы должны фиксировать в уме то, что считаете важным запомнить. Читая, отмечайте ключевые слова. Овладев методом ключевых слов, вы сможете запоминать большой и разнообразный материал. Ключевое слово – узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой‑либо фразы достаточно выделить в ней одно‑два главных, ключевых слова и запомнить их. Заметим, что ключевые слова должны отражать смысл фразы и быть логически связаны между собой. Стоит только вспомнить их, и вся фраза восстановится в памяти.

Записывать ключевые слова следует в определенном порядке, так, чтобы они составили смысловую цепочку. Эти слова‑помощники дают возможность вспомнить почти точно основное содержание, а не пересказывать текстовую информацию слово в слово.

Перед нами текст:

 

Возвышение Москвы

Русские земли объединились вокруг Москвы. Почему эта небольшая, пограничная крепость Владимирского княжества стала центром Российского государства?

Прежде всего возвышению Москвы способствовало ее географическое положение. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищали Новгород, Псков и Смоленское княжество.

Поэтому русские люди, уходя от восточных и западных преследователей, охотно селились в Москве и подмосковных селах.

Москва находилась на перекрестке торговых путей. По Москве‑реке на судах плыли новгородские купцы – к Волге и далее на Восток. Мимо Москвы проезжали купцы с севера на юг, в Крым. С юга в Москву приезжали греческие и итальянские купцы. Торговые люди останавливались в Москве, обменивались товарами. Москва богатела и росла, становясь важным торговым центром.

(по А. О. Ишимовой)

 

Попробуем найти наиболее значительные слова в этом отрывке, действительно ключевые. Их должно быть немного.

Обратимся к тексту. Сначала Москва – небольшая пограничная крепость Владимирского княжества. Каждое выделенное слово имеет свое значение. Владимирское княжество – определенный адрес, граница – местоположение. Москва – крепость, значит, она сможет защитить своих жителей и гостей. Крепость небольшая – крупные города не видели в ней конкурента.

Из следующего абзаца возьмем словосочетание «тихое место», подразумевающее удачное положение и защищенность от врагов.

В последнем абзаце следует обратить внимание на выражение «перекресток торговых путей». Если бы Москва не находилась на перекрестке путей, туда бы заезжали одни и те же купцы, не было бы обмена товаров, и, как следствие этого, Москва не богатела бы.

Итак, мы придали информации краткую и экономную форму, сжали текст до нескольких слов: «Москва», «граница», «Владимирское княжество», «тихое место», «перекресток торговых путей», «центр торговли», «объединение земель», «центр Российского государства».

 

Окончив чтение, вновь просмотрите и оцените места, которые вас больше всего заинтересовали. Делайте это сразу после чтения.

Ученые выделяют следующие этапы запоминания:

1) определение целей запоминания;

2) понимание материала;

3) анализ;

4) соотнесение с целями и конкретными задачами;

5) выделение смыслового ядра;

6) абстрагирование;

7) установление связей между фрагментами, на которые разбит текст;

8) обобщение;

9) выводы.

 







Date: 2015-10-18; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию