Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лексические приемы ораторской речи
Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эф-фективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ораторскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы. Тропы —это речевые обороты и отдельные слова, употребляемые в пере-носном значении, которые позволяют достичь необходимой эмоциональной выра-зительности и образности. К тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, ги-перболы и т.д. Сравнение — один из наиболее часто используемых приемов, который об-ладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффек-та. Так, например, известная ткачиха В. П. Гаганова, характеризуя лженоваторов, использовала такое образное сравнение: «Бывает, что новатора «делают», соз-дают ему особые условия, шум поднимают. А он, знаете, как минерал, выращен-ный в колбе, не может сравниться с истинным самоцветом ни блеском, ни игрой красок». Метафора — это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту. Например: «Локомотив истории остановить невозможно...» Или: «Нас хотят столкнуть в болото демагогии...» Эпитет представляет собой образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: «Студент — это не сосуд, который сле-дует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!..» Аллегория иносказательно изображает что-либо. Наиболее типичным при-мером, приводимым в учебных пособиях по ораторскому мастерству, является следующий: «Однажды прохожий спросил у строителя: «Что ты делаешь?» Тот подумал и ответил: «Не видишь? Вожу камни». Второй строитель на тот же во-прос ответил: «Зарабатываю деньги!» Однако третий строитель ответил: «Строю храм». Как важно, чтобы каждый человек строил свой храм!» Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлении. Наиболее известной ги-перболой являются слова Н. В. Гоголя: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообразии, нельзя не об-ратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок. Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны. Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерывное само-совершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на дикцию, силу голоса, тембр, темп и другие особенности собственной речи. Об-разцами для подражания в овладении техникой речи, например, могут быть дик-торы радио и телевидения, однако необходимо развивать и собственную индиви-дуальность. Прослушивание магнитофонных записей своих речей и их анализ да- 59 ет очень много. Сразу видно, на что следует обратить внимание и что совершен-ствовать. Дикция — это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерства характерно то, что его легко слушать, у него нет скороговорок, «проглатывания» отдельных слогов и звуков. Хорошая дикция свободна от шепелявости. гнусавости и заикания. Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой про-износится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим оратор-ским мастерством стремится достичь выступающий. Сила голоса — это не только его громкость, но и сила воздействия на психику: волю, чувства, сознание слуша-телей. Темп речи -- это число слов, произносимых в минуту, оно может сильно варьироваться. Однако чаще всего публичное выступление начинается в медлен-ном темпе. В целях драматизации темп усиливают либо, наоборот, снижают. При-нято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления явля-ется 120 слов в минуту. Обычно одну страницу текста, напечатанного на машинке через полтора интервала, квалифицированный оратор, ликтор радио и телевиде-ния читает за две минуты. Следует иметь в виду, что медленный, вялый темп ре-чи обычно притупляет внимание слушателей. Быстрый темп речи, наоборот, за-трудняет восприятие, так слушателю необходимо в единицу времени осмыслить значительно больше информации, чем он на то бывает способен. Полетность голоса — это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе. Она достигает самых дальних уголков аудитории. Тембр голоса —это звуковая окраска голоса, которая создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый), а также отражает устойчивые характерные особенности голоса (баса, тенора, ба-ритона). Типичной ошибкой многих ораторов является неумение четко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодоления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется: а) прочитать вслух в различном темпе (медленном, среднем, затем быст- б) использовать скороговорки, вначале их следует произносить медленно, Важнейший показатель речевой культуры оратора — это богатый словар-ный запас, точность и образность фраз и выражений, это умение лаконично и просто сформулировать свою мысль. Итак, оратор с высокой культурой речи отличается богатством словарного запаса, смысловой точностью выражений, соблюдением языковых норм произно-шения, образностью и точностью словоупотребления. Date: 2015-10-18; view: 1218; Нарушение авторских прав |